Главная страница

Анализ музыки медиатекста в современном школьном образовании. Статья Джеляловой (1). Анализ музыки медиатекста в современном школьном образовании М. О. Джелялова


Скачать 45 Kb.
НазваниеАнализ музыки медиатекста в современном школьном образовании М. О. Джелялова
АнкорАнализ музыки медиатекста в современном школьном образовании
Дата14.04.2022
Размер45 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСтатья Джеляловой (1).doc
ТипАнализ
#474884

Анализ музыки медиатекста в современном школьном образовании

М. О. Джелялова

Во второй половине ХХ века возрос интерес к электронным средствам массовой информации, основанным на языке медиа. Социальный, психологический, педагогический, эстетический потенциал медиакультуры, популярность медиажанров требуют все более пристального их изучения и применения в процессе обучения подрастающего поколения. При этом одним из центральных понятий, которое вбирает в себя современные визуальные практики, актуализируемые в рамках экранных искусств, становится медиатекст.

Неотъемлемыми составляющими медиатекста выступают визуальные и звуковые (вербальные, музыкальные) элементы. Учитель музыки на уроках часто предлагает учащимся для просмотра музыкальные мультфильмы фрагменты кинофильмов, но редко проводит сюжетный анализ музыки этих медиатекстов. В методической литературе нет рекомендаций по целенаправленному анализу музыки медиатекстов в образовательном процессе. В современном музыкальном образовании, педагоги-музыканты редко используют потенциал этого направления. Все это определяет актуальность данного исследования.

Одной из важнейших задач медиаобразования является развитие у учащихся способности к полноценному восприятию и умений самостоятельно, критически анализировать медиатексты. Данной проблеме посвящены работы многих отечественных исследователей (Е. Л. Вартановой, Я. Н. Засурского, Л. М. Баженовой, Е. А. Бондаренко, Е. В. Мурюкиной, А. В.  Спичкина, Е. А. Столбниковой, Ю. Н. Усова, А. В. Федорова, И. В. Челышевой и др.). К началу обучения в школе современные первоклассники уже имеют значительный медийный опыт. Младшему школьнику наиболее понятны, доступны и интересны зрелищные виды искусства (например, кинематограф, телевидение), поэтому интерес к экранным искусствам у детей проявляется раньше, чем к музыке или литературе..). Мультипликация – один из излюбленных видов аудиовизуальных медиатекстов аудитории самых разных возрастов, уровней медиавосприятия и эстетических вкусов. Этот вид киноискусства с большим трудом укладывается в рамки традиционных возрастных предпочтений и остается любимым аудиторией, несмотря на возраст, социальное положение и профессиональный статус. Конечно же, больше всех мультипликационные фильмы любят дети.

Медиаобразование (англ. mediaeducation от лат. media - средства) в справочной литературе понимается как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д .). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации , научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [1: 555].

Медиаобразование тесно связано не только с педагогикой и художественным воспитанием, но и с такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, музыковедение, театроведение), культурология , история ( история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества ) и т.д. Отвечая нуждам современной педагогики в развитии личности, оно расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися. Комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета, виртуального мира компьютера (синтезирующего черты практически все традиционные средства массовой коммуникации) помогает исправить такие существенные недостатки традиционного художественного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмотрение формы, выразительных средств различных видов искусства, содержания при анализе конкретного произведения.

В медиаобразовании используется методика проведения занятий, основанная на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре. При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных медиапрофессий, что возможно как в автономном варианте, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы.

По утверждению Т. Ф. Шак, видами анализа звуковой составляющей медиатекста, взаимосвязанные с его многослойной полифонической природой являются:

«1. Комплексный анализ как полное изучение произведения медиаискусства в единстве содержания и формы как совокупности.

2. Целостный анализ звуковой составляющей медиатекста с точки зрения кинематографического синтеза и музыки как части целого в драматургическом компоненте кино.

3. Стилистический анализ музыки в медиатексте с точки зрения музыкального материала (источник музыкального материала, иерархия музыкально-выразительных средств в структурировании музыкальной темы, приемы развития музыкального тематизма); реализации драматургического процесса через взаимодействие разных уровней (рядов) медиатекста; музыкального формообразования в его сочетании с монтажным ритмом видеоряда.

4. Сравнительный анализ медиатекстов с определением стилистических особенностей использования музыки в произведениях медиаискусств, сходных по жанру, типу выразительности, образному строю; стилистических особенностей музыкального языка конкретного композитора; стилистических особенностей использования музыки в творчестве конкретного режиссера; стилистических особенностей трактовки музыки в творческом тандеме (кинокомпозитор – кинорежиссер); сравнительный анализ использования конкретного приема (например, композиционного приема письма, цитаты или принципа цитирования, типизированных музыкальных интонаций, жанровых формул, лейттембра, системы лейтмотивов, типовой музыкальной формы, типа композиции) в разных (жанрово, стилистически) медиатекстах.

5. Сравнительный анализ сочетания одного видеоряда с различной музыкой и одной и той же музыки с разными видеорядами» [3: 61].

Думается, что в современном музыкальном образовании школьников возможно использование всех видов анализа музыкальной составляющей медиатекста, но наиболее приемлемым в начальной школе является сравнительный анализ музыки мультипликационных фильмов.

Нами был апробирован сравнительный анализ музыки таких мультфильмов как «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Садко» и др. В драматургическом процессе мультфильмов музыка действует в ансамбле компонентов медиатекста. Ее драматургические задачи определяются качественным (взаимосвязь характера тематизма и средств выразительности, создающих его, с образной системой мультфильма), количественным (наличие одной темы через которую происходит выражение драматургической идеи мультфильма, или нескольких музыкальных тем, вовлеченных в монтажную композицию) и процессуальным (развитие; музыкального материала, его характер и изменения) параметрами.

Анализ музыкальной составляющей мультипликационных фильмов способствовал формированию у обучающихся навыков слушания музыки с выделением характера, средств музыкальной выразительности, роли мелодических, ритмических, динамических особенностей музыки в создании образов героев, их действий. Видеоряд выступал как вспомогательный элемент для лучшего понимания и осознания обучающимися предлагаемой им музыки. Предлагая обучающимся на уроках просмотры мультипликационных фильмов с классической музыкой, было замечено, что они стали самостоятельно выделять средства музыкальной выразительности, понимать содержание музыки.

На школьных уроках применение метода сюжетного анализа мультипликационных фильмов способствовало развитию музыкальной культуры обучающихся. Происходило освоение ими таких понятий, как «сюжет», «тема», «конфликт», «композиция» и установление связи с эмоционально-драматургическим развитием музыкальной составляющей медиатекста.

В результате проведённой работы было выявлено, что первоначально необходимо совместно проводить анализ музыки мультфильмов, а затем повышать долю самостоятельности обучающихся. Было отмечено, что возможности использования анализа музыки медиатекстов в образовательном процессе определяются жанром мультфильма, целью конкретного школьного урока, возрастными особенностями обучающихся.

Литература

1. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. – 432с.

2. Челышева, И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе [Электронный ресурс] / И. В. Челышева. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 544 с. - 978-5-4458-3834-0. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221533

3. Шак, Т.Ф. К проблеме структурирования музыкальной формы-композиции в прикладной музыке //Поиск. Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. М. 2010. № 1 (25). С. 59-66.


написать администратору сайта