|
архитектура летопись времени. Архитектура летопись времени
Тема урока: «Архитектура – летопись времени»
Класс:7
| Планируемые результаты
Предметные
Ознакомиться с историей возникновения архитектуры Сформировать представление о памятниках мегалитического периода, их видах, функциональных особенностях. Развивать ассоциативно-образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие окружающего мира, умение слушать , обобщать, делать выводы.
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над творческой работой определяют цель
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные:
проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания» делают выводы
Личностные
Понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности
| Ход урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающегося
| Формируемые умения
| 1.Организационный
(этап мотивации).
| Добрый день, ребята! Я очень рада, что мы с вами сегодня будем совместно работать. Вижу, что на работу Вы настроены. Выши заинтересованные лица тому свидетельство. Сегодня мы узнаем с вами кое-что для вас новое. Итак…
Цитата к уроку. Большой успех это сумма всех маленьких шажков, которые мы делаем ежедневно.
У - Как вы понимаете это выражение? У: То есть, чтобы добиться успеха в жизни, быть хорошим человеком, приносить пользу себе и людям, надо трудиться, не стоять на месте, и каждый день познавать что-то новое. Вот и сегодня мы с вами постараемся узнать то новое, что пригодится вам в жизни.
| Настраиваются на начало урока
ответы детей
| Регулятивные :
Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности
| 3.Формулирование учебной проблемы.
| Что бы определить тему урока над которой мы будем сегодня работать, я предлагаю посмотреть видео.
- Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока? Истоки архитектуры и строительного искусства человечества начинаются с того времени, когда древние люди, не довольствуясь созданные природой укрытиями (пещерами, гротами), стали строить искусственные жилые сооружения. Это было связано с резким изменением климата - наступлением ледникового периода. Теплый климат раннего палеолита позволял вообще не заботиться об одежде и жилище. - Назовите над какими проблемными вопросам мы будем работать на уроке? ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПОРОСЫ УРОКА:
- Когда же появился первый жилой дом?
- Как он выглядел и кто его построил?
| Просмотр видеофильма
Ученики отвечают. Предполагают тему урока
Отвечают на вопрос
| регулятивные:
- определять и формулировать проблемный вопрос урока;
- сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное
Личностные УУД
Устанавливать связь между целью и мотивом
учебной деятельности, обсуждать здание;
| 4.Открытие нового знания
| Конечно, первым домом пещерного человека была пещера - убежище, созданное природой. Но люди каменного века жили не только в пещерах. Ведь во многих местах, где обнаружены останки первобытного человека, никаких пещер нет. Зато есть доказательства, что наши древние предки умели строить себе жилища.
В начале XX века близ города Чернигова ученые обнаружили большие завалы костей животных. Оказалось, что черепа, кости и бивни мамонтов служили своеобразным каркасом жилища каменного века, были строительным материалом для отважных охотников. Позднее по расположению черепов и костей удалось восстановит первоначальную конструкцию сооружения.
"Из черепов мамонтов, повернутых лбами внутрь, выкладывали "цоколь" будущего жилища - чуть выступающую наземную часть строения. Внутри образовавшегося круга устанавливали деревянные дуги. Штук 25-30. Наверху, в центре, где они перекрещивались, их крепко-накрепко связывали жилами. Получался купол, свод. (О нем потом надолго забудут и заново откроют только древние римляне). Нижними концами деревянные дуги-арки упирались в мамонтовые черепа, закопанные до половины в землю. На дуги набрасывали шкуры зубров, мамонтов, лошадей. Сверху их прижимали бивнями и оленьими рогами. Но вот что интересно: тяжелая крыша давила в основном не на тонкие деревянные дуги, а на мощный костяной цоколь. (И тот способ ослабить давление тяжелого перекрытия тоже забудут и потом вспомнят много тысяч лет спустя). По бокам будущей двери укрепляли два больших изогнутых бивня. Наверху их соединяли муфтой из трубчатой кости так, чтобы получилась арка. (Такую арку начнут применять только в Древнем Риме).
Дверь завешивали шкурой, и дом наконец был готов. Прочный, теплый, способный благодаря своей форме выдержать любой снегопад, любой ураганный ветер. Не случайно и по сей день дома, наподобие половинки шара, строят пастухи в горах и пустынях, оленеводы и охотники на Крайнем Севере".
(Ю.Овсянников)
В самом конце неолита и в бронзовом веке стали появляться укрепленные поселения - городища, получившие в начале железного века широкое распространение, так как войны были доволь частым явлением в жизни того времени. Появляются и земляные холмы - курганы, где хоронили богатых умерших. Многие захоронения сохранились, так как находились в болотистой почве.
В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты ( от греч. "мегас" - большой и "литос" - камень). Писменных свидетельств о назначении мегалитических сооружений не сохранилось, и ученые пришли к выводу, что их использовали для религиозно-культовых церемоний и как обсерватории. Эти сооружения обычно связывают с культом почитания предков огня или солнца. Мегалитические сооружения встречаются повсеместно от Скандинавии до Алжира и от Португалии до Китая. Видимо, они служили выражением идей, общих для всех людей этой эпохи. Это, может быть, стремление материализовать
значение человеческой личности, сохранить о ней память для потомков. Не случайно эти камни имели огромные размеры и вес.
Существует три типа мегалитических построек.
Менгиры, дольмены, кромлехи.
- Домашнее задание было найти дополнительный материал на тему «Древние памятники архитектуры». давайте заслушаем учащихся класса
1. Менгиры - вертикально поставленные камни различной величины, стоящие отдельно или образующие длинные аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отесанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они, как правило, не были связаны с погребениями и выполняли самостоятельную функцию (например, обозначали место каких-либо ритуалов).
2.Дольмены - это сооружения из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части. Наиболее совершенный вид дольмена представляет собой четыре хорошо отесанные вертикальные плиты, образующие в плане четырехугольник и перекрытые горизонтальной плитой. Видимо эти сооружения служили обозначением места захоронения или алтарем.
3. Кромлехи - каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложные мегалитические сооружения. Иногда кромлехи окружали курганную насыпь, иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии, около Стоунхенджа ( от англ. "стоун" - камень, "хенд" - ров). Ученые еще не вполне выяснили, как появился Стоунхендж. Около 2800 г. до н.э. был вырыт глубокий ров и насыпан вал, а по кругу внутри него - ямки. Сто лет спустя довались два круга"синих камней", возможно из Уэльса. Около 1600 г. до н.э. их заменил круг из вертикально врытых камней, а в центре этого круга - еще более крупные камни. Таким образом, Стоунхендж представляет собой ряд почти точных окружностей с общим центром, вдоль которых через равные интервалы поставлены огромные камни. Внешний вид камней имеет диаметр около 100 метров. Их расположение симметрично направлено на точку восхода и захода солнца в дни летнего солнцестояния. Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений, и для совершения каких-то обрядов культового характера, поскольку в те далекие времена небесным светилам приписывали божественное значение.
Центральный круг Стоунхенджа можно видеть через главный вход (каменный монумент окружен рвом и насыпью).
Итак, мы познакомились с истоками архитектуры. Конечно, эти сооружения не позволяют еще говорить о стиле первобытной архитектуры, но именно тогда начали формироваться первые эстетические представления человека, который противопоставил природе творения своих рук.
|
Внимательно слушают рассказ учителя
- учащиеся выступают с сообщениями.
| познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
-владеть опытом обобщения по теме урока;
| 5. Первичное применение новых знаний
| -. Предлагаю вам проверить как вы усвоили сегодняшний материал и ответить на вопросы теста.
Тест по теме «Истоки архитектуры». 1.Как называют науку, изучающую быт, культуру древних народов по сохранившимся памятникам?
а ) Антропология;
б ) археология;;
в ) антропософия
г ) археография. 2.Менгир, дольмен, кромлех – это:
а ) холмы, где хоронили богатых умерших;
б ) пещеры, где были найдены рисунки первобытного человека;
в ) мегалитические сооружения каменного века;
г ) первые жилища людей каменного века. 3. В конце неолита ( 6- 4 тыс. до н. э. ) и в бронзовом веке тали появляться укрепленные поселения, получившие в начале железного века широкое распространение, так как появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального и культового назначения. Выберите правильный ответ:.
А) городища
Б) курганы
В) мегалиты 4. В конце неолита ( 6- 4 тыс. до н. э. ) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального и культового назначения. Выберите правильный ответ:.
а ) Пирамиды;
б ) Зиккураты;
в ) Мастабы;
г ) Дольмены;
| - дети отвечают на вопросы
Номер вопроса
| Вариант ответа
| 1
| б
| 2
| в
| 3
| а
| 4
| г
|
- проверяют правильность выполнения тестового задания
| регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
-проводить анализ творческой деятельности ;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
| Динамическая пауза
| Физминутка для глаз.
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза
_____
Исходное положение: стоя, руки на столе, пальцы сцеплены «в замок», голова опущена. Поднять сцепленные руки (ладонями вверх) и голову, потянуться. Вернуться в исходное положение. Исходное положение: стоя, руки за голову. Поворачивать туловище влево и вправо с разведением рук в стороны.
|
Выполняют движения
|
| 6. Творческая практическая деятельность.
| Предлагаю выполнить творческое задание:
Необходимы уровень: зарисуйте памятники мегалитического периода используя иллюстрации н сладе.
Повышенный уровень: стр. 83 (В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объем и качество выполненной работы).
Оценивание.
Оцените свою творческую деятельность.
|
Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над заданием, выполняют практическую работу.
| регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельность на уроке;
- определять последовательность своих действий на уроке;
предметные:
- владение карандашом, акварелью
-первичные умения видеть конструкцию.
- проводить правильно вертикальные, горизонтальные, наклонные линии;
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
- умение развёрнуто и точно выражать свои мысли во время ответов.
| 7.Рефлексия.
| Наш урок подошёл к концу и давайте ответим на наш проблемный вопрос: - Когда же появился первый жилой дом? А теперь подведем итог урока и ответим на вопрос:
• Сегодня я узнал…
• Было интересно…
• Было трудно…
• Я понял, что…
• Я научился…
• Меня удивило…
• Мне захотелось…
Моя отметка за урок…….
| Образами игрушек: Особенностями лепки: Элементами рисунка: Используемыми цветами красок:
Проводят рефлексию урока и озвучивают свои отметки.
| Познавательная
Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели.
Коммуникативная
Высказывать собственное мнение, слушать других.
Регулятивная
Осуществлять самоконтроль и самооценку.
| Домашняя работа
| Стр.82-83.
|
|
| |
|
|