Главная страница

Творческие способности новое 1 розовый с желтым. Б. М. Теплов выделил основные признаки способностей


Скачать 360.5 Kb.
НазваниеБ. М. Теплов выделил основные признаки способностей
Дата01.05.2022
Размер360.5 Kb.
Формат файлаppt
Имя файлаТворческие способности новое 1 розовый с желтым.ppt
ТипДокументы
#506799

Творческие способности


СПОСОБНОСТИ - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности.


Б. М. Теплов выделил основные признаки способностей :


индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.


Задатки


природные предпосылки, которые являются условием развития способностей


В задатках всегда сочетаются следующие факторы:


наследственные (генетически обусловленные), врожденные (связанные с условиями внутриутробного развития), возрастные (психологические особенности, присущие каждой возрастной ступени развития)
социально-культурные.


Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.


Педагогическое определение –
способность к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.


С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.


Творческие способности


индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.


Музыкально – творческие способности  - способности, связанные с творческой деятельностью  ребёнка в области музыки.


Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры творческих способностей :


беглость мысли (количество идей), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи), любознательность, фантастичность.


Творческие способности


    способность к преобразованиям, вариативность мышления;
    способность к прогнозированию, к видению (постановке) проблемы;
    способность к продуцированию образов, интеграция разрозненных элементов в единую систему-образ; выход за рамки обыденного; способность к символизации и зрительно-образному представлению идей – создание внутренних картин проблем (творческое воображение);


Творческие способности


    эмпатия (способность к эмоционально-духовному постижению эмоционального мира другого человека);
    способность к ассоциированию, синестезия («синтезирование чувств», состояние, при котором ощущение одной модальности (например слуховое) вызывает ощущение другой модальности (например зрительное).


Синестезия – буквально «синтезирование чувств», одновременное ощущение. – состояние, при котором ощущение одной модальности (например слуховое) вызывает ощущение другой модальности (напр зрительное).


Художественные результаты синестезии: симфоническая поэма Скрябина Прометей.
Черный концерт Стравинского.
Цветным слухом обладал Уолт Дисней – автор инноваций в области анимации и кинематографии писатель Набоков, у которого каждая буква алфавита ассоциировалась с определенным цветом.


Характеристика творческой индивидуальности


что хочет что может что есть в реальности
(согласно С.Л.Рубинштейну).


Соотношение интеллекта и творческих способностей


Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.


Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). Между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.


Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уаберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие)


Одаренность


это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.


Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


Одаренность


важную роль здесь играет интенсивная, основанная на глубоком интересе, постоянная деятельность в какой-то одной или нескольких сферах, а также наличие определенных личностных особенностей, способствующих этому.


Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть.


Структура одаренности. Модель Дж. Рензулли


1 - интеллектуальный компонент (уровень развития процессов внимания, памяти, мышления);
2 – креативность, или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность);
3 – мотивационный компонент (познавательная и исследовательская активность).

К основным компонентам одаренности «как общей психоло- гической предпосылки творческого развития и становления творческой личности» А.М. Матюшкин относит:


а) доминирующую роль мотивации;
б) исследовательскую творческую активность, выражающуюся «в обнаружении нового, в постановке и решении проблем»;
в) возможность достижения оригинальных решений;
г) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки


Признаки одаренности


Инструментальный аспект
Мотивационный аспект


Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка:


быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.


Мотивационный аспект поведения:


Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Я
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.


МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ


Виды одаренности:


В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.


Этапы и условия развития творческих способностей


Б.Л. Яворский в развитии творческих способностей выделяет определённые этапы:


накопление впечатлений;
спонтанное выражение творческого начала в зрительских, сенсорно – моторных, речевых направлениях;
импровизации двигательные, речевые, иллюстративность в рисовании (преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального творчества);


создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано)


Ребенок легко развивается и обучается в творчестве и творчеству, что связано:


с его постоянной готовностью к действию. Понаблюдайте за ним: он все время что-то пробует, ищет себе занятие, не может усидеть на одном месте. Он максимально открыт для активного включения в творческие продуктивные процессы;
с неординарностью мышления, восприятия и воображения: ребенок мало подвержен стереотипам;
с верой в собственные силы, которые должен укреплять и поддерживать педагог;
с непосредственностью и эмоциональностью восприятия музыкальных образов.


Характерные проявления ребенка-сочинителя


Критерии детского творчества


Варианты детских проявлений, реакций, поведения


Интерес к сочинительству, творчеству


Ребенок постоянно что-то сочиняет, изобретает, придумывает, концентрируется на творческих, созидательных задачах, поглощен самим процессом, что всегда проявляется внешне и имеет яркую эмоциональную выраженность; он постоянно что-то напевает, болтает, комбинирует танцевальные движения, подбирает на детских музыкальных инструментах знакомые мелодии и пытается импровизировать, создает новые мелодии


Направленность мотивов худож.деятельности на ее результат (относительно новый продукт)


интерес у ребенка вызывает его результат, на этапе рождения замысла появляются представления об окончательном продукте; целостность, последовательность действий в достижении цели отличает ребенка-сочинителя; с удовольствием включается он в художественную деятельность других детей


Качество способов творческих действий


ребенок-сочинитель владеет умением передавать музыкальный образ средствами художественной выразительности; самостоятельно готов изменять, комбинировать известные элементы, применять умения в новых условиях, новых ситуациях, предлагать новые варианты решения типовых задач.


Качество продукции


субъективная новизна, которая заключается в открытии ребенком нового для себя (не знал до творческого акта, а теперь знает, имеет представление; никогда не сочинял песенки на знакомые детские стихи, а теперь делает это прекрасно и т. п.);


Импровизация


непосредственность детских творческих высказываний и действий ребенка; демонстрация виртуозной легкости владения умениями; импульсивность внезапного творческого озарения в звуках, звуковых экспромтах и сразу в законченном виде


Условия, способствующие проявлению творческих способностей


создание у ребенка высокой самооценки, "вкуса успеха", уверенности в своих силах;
создание соответствующего психологического климата на уроках (и в семье): доброжелательного отношения к ученикам, радостного отношения к познанию, положительных эмоций;
соблюдение принципа "права на ошибку";
учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой "портфель" достижений). Ученики ведут дневник собственных творческих достижений;


переход к учету динамики успехов каждого школьника, т.е. сравнение новых успехов ученика с прошлыми успехами того же ученика, а не сравнение друг с другом;
безоценочность в отношении к детскому творчеству (не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ);
творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам.


отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;
выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся, различными способами импровизировать; разрабатывать и ставить наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.


Диагностика и развитие творческих способностей


Droodle - это загадка-головоломка.
Креативные тесты. (Е. Туник).
Тест Роршаха – «Методика чернильных пятен»
Тест отдаленных ассоциаций (С.Медник).
Тест «Словесная ассоциация» (Д.Гилфорд).
Методика «Предложения».
Методика «Классификация».
Методика «Две линии».
Методика Вартега «Круги».


Креативные тесты. (Е. Туник).


Пиктограмма («Нарисуй слово»).
Задание: нарисовать картинку к слову.
Слова: счастье, горе, доброта, болезнь, обман, богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота.


Классификация изображений:
Абстрактные (А) – не оформленные в образ линии;
Знаково-символические (З) – знаки и символы;
Конкретные (К) – конкретные предметы;
Сюжетные (С) – изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;
Метафорические (М) – изображения в виде метафор, художественного вымысла.
А и З – тип «мыслителя» – обобщение, синтез в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления;
С и М – креативы «художественного» типа;
К – конкретно-действенное практическое мышление.


Заглавие для произведения
Задача: придумать название.
Стимул: художественный текст (музыкальный, изобразительный, литературный).
«Варианты окончаний»
Задача: написать несколько вариантов окончания сказки, музыкальной фразы…).


«Использование предметов»
(варианты употребления)
Задача: перечислить как можно больше способов использования предмета.
Оценивание:
беглость-суммарное число ответов;
оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия.


Заключения.
«Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке».
Составление изображения.
Задание: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.


Творческие задания, с целью развития навыков творческого видения проблем.


предлагается индивидуально составить из трех отдельно взятых звуков различные варианты мелодий. «Побеждает» тот, кто сочинит не только больше мелодий, но и интереснее.
учащиеся в малых группах (по 3-4 человека) сочиняют по одному такту мелодии.
предлагается нотный стан, с незнакомой мелодией разрезанный на множество тактов. Каждый участник занятия индивидуально должен соединить эти такты, «собрать» с его точки зрения, наиболее удачный вариант мелодии.


Игры-упражнения «Певцы и танцоры»


Цель: способствовать осознанию детьми особенностей влияния темпа, ритма и тональности музыкального произведения на его эмоциональное содержание, развивать умение выражать это содержание через танец, пантомиму, мимику.
Используются отрывки четырех различных по характеру произведений: быстрая мажорная ритмичная песня; быстрая минорная песня с меняющимся ритмом; медленная минорная песня с устойчивым ритмом; медленная мажорная песня с меняющимся ритмом.


Описание: дети делятся на две группы (по 3 — 4 человека в каждой):
одна группа — певцы, другая — танцоры. Группы размещаются одна напротив другой на расстоянии нескольких метров. Поочередно звучат четыре отрывка из популярных песен (продолжительность отрывков до полутора мин; продолжительность пауз между отрывками 5—7 с).
Задача одной группы — изображать певцов, стоящих на сцене, используя характерную мимику, жестикуляцию, позы, ритмичные движения.
Задача другой группы — изображать танцоров, выражая характер движений в соответствии , с особенностями музыкального произведения. Затем группы меняются ролями.


«Угадай, кто я».


Цель: развивать умение определять характер музыкального произведения и раскрывать его через воображаемого персонажа, ситуацию.
Материал: используется 2 — 3 отрывка песен из мультфильмов или детских художественных фильмов (голоса персонажей должны быть узнаваемы).
Описание: детям предлагается прослушать отрывок, а потом рассказать, кто поет эту песенку, как его зовут, что он делает в фильме и т.д.


«Хоровод».


Цель: сформировать у детей представление о многообразии русской народной музыки, о ее характерных особенностях; развивать умение реагировать на изменение темпа, ритма и эмоциональной окраски музыкального произведения.
Материал: 5 — 6 отрывков (продолжительность каждого отрывка 1 — 1,5 мин) различных по характеру русских народных песен (отрывки должны следовать подряд, по возможности без пауз).
Описание: дети встают в хоровод, звучит первый отрывок, и они начинают двигаться под музыку в одном направлении. Как только один отрывок сменяется другим, дети меняют направление, а также скорость и манеру движения в соответствии с характером музыкального фрагмента.
Примерный перечень песен: русские народные песни «Перепелочка», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», а также частушки, калядки и т.д.


«Снежинки».


Цель: обогатить начальные представления детей о классической музыке, ее своеобразии; развивать умение понимать эмоциональное содержание классического произведения, творчески переосмысливать его и воплощать в движении (в танце, пантомиме).
Материал: 4 — 5 различных по характеру отрывков классических музыкальных произведений (продолжительность предъявления каждого отрывка 2 — 3 мин).
Описание: дети встают в произвольном порядке так, чтобы не мешать друг другу. Звучит первый отрывок (например, «Февраль» из сб. «Времена года» П. И. Чайковского). Педагог предлагает детям представить, что сейчас зима, февраль, а сами они — маленькие пушистые снежинки, подхваченные вьюгой и танцующие в свете фонаря: «Как они танцуют? Покажите». Дети кружатся под музыку, изображая снежинок.


Затем звучит следующий отрывок (например, «Июнь» из сб. «Времена года» П. И. Чайковского) и дети должны представить себе, что они бабочки, порхающие с цветка на цветок в лучах теплого летнего солнышка (можно превратиться в цветочки, капельки дождя, тополиные пушинки, в солнечных зайчиков и т.д.). Когда звучит следующий отрывок, каждому из ребят предлагается самому выбрать, кого он хочет изобразить, и попытаться двигаться под музыку в соответствии со своим образом.
Примерный перечень произведений: желательно начинать с классических произведений наиболее доступных детскому восприятию, например, произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года», отрывки из балета «Щелкунчик» и «Лебединое озеро») и др.
Усложнение музыкального репертуара происходит в соответствии с критериями: возрастающая эмоциональность музыки; наличие музыкальной драматургии произведения, сюжета; длительность звучания.


Упражнения, которые желательно проводить с учащимися разного возраста как можно чаще в течение учебного года:


Изображение своего настроения в цвете, форме, линии, движении.
Свои цветовые предпочтения в день работы.
Изображение разных по форме ваз (веселой, грустной, спокойной, шаловливой, рассеянной, привлекательной, волшебной и др.).
Слушаем музыку и передаем ее в движении, слове (ассоциации), цвете, линии, передаем ее запах и др.
Рассматриваем картину и представляем себя в пространстве этой картины (выражаем это в действии, движении, слове и др.).


Педагогические ситуации


Ситуации – «перевод»


Ситуации - интерпретации


СИТУАЦИЯ-«ПЕРЕВОД» 1. «ПУСТЬ ЗАЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ КАРТИНЫ»


Для выполнения задания подготовить картину, которая, по мнению ведущего, смогла бы вызвать эмоциональный отклик в душе участников (желательно потрет).
Ведущий дает участникам задание подобрать (вспомнить) мелодию или песню, которая бы смогла перевести язык линий, красок и образов картины в чувственный язык музыки. Пока участники по очереди выполняют свое задание, остальные пытаются отгадать, почему подобрана именно эта мелодия.
КОММЕНТАРИЙ. Упражнение развивает навык самореализации, учит всматриваться и «вслушиваться» в картину, осуществлять творческий перевод с языка живописи на язык музыки.


«НАРИСУЙ МНЕ МУЗЫКУ ДВИЖЕНИЕМ»


Детям предлагается представить, что они волшебные растения, отзывающиеся своими движениями на музыку. Любую мелодию эти растения могут перевести в жесты, движения телом. Перед слушанием музыки участников следует предупредить, чтобы они не выполняли знакомые танцевальные движения. Задача каждого – слиться с музыкой.


КОММЕНТАРИЙ. Упражнение способствует развитию мотивации и автономности. Дает участникам возможность глубже почувствовать язык музыки, ее связь с движением. Позволяет эмоционально и пластически слиться с ней в процессе осуществления перевода.


СИТУАЦИЯ-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ«ПУСТЬ ОЖИВЕТ ПОРТРЕТ»


Участники делятся на две группы. Ведущий помещает на видное место картину с изображением молодой девушки. Каждой группе дается задание:
первая группа, используя «живой материал», должна наполнить картину (портрет) движением;
вторая – подобрать ей голос и краткий монолог. Каждая из команд, после тщательного осмысления произведения искусства, продумывает действия героини (движения, которые она могла бы делать, слова, которые она могла бы произнести). Когда проделана подготовительная работа, ведущий включает заранее подобранную музыку, зажигает свечи и героиня «оживает».

КОММЕНТАРИЙ. Данное задание актуализирует личностный потенциал каждого из участников, помогая лучше понять и почувствовать произведение искусства, замысел автора творчески подходя к процессу осмысления.


«КАРТИНКИ-ЗАГАДКИ»


Участники разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Перед каждым из них листок бумаги и карандаш. По очереди каждый рисует простейшие рисунки-загадки, требующие при решении творческого понимания. В заключении игры ведущий отбирает наиболее удачные рисунки и предлагает их для интерпретации всей группе.
КОММЕНТАРИЙ. Подобная форма работы приучает участников творчески мыслить, иногда нестандартно подходить к решению проблемы.



написать администратору сайта