эстетика полная. Эстетика как философская наука. Предмет и объект эстетики
Скачать 245.5 Kb.
|
Духовная родина эстетики, ее органическое пространство – философия, хотя до 1 трети ХVIII в. эстетика не знала, что она эстетика. Проблематика и постижение эстетической проблематики существует в древности, но осознание особости задач эстетики возникло только в ХVIII веке. В 18 веке Баумгартен выделил эстетику как сферу философии. 3 сферы духовности Баумгартена: 1) рациональное отношение человека к миру (разум) - логика. 2) поведение человека в мире (воля) – этика. 3)чувственное познание человека к миру (чувство)- эстетика. Философия этим тоже занимается, начиная с ХVIII века, но слова, раздела философии не было. И здесь Баумгартен обращается к др. греч. «эстезис» - чувственный. Эстетика – философия чувственного познания. Высшая форма чувствования – чувство красоты, а высшая форма красоты – искусство. Таким образом, он включил в эстетику и сферу эстетического, и сферу художественного. С этого момента эстетика и существует. Окончательное ее становление произошло у И. Канта. Объект эстетики – реальные части мира, на которые направлено познание. Что я хочу познать в объекте – предмет. 4 уровня субъекта: 1) эстетические явления действительности: прекрасное, безобразное, комическое, трагическое. Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, каков онтологический статус этой реальности, в чем сущность этой реальности, в чем специфика эстетической реальности и конкретных ее проявлений, таких, как красота, например. 2) Эстетическая субъективность (связь явлений с сознанием человека) – эстетическое сознание. Нет 1 без 2! Постигать природу эстетического бытия не опираясь на природу эстетического сознания – невозможно. Для эстетики важно выразить категориально неразрывность эстетического бытия и эстетического сознания → в эстетике появляется ключевая категория – категория эстетического отношения, объясняющая интегрирование 1 и 2 уровня. 3) эстетическое отношение – закономерности, универсалии → эстетическая практика (начинается украшение быта, повседневных предметов). В современности – дизайн. 4) искусство. На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру, культивирование способности созидать красоту. Искусство – система художественной деятельности человека и продуктов этой деятельности. Ключевая категория, на которой базируется современная эстетика – художественное. Эстетика и пытается понять, что есть искусство? Искусство – система видов искусства. Эстетика занимается не видами, а искусством вообще. Без конкретики, эстетика учитывает универсальный опыт искусства: разных эпох и разных видов. Философичность эстетики: 1)эстетика мыслит реальность в мировоззренческих системах отсчетов: человек – мир; и это система представлена фундаментально и универсально. 2) язык эстетики – язык предельных терминов (субъект, объект, материальность). 3) стремление эстетики к описанию, объективированию мира человеческих ценностей. Эстетика всегда личностная деятельность, но в рамках эпохи. Эстетика – философская наука об общих основаниях и закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком.
Эстетика – философская наука об общих основаниях и закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком. Эстетическое – фундаментальная категория эстетики. Эстетика ставит вопрос, что из себя представляет прекрасное, какова их природа, каков онтологический статус (реальность). И это является ключевым, базовым вопросом эстетики. 3 признака эстетических качеств: 1) Эстетические явления обязательно имеют чувственный характер, они не открываются умозрению. Красота открывается при непосредственном контакте. Ни рациональным, ни мистическим (религиозным) умозрением эстетическое не понять. 2) Это чувственные свойства, которые непременно переживаются; до и после переживания мы не имеем дело с эстетическим явлением. Эстетические явления неразрывны с переживанием, за пределами переживания они становятся абстракцией. Но эстетическое переживание должно быть чувственным и эмоциональным. 3) эстетические свойства связаны с переживаниями, которые носят неутилитарный характер. Эстетическое – средство для обозначения специфики реальности, которая включает свойства объекта, реакции субъекта. Эстетика дает ответ на вопрос как эта реальность существует? Эстетическое – особое качество, которым обладают явления, принадлежащие к этой реальности. Цель эстетики – сущность эстетического, откуда оно возникает. 3 подхода: 1) натуралистическое понимание: эстетическое – материальное свойство (природное) окружающего мира → эстетическое не зависит от субъекта, оно очевидно. Слитность эстетического и природных свойств объекта – исток иллюзии, что сознание отражает бытие, которое не зависит от сознания, что эстетическое материально, объективно, независимо от сознания. Но эстетическое не объективно, а субъективно. Одни объекты для разных субъектов или в разное время имеют разное эстетическое значение. Эстетическое свойство не сводимо только к объекту. 2) объективный идеализм: эстетические свойства объективны, но их источник, природа – не в самой материи, а то объективное божественное начало, которое в природе материи. Не сами вещи прекрасны, но божественное начало прекрасно. Эстетическое качество – не сущность само по себе. Эстетическое – выражение духовного в материальном. Эстетическое связано с выразительностью, эстетическая реальность задействует такое важное свойство как выразительность.3) субъективно-идеалистический подход (Кант). Эстетическое рождается субъектом. Объекты сами по себе не прекрасны. Не безобразны, т.е. эстетическое рождается в восприятии. Неразрывная связь эстетических свойств и их переживаний. Эстетическое – способ восприятия мира человеческим сознанием. всеобщий характер эстетического: человек, приобщаясь к культуре усваивает эстетическое, это не чисто субъективное, а над-индивадуальное. Над-индивидуальное – как обобщение индивидуальных опытов восприятия эстетического. Эстетическое зависит от объекта и субъекта → нужна теория, которая может это объяснить: эстетическое производно не от субъекта или объекта, а от того, где субъект и объект зависит друг от друга, где они имеют связь, т.е от отношения между ними. Т.о.эстетическое производно от отношения субъекта и объекта – реляционистские теории. Эстетическое – особое отношений субъекта и объекта. Эстетические свойства только те, которые существуют через отношение субъекта и объекта. Диспозиционные свойства – существуют в возможности: если будет отношение объект м.б. красивым если появится субъект. Эстетическое отношения относятся к разряду ценностных отношений.
Эстетическое отношение – ценностное. Эстетические свойства – функциональные свойства, они носят производный характер, включаются в объективные свойства. Красота есть ценность, особая значимость мира для человека. Трагизм есть ценность. Прежде всего, человек имеет дело с утилитарными ценностями: польза, практическая значимость; польза-вред. Отношения морально-нравственные: добро, зло. Религиозные ценности: безусловно положительное – божественное, антипод – дьявольское, сатанинское, восходящее к онтологическому антиподу – сатане; сакральное (священное). Мировоззренческие ценности – познавательное отношение к миру соединяется с ценностным отношением. Ценностное освоение – основа ориентации человека в мире, появляется возможность выбора, планирования деятельности, осмысленной ориентации в мире. Ценностные отношения становятся способом самоутверждения человека в тех связях, в которые он попадает, тем самым он себя выделяет. Основа – субъектное самовыделение человека. Неокантианцы: ценность связана с предметными свойствами, но она не есть предметное свойство. Ценности не натуральны, они сверхнатуральны. Поэтому и материальные ценности не вещественны, их отношение как отношение значения к знаку. Красоту нельзя потрогать руками (но можно прекрасный объект), красота невещественна, она сверхчувственна, сверхнатуральна. Ценность не есть вещество и не есть энергия, но это особая информативность, информация, объект человеческого мироотношения. Карнап – понятие диспозиционных свойств, т.е. свойств, существующих во взаимодействии. Ценность – диспозиционное свойство объекта; активную форму бытия ценности получают при активном соотношении субъекта и объекта. Ценность – та или иная способность объекта удовлетворять ту или иную потребность субъекта. У того, у кого нет потребности, нет вопроса о ценностном отношении. Когда потребность растет, возрастает ценностная захваченность мира. Суть человека – активность, которая связана у человека с миром, и ценностные отношения возникают в результате деятельностной жизни человека, которая в основе своей носит практический характер. Эстетическая ценность не совпадает ни с природными свойствами объекта, не сводима к ним, но и неотделима от них.
Начать нужно с различий эстетических и утилитарных ценностей. Первое различие – субстратное. Утилитарная ценность – это ценность материальная по своему основанию: она складывается, формируется, реализуется на материальном уровне. Эстетическая ценность – ровно противоположна: это ценность идеальная, она и складывается и реализуется в пространстве между бытием и сознанием. Красота существует для сознания. Эстетическая ценность обобщает и жизненное содержание, но стать эстетическим можно только для сознания и через сознание. Для эстетики – существовать, значит, быть воспринимаемым, поэтому, неосознаваемых эстетических ценностей не бывает. Эстетическая ценность духовна. Духовный – не просто существующий для сознания, но имеющий основание в потребностях сознания. Эстетические ценности, как и все эстетические отношения, рождаются, во-первых, в ответ на потребности гармонизации. Люди непосредственно, ценностно-эмоционально гармонизируют отношения с миром. Объект отношения – чувственный мир, мир, в котором я непосредственно живу, мир, который гармонизирует эстетическое отношение. Духовность эстетических ценностей и означает их связь с фундаментальными потребностями сознания. Вторая важная характеристика духовности – неутилитарный характер духовной ценности, противоположность утилитарной ценности. Неутилитарный означает, что объект выступает как самоценность, ценный сам по себе, а не потому, что удовлетворяет какой-либо потребности. Ценность в силу самого существования, это и означает самоценность. Поэтому активность субъекта здесь – это созерцание, под нашим любящим взором ценность становится значима. По мере становления эстетического компонента культуры, люди учатся видеть мир эстетически, формируется способность видеть существование индивидуальности в ее полноте. Эстетическое оказывается функцией целостности объекта. Другая сторона – это значение закрепляется как сверхпредметное. У Платона появляется категория «красота», красота как нечто вообще, как нечто универсальное: признак, связанный с объектом, но больше, чем сам по себе. Мировоззренческий потенциал эстетического отношения: эстетическая ценность не только принадлежит миру, но становится «пропуском» в мир, включает нас в широкий онтологический контекст – это становится основанием искусства. У животных нет мира, но есть окружение. У человека есть мир. Эстетическая ценность говорит больше, чем в себе заключает, она символична, говорит о больших смысловых пространствах, частью которых оказывается этот объект. Культура – мир человека, человеческой деятельности, которая входит в наше сознание через части, детали, эстетическое переживание этих частей. Эстетическая ценность задействует целую систему эстетических свойств: часть и целое, динамику и статику. И мы должны найти такое измерение объекта, которое сочетает все это. И это измерение – форма, понятая в данном случае как строение объекта, совпадение его с чувственным обликом. В то же время, форма несет смысл за пределами непосредственной чувственности. Форма не равна внешнему, не равна структуре (связь элементов). Форма в ее овнешненности и чувственной данности – вот что носитель эстетической ценности. Там, где эстетическое, там мир форм. На самом деле, форма всюду – и всюду мы находим эстетическое. Форма – источник, питающий эстетические ценности. Форма имеет универсальное значение в жизни человека: и практические, и ментальные функции связаны с формой. Форма и носитель, и содержание самой эстетической ценности. Объект – материален, эстетическая ценность – духовна, т.е. она раскрывается особым способом – знаковым отношением, и раскрывается таким образом, что объекты становятся текстами. Т.е. носитель эстетической ценности - знаковая форма, которая прошла определенную культурную практику, определенный культурный опыт. Эстетический объект – единство выражаемого и выражающего, духовное раскрывается через материальное. Эстетический объект – чувственный объект, взятый в целостности. Эстетическая ценность – ценность неутилитарная, постигаемая через созерцание, самодовлеющая, самоценная и символическая. Эстетическое отношение – единство объекта и ценности, единство знака и значения, порождающее определенное переживание, способ ориентации и самоутверждения человека в мире.
Характеризуя в целом, что происходит – созерцание, его суть – непрактическая связь субъекта с объектом, это особая непрактическая активность. Специфика созерцания: 1) Человек не вторгается в пространство объекта. Это такой способ активности, с помощью которого человек пытается создать особую данность объекта. Это особый тип рассмотрения, усмотрения. При этом активность не столько направлена на активность объекта, объект сам раскрывает себя. Такие черты как любовное приятие объекта, ненасильственный контакт с объектом; 2) Всегда самоорганизация субъекта – настройка органов, которые позволяют раскрываться объекту; 3) Это проявляется в любовной (благоговейной, внимательной, склонность к установлению интимного контакта) связи; Эстетическое созерцание идет в режиме подчинения себе отношения человеческого. Эстетическое созерцание идет в режиме духовного усилия, усилия любовного, эротического, любовно-эстетическое отношение к миру. Первый этап созерцания – нет собственно эстетического характера, эстетическое сознание еще не действует. Это не эстетический этап эстетического созерцания. Любой акт должен быть подготовлен, это подготовительный этап. Первый этап – созерцательный - неэстетическое, чувственно-предметное познание. 1) Человек начинает различать предметный состав, структуру, динамику. Мы приобщаемся к объекту в его предметной данности. Здесь включается эстетическое сознание – переход к следующему этапу. 2) Эстетическая интуиция – эту активность включает эстетический вкус. Эта эстетическая интуиция и есть эстетический вкус. Переключение объекта в эстетический режим, объект начинает говорить с нами на эстетическом языке. Рождается красота, трагизм, комизм. В содержательном плане на основе интуиции происходит распознавание и интерпретация эстетической ценности. Здесь нет познавательного отношения к миру, это собственно ценностное, не познавательное отношение. Происходит интерпретация объекта сквозь призму эстетического эталона субъекта. Субъект оказывается сопричастным с эстетической ценностью. Субъект оказывается в единстве с объектом, происходит идентификация субъекта с объектом. В процессе переживания – мы располагаем ценностью. Дополнительный аспект переживания возникает, но не сразу – к этому переживанию объекта добавляется процесс удовольствия от объекта. Мы становимся как бы чистым духом, эффект гармонической связи с миром. Мир открыт, понятен, положительно значим – этот момент и называется наслаждением – апофеоз, вершина эстетического восприятия. Особое, духовное удовольствие, пронизывающие чувственные, даже телесные радости. Это и составляет эмоциональную гармонию – гармонизацию отношений с миром, внутреннее утверждение субъекта, сладостное чувство свободы. Обретение свободы, ибо сущность человека – свобода. Для этого существует вся духовная культура и в особенности эстетическое созерцание. Но это дает и другие возможности в освоении мира (свободное отношение к миру) – эстетическое созерцание дает толчок к творческому переустройству мира.
Проективный. Человек создает образ желанного для себя эстетического объекта, творя в воображении и с помощью воображения. Образ должного: наглядный, чувственный, но и ценностно-смысловой. Человек создает с помощью фантазии образ нового возможного явления. Человек проектирует в настоящее время все в мире. Дизайн – в настоящее время проектирование всего. Специфика эстетического проектирования – придать объекту такую форму, чтобы создать объекты, доставляющие удовольствие своим внешним видом. Гармоничные по сути и восприятию. Задача дизайна – соединить практически-функциональные характеристики вещи с его эстетической оптимальностью, с созданием наиболее сильного гармонизирующего эффекта; получением максимального духовного удовольствия от общения с объектом. И получить в итоге художественно-значимый, ценный продукт. Практический. Объект создается в реальной действительности. Создается новый объект с заранее заданными эстетическими свойствами. Но сложность: с одной стороны мы имеем дело с объектами, адекватными замыслу, но всякие результаты эстетической деятельности так или иначе получают эстетическую значимость (смешное, трагическое) – непреднамеренное эстетическое содержание. Еще одна черта эстетической практики человека ХХ в. – извращенное стремление человека к созданию чего-либо уродливого. Эстетизация безобразного, что является приметой кризиса культуры; ибо никакое общество не может покоиться на распаде. Практический этап не является последним, ибо цель – не практическое, а духовное общение с этой данностью, распредмечивание ее. И объект становится объектом нового созерцания, самоутверждения. Нормальное человеческое существование – существование свободное, раскрепощенное, свободное освоение мира, бесконечность приобщения к смыслу. Способность человека творить эстетическую реальность и наслаждаться ею – прорыв через серую повседневность, безлично отчуждающую практику. Эта способность сильна в историко-культурной традиции. |