Главная страница
Навигация по странице:

  • Первой группой проблем

  • Вторая группа проблем

  • Третья группа проблем

  • Структурные элементы Психика животных Сознание человека

  • Философия как явление духовной культуры


    Скачать 400.71 Kb.
    НазваниеФилософия как явление духовной культуры
    Дата23.10.2019
    Размер400.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Zeyle.docx
    ТипДокументы
    #91456
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Философия как явление духовной культуры

    1. Многообразие форм и образов философии и трудность ее изучения.

    2. Становление (генезис) философии.




    1. При знакомстве с философией есть смысл разделить две проекции ее изучения:

    • Статическая – связана с такими вопросами, как «что есть философия?», «зачем она нужна?», «что есть мир?» и т. д. Дети такие вопросы задавать не могут, поэтому изучать ее надо именно со времени окончания школы. В начальных классах ее изучение будет абсолютно бессмысленно. Сам Николай Иосипович предпочел бы ввести в начальной школе курс мифологии. Он не против математики, но, по его мнению, лучше заниматься сказками, чем «в первом классе a+b2 уже знать».

    • Динамическая – здесь имеет место изыскание причин появления.


    Начинающий изучение философии должен обладать:

    • Хотя бы элементарной (школьной) культурой.

    • Склонностью к теоретизированию.



    При освоении философии есть смысл руководствоваться следующими правилами:

    1. Мыслить самому.

    2. Мыслить не противоречиво (следовать законам формально логики).

    3. Мыслить таким образом, чтобы на свое смотреть глазами другого, дистанцироваться от собственного продукта.

    4. Мыслить таким образом, чтобы оставлять место для другого.

    5. Мыслить рефлексивно (рефлексивное сознание – оценивающее себя сознание).

    6. Постоянно совершать акт трансцендирования, то есть, устремлять свой взор (мысль) помимо ситуаций с целью обретения целостности свободы.


    Даже при первом ознакомлении с философскими информацией и знанием в большинстве случаев возникает дискомфортное состояние, которое не способствует адекватному пониманию предметной сферы философии. Это связано, во-первых, с отсутствием референтного поля у многих философских категорий. Во-вторых, с многообразием образов философии:

    • Это образ философии, который создается самими философами (философия Аристотель, философия Гегеля и т. д.).

    • Это образ философии, который создается в определенном направлении философии.

    • Это образ философии, который создает в определенную историческую эпоху (античная философия, немецкая классическая философия и т. д.).

    • Существует образ философии как социокультурного явления, сциентистский и антисциентистский (научный и антинаучный) образ философии.


    Видимо, промысливая эту тематику выдающийся отечественный философ Мират Константинович Мамардашвили считал, что философию в вузе изучать вредно и не нужно.
    Современный образ философии формируется в связке человек-мир, причем акцент в этом отношении смещается в сторону человека, и осознается человечность мира. Новый способ философствования старается преодолеть классический гносеологизм и трансцендентализм. Он позволяет повернуть мысли к живому, а не к отчужденному человеку. В связи с этим на передний план выдвинулась философская антропология, центральным положением которой является следующий тезис: внешний мир не существует без мышления о нем человека, но внешний мир не тождественен его мышлению.
    При всех свои исторических изменениях философия сохраняет себе ряд проблем – ядро философии. Первой группой проблем занимается наука Антология. Антология – учение о бытии. Причем речь идет не о приходящем бытии, а о вечном бытии – субстанциональном. Родоначальник этого учения – Парменид. Выделяют следующие основные формы бытия: природное бытие, социальное бытие, бытие человека, духовное бытие. Существует два типа свойств: атрибутивное свойство - неотъемлемое свойство, модусное свойство – приходящее. Вторая группа проблем – это гносеология – раздел философии, изучающий природу познавательного процесса, его составляющие, границы и возможности, результаты познавательной деятельности, знания. Центральной проблемой гносеологии является проблема объективного наполнения субъективных образов – проблема истины. Третья группа проблем – учение о человеке и человеческих ценностях. Четвертая группа проблем – праксиология – учение о целесообразности и практической полезности деятельности человека. С некоторой долей условности можно сказать, что предметом философии является исследование предельно общих моментов отношения человека к миру (мировоззренческий аспект проблем) и предельно общих моментов становления, развития и функционирования знаний (методологический аспект).
    На природу философии можно посмотреть со стороны ее функций. Мы выделяем два блока функций:

    • Мировоззренческий. Сюда входят:

    • Гуманистическая подфункция, которая связана с выявлением человеческого в человеке, человечности мира, смыслообразующих ориентиров человеческого бытия, его историчности и вечности, свободы и предназначения.

    • Интеграционная подфункция – обусловлена синтетической природой философского знания и возможностью на основе рефлексии подвергать пересмотру аксиомы (ценности) культуры (не случайно философию называют душой культуры).

    • Идеологическая подфункция – без идеологии нет общества. Она обусловлена социокультурной детерминацией философии и направлена на фундаментальное обоснование принятых обществом ценностей и реализуемых целей.




    • Методологический:

    • Координирующая подфункция, которая обусловлена сложным характером взаимосвязи метода с объектом исследования. В этой связи она способствует координации методов для результативности, целесообразности познавательных действий.

    • Эвристическая подфункция – обеспечивает прирост новых знаний и создает на основе системы взаимосвязанных категорий и принципов скрытые, неявные для исследователей предпосылки творческой деятельности.


    Есть смысл для большей рельефности предметной сущности философии сравнить ее с другими дисциплинами:

    1. Философия и наука – отношения складывались по-разному:

    • Философия – служанка науки.

    • Философия – строгая наука.

    • Философия – не есть наука.


    В науке происходит элиминация (вталкивание) субъекта из познавательного процесса, и она смотрит на мир как бы через стекло. В философии мир воспринимается глазами человека сквозь призму целостности. Таким образом, на мир она смотрит через зеркало. Общее – это рациональная форма познания на понятийной основе. Знания философии обоснованы системно, но философские истины это скорее соответствие замыслу, некоторому идеалу, а не реальности, как науке. По большому счету философское знание не обладает прагматичностью в отличии от научного.


    1. Философия и религия. Взаимоотношения между ними выстраивались по-разному:

    • Философия сама себе теология (Античность).

    • Философия – служанка религии (Средневековье).

    • Философия и религия нейтральны друг к другу.

    • Философия и религия непримиримы друг к другу.


    Религия постигает мир на пути откровения и цель религии – не получение знаний, а организация отношений человека к миру и к Богу. Откровения относятся к миру должному. Религия склонна к догматизму. В то время как философская вера отвергает поклонение авторитетам, кумирам, фетишам и т. д.

    1. Философия и искусство. С искусством философию объединяет интерес к человеку, но если искусство интересуется человеком переживающим (и поэтому произведения искусства глубоко личностны и имеют художественно-образную природу), то философа в человеке прежде всего интересует рациональная сторона (хотя И. Фихте заметил, что каков человек, такова и философия).


    Методологические требования

    Многие считают, что частную проблему можно решить быстрее, если ее включать в общий контекст. В таком случае есть смысл обратить внимание на Античную культуру, в которой и родилась философия. Эта культура просуществовала около 1200 лет. Системообразующим фактором этой культуры выступал принцип единства космоса, Бога и человека. Движущим импульсом ее развития и функционирования являлось противоречие между архаическими религиозно-мифологическими традициями и нарождающимся позитивным рациональным знанием. Ницше на этот счет указал две противоречащие тенденции в этой культуре:

    • Аполлонистическое начало – культ разума.

    • Дионисийская традиция – культ чувств.

    Собирающим началом этой культуры, как и своему рождению, она обязана институту зрелого рабовладения. Корнями она уходит в Крито-микенскую культуру. Началом всего сущего, как и люди предшествующей культуры, греки считали обыкновенный космос, который был пределом всякой истины и красоты, разрушающийся и вновь возникающий, но не в смысле появления нового качества, а лишь воспроизведение утраченного. Причем космос они считали вечным и конечным.

    А. Лосев отмечал следующие качества античного космоса:

    • Космос материально чувственен.

    • Содержательно разумен.

    • Абсолютен.

    • Пантеистичен – когда отождествляется Бог с природой.

    • Соматичен (телесен). Космос представлялся грекам в виде большого разумного тела.

    • Скульптурен.

    • Фаталистичен.

    • Возвышенно героический.

    Культуроген античного мира своим появлением обязан общегреческому пантеону Богов во главе с Зевсом. Греческие Боги – идеальные человеческие тела, они схожи с людьми и отличаются лишь красивой внешностью и тем, что никогда не лгут, если дело не касается войны и любви. Греки не имели священных книг. У них отсутствовала догматика и каста жрецов. Что являлось важным обстоятельством – зарождение свободного духа.

    В греческой религии различают две формы:

    • Публичная – представлена поэмами Гомера и Гесиода. Эта религия натуралистична, так как Боги этой религии - персонифицированные явления природы. Не случайно первые философы были натурфилософами.

    • Религия мистерий. В отличие от публичной религии орфики наделяли человека бессмертной душой и противопоставляли душу и тело. Суть орфизма в следующем:

    • Человек изначально греховен и в нем временно пребывания божественное начало и душа.

    • Душа предшествует телу и не погибает вместе с ним. Осуждена на реинкарнацию, искупая серию перерождений – первоначальный грех.

    • Орфическая жизнь – есть теория и практика уединения, цель которой состоит в том, чтобы прервать реинкарнацию, освободив душу от тела.

    • Очистившегося в ином мире ждет награда, а непосвященного ждет наказание.

    Исследователи считают, что противопоставление души и тела в орфизме явилось основой становления рационального дуального мышления и у некоторых философов - специфического образа жизни.
    Культ силы, тела, героизма и мужества, красоты и состязательности процветал и на многочисленных играх, проходивших в различных местах Греции. Древнейшими олимпийскими играми (776 г. до н. э.) греки объединяли различные культурные образования, самым ярким воплощением культа тела и красоты явилась греческая скульптура. При воплощении своих замыслов скульпторы использовали сквозистый светоносный паросский мрамор, который пропускал свет на 3,5 мм вглубь. По Лосеву Античность не знала личности, и даже знаменитый скульптор Фидия (V в. До н. э.) делал все свои изваяния на одно лицо. О душе говорили, что это двигатель, который движет людьми. Лишь к концу существования этой культуры греки начали осознавать значимость совести для человека, хотя чувство стыда эта культура сохраняла.
    Сам термин «философия» впервые ввел Пифагор, в переводе он значит «любовь к мудрости». До сих пор мы не знаем, что значит быть мудрым. Греки подразумевали под мудростью достижение совершенства в любом мастерстве, а также нахождение соразмерности и гармонии. Культура носила созерцательный характер. Словесное мастерство греки в силу этого ценили выше всего. Мудрецами они считали тех, кто из единого мог объяснить многое, причем на умозрительном уровне. Следует отметить, что изначально греческая философия возникла не в метрополии, а в городах-колониях, находившихся на западе современной Турции. Большинство исследователей становления философии склонны выделять следующие основные причины ее появления:

    • Социально-экономические. Греческая философия возникла в эпоху зрелого землевладения. Оно способствовало более глубокому разделению умственного и физического труда, а переход к эпохе железа способствовало повышению производительности труда, дальнейшей дифференциацией социума. Огромное влияние на становление философского мышления сыграли первые формы греческой демократии. Демократический дух срывал с восточного знания покрывало таинственности и незыблемости. Особенно два обстоятельства способствовали становлению субстанционального мышления:

    • Изобретение алфавита греками (22-ум согласным, позаимствованным у финикийцев, они добавили 5 гласных).

    • Изобретение денег.

    • Теоретические (мифогносеогенная концепция). Как было ранее сказано, огромное влияние на становление философии оказала греческая религия. «Теогония» Гесиода способствовала становлению идеи справедливости. У Гомера греки взяли элементы логической доказательности и обоснованности. Конечно же, философия рождалась на основе критического переосмысления ресурсов мифологического мировоззрения. Любой миф есть повествование, рассказ о сотворении порядка из хаоса. В этом рассказе все слитно: вещь и слово, идеально-материальное, субъекты-объекты и т. д. Поэтому это повествование носило антропоморфный или зооморфный характер, то есть, человеку проще было экстраполировать свои качества. Он драматизирован, т. к. всецело опирается на чувства, а мир предстает в качестве больших образований: великанов, зверей и т. д. Огромное значение в мифе выполняет ритуал, с помощью которого:

    • Сохраняются и ретранслируются традиции рода или племени.

    • Участвуя в ритуале, каждый индивид рода или племени как бы является соучастником акта творения порядка из беспорядка (формируется смысловой горизонт бытия древних, то есть, он понимает, во имя чего живет, и 9/10 времени этот дикарь проводил в этих таинствах и ритуалах).

    В силу того, что кровно-родственные связи сохраняются и в современных обществах у них возникает всегда почва для мифов, другое дело, что наши мифы не такие, как классические. Историческая эволюция мифа осуществлялась по пути усиления субъективности, то есть, разрушения единого целого, и на этом пути возникла первая форма теоретического сознания – религия. Существенное отличие мифа от религии состоит в том, что в последней проводится разграничение мира естественного и сверхъестественного, и допускается существование сверхъестественного.

    • Психологические территориально-климатические.


    Подытоживая сказанное, есть смысл обратиться к творчеству Платона для рельефного показа философского мышления. Платон жил в эпоху софистов, которые себя считали мудрецами (философия - любовь к мудрости). Платон решил дать бой софистам, решил поставить их на то место, которое подобает. Софистика – второстепенное в процессе рассуждения выдается за главное, подмена тезисов в ходе рассуждения. Для этой цели Платон создает особую антологию – вечный и неизменный мир идей (эйдоса), который является первичным по отношению к миру вещей.

    Там пребываешь душа. И тут встает вопрос: как же человек может познать этот сверхтонкий мир? Он воспользовался теорией метемпсихоза, то есть, переселения душ в тела, и создает гносеологию или теорию воспоминания душой прошлого опыта при переселении ее в бренное тело. При переселении в бренное тело душа напрочь забывает прошлый опыт. Итак, мы видим, что антология связана с гносеологией. К антологической и гносеологической составляющей Платон добавляет этическую составляющую, а именно: душа вспомнит прошлый опыт лишь тогда, когда человек живет по справедливости. А софистам, которые любой ценой хотят победить соперника, справедливость неведома. Поэтому зря они считают себя мудрыми, так как мир эйдоса им в принципе недоступен. Свою философскую позицию Платон распространил на общественные проблемы государства и впервые в истории открыл, что общество структурировано и состоит из 3-ех элементов. Он государство и общество отождествлял. Выделяя эти 3 элемента, он исходил из тезиса, что душа тоже структурирована и по аналогии с душой выделил классы в обществе (страты).





    Это есть не что иное, как первая идея полного тоталитаризма. Проект Платона – проект устройства тоталитарного общества.
    Сознание

    Общая характеристика сознания и трудность его изучения

    Сознание изучается множеством дисциплин. В каждой из этих дисциплин дается свой образ, свое понимание сознания, которое, как правило, отождествляется со всем. Положение усугубляется еще и тем, что исследователи сознания исходя из разных методологических и мировоззренческих оснований. Получается, что сознание отождествляют со знанием, самосознанием и т. д. Сознание действительно многолико, многоуровневое и, по мнению М. К. Мамардашвили, строгой научной теории сознания построить в принципе невозможно. Тем более, что это сложный идеальный объект, существующий в виде субъективных образов и объективированных форм. Сознанием имеет место во всем, с чем имеет дело человек. В целом, характеризуя сознание, можно сказать, что это символ, то есть понятие или термин, насыщенное различными содержаниями и смыслам и допускающее широкий круг интерпретаций. Если исходить из позиций здравого смысла нормального человека, то сознание предстает каждому из нас в формах созерцания, переживания, мышления и деятельности. Когда нечто предстает перед моим «я», а мое «я» перед нечто. Что же дано в созерцании? Либо это внешний мир, либо наше ощущение, либо наша интенция (направленность на что либо). Переживание – это внутренний мир моего «я». Мышление - логическая связь слов, то есть, формальная логика мышления. Мышление формируется на основе опыта созерцания и переживаний, которые образуют так называемый репенциальный слой (смутные следы этого опыта). В человеческом сознании в процессе сложного взаимоотношения понятий и интенционного поля имеет место привнесение интерегибельных объектов. Экзистенциальный квадрат, стороны которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Оценка одной стороны с позиций другой.
    Основные концепции сознания в Европейской классической философии

    В Европейской классической философии бытие всецело описывается 3-мя категориями:

    • Субстанция – первопричина всего сущего.

    • Атрибут – неотъемлемое свойство субстанции.

    • Модус – приходящее свойство субстанции.


    В таком случае, сознание можно представить как:


    • Идеальная субстанция. Когда говорят о сознании, как об идеальной субстанции, то в этом случае сознание возводится до уровня космического бытия, уровня зашифрованных смыслов. Достоинства данной концепции:

    • Она отвечает стремлению человека к некоторому абсолюту, к чему-то бесконечному.

    • Концепция ведет нас к идее единства всех людей – идея «соборности».

    • Не надо объяснять природу идеального, т.к. оно есть первичная интуиция.


    Основные недостатки заключаются в том, что концепция:

    • Носит иррациональный характер.

    • Не дает механизма взаимоотношения индивидуального сознания со всеобщим разумом.


    Данная концепция «подтверждается» опытами медитации.

    • Квазиидеальная субстанция. Оно также объявляется духом, разумом, но промысливается как нечто физическое и материально-действующее.

    • Атрибут идеальной субстанции. Данное понимание разработано Гегелем. У него абсолютная идея – знающая себя истина, которая исторически развивается или лишь в духе обнаруживает себя в качестве сознания.

    • Атрибут материальной субстанция. Эта позиция характерна для всех ранних форм материализма, которые грешили гилозоизмом. На простейших уровнях организации материи имеет место так называемая глухая чувствительность. Факты подтверждают разные уровни проявления чувствительности в природе, хотя сложной проблемой является разграничение психического уровня с другими уровнями и особенно психического уровня человека и животных.

    • Модус материальной субстанции. Понимается, прежде всего, как модус локально организованной субстанции (функция мозга). Фактическая база, подтверждающая тезис велика, но камнем преткновения является проблема идеальности сознания и мир его смысла.

    • Модус идеальной субстанции. Сознание – модус души (модус идеальной субстанции), но термин душа настолько размыт, что говоря о том, что сознание опирается на опыт души и что душа – носитель сознания, носитель этой концепции не может на рациональной основе объяснять природу души.


    Проблема происхождения сознания

    В учебной литературе при рассмотрении данного вопроса большинство автором опираются на так называемую диалектику-материалистическую, диалектико-историческую концепцию происхождения сознания.

    В рамках данного подхода сформировалось следующее предметное поле сознания:

    • Сознание – есть функция мозга.

    • Сознание – отражение объективной реальности в виде субъективных образов.

    • Сознание – проект трудовой общественной исторической деятельности.

    Данные аксиомы получены на основе развертывания следующих принципов:

    • Принцип материального единства мира.

    • Принцип отражения.

    • Принцип развития (эволюции).

    • Принцип детерминизма.

    • Принцип практики.


    К идее, что сознание есть функция мозга, исследователи пришли не сразу. То, что связь сознания с мозгом существует, знали и древние. После работ Сеченова и Павлова эту связь стали понимать как функциональную. Данный аспект находится в ведении медико-биологических наук.
    Если исходить из презумпции естественности, то следует допустить такую мысль, что в основании материи, в самой природе имеется атрибутивное свойство подобное сознанию. На это обращали внимание гилозоисты, но они сделали неправильный вывод о том, что всей материи свойственно сознание. Таким атрибутивным свойством является свойство отражения.

    Категориальный ряд, связывающий отражение с другими базовыми отражениями следующий:

    Материя – движение – взаимодействие – структура – отражение – информация

    Таким образом, это такое взаимодействие предметов, когда структурное отношение одного запечатлевается в структурных особенностях другого. Это способность оставлять след.

    Есть смысл разграничить психику высокоорганизованных животных и сознание человека.


    Структурные элементы

    Психика животных

    Сознание человека

    Целеполагание

    Активность = поведение → стимул → реакция → действия → результат
    Эта форма реализуется за счет структурной организации организма (зоркий глаз, чуткий слух, когти и т. д.).

    Человеческая активность = деятельность + поведение → цель → орудие труда

    Абстрактное мышление

    Язык жестов, звуков, мимики, позы и т. д. Работает по принципу «часть-целое».

    Все то, что есть у животных, а также сознание как понятийное явление. К нему нельзя сводить, но сознание в узком смысле – это понятие явление. Работает по принципу «знак-значение».

    Самосознание - осознание себя, собственного «я».

    Элементы опыта и воли имеются у вожаков.

    Все то же, что есть и у животных, а также мир культуры. Мир культуры – как механизм адаптирующей деятельности.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта