Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Взгляды на политогинез в XX в. Общая характеристика ранних государств.

  • 3.Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной и греко-римской античной цивилизаций.

  • Формы социального управления и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе


    Скачать 346.5 Kb.
    НазваниеФормы социального управления и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе
    Анкорotvety_k_zachetu_zar_stran.doc
    Дата25.03.2018
    Размер346.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_k_zachetu_zar_stran.doc
    ТипДокументы
    #17209
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Формы социального управления и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе.

    Форма организации первобытного общества: род или племя. Род предполагал не территориальный, а личностный, кровный союз. Во главе каждого рода стоял вождь. Вождь- это уже не только физически сильный человек, как в стаде, но умный авторитетный лидер с согласия других членов рода.

    Появляются советы старейшин, которые решают текущие вопросы рода. Все главные вопросы решаются на общих собраниях.

    Период первобытной демократии

    Общество однородное, люди различались лишь по возрасту, полу, религии и принадлежности к роду.

    Управленческие функции осуществлялись коллективно (защита от врагов, охрана порядка, регулирование общественных отношений). Правила поведения выражались в обычаях, традициях, образах. Действовали правила в силу привычки,, авторитета.

    Обычай - закрепленное правило поведения от отца к сыну.

    Не было деления на права и обязанности. Эти правила поведения получили название мононорм, или неразделенные нормы обычаев, морали и религии.

    Запреты существовали в форме табу, они запрещали инцесты, воровство, убийство, коневолизм, запрещалось нарушать разделение между мужчиной и женщиной.

    В случае нежелания подчиняться правилам жизни семейно – клановой группы, совершения тяжкого проступка нарушитель мог быть подвергнут избиению, изгнанию или даже смертной казни по воле семейно – родового коллектива.
    2.Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Взгляды на политогинез в XX в. Общая характеристика ранних государств.

    Неолитическая революция и переход человечества (на рубеже VII-V тысячелетия до н.э.) к производящей экономике имели самые разнообразные и глубокие последствия. Прежде всего следует отметить появление ранних оседлых земледельческих обществ в регионах, благоприятных для проживания людей и их успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения (своего рода демографический взрыв). Земледельческие общины проявляли тенденцию к разрастанию, что находило свое выражение прежде всего в отпочковании новых семейно-клановых групп. На территории крупной земледельческо-родовой общины могло складываться несколько поселений, даже кварталов, что с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к формированию поселений городского типа.

    Со временем усложняется внутренняя организация семейно-родовых групп, их члены приобретают новые культурные и производственные навыки, начинается разделение труда (на земледельческий, скотоводческий, ремесленный в различных его видах и т.д.). Все это способствовало повышению эффективности общественного и коллективного в своей основе производства. Производящее хозяйство могло не только удовлетворять минимальные жизненные потребности членов семейно-кланового коллектива, но и создавать своего рода "излишки", т.е. прибавочный продукт. Эти излишки первоначально реализовывались по принципу внутриродового реципрокного обмена, но постепенно все чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Становление товарного производства вело в свою очередь к дальнейшему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства, которого не было ранее в родовом обществе. Появилась объективная основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными семейно-клановыми общинами, а также и в самих родовых группах.

    Постепенный рост общественного продукта привел к углублению имущественных различий, а, следовательно, и к закреплению за общинно-родовой верхушкой имущественных, а соответственно и социальных привилегий. В новых условиях занятие родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, что было характерно для предшествующего этапа общинного строя, но и особый, более высокий статус. При этом выборные процедуры, отражавшие давно установившуюся демократическую традицию, еще сохранялись.

    Система социального ранжирования, которая сама по себе вела к возвышению роли лидера, не означала еще отказа от принципа реципрокного обмена. Предоставляемые лидеру все увеличивающиеся имущественные и иные привилегии (например, право иметь несколько жен) рассматривались лишь как эквивалент тем достаточно сложным функциям, которые он теперь осуществлял, и той серьезной ответственности, которую он на себя принимал. Обязанности вождей семейно-родовых общин становились все более многообразными. К их числу относилась организация общественных работ, перераспределение земельных участков по мере изменения численного состава группы, поддержание отношений с соседними семейно-клановыми коллективами. К этим функциям, ставшим более или менее традиционными, добавилась новая и важнейшая редистрибутивная функция перераспределения прибавочного продукта, который добывался или производился не лидером лично, как это было на стадии реципрокного обмена, а усилиями всей группы. Здесь уже закладывались элементы будущей, присущей государственно организованному обществу, системы эксплуатации.

    В результате неолитической революции и усложнения социальной и хозяйственной структуры произошли глубокие изменения в осуществлении власти (во властеотношениях) внутри семейно-клановых групп.

    Власть вождя семейно-клановой группы по-прежнему сохраняет потестарный характер. Но осуществляемые им функции, в особенности редистрибутивная функция, приближают его власть к политической, государственной, поскольку она приобретает большую степень силы и обязательности для членов семейно-родовой общины. Она становится в большей степени властью положения, самого высшего управленческого статуса и не связывается, как это было прежде, с личными качествами лидера. Именно поэтому не просто авторитет, а властные функции вождя начинают приобретать наивысшую ценность в глазах членов группы, которые все чаще вступают в острое соперничество за лидерство. Амбициозные стремления к власти подкрепляются желанием навязывать свою волю коллективу, получать от власти совершенно определенные имущественные и личные привилегии.

    Одним из важнейших последствий неполитической революции, имевшим прямое отношение к генезису государства и права, было развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур. Возникновение и эволюция этих структур проходили в значительной степени спонтанно и приобретали под воздействием конкретно-исторических фактов различные формы. Некоторые из них были типичными для одних народов, но не получили развития у других. Особо заметную роль в процессе становления государственности сыграла одна из форм межобщинных связей и организационных структур - племенной строй. Однако в современной литературе его универсальность и значимость иногда ставятся под сомнение.

    Естественным результатом эволюции общинного строя (особенно при позднеродовой общине) было возникновение множества новых семейно-клановых общин, что привело к возникновению более крупных социальных образований - братств (фратрий) и племен, а иногда и к конфедерации племен. Племя, как правило, имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Постепенно складываются и органы племенного самоуправления, прежде всего племенной совет, в который обычно входили вожди (старейшины) всех составлявших племя родов. Члены племенных советов, а также вождь племени избирались соплеменниками и могли быть ими смещены. Любой член племени имел возможность выступить на заседании совета и высказать свое мнение по поводу решений или действий вождя.

    Деятельность племенных органов способствовала организации коллективных работ, расширению связей между семейно-клановыми группами (в частности, межобщинному обмену продуктами), урегулированию межклановых конфликтов, а также отношений с другими племенами. Первоначально эти органы решали лишь те вопросы, которые выходили за пределы интересов отдельных семейно-клановых групп.

    Так, распределительные (редистрибутивные) отношения долгое время были вне ведения племенных советов и регулировались родовыми, а не племенными обычаями. Но постепенно по мере развития производящей экономики, усложнения внутриплеменной организации центр тяжести в родоплеменном самоуправлении смещается на племенной уровень, что неизбежно подрывает значимость и устойчивость общинной демократии. Все большее значение приобретают также племенные нормы (обычаи, обряды и т.д.), регулировавшие взаимоотношения между родовыми общинами, но неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.

    Важным этапом в предыстории государства и права стало, наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции, формирование принципиально новых основ управления обществом, являющимся по своей сути предгосударственным.

    Новый тип управленческой деятельности определялся потребностями общественной жизни, усложнением хозяйственной деятельности и всей системы социокультурных связей людей. Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами привела к выделению специального слоя организаторов производства, которые обладали необходимыми навыками и умениями и использовали при этом целую систему мифологических и религиозных символов.

    Наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия и т.д.) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка не желала расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная верхушка, используя свой традиционный авторитет и систему религиозно-мифологических обоснований, стремилась консолидироваться в замкнутую, закрытую для большинства соплеменников группу сословного или кастового характера.

    Меняется в формирующемся протогосударстве и положение вождя, который все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, протогосударство возникает не как внешняя по отношению к родоплеменной системе сила, а как логическое и естественное продолжение общинных структур. Оно скреплялось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной административной иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть которого приобрела авторитарный и сакральный характер.

    В литературе нередко называется ряд факторов, способствующих возникновению первичных надобщинных структур и протогосударства. К числу этих факторов обычно относят экологическую среду (теплый климат, плодородные почвы, водные ресурсы и т.д.), устойчивый уровень производства, дающий сравнительно большой избыточный продукт, демографический оптимум. Важным, хотя и вторичным фактором являются завоевания и войны. Последние не могут повлиять на внутренние процессы эволюции общинных связей, но они ведут к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударств.

    Немаловажен тот факт, что нередко генезис государства протекал в особо привлекательных по природным условиям регионах, в пределах которых возникало сразу несколько протогосударств. Такие изначальные государственные образования получили название первичных протогосударств. Между этими протогосударствами возникали острые противоречия, которые приводили к военным столкновениям.

    В конечном счете победу одерживало государство, чья военная организация оказывалась более сильной и эффективной. Это могла быть военная демократия. Однако ее значение и распространенность в течение длительного времени преувеличивались в литературе (начиная с работ известного американского этнографа XIX в. Л. Моргана). Значительно более распространенными были государства, выступавшие в виде военно-иерархических структур.

    В ходе войн и естественного роста возникали также так называемые вторичные государства, которые объединяли несколько небольших первичных протогосударств или включали иногда огромные территории как с родоплеменньми, так и с уже сложившимися государственными структурами. Эти государства, имевшие достаточно сложные организационно-управленческие структуры и выполнявшие самые различные административные функции, имели доклассовый характер.

    Следует особо подчеркнуть, что протогосударства как ранние и простейшие государственные образования сформировались в эпоху, когда общество еще не знало классового деления. Оно возникает на более высоких ступенях не без активного воздействия самой государственной власти. Таким образом, современные исторические, этнографические и иные данные убедительно свидетельствуют, что ранние государственные образования возникают не на базе классового господства, как долгое время было принято считать в нашей литературе, а складываются спонтанно в ходе естественного развития самого общинного строя из сложных надобщинных структур. Один из наиболее характерных признаков протогосударства - образование сложных организационно-управленческих систем, постепенно становящихся замкнутыми и отрывающимися от породившего их общества.

    Образование протогосударств - это своеобразный прорыв человечества из предыстории в цивилизацию. На различных континентах и у разных народов в силу неравномерностей самого исторического процесса такой прорыв происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сложились на Востоке еще в IV-III тысячелетии до н.э. Несколько позднее переход к государственности и к цивилизации происходит в Средиземноморском бассейне, в античном мире. У большинства народов Европы падение первобытнообщинных порядков и становление государственности завершается лишь в средние века. В Африке, Полинезии и в некоторых других регионах земного шара догосударственные семейно-клановые отношения просуществовали вплоть до XIX-XX вв. и уступили свои позиции не в результате естественного развития, а в ходе европейской колонизации.
    3.Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной и греко-римской античной цивилизаций.

    Возникновение государства у восточных народов

    В странах Азии и Африки первые государства возникли в зонах поливного земледелия. Строительство каналов и других ирригационных сооружений, совместная обработка и орошение земельных угодий вели к сохранению сельскохозяйственной общины и общественной формы co6cтвенности на землю.

    Особенность - гос-во складывалось раньше, чем возникала частная собственность на землю и крупные орудия труда. Источником богатства были не сами средства производства, а управление ими. Государство служило источником образования классов, привилегированных групп и слоев населения.
    Основу экономики составляла государственная и общественная собственность. Ч/с сосредотачивалась у верхушки государственного аппарата, у купцов и ремесленников. Но частный характер этой собственности был достаточно условным т. к. собственность была связана со сферой потребления, либо — со сферой распределения (собственность купцов). Городские ремесленники своим трудом не могли внести существенного вклада в общественное производство. Такой вклад принадлежал сельским общинникам, результаты труда которых присваивались знатью. Развивается хорошо централизованная opганизация власти имеющая деспотический характер. Важным фактором влияющим на усиление авторитета власти, была религиозная идеология, провозглашавшая правителей избранниками бога.

    Сложилась своеобразная структура, напоминающая пирамиду. В се основании находятся свободные земледельцы, объединенные в сельскохозяйственные общины формально владевшие землей. Над общинами стоит большая армия мелких и крупных чиновников различных рангов. Их деятельностью руководит ближайшее окружение монарха: советники, визири министры и т.д. На вершине всей пирамиды находится монарх, обладающий неограниченной властью.

    В Китае и некоторых других государствах (например, у восточных славян) рабство носило патриархальный характер, так как труд рабов использовался для удовлетворения потребностей отдельных семей и не влиял на экономическое развитие общества. Зато, в Египте, труд рабов вносил значительный вклад в экономику ораны. Рабы были здесь собственностью государства или храмов.

    б) Возникновение европейских государств

    Первые государства в Европе возникли в Древней Греции (Афины, Спарта), на территории Апеннинского полуострова (Рим), а несколько позднее, - у древних германцев.

    Общим фактором, который привел к образованию государств в Европе, была необходимость в новых, условиях руководить обществом, решая общесоциальные и классовые задачи, т. к. происходило быстрое формирование частной собственности на землю, скот, рабов и орудия труда.

    В Древних Афинах в ходе разложения общинного строя начало складываться и быстро развиваться экономическое неравенство. У афинской аристократии сосредоточилось большее количество, лучших земельных наделов, рабочего и продуктивного скота, рабов, орудий труда. Вместе с этим возрастает роль наемного труда, который выполняется безземельными и малоземельными общинниками.

    Одновременно усиливается влияние еще одной группы собственников, которые приобрели свои богатства торговлей и морскими грабежами (пиратством).

    В этих условиях возрастают трения между наследственной аристократией и народными массами. В эту борьбу вступают и новые богатые собственники, требующие доступа к осуществлению политической власти.

    В конечном счете происходит частичное преобразование органов родового строя. В итоге складывается система органов публичной власти, которая выступает в защиту интересов собственников. Для Афинского государства характерно то, что оно образовалось в результате классовых противоречий возникших и развивающихся внутри родоплеменного строя.

    Особенности возникновения государства в Древней Спарте связаны с тем, что спартанцы завоевали соседние территории и подчинили их себе. Население этих территорий стало общинными рабами (илотами). Их численность во много раз превышала численность спартанцев. Это потребовало создания нового аппарата для управления и поддержания в повиновении илотов. Одновременно возникла задача — не допустить неравенства и напряженности среди коренного населения Спарты. Для этого, всю территорию и рабов поделили по числу полноправных жителей на равные части. Это помогло избежать сосредоточения частной собственности на землю и рабов в руках отдельных людей. Принятые меры, а также постоянная угроза восстания илотов (рабов), привели к тому, что Спарта становится аристократической республикой. Для нее характерны жесткие, методы управления в сочетании с оставшимися значительными пережитками родоплеменной организации, что способствовало их сохранению на долгое время.

    В Риме на протяжении длительного времени продолжалась борьба между представителями аристократической знати (патриции) и свободными римлянами (плебеи). В результате организация власти в Риме стала достаточно демократической (установление равноправия всех свободных граждан, каждый гражданин был земледельцем и воином, сельская община оставалась собственником земли и др.).
    Это положение изменилось к концу II в. до н.э., когда начался процесс массового обезземеливания общинников. Одновременно с этим в Риме скопилось большое количество рабов. Возросла территория страны за счет захваченных земель. Для управления обширной территорией, удержания в повиновении рабов, подавления столкновений различных социальных групп, во II в. до н.э. в Риме создастся мощный государственный аппарат.

    Успешное завоевание Германскими племенами, соседних народов потребовало создания такой администрации, которая могла бы управлять захваченными территориями и народами. Богатая военная добыча ускорила процесс разложения родоплеменной организации у древних германцев. Возникновение государственной организации было ускорено и еще одним фактором — сильным влиянием более высокой римской политической культуры, использованием опыта. Родовые связи германских племен, рассеянных на огромных пространствах, утрачивали свое значение, заменяясь связями территориальными. Новой организацией власти явилась власть военачальника, который, захватив лучшие земли, большую часть военной добычи, опираясь на военную дружину превратился в короля (монарха).

    Германское государство возникает как раннефеодальное государство.

    Процесс возникновения государства может ускоряться и осложняться внешними причинами, но это не меняет основного положения — государство всегда результат внутреннего развития общества.

    Черты гос-ва: ДРЕВНИЙ ВОСТОК:1. Цикличность развития 2. Идеология признает переселение душ, отрицает идею бога как личность. 3. Вся светская жизнь подчинена религии, религиозно –этические нормы преобладают над правовыми 4. Отсутствует индивидуальный статус личности, личная и финансовая безопасность- статус личность приобрет. Только в силу к принадл. К определ. Социаль. Группе.5. Общество построено по принципу коллективизма интересы общества первичны. 8. Нет рыночной эономики. 6 . Строгая иерархия социальных групп. 7. Общественное сознание традиционно, хризматично,ю рационально. 8. Квазиэкономика9. Отношения власть- собственность- бедные и богатые без правны перед государством. 10. Во главе стоит хозяин(правитель)принцип(патариализьма;, 11огусодураствление всех сторон жизни. Гсударс. Всегда враждебно по отношению к личности. 12. Отсутствие гражданского общества.13. Очень меленные изменения.

    Особенности права в древневосточн.цивилизыции:1. Религиозные.моральные, этические нормы привалируют над правовыми. 2.Сохраняется мифологическое сознание.3. Подчеркивается ненужность права (правовой нигилизм)3. Мораль выступает как естествен. Право, морали противопоставляется действующее право –зло для них. Право=Закон+=Наказание.- отсуда постоянное неуважение к праву (суду, милиции).
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта