Грамотность чтения. сборник. Грамотность чтения СБОРНИК. Инструкция Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту
Скачать 0.98 Mb.
|
Северо-Казахстанская область район имени Габита Мусрепова КГУ «Чистопольская средняя школа Сборник текстов с тестовыми заданиями по предмету «Грамотность чтения» ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ Инструкция: «Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту». Тишина А за дубами – Диканька с её великолепным дворцом, окружённым парком, сливающимся с дубовыми лесами. Я целый день провёл в этом лесу, октябрьский солнечный день. Тишина поразительная. Если только смотреть на солнце – переливается в воздухе прозрачная, блестящая паутина между тонкой порослью, да если прислушаться – зашелестит на миг упавший с дерева дубовый лист. Ни звука, ни движения. Только лапчатый кленовый лист, прозрачно-жёлтый на солнце, стоит боком к стеблю и правильным движением качается в стороны, как маятник: то вправо, то влево. Да ещё тишина нарушилась двумя красавицами – дикими козами, которые быстро пронеслись мимо меня и скрылись в лесной балке... И конца-краю нет этому лесу.
Отель Мы останавливались в этом отеле на целую неделю в январе 2015 г. в стандартном двухместном номере с двумя кроватями. Очень уютный и спокойный небольшой отель, соответствующий заявленному уровню цен. Был предоставлен трансфер из аэропорта и водитель для поездок по городу при необходимости. Дама на ресепшене (блондинка бальзаковского возраста). Недоброжелательная. Всё мнение о гостинице портит. Завтрак до 10.00, никто не предупреждал. Пришел в 10.10 – отказали в завтраке, хотя в ресторане был всего лишь один клиент. Продали завтрак за 1500 тг. без чека на простой бумажке. Ужин: 30 минут искал официанта, пришлось зайти на кухню и вытащить его оттуда. Официант не знает, что есть в меню, несколько раз переделывали заказ, т.к. блюд, которых хотелось, не было. Понравилась чистота комнат, обслуживание номера. Обеспечена ежедневная уборка номера, смена постельного белья один раз в три дня, полотенца ежедневно. Удобные кровати, чистый и просторный номер.
Первая женщина-журналист У казахов есть одно замечательное качество. Какими бы жестокими ни были споры, даже если речь шла о пролившейся крови, они слушались слова старших, иногда отменяя смертные приговоры. «Голову можно отрезать, но язык отрезать нельзя», – говорят в таких случаях, и, обращаясь к врагам, просят слова… Когда хан Абылай попал в плен к калмыкам, такое слово, глядя прямо в лицо контайши Голдану, попросил бий Казыбек. И выручил из плена нашего хана. В наше время есть люди, которые особенно ценят слово, знают ему цену – это журналисты. Про казахских журналистов нельзя сказать, что они забыли о священных качествах слова. Острое слово придаёт статьям журналистов крылья, а писательскому перу лёгкость. Первой женщиной-журналисткой была Назипа Сегизбайкызы Кулжанова. Она родилась 27 июля 1887 года в городе Торгае. В те времена перед городскими девушками не было таких препятствий, как в ауле. Целеустремлённая и талантливая девушка в 1902 году окончила русско-казахскую гимназию в Костанае, и с 1903 по 1904 годы преподавала в учительской семинарии. В 1913 году Назипа стала членом группы «Гражданские спутники» Семипалатинского отделения Русского Географического общества. Назипа очень любила поэзию великого Абая. В 1914 году, начиная с 26 января, она проводит ряд вечеров, посвящённых десятилетию со дня смерти великого поэта. Она собирает людей, пропагандирует высокое поэтическое искусство, знакомит читателей и слушателей с творчеством поэта, читает его стихи широкой публике. С этого времени она пишет для газет «Казах», «Сарыарка» и «Алаш» многочисленные статьи о жизни казахских женщин, начинает вмешиваться в политику и общественную жизнь. В 1917 году Назипа участвует в съезде казахов Семипалатинской области и входит в Правление съезда. Пламенный журналист, она не останавливается на этом, активно участвует в жизни народа и страны, пишет основательные статьи, перо её остро и полезно обществу, что замечают многие. В то время женщин-журналистов не было вообще. И писать о женских проблемах, как Назипа, не мог и не умел никто, для этого ведь надо было быть женщиной. Вдвойне трудно было быть журналистом в те годы, когда почти ежемесячно менялась власть. О чём писать в такой обстановке? Оставалось одно: писать правду, невзирая на то, что творится вокруг, что Назипа и делала. В 1920 году Назипа Кулжанова вошла в состав Комиссии Народного комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников, книг, по делам издательств. Находясь на этой работе, она стала известна как главный специалист по подготовке казахской азбуки. В 1922 году Назипа стала членом редакционной коллегии газеты «Енбекши казах». С 1923 по 1925 годы она работала в журналах «Красный Казахстан», «Равенство женщин» и печатала статьи в газетах «Айкап», «Казах», «Знамя единства», «Алаш». По её просьбе русский композитор Александр Затаевич написал музыку к песням «Гайни-ау, саулем», «Плач Кадыра». У неё были и книги – «Традиционное воспитание в школе» (Оренбург, 1923), «Воспитание матери и ребёнка», – которые актуальны и сейчас.
Еще с момента возникновения футбола идея использования более легких футбольных бутс всегда являлась привлекательной для футболистов. Рекламные объявления 1950-х и 1960-х активно расхваливали преимущества использования легких футбольных бутс, более подвижных на ноге, позволяющих игрокам двигаться быстрее на футбольном поле. Но на тот период легкая футбольная обувь еще не воспринималась игроками как важный фактор в футболе. На первый план выступал комфорт, соответствие профилю стопы и чувство мяча, нежели фактор веса, который занимал второстепенное значение. Современная история легких футбольных бутс началась с чемпионата мира по футболу 1998 года, когда компания Nike начала активно пропагандировать концепцию, что более легкие бутсы сделают игроков быстрее и техничнее на поле. Компания начала производить свои известные бутсы в невиданном доселе сочетании цветов (серебристый, синий, желтый), в которых выступал знаменитый бразильский нападающий Рональдо. Эта модель футбольной обуви вызвала огромный всплеск интереса к бутсам Nike, вызвав оживленные обсуждения их достоинств и недостатков среди футболистов и болельщиков. Компания производила эту модель на протяжении четырех лет до чемпионата мира в 2002 году (сейчас это кажется неслыханным: ведущие компании усовершенствуют свои модели каждые 12 месяцев). Запуская обновленную модель бутс, компания Nike устанавливает новый стандарт сверхлегкой спортивной обуви, заменив более традиционный верх полностью переделанным синтетическим. Такой верх стал отличительной чертой модели, подрывая устоявшиеся каноны, согласно которым верх должен состоять из традиционной натуральной кожи. Последняя модель, выпущенная в 2011 году, весит всего 226 граммов. Модель SuperFly весит всего 210 граммов! Естественно, на ноге они вообще не ощущаются. Более легких бутс в природе пока не существует. Современные бутсы позволяют развить максимальную скорость всего за пять секунд – это впечатляющий результат. Профессиональные футболисты, которые занимаются в этих бутсах, говорят, что никогда не бегали быстрее. При этом они испытывают такое ощущение, как будто бегают босиком. Роль высоких технологий в совершенствовании футбольных бутс растет.
«О милосердии» (Д.Гранин) В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд. Я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. Решил повернуть назад, домой. Я шел по улице. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным непониманием, обостренным ожиданием помощи... Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог. Позже я раздумывал над этой историей. Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным? С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел. Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры. Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. 1.Типы речи в тексте: А) рассуждение и повествование В) описание и описание С) описание D) рассуждение Е) повествование 2. Главная проблема общества, по мнению автора рассуждения А) Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги В) Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. С) Персонально виноватых нет. D) что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь Е) Один человек — я, например, — может просить всех проникнуться ею и подумать 3.Вопрос, который ставит Д. Гранин перед обществом А) что же сделать? В) Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь? С) раздумывал над этой историей D) Кого винить? Е) спросили хотя бы, в чём дело? 4.Вывод, сделанный автором эссе А) причин видимых не нашёл В) Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания С) Уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. D) не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело. Е) поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. 5. Д Гранин примеряет главные жизненные правила военной поры к нынешнему времени в ряду словосочетаний А) исключено было пройти мимо, невозможно …отвернуться, сделать вид, что не заметил, помогали, тащили на себе В) держусь шоковым состоянием, запомнил лица многих людей С) заставил призадуматься, с горечью вспоминая этих людей D) хорошо помню этот путь, потом отводили глаза, отворачивались Е) вспоминал фронтовое время, нарушал закон фронтовой жизни 6. Вопрос, на который нельзя ответить по содержанию текста А) Почему герой запомнил так много людей, повстречавшихся ему на улице? В) Можно ли воспитать милосердие в себе? С) Где произошли события, описанные в тексте? D) По какому поводу собирается автор текста бить тревогу? Е) Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится автор? |