Главная страница
Навигация по странице:

  • Комната Обломова (по И. Гончарову)

  • Подвиг художника

  • Кто сильнее

  • Герой нашего времени Бэла

  • Грамотность чтения. сборник. Грамотность чтения СБОРНИК. Инструкция Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту


    Скачать 0.98 Mb.
    НазваниеИнструкция Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту
    АнкорГрамотность чтения. сборник
    Дата01.03.2023
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГрамотность чтения СБОРНИК.docx
    ТипИнструкция
    #962949
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Дом Пушкина

    Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли.

    Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами воска и мёда.

    В доме много хорошего псковского льняного белья – скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат – прохладный, крепкий.

    Вещи из льна обладают удивительным свойством – там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека. Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лён, и он славился по всей России и за её пределами.

    От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей.

     

    1. Неверное утверждение:

    A) лён оберегает здоровье людей в силу натуральности волокон

    B) в пушкинском доме всегда пахнет яблоками

    C) лен знаменит не только на просторах России, но и за рубежом

    D) в доме Пушкиных много льняных вещей, изготовленных мастерами из Пскова

    E) комнаты в доме Пушкина пахнут хорошим деревом и землей

    2. Запах, распространяемый в доме Пушкина в период цветения

    A) хорошего дерева и свежей земли

    B) солнца и чистоты

    C) свежести и благоухания

    D) прохлады и крепости

    E) воска и меда
    Комната Обломова (по И. Гончарову)

    Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

      Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

     Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?" От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха. 

    1. В комнате Ильи Ильича отсутствовали

    A) картины

    B) шаткие этажерки

    C) шёлковые занавески

    D) серебро, хрусталь

    E) бюро красного дерева

     2. Лежанье у Ильи Ильича было

    A) необходимостью, как у больного

    B) отдыхом, как у уставшего человека

    C) наслаждением, как у лентяя

    D) отрешением от всего окружающего

    E) нормальным состоянием

     3. Признак того, что в комнате кто-то жил

    A) чернильница

    B) книга

    C) зеркало

    D) тарелка

    E) книга

    4. Отношение Обломова к своей комнате

    A) Комнату Илья Ильич была убрал с утонченным вкусом.

    B) Убранство комнат заботило только Захара – слугу Обломова.

    C) Разнообразные хлопоты не давали Обломову возможности заняться домашними делами.

    D) Илья Ильич чаще бывал в других трех комнатах, нежели в кабинете.

    E) Комнаты Обломов обставил довольно богато.

    5. Задача автора текста

    A) описать типичный городской быт того времени

    B) показать характер человека через окружающую его обстановку

    C) высмеять людей, которые не обладают хорошим вкусом

    D) объяснить причины лени и пассивности Обломова

    E) высказать недовольство к работе Захара, слуги Обломова 


    Больница

    Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. 3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. Кого тут только не было! Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

    Время шло, а приём всё не начинался. И терпение людей лопнуло. Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

    «Господи, зачем я здесь!» - думал я, глядя на этих людей. Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. Ждать стало невмоготу, я решил действовать. Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

    - Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. Пожалуйста, устройте!

    Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

    - Отойдите все от дверей, отойдите! - проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. Через минуту она вышла и кивнула мне головой:

    - Сейчас вас вызовут!

    Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. Я улыбнулся. Молодая мама усадила его на место.

    - Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!

    Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. Я закрыл глаза. Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:

    - Никитин, на приём!

    Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. Я, не шевелясь, стоял в стороне.

    - Никитин кто? Где он?

    Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:

    - Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!

    К двери бросилась молодая мама с ребёнком. Я отошёл к окну. Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

    - Не подошёл ещё Никитин? Ну, тогда следующий по очереди...

    (По К. Акулинину)
    1.Человеческий порок, порицаемый автором, по тексту:

    А) тщеславие

    В) жадность

    С) гнев

    D) эгоизм

    Е) корыстолюбие

    2. Этого действия герой-рассказчик не предпринимал:

    А) Ждал своей очереди в районной больнице

    В) Как городской житель смотрел с презрением на людей в районной больнице

    С) Договорился в регистратуре о приёме вне очереди

    D) Повредил запястье, поскользнувшись на обледенелой лестнице

    Е) Предложил деньги за приём к хирургу вне очереди

    3. Тип речи текста:

    А) рассуждение

    В) повествование с элементами описания

    С) повествование с элементами рассуждения

    D) повествование

    Е) описание

    4. Этих людей в очереди к хирургу в больнице не было:

    А) Мам с детьми

    В) Старшеклассниц

    С) Жителей города

    D) Пожилых женщин

    Е) Хмурых стариков

    5. Возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор больницы, так как:

    А) после долгого ожидания у людей лопнуло терпение

    В) грудные дети начали плакать

    С) пожилые женщины начали возмущаться

    D) начали визгливо кричать старшеклассницы, что им нужно только поставить штамп

    Е) мамам трудно было успокоить своих детей
    Подвиг художника

    В 1508 году Микеланджело Буонарроти подписал договор с папой Юлием II. Итальянский скульптор и художник обязывался расписать плафон (потолок) Сикстинской капеллы. Так называется длинная и высокая зала в папском дворце в Ватикане. Чтобы расписать ее потолок (высота зала - 18 метров), по указанию художника поставили леса. Работать на них он мог только лежа. В течение четырех лет художник в таком положении расписывал плафон. Его тело ныло, краска капала ему на лицо, но, увлечённый работой, он ничего не замечал. Микеланджело работал с неистовством, забывая о сне и еде. Работая лёжа, великий мастер испортил себе зрение. Долгие годы спустя он мог рассматриваться предметы, только подняв их над головой.

    Сколько технических трудностей испытал Микеланджело! Только что закончил он одну фреску (роспись по штукатурке водяными красками), как эта часть потолка стала покрываться плесенью, испортившей написанное. Пришлось всю работу начинать сначала.

    Микеланджело один расписал плафон площадью в шестьсот квадратных метров. Лишь его ученик Кондиви помогал ему. Это был труд титана, это был подвиг художника.

    За что бы ни брался Микеланджело, он всегда работал с горячностью, увлечённо, с головой погружаясь в свои грандиозные замыслы. Когда ему нужен был мрамор для статуй, он вместе с рабочими спускался в каменоломню и там в течение многих месяцев добывал его.

    Может быть, ты спросишь: ради чего Микеланджело все дни своей жизни отдавал такой неистовой, такой всепоглощающей работе? Представь себе, что мы задали бы такой вопрос самому Микеланджело. Вероятно, он просто не понял бы нас.

    Он не мог жить иначе. Смысл всей его жизни был в этом непрерывном творческом труде. Он стремился раскрыть самого себя, свои думы, свои чувства в произведениях искусства, и была еще в этом исступленном труде огромная радость для мастера — радость созидания, счастье творить.

    И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы. И как пять веков назад, люди и сейчас не перестают любоваться и сикстинским плафоном, и скульптурами Микеланджело. Через века дошли до нас мысли и чувства художника. Когда мы смотрим на юного смелого «Давида», вставшего на защиту своей страны, мы чувствуем, как горячо любил родину сам Микеланджело, также с оружием в руках защищавший родную Флоренцию.

    Мы любуемся величественной росписью Сикстинской капеллы, и мысли художника о красоте и совершенстве человека становятся нам так же близки и дороги, как и ему.

    И мы благодарны художнику за его колоссальный труд, за его подвижническую жизнь, за прекрасные создания, которые приносят нам глубокую …. . (Е.О.Каменева)

    1. Словосочетание из текста не отражает оценку труда Микеланджело:

    А) труд титана

    В) его колоссальный труд

    С) грандиозные замыслы

    D) подвиг художника

    Е) его подвижническую жизнь

    2. Утверждение по тексту является ошибочным:

    А) Расписывать потолок помогал Кондиви.

    В) Сикстинская капелла – это длинная и высокая зала в папском дворце в Ватикане.

    С) Мастер испортил себе зрение, работая лёжа.

    D) Чтобы расписать потолок, по указанию папы ЮлияII поставили леса.

    Е) Высота зала Сикстинской капеллы составляет 18 метров.

    3.В этом предложении выражена главная информация, содержащаяся в тексте:

    А) И была еще в этом исступленном труде огромная радость для мастера — радость созидания, счастье творить.

    В) Краска капала ему на лицо, его тело ныло, но, увлечённый работой, он ничего не замечал.

    С) И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы.

    D) Мы любуемся величественной росписью Сикстинской капеллы.

    Е) Долгие годы спустя он мог рассматриваться предметы, лишь подняв их над головой.

    4. В последнем предложении пропущено слово:

    А) восхитительность

    В) радость

    С) усладу

    D) весть

    Е) красоту

    15. Не относится к трудностям, с которыми столкнулся Микеланджело, пока расписывал плафон Сикстинской капеллы:

    А) Работать приходилось лежа.

    В) Подписал договор с папой Юлием II.

    С) Площадь расписываемого потолка составляла более шестисот квадратных метров.

    D) Из-за плесени одну часть потолка пришлось расписывать повторно.

    Е) Расписывал плафон в течение четырёх лет.

    Кто сильнее?

    Даже широко образованный зоолог затрудняется дать исчерпывающий ответ на вопрос, кто сильнее: лев или тигр, ибо в саванне, где царствует лев, нет тигров, а в джунглях, где властвует тигр, нет львов.

    Тигра нет в Африке, Австралии, Америке и Европе. Его местожительство – Юго-Восточная Азия и наша дальневосточная тайга. Тигры отличаются и величиной, и окраской, и «теплотой» шубы. Например, южнокитайскому и бенгальскому видам вовсе не нужна густая шерсть: они будут в ней изнывать от жары. А вот нашему красавцу – уссурийскому тигру – она необходима, чтобы противостоять морозам.

    Лев не живёт в Америке, Австралии и Европе. Африка – его дом. Но и там сейчас львы встречаются не везде. Севернее Сахары царя пустыни истребил единственный его враг – человек. В Азии лев тоже истреблён. Лишь в Индии сохранилось небольшое количество азиатских львов.

    Повадки льва и тигра резко отличаются друг от друга. Роднит их только то, что они самые крупные представители семейства кошачьих нашей планеты. Различий же у них куда больше. У льва круглый зрачок, а у тигра – продольный. Лев живёт на земле, а тигр, кроме того, лазает по деревьям. Лев – стадное животное, а тигр бродит всегда один. Львы хорошо уживаются с другими зверями. Они приручаются быстрее и лучше, гораздо послушнее тигра. Тигр же чужаков не терпит.

    И всё же кто сильнее – тигр или лев? Физически лев сильнее, но тигр проворнее. Если звери и схватываются в условиях неволи, то побеждает царь зверей. Ему помогает грива, которая мешает тигру схватить его за шею. Только один вид тигров сильнее льва – это наш уссурийский тигр. Сильнее этого хозяина тайги только белый полярный медведь.

    (по материалам журнала «Юный натуралист»)

    1. Стиль текста:

    А) научный

    В) разговорный

    С) публицистический

    D) художественный

    Е) официально-деловой

    2. Местожительство тигра, согласно тексту:

    А) Африка

    В) Австралия

    С) Юго-Восточная Азия

    D) Америка

    Е) Европа

    3. Современное местожительство льва, согласно тексту:

    А) Америка

    В) Австралия

    С) Европа

    D) Азия

    Е) Африка

    4. Словосочетание, которого нет в тексте:

    А) хозяин степи

    В) азиатский лев

    С) царь пустыни

    D) полярный медведь

    Е) дальневосточная тайга

    5. Утверждение является ошибочным:

    А) Физически лев сильнее, но тигр проворнее.

    В) Тигр – стадное животное.

    С) Повадки льва и тигра резко отличаются друг от друга.

    D) Единственный враг львов – человек.

    Е) Только один вид тигров сильнее льва – это наш уссурийский тигр.
    Герой нашего времени

    Бэла

    Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. Большая часть из них, к счастью для вас, потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел.

    Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

    Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов остановился для ночлега. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица, – а эта гора имеет около двух верст длины.

    Нечего делать, я нанял шесть быков и нескольких осетин. Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан, другие стали помогать быкам почти одним криком.

    За моею тележкою четверка быков тащила другую как ни в чем не бывало, несмотря на то, что она была доверху накладена. Это обстоятельство меня удивило. За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Я подошел к нему и поклонился: он молча отвечал мне на поклон и пустил огромный клуб дыма. (М.Ю.Лермонтов)
    1. Текст изложен в следующем порядке:

    1) Остановился караван верблюдов для ночлега.

    2) Была осень и гололедица.

    3) Большая часть путевых записок утеряна.

    4) Осетин-извозчик распевал песни.

    5) Его лицо давно знакомо с закавказским солнцем

    А) 3, 4, 1, 2, 5

    В) 5, 1, 4, 2, 3

    С) 3, 5, 4, 2, 1

    D) 4, 3, 5, 1, 2

    Е) 3, 2, 1, 4, 5

    2. Тема текста кратко:

    А) Тифлис

    В) Койшаурская гора

    С) Койшаурская долина

    D) Поклажа

    Е) Арагва

    3. В тексте нет словосочетания:

    А) славное место

    В) пятёрка волов

    С) неприступные горы

    D) набит записками

    Е) помогать криком

    4. Я ехал на перекладных из Тифлиса. Перекладные – это:

    А) Лошади, сменяемые по пути

    В) Экипаж с лошадьми, сменяемыми на почтовых станциях

    С) Неудобные сиденья, которые нужно перекладывать

    D) Бригада извозчиков

    Е) Маленькие лошади

    5. Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. Предложение содержит в себе:

    А) метонимию

    В) метафору

    С) сравнение

    D) эпитет

    Е) олицетворение
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта