Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Возникновение и развитие линогравюры 1.1 Гравюра. Её разновидность и история

  • 1.2. Линогравюра

  • 1.3. Методика работы над гравюрой по линолеуму

  • Список используемых источников

  • курсовая гравюра. Использование линогравюры в графическом дизайне на примере разработки деревянных вывесок


    Скачать 55.59 Kb.
    НазваниеИспользование линогравюры в графическом дизайне на примере разработки деревянных вывесок
    Дата15.10.2021
    Размер55.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая гравюра.docx
    ТипРеферат
    #248387


    Использование линогравюры в графическом дизайне на примере разработки деревянных вывесок

    Содержание





    Стр.

    Введение

    3

    1. Возникновение и развитие линогравюры

    5

    1.1 Гравюра. Её разновидность и история развития

    5

    1.2 Линогравюра

    11

    1.3 Методика работы над гравюрой по линолеуму

    14

    2. Использование линогравюры в графическом дизайне на примере 

    14

    2.1 Разработка концепции




    2.2 Разработка деревянной вывески




    Заключение

    29

    Список используемых источников

    31


    Введение

    Техника гравюра по линолеуму возникла достаточно давно, в начале 20 века. Линогравюра относится к одному из старейших способов печати — высокой печати. Перед тем, как появилась линогравюра, в высокой печати была ксилография или гравюра по дереву. Но с развитием общества и промышленности, на замену в работе такому сложному материалу как дерево, пришел линолеум. Так в художественном многообразии возник новый вид гравюры, который сохранил выразительные свойства и технику исполнения. Работы, выполненные в линогравюре лаконичны, контрастные, четкие штрихи, при необходимости, имеется возможность выполнения цветной печати.

    Несмотря на то, что линогравюра появилась давно, она продолжает пользоваться популярностью в работе у современных иллюстраторов и художников, дизайнеров. Примером тому служит блог команды о дизайне Tutdesign, которая определила самые модные тенденции среди логотипов. Скрещивающиеся элементы и тонкие живописные цветовые решения – это тенденция к современной типографике в винтажном исполнении. Гравюра также оказалась среди всех этих изобразительных средств. Логотипы, которые имитируют эту технику, чаще всего хотят сказать о премиальности бренда, его эксклюзивности, дороговизне и традициях. Как правило, такую имитацию под печатную графику используют в классической одежде и алкогольных напитках.

    Исходя из выше изложенного, была сформулирована тема данной курсовой работы: «Использование линогравюры в графическом дизайне на примере разработки деревянных вывесок».

    Объектом исследования стал процесс использования линогравюры в графическом дизайне, а предметом – использование линогравюры в разработке деревянных вывесок.

    Цель исследования: изучить особенности использования линогравюры в графическом дизайне на примере разработки деревянных вывесок.

    Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

    1. Дать характеристику понятию гравюра, история её развития, технология изготовления.

    2. Рассмотреть историю возникновения линогравюры и её дальнейшее развитие.

    3. Изучить особенности методики работы над гравюрой по линолеуму.

    4. Выполнить собственную работу в технике линогравюры на примере логотипа для книжного магазина.

    В процессе написания работы использовались следующие методы исследования:

    1. Теоретические: анализ литературы и Интернет - источников, синтез и обобщение.

    2. Эмпирические: описание.


    Глава 1. Возникновение и развитие линогравюры

    1.1 Гравюра. Её разновидность и история

    Гравюра (фр. gravure — гравюра, гравирование, от фр. graver — вырезать, высекать, нем. graben — копать) — разновидность графического искусства и полиграфической технологии, основанная на гравировании печатной формы. В теории изобразительного искусства понятием «гравюра» объединяют особый способ художественного формообразования, методику и процесс творчества, отдельные произведения, особенности их восприятия и оценки. [1]

    Нередко к гравюре относят и литографию ("плоская гравюра"), создание которой не связано с процессами гравирования. Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда цвет) и применяется в характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и других печатных изданиях, альбомов, станковых листов и т. д.

    Специфическая особенность гравюры заключаются в её тиражности (т.е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой на твёрдых материалах.

    В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая гравюры. В выпуклой гравюре все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2-5 мм. Рисунок, таким образом, возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение. []        

    К выпуклой гравюре относится гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до конца XV в. рельефная гравюра на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались штихелем).         

    В углублённой гравюре рисунок механическими или химическими (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка, железа, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка. Чёткую, чисто линейную структуру имеет резцовая гравюра (прорезание штихелем линий в поверхности металла), причём направлением и пересечением линий, их меняющейся толщиной выразительно передаётся пластика изображаемого предмета. Свободная живописная игра линий в офорте (процарапывание рисунка гравировальной иглой в покрывающем доску кислотоупорном лаке с последующим травлением доски) и гравюре "сухой иглой" (процарапывание рисунка иглой прямо на доске) позволяет выразить движение, тонкие световоздушные и эмоциональные нюансы.

    Богатство тональных оттенков достигается в гравюре акватинтой (протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка), пунктирной манерой (комбинации точек, выбитых в доске пунсонами или же нанесённых сквозь лак иглами и рулетками, а затем протравленных), лависом (рисование на доске кислотой, наносимой кистью), меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых мест изображения на доске, которой с помощью гранильника придана сплошная шероховатость). []

    Многие виды углублённой гравюры часто служили репродукционным целям. Прямо имитируют карандашный рисунок гравюры карандашной манерой, (разновидность пунктирной манеры) и мягким лаком (рисование карандашом на бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску; лак прилипает в местах рисунка к бумаге и снимается вместе с ней, обнажая для травления поверхность доски).

    Традиционные материалы в XX в. заменяются новыми: дерево - пластиком, металл - оргстеклом и т. д. Как выпуклая, так и углублённая гравюра может быть цветной. Краски наносятся тампонами на разные участки одной доски. При другом способе каждая краска наносится на особую, обработанную лишь в соответствующих частях доску, а изображение возникает в результате последовательного оттискивания всех досок на одном листе. Фиксированная в оттиске стадия работы гравёра над доской называется "состоянием". У некоторых художников известно до 20 состояний одной гравюры.

    Возникновение гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравировки: ксилография - с резьбой, в том числе на досках для набойки; резцовая гравюра - с ювелирным делом; офорт - с украшением оружия. Бумага - материал для оттисков - появилась в начале н. э. в Китае (где гравюры упоминается с VI-VII вв., а первая датированная гравюры относится к 868), в Европе - в средние века. Общественный интерес к гравюре с её тиражностью проявился в Европе в начале эпохи Возрождения - с ростом самосознания личности, с расширившейся потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей. Первые в Европе гравюры (религиозного содержания), выполненные в технике ксилографии, появились в XIV-XV вв. Выпуклыми гравюрами на металле во Франции в средние века часто иллюстрировались часословы. []        

    Немецкие и французские гравюры XV в. отличались декоративностью, контрастами чёрного и белого, подчёркнутыми контурами, готической ломкостью штриха. К концу XV в. два направления книжной гравюры сложились в Италии: во Флоренции значительную роль играл интерес к орнаменту, а в Венеции и Вероне тяготели к чёткости линий, трёхмерности пространства и пластической монументальности фигур.         

    В 1440-х гг. в Южной Германии или Швейцарии возникла резцовая гравюра (так называемый Мастер игральных карт). В XV в. немецкие анонимные мастера и М. Шонгауэр использовали тонкую параллельную штриховку, нежную моделирующую светотень. В Италии А. Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь объёмности, скульптурности форм, героической монументальности образов. А. Дюрер завершил искания мастеров поздней готики и Возрождения, сочетая характерную для немецкой гравюры виртуозную тонкость штриха с присущей итальянцам пластической активностью образов, наполненных глубоким философским смыслом. В эпоху Реформации гравюра послужила средством социальной борьбы ("летучие листки") в Германии и Нидерландах.     

    В начале XVI в. в Италии родилась репродукционная гравюра резцом, воспроизводящая живопись (М. Раймонди); как реакция на её обезличенную плавную штриховку, чётко выявляющую форму, развились офорт с его свободой штриха, эмоциональностью, живописностью, борьбой света и тени (Дюрер, А. Альтдорфер в Германии) и "кьяро-скуро" - цветная ксилография с обобщённой лепкой формы, близкими оттенками тона (У. Да Карпи, Д. Беккафуми, А. да Тренто в Италии). Свободой и драматичностью замысла выделялись резцовые гравюры нидерландца Луки Лейденского и француза Ж. Дюве. []

    В XVI в. в ряде стран Восточной Европы, в том числе и в России, развивается книжная ксилография.      В XVII в. господствовали репродукционные гравюры резцом и офорт, в котором широко проявилось разнообразие индивидуальных исканий - острогротескное восприятие пестроты и противоречий современной жизни у лотарингского мастера Ж. Калло, взаимодействие света и атмосферы в классицистических пейзажах француза К. Лоррена и в пасторальных сценах итальянца Дж. Б. Кастильоне, непосредственность восприятия психологических состояний в портретах фламандца А. ван Дейка. Наиболее цельной была голландская школа офорта.

    В офортах Рембрандта, отличающихся свободной динамикой штриха, эффектами света и тени, достигается драматическая экспрессия, психологическое раскрытие характеров. Новое ощущение природы выражено в пейзажах Х. Сегерса и Я. Р Ванёйсдала; анималистические офорты создавал П. Поттер, жанровые - А. ван Остаде. В XVII в. гравюра на металле распространилась в России (С. Ушаков, А. Трухменский). С конца XVII в. развивался русский лубок.[]

    Гравюра XVIII в. характеризуется обилием репродукционных техник: для воспроизведения живописи и рисунка виртуозно исполняются резцовая гравюра (П. Древе во Франции), часто с офортной подготовкой (Н. Кошен, Ф. Буше во Франции), изобретённая в XVII в. тоновая гравюра меццо-тинто и новые тоновые техники - пунктир (Ф. Бартолоцци в Англии), акватинта (Ж. Б. Лепренс во Франции), лавис (Ж. Ш. Франсуа во Франции), карандашная манера (Ж. Демарто, Л. М. Бонне во Франции).

    Блестящими мастерами цветной акватинты были французы Ф. Жанине, Ш. М. Декурти и особенно Л. Ф. Дебюкур. Оригинальный офорт отличался мягкостью, текучестью линий, тонкой игрой света (A. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Г. де Сент-Обен во Франции, Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто в Италии). Офортом и резцом исполнены сатирические листы У. Хогарта (Англия), жанровые, в том числе книжные, миниатюры Д. Н. Ходовецкого (Германия), грандиозные архитектурные фантазии Дж. Б. Пиранези (Италия). Гравюры использовались в книгах и альбомах, как украшение интерьеров и как форма художественной публицистики (офорты английских карикатуристов Дж. Гилрея, Т. Роулендсона; лубки времени Великой французской революции).[]

    В России в первой половине XVIII в. резцом гравировались патриотические аллегории, батальные сцены, портреты, городские виды (А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев); во второй половине XVIII - начале XIX вв. выдвинулись мастера портретной (Е. П. Чемесов, Н. И. Уткин), пейзажной и книжной (С. Ф. Галактионов, А. Г. Ухтомский, К. В. и И. В. Ческие), резцовой гравюры, пунктира (Г. И. Скородумов), меццо-тинто (И. А. Селиванов), лависа (Н. А. Львов, А. Н. Оленин); к офорту обращались архитекторы (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Ж. Тома де Томон), скульпторы и живописцы, первые русские карикатуристы .   

    В XVII-XVIII вв. широко развивается искусство ксилографии в Японии. В XVIII в. Окумура Масанобу ввёл 2-3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных гравюрах с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца XVIII в. - Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, игрой тонких плавных линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку - автор остродраматических по настроению портретов актёров. Сложность и неисчерпаемость, красоту японской природы раскрыли в своих пейзажах Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ в первой половине XIX в.[]  

    На рубеже XVIII-XIX вв. Ф. Гойя (Испания) в сериях офортов с акватинтой открыл новые пути гравюры, соединив почти документальную точность изображения с трагической гротесковостью образов. Сочетание жизненной убедительности и фантастичности присуще выпуклой гравюре на меди У. Блейка (Англия). В XIX в. преобладала репродукционная торцовая гравюра на дереве (изобретённая в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком), выполнявшаяся специалистами-резчиками (в России - Е. Е. Бернардский, Л. А. Серяков, В. В. Матэ) для штриховых, а затем тоновых иллюстраций ("политипажей") в книге и журнале. Меньшее значение имели репродукционная гравюра резцом.

    В возрождении оригинального офорта значительную роль сыграли живописцы, стремившиеся запечатлеть в нём живую изменчивость природы, игру света и ощущение пленэра (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, К. Писсарро во Франции). Остротой выразительности и широтой изобразительных возможностей офорт привлекал художников разных направлений второй половины XIX - начала XX вв.

    В технике офорта были созданы проникнутые духом революционного протеста циклы К. Кольвиц (Германия) и посвящённые жизни рабочих офорты Ф. Брэнгвина (Великобритания). В 1890-х гг. наступает возрождение ксилографии, которая привлекает складывающийся стиль "модерн" возможностями декоративной стилизации линии и пятна (У. Моррис в Великобритании, П. Гоген во Франции, Ф. Валлоттон в Швейцарии, А. П. Остроумова-Лебедева в России). В начале XX в. ксилография сыграла большую роль в сложении стилистики экспрессионизма (Э. Мунк в Норвегии, Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер в Германии). []        

    Ксилография и линогравюра XX в. приобретают богатство выразительных возможностей в изображении народной жизни, публицистическая страстность в пропаганде освободительных идей, в протесте против империалистического гнёта и войн. По-новому раскрылась выразительность линий и цвета в книжных гравюрах и эстампах французов П. Пикассо, А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Руо. Среди крупных современных мастеров реалистической гравюры - Р. Кент (США), А. Грант (Великобритания), Л. Норман (Швеция), X. Финне (Норвегия). Значительно обогатилась техника (особенно в гравюре на металле), вводятся новые материалы и технические способы гравюры.         

    Советская гравюра многообразно отразила жизнь и историю народа, достигнув больших успехов в различных видах и жанрах - в эстампе и книге, в революционной публицистике и лирическом пейзаже, в портрете и тематической композиции. Её отличают богатство национальных школ и творческих направлений, объединённых общими принципами коммунистической идейности и социалистического реализма.

    Наряду с продолжением традиций тоновой гравюры XIX в. (И. Н. Павлов, И. А. Соколов), ксилографии и цветной гравюры начала XX в. (П. А. Шиллинговский, В. Д. Фалилеев), в гравюре на дереве и на линолеуме возникли новые тенденции, характеризующиеся романтической напряжённостью, контрастностью, свободой воображения (Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко), психологизмом и синтетической цельностью стиля (В. А. Фаворский) и во многом повлиявшие на развитие советского изобразительного искусства в целом. Эти тенденции развивали в эстампе и особенно в книжной ксилографии П. Я. Павлинов, Н. И. Пискарёв, П. Н. Староносов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов, Г. А. Ечеистов, С. Б. Юдовин, Г. Д. Епифанов. В развитии советского офорта значительную роль сыграли И. И. Нивинский, Г. С. Верейский.

    Таким образом, возродилась гравюра резцом. Крупные школы гравюры сложились на Украине, в Литве, Эстонии, Латвии. В середине XX в. в советской гравюре ведущую роль стал играть эстамп, тяготеющий к широте обобщений, яркой декоративности, богатству фактур и приёмов в гравюре на дереве и линолеуме. 

    1.2. Линогравюра

    Вместо деревянной доски впервые стали использовать линолеум в 1905 г. (линолеум для настила полов был изобретен еще в 1860-е гг.) художники немецкой группы «Мост», когда им понадобилось напечатать большие листы плакатов, а спил дерева этого не позволял.

    Линогравюра, или гравюра на линолеуме, обладает большими изобразительными возможностями, хотя и уступает в тонкостях штриха ксилогравюре. Линолеум – универсальный материал для любых творческих замыслов: от экслибриса и книжной заставки до большой станковой гравюры как черной, так и цветной. Гравюра на линолеуме способствует развитию пластического видения. Занятие линогравюрой не только интересно, но и полезно тем, что приучает работать с материалом, заставляет много рисовать, постоянно тренировать руку, глаз. []

    Выпуклая гравюра, которая выполняется на линолеуме или на похожих по параметрам пластически-полимерных материалах. Возникла в первой половине 20 в. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Линогравюра выполняется с помощью специальных резцов (штихелей) различного профиля и размера, позволяющих добиваться тонких и толстых линий разной конфигурации и длины. Рисунок вырезается на линолеуме, затем наносится валиком тонкий слой краски и производится печать. В результате на листе получаются темными те части, которые на линолеуме были выпуклыми, а рисунок остается белым, потому что в углубления краска не попадает.

    К особым характеристикам линогравюры относятся четкие контрасты белого и чёрного цвета, краткость и чёткость языка, удобство и быстрота работы, красочный, художественный штрих, который получается из-за мягкости материала, лаконизм, возможность ускорения печати и увеличения объемов тиражей. Благодаря этим качествам, линогравюра быстро стала популярной у различных специалистов печатной графики. []

    Линогравюра, как форма графики входит в широкое понятие «эстамп», нашедшее применение не только в полиграфии, но также в дизайне интерьерови архитектуре. Каждый полученный с оригинала оттиск считается подлинником, поскольку печатную форму изготовил автор изображения. Печатают эстампы специальными типографскими красками

    В России линогравюра возникла несколькими годами позднее, чем в других странах Европы. Начало XX века - это период, когда у нас гравюра почти целиком стала репродукционной или выполняла задачи книжного и журнального оформления. Из крупнейших мастеров, работавших в ксилографии и в офорте, следует в первую очередь назвать В.В. Матэ, который воспитал целое поколение замечательных графиков. Первым из русских художников применил линогравюру Н.А. Шевердяев, который во время пребывания в Париже в 1906 году выставил свои работы в этой технике и имел успех. В 1907 году к линогравюре обратился, ставший в последствии русским художником-гравером, И.Н. Павлов, который уже до этого имел громадный опыт в работе над репродукционной гравюрой. И.Н. Павлов заинтересовался гравюрой на линолеуме. По свидетельствам Шевердяева: «в Париже линолеум уже вытеснил обрезную гравюру. И только застарелые эстеты презирали этот новый гибкий материал». Павлов самостоятельно разработал технику гравирования на линолеуме и приёмы печати. В историю графики художник вошел, прежде всего, своими знаменитыми сериями цветных линогравюр. []

    Ещё с эпохи Возрождения начал проявляться интерес к экслибрисам. Экслибрис - слово латинского происхождения, приобретает в наши дни все большую популярность. Оно означает "из книг..." и часто в этом смысле употребляется, например: "Экслибрис А.А. Сидорова". Но оно имеет и более общий смысл, обозначая книжный знак с любым текстом. Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Наклеиваются чаще всего листы тиражной графики. Экслибрис может быть связан с содержанием тех книг, для которых он предназначен, с особенностями характера занятий их владельца. Уже с изобретением книгопечатания книжный знак стал походить на современный: маленький эстамп, оттиснутый с гравированной на меди или дереве доски. В конце XIX - начале XX века экслибрисы все охотнее гравируют на дереве и новом материале - линолеуме. []

    Линогравюрой занимались такие русский художники, как Б.М. Кустодиев, М.В. Маторин, Суриков, В.А. Фаворский и многие другие. Увлекались линогравюрой и многие русские художники-живописцы. Блестящим офористом был и Нивинский, создавший целую школу московских граверов. Среди других художников, внесших большой вклад в развитие советской графики был А.И. Кравченко, так же работавший в области иллюстрации и гравюры на дереве. В этой технике работали В.Д. Замирайло, И.Н. Павлов, Д.И. Митрохин, В. Розанова. Крупными советскими мастерами линогравюры были В.Д. Фалилеев, К.Е. Костенко, П.Н. Староносов, И.А. Соколов. Наиболее популярной линогравюра становится в конце 1950-х – 1960-х годах.

    Таким образом, во многих союзных республиках сложились национальные школы линогравюры. Традиции художников старшего поколения продолжают молодые графики. Большинство из них прошло основательную профессиональную подготовку в художественных вузах.

    1.3. Методика работы над гравюрой по линолеуму

    Для гравирования лучше всего подходит пробковый линолеум, толщиной 2,5 - 3 мм, при этом он не должен быть слишком мягким и рыхлым. Если линолеум «сырой» и вязкий, то он для работы не подойдет, так как резец не дает четкой линии и застревает в толще доски. В этом случае линолеум разрезают на доски нужного размера и выдерживают не менее трех месяцев под небольшим прессом для того, чтобы вышло лишнее масло и линолеум не терял форму.

    Пересохший материал также не подходит для работы, так как становится жестким и ломким, крошится под резцом. Совсем не пригоден для работы тонкий, гнущийся материал с блестящей поверхностью на тканевой основе и так называемый «релин» — материал вязкий и мягкий, на котором стружка не отделяется в конце штриха. Пластик для пола, выпускаемый в рулонах и плитках размером 30X30 см, тоже можно использовать для гравирования, тем более, что режется он теми же инструментами, что и линолеум. Однако для первых опытов все же лучше брать натуральный линолеум как более гибкий и податливый материал.[]

    Перед началом работы доску необходимо отшлифовать, лучше всего натуральной или искусственной пемзой. Для этого кусок пемзы распиливают пополам и трут половинками между собой, чтобы убрать с поверхностей лишние шероховатости, затем ими шлифуют смоченный водой линолеум до получения ровной матовой поверхности. После этого доску промывают чистой водой и сушат. Шлифовать доску надо равномерно по всей плоскости, не делая пропусков. На плохо отшлифованный линолеум краска накатывается неровно, и получить качественный оттиск практически невозможно. Чтобы проверить качество шлифовки, сухую доску протирают зубным порошком, отчего сразу проявляются все изъяны и царапины на поверхности. Тогда доску надо шлифовать еще.

    Отшлифованные, промытые и высушенные доски необходимо протереть скипидаром (он укрепляет поверхность и хранить в горизонтальном положении стопкой под прессом, чтобы они отлежались и выровнялись. Складывать листы линолеума между собой надо только отшлифованной стороной, иначе под прессом на рабочей поверхности доски могут образоваться вмятины от узелков изнаночной ткани. Подготовленные таким образом доски наклеивают на толстый картон или оргалит и обрезают до нужного формата. Применять можно любой клей, кроме силикатного (столярный, казеиновый, декстриновый. ПВА), лишь бы он не был жидким и хорошо держал склеенные поверхности. Когда доска наклеена на жесткую основу, с ней удобнее работать. При резьбе можно использовать подушку, наполненную речным песком и позволяющую поворачивать во время работы доску. []

    Существует несколько способов перевода рисунка на доску, все они пригодны при работе на линолеуме и на дереве. Перед тем, как перенести рисунок, доску можно загрунтовать, что особенно рекомендуется при сложных, тонких работах. На грунтованную доску хорошо ложится карандаш, его можно стереть и наносить вновь, можно также работать кистью. Для приготовления грунта берут 25 г сухих цинковых белил, которые тщательно растирают пальцем, чтобы не было комочков, а затем смешивают с одним яичным белком и для консервации состава добавляют насыщенный раствор квасцов. Такая грунтовочная масса может долго храниться в плотно закрытой посуде и использоваться неоднократно. На линолеум грунт наносится широкой мягкой кистью тонкими слоями в несколько приемов.

    После грунтовки на доску переводится рисунок, который может быть выполнен в любой технике (карандашом, размывкой тушью, акварелью и т. д.), но должен быть достаточно точно проработан по форме. С рисунка снимается калька, с которой на доску рисунок можно перевести при помощи бумаги, натертой графитом, или обыкновенной копирки. При другом способе жирной литографской тушью обводят на кальке абрис рисунка и, наложив кальку рисунком на доску, притирают обратную сторону косточкой или ручкой зубной щетки. Тушь хорошо переходит на поверхность доски.

    При переводе рисунка на линолеум можно воспользоваться также прессом или офортным станком, но доску перед этим надо слегка протереть скипидаром, чтобы лучше перешла литографская тушь. Переведенный любым из этих способов рисунок затем необходимо прорисовать пером или кистью обычной чертежной тушью для закрепления его на доске.

    Если художник ставит перед собой задачу точно воспроизвести нарисованный оригинал, то на доску рисунок переносить надо в зеркальном отоборажении, т. к. только в этом случае при печати на оттиске получится прямое изображение. Если такая задача не ставится, то можно рисовать сразу на доске тушью, пером или кистью в зависимости от характера работы. Этот способ дает более живой, динамичный штрих и помогает начинающим граверам быстрее понять задачи и особенности данной техники.

    Работая в гравюре, художник штихелем вынимает на доске светлые места. Для облегчения возможности контролировать работу и своевременно вносить коррективы в рисунок, доску тонируют до темно серого тона черной типографской краской, разведенной бензином, но так, чтобы просвечивал рисунок. []

    Основным инструментом для гравирования на линолеуме служит резец, имеющий в сечении форму треугольника с выемкой внутри. «Уголок» при работе на линолеуме — инструмент универсальный, т. к. им одним можно нарезать всю гравюру. Для удобства необходимо иметь два-три таких резца с разной шириной угла.

    Линия, вырезанная полукруглой стамеской, имеет одинаковую ширину на всем протяжении, потому что загнутые края стамески параллельны между собой, так что толщина линии зависит только от ширины режущего конца стамески. Такие резцы служат для параллельной штриховки, широкого белого штриха и вынимания промежутков между черными штрихами. Для вынимания больших белых мест используются широкие полукруглые резцы разной толщины. Угловые и полукруглые стамески, хорошо и правильно заточенные, легко, без особого усилия режут линолеум во всех направлениях. В гравюре на линолеуме пользуются и остро отточенным ножом для подрезки штриха, выравнивании шрифта и для вырезания мелких, точных деталей, которые ножом делать удобнее, чем угловым резцом. Резцы можно сделать из спиц от зонтов – они достаточно прочны и уже имеют желобок.

    Чтобы придать желобку нужную форму, кусок спицы (длиной 10 см) надо слегка отжечь: нагреть до красного каления и медленно остудить. После этого обжать спицу на трехгранном напильнике и обстучать молотком до нужной формы, затем конец спицы закалить: нагреть  до 800°С (до красного каления) и быстро остудить в машинном масле. Обрезок спицы с закаленным  жалом вставить  в деревянную ручку и отшлифовать конец мелкозернистой шкуркой. []

    Очень внимательно надо относиться к заточке инструмента. Угловые и полукруглые резцы затачиваются и направляются на плоских брусках, сначала на более грубых, затем на самых мелких. Очень хороши масляные бруски типа «индия», а для окончательной доводки — камень «эльштейн», употребляемый для точки бритв. Брусок смазывают машинным маслом, а после работы промывают бензином. Можно пользоваться для заточки резцов и корундовыми брусками, смачивая их водой, а доводить, «заправлять» резцы на микрокорунде или на мелкой наждачной бумаге («нулевке»). У инструментов затачивают только концы: полукруглые резцы следует при точке поворачивать от оси инструмента, в угловых точатся лишь бока.

    Прежде чем приступить к гравированию, желательно сделать пробу каждого инструмента на отдельном куске линолеума. При освоении техники резьбы необходимо запомнить несколько важных моментов: резец следует держать в кулаке, вытянув вперед большой палец; если при работе угловой стамеской линия выходит зазубренной, необходимо заточить резец: линолеум, закрепленный на жесткой основе, лежит при резьбе на подушке, набитой песком; вырезая волнистые или круглые линии, поворачивать следует доску, а не резец, вынимая большие плоскости линолеума, можно работать без подушки, во время работы следует быть осторожным, чтобы в случае неожиданного срыва стамески избежать пореза левой руки. []

    Характерные особенности гравюры на линолеуме, отличающие ее от других видов гравюры,— контрастность отношений, насыщенность и плотность штриха, лаконизм и обобщенность формы. Исходя из этих моментов, диктуемых фактурой материала, и следует выбирать графические приемы, наиболее подходящие для выражения намеченных задач.

    Практическое знакомство с гравюрой на линолеуме лучше всего начинать с натюрморта, выполняемого с натуры. Предварительно или параллельно с работой над доской необходимо на отдельных кусках линолеума проделать ряд упражнений для ознакомления с техническими возможностями каждого резца, а также освоить основные приемы техники резьбы: черный штрих на белой поверхности, моделирование формы белым штрихом, передача тона при помощи точки (черной и белой), фактурная обработка поверхности. []

    Очень большое значение в работе над гравюрой имеет тщательная подготовка эскиза, в котором необходимо решить общее композиционное построение, пропорциональные отношения предметных форм, пространственный рельеф натюрморта (что впереди, а что сзади), найти локальную цветовую окраску каждого предмета посредством черного и белого, по возможности без полутонов. Эскиз лучше рисовать черной тушью на бумаге кистью, избегая излишней деталировки и дробности. Следует думать и о фактурном решении поверхности каждого предмета и, в соответствии с этим, искать технические приемы гравирования.

    Работать над всей гравюрой надо сразу, выделяя белым цветом светлые места, постепенно двигаться в глубину затемненной доски, выявляя общий рельеф и пространственное положение предметов. Гравируя детали, следует все время думать о целом, представлять всю композицию. Нельзя сразу обводить на доске белым контуром все предметы. Белый контур сбивает пространственные отношения между предметами, разрушает цельность гравюры. Белым контуром в гравюре надо пользоваться осторожно, он должен звучать по-разному, то исчезая в пространстве, то мощно рисуя освещенные части предметов. Надо соблюдать основной принцип гравюры — беречь черное, не торопиться светлые места выбирать сразу до белого, оставляя на них запас тона, и помнить, что перерезанное место исправить трудно. []

    В овладении гравюрной техникой надо последовательно идти от задач простых к более сложным. При этом следует твердо усвоить одно, общее для всех видов гравюры правило — никогда не делать эскиз «под гравюру», т. к. такой эскиз стесняет творческое мышление художника и превращает процесс гравирования в механическое перенесение эскиза на доску. А ведь именно в познании качеств материала заключается основная задача и прелесть гравюры. То или иное техническое решение гравюры должно отвечать творческим задачам, применяться только сознательно. В этом — залог успеха в познании и овладении искусством гравюры.

    Печатать линогравюру можно ручным способом и на специальных станках. В домашних условиях более применим ручной способ как не требующий никаких специальных приспособлений и доступный каждому. Чтобы напечатать гравюру, необходимо иметь следующие материалы и инструменты: валик для накатывания краски на доску, который бывает трех видов: вальцмассовый, приготовленный из желатина, клея и глицерина и применяемый в основном в типографиях, резиновый, применяемый в фотографии, и кожаный; типографскую или литографскую краску и типографские прозрачные белила для разжижения краски; бумагу для печати гравюр, которая должна быть мало проклеенной (степень ее проклеенности легко определить, приложив к бумаге смоченный водой палец).

    В практике употребляется эстампная бумага, пригодная для печати всех видов гравюры, но требующая навыка в определении нужного количества краски, мелованная (для черно-белых гравюр), папиросная (для черно-белой гравюры па дереве). При работе с жесткими сортами бумаги (рисовальная, чертежная) лист с двух сторон надо смочить влажной губкой и сложить стопкой под пресс. Спустя сутки такая бумага будет хорошо принимать краску, но перед печатью необходимо снять остатки влаги газетой или промокательной бумагой; толстое стекло для раската краски; косточку для ручной печати (можно пользоваться скульптурным стеком, ручкой зубной щетки или обычной столовой ложкой); воск, которым натирается кусок плотной бумаги размером 6х9 см для облегчения скольжения по ней косточки при ручной печати; бензин, керосин или разбавитель для живописи №1, которыми смывают краску с доски и валика; тряпки для смывания краски; шпатель или тонкий нож дли размешивания краски на камне или стекле для раската. []

    Одноцветный оттиск получают следующим образом. Шпателем размешивают небольшое количество черной краски на стекле или литографском камне ровным тонким слоем и раскатывают валиком, поворачивая его так, чтобы краска накаталась равномерно. Затем, прочистив щеткой нарезанную доску от стружек линолеума, проводят валиком с краской по доске вперед и назад несколько раз, но легко, не нажимая, чтобы не забить штрихи. Когда краска накатана, на доску накладывают лист бумаги и приглаживают ладонью. Лист прилипает к доске, после чего его слегка натирают воском и косточкой притирают отдельные выпуклые места. Потом через листок бумаги, также натертый воском, с легким нажимом притирается вся гравюра. В ходе печати оттиск можно приподнять с одной или другой стороны и посмотреть, где необходимо притереть сильнее для получения качественного оттиска. Когда печать закончена, оттиск с угла приподнимают и, покачивая из стороны в сторону, снимают с доски. Нельзя снимать оттиск рывком, так как бумага может порваться. []

    Напечатать линогравюру можно и на так называемом «позолотном прессе» или на офортном станке. При печати на станке следует пользоваться «папкой», сделанной из двух скрепленных между собой петлями листов фанеры. Доска в папке укрепляется уголками или приклеивается, бумага также фиксируется уголками. При помощи картона или листов тонкой бумаги можно регулировать давлении на весь лист гравюры или на отдельные ее части для повышения качества оттиска (делать приправку). Если линогравюру печатают на офортном станке, то поверх формы с лежащей на ней бумагой накладывают тонкий металлический лист или картон, чтобы создать равномерное давление на всю доску.

    После получения пробного оттиска гравюру корректируют, добавляя белый штрих, или, если какое-то место сильно перерезано и туда необходимо добавить черный штрих, делают вставку. Для этого испорченное место вырезают целиком до картона или оргалита, на который наклеена доска, и вклеивают новый кусок линолеума, а затем гравируют это место в соответствии с корректурой. Вставку лучше делать по белому штриху, чтобы не был заметен шов. Мелкие ошибочные штрихи и швы вставок тщательно зашпаклевываются замазкой из зубного порошка и клея.

    Всю необходимую корректуру сначала проводят на оттиске при помощи туши или черной гуаши (если краска не ложится на жирный оттиск, на кисть добавляют мыло и только после тщательной выверки корректуру переносят на доску). Проделав всю работу по корректуре и получив окончательный оттиск, можно печатать авторский тираж линогравюры. В этом случае каждый оттиск подписывается. []

    Гравюры на линолеуме можно делать цветными. Живописные средства в гравюре ограничены, поэтому выбирают самые обобщенные, самые характерные. Цветовая гамма состоит их нескольких красок.  Просвечивая, при наложении друг на друга они дадут дополнительно еще несколько. На каждый цвет должна быть своя доска. Важно, чтобы рисунок на всех досках совпадал, чтобы на эстампе при печати новым цветом изображение не сдвигалось. Доски с линолеумом должны быть одного размера и положение линолеума на них также точно должно совпадать. Закончив печать, снимите с досок и валика остатки краски тряпкой, смоченной бензином. Протрите доски насухо и заверните в бумагу.

    Заключение

    Линогравюрой называют гравюру, вырезанную на пластическом материале (линолеум, полимеры). Она является разновидностью выпуклой (высокой) гравюры. Линолеум, как материал для гравюры, обладает многими положительными качествами. Он дешев, на нем можно быстро и легко резать, он не требует большого и сложного набора инструментов и выдерживает в печати большой тираж.

    Больше всего эту технику любят изготовители открыток и производители ткани, потому что такие принты дают ощущение ручной работы. Линогравюра востребована также и в книжной иллюстрации.

    В начале исследования была поставлена цель и для ее достижения решались. В рамках решения первой задачи было дано определение понятию «гравюра» и рассмотрены этапы развития гравюры.

    В рамках решения второй задачи была дана подробная характеристика понятия «линогравюры» и выделены ее характерные особенности и ступени развития данного направления.

    При решение третьей задачи была рассмотрена методика работы гравюрой по линолеуму и сделан следующий вывод, что эта работа требует внимательности и аккуратности, а также оригинальности и специальной подготовки.

    Четвертая задача исследования была также решена и в результате была изготовлен и описан логотип для книжного магазины.

    После решения всех поставленных задач можно сделать вывод, что поставленная цель в начале исследования достигнута. Линогравюра в современном мире продолжать быть востребованной и находить свое применение в различных сферах деятельности человека.

    Список используемых источников


    1. https://www.hudozhnik.online/blog/linocut

    2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0

    3. Бурганов, И. Скульптура. Живопись. Графика. Фото. Студия. Дизайн; М.: МГМ Дом Бурганова, 2002. - 142 c.

    4. Варшавский Л.Р. Очерки по истории современной гравюры в России: Ксилография и линогравюра / Ред. и вступ. ст. М. П. Сокольникова. — М., 2003. — 176 с.

    5. Громов, Е.С. C. Алимов. Книжная и станковая графика; М.: Советский художник, 2010. - 176 c.

    6. Дабнер, Дэвид; Хэрриот, Люк Первые шаги. Графический дизайн; М.: АСТ, 2006. - 160 c.

    7. Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. — АСТ, Астрель, 2004.

    8. Комолова, Нина Владимировна. Самоучитель. Обработка изображений; СПб: БХВ-Петербург, 2003. - 512 c.

    9. Павлов И. Н., Маторин М. Т. Техника гравирования на дереве и линолеуме. Под ред. М. П. Сокольникова. М.-Л.: Искусство., 2008. - 140 с.

    10. Погорелов, Виктор. Дизайн иллюстраций; СПб: БХВ, 2003. - 272 c.

    11. Поляков В. В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. Москва, 2002. 284 с.


    написать администратору сайта