Главная страница
Навигация по странице:

  • ИСТОРИЯ РОССИИ Учебное пособиеЧелябинск 2006ББК Т3(2)я7Г657Гончаров Г. А., Гончарова Е. А.

  • 1. Праславяне на рубеже I тысячелетия н. э.

  • Религиозные верования древних славян.

  • 2. Киевская Русь Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.

  • Первый

  • Владимир в 988 году

  • 3. Крупнейшие земли Руси в эпохуфеодальной раздробленности Причины феодальной раздробленности.

  • Владимиро-Суздальская земля.

  • Галицко-Волынское княжество.

  • Новгородская феодальная республика.

  • 4. Культура Руси до монголо-татарского нашествия Устное народное творчество.

  • Появление житийной литературы.

  • Контрольные вопросы и задания

  • Учебное пособие История России. История россии


    Скачать 2.76 Mb.
    НазваниеИстория россии
    АнкорУчебное пособие История России.doc
    Дата28.02.2017
    Размер2.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебное пособие История России.doc
    ТипУчебное пособие
    #3215
    страница1 из 25
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Челябинский государственный университет»

    Центр заочного и дистанционного образования

    Г. А. Гончаров Е. А. Гончарова


    ИСТОРИЯ РОССИИ
    Учебное пособие


    Челябинск 2006

    ББК Т3(2)я7

    Г657

    Гончаров Г. А., Гончарова Е. А.

    Г 657 История России: Учеб. пособие. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2006. 395 с.
    ISBN 5-7271-0785-7
    Содержит курс лекций по истории России, объединенных общим методологическим подходом на основе принципов объективизма и историзма, стремления к научной истине и деполитизации исторического знания. Учебное пособие дает возможность активно участвовать в освоении исторического материала. Этому способствуют контрольные вопросы и тестовые задания. Дополнительная литература и источники, перечень которых находится в прилагаемой программе курса, позволяют студентам на самостоятельной основе более углубленно познавать Родину.

    Предназначено для студентов вузов очной и заочной формы обучения неисторических специальностей.

    Печатается по решению редакционно-издательского совета Челябин­ского государственного университета.
    Рецензенты: кафедра отечественной истории Челябинского юридического института МВД РФ;
    доктор исторических наук, доцент Т. К. Махрова

    Г 0505000000 – 036 Без объявл. ББК Т3(2)я7

    4К8(03)–06
    ISBN 5-7271-0785-7 © ГОУВПО «Челябинский
    государственный университет», 2006

    © Центр заочного и дистанционного
    образования ЧелГУ, 2006

    © Гончаров Г. А., Гончарова Е. А., 2006
    ВВЕДЕНИЕ

    Целью настоящего учебного пособия является оказание помощи студентам неисторических специальностей в изучении основных вопросов курса «Отечественная история».  Пособие отвечает государственным стандартам на учебно-методическую литературу для высших учебных заведений.  В учебном процессе по неисторическим специальностям предмету «Отечественная история», как и другим, входящим в блок ГСЭ, отводится незначительное количество часов.  С одной стороны, государство заявляет о необходимости гуманизации и гуманитаризации образования, с другой — не имеет возможности дать такую подготовку.  Положение усугубляется тем, что в последнее время студентам предложено немало учебных пособий, игнорирующих реальный исторический процесс.  Их авторами Россия представлена как конгломерат народов и культур, скрепленный деспотической властью и подверженный влиянию то Запада, то Востока.  Этот псевдоцивилизационный подход значительно снижает эффективность патриотического воспитания посредством изучения истории собственной страны.

    История России — это часть всемирной истории. Наша Родина прошла сложный исторический путь, понимание чего необходимо для верной оценки ее сегодняшнего состояния: Древнерусское государство; Русь в период феодальной раздробленности и становления централизованного государства; Россия в период становления и утверждения абсолютизма; Россия в период развития капиталистических отношений и империализма; государство в годы советской власти и крушения советской политической системы; Российская Федерация в посткоммунистический период.

    В соответствии с программой курса пособие содержит теоретический материал, контрольные вопросы по каждой теме. Основная часть учебного пособия представляет собой конспективное изложение темы; тезисы лекций облегчают изучение обширных тем. В начале каждой главы дается характеристика рассматриваемого исторического периода, раскрываются его основные тенденции в социально-экономическом, политическом и культурном развитии общества. Основные понятия темы и даты выделены шрифтом.

    Вместе с тем, учебное пособие предлагает студенту не только пассивно усваивать материал, но и активно участвовать в его осмыслении. Кроме многочисленных фактов, цифр и дат, в учебном пособии приведены мнения выдающихся русских историков по тому или иному явлению, историческому периоду.

    Учебное пособие поможет не только осмыслить исторический материал на уровне систематизации, обобщения, но и научит критически оценивать наше далекое и недавнее прошлое, позволит приступить к более углубленному изучению истории России.  С этой целью рекомендована для изучения учебная дополнительная литература и источники — перечень предлагается в программе курса.

    Для успешной подготовки к экзаменам приведены вопросы и тестовые задания с краткими ответами.

    Надеемся, что содержание пособия будет в значительной мере способствовать осознанию студентами слов великого русского ученого М.  В.  Ломоносова: история «…даёт государям примеры правления, подданым — повиновения, воинам — мужества, судьям — правосудия, младым — старых разум, престарелым — сугубую твёрдость в советах, каждому — незлобивое увеселение с несказанною пользою соединённое».  
    ГЛАВА I 
    ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.
    КИЕВСКАЯ РУСЬ.
    Период феодальной раздробленности

    В начале I тысячелетия н.  э.  этническая карта Средней Азии и Восточной Европы стала существенно меняться и более-менее стабилизировалась к XII веку.  В III–IV веках кочевники-тюрки волнами продвигались из Прибайкалья и Алтая на запад и юго-запад.  Прежнее индоевропейское ирано-язычное население степей (скифы, сарматы, саки и др.) было оттеснено и утратило свою самобытность.  Следующей этнической волной были венгры (югры, огра, мадьяры), проживавшие на территории современной нам Башкирии и к северу от нее.  К концу IX века они заняли те дунайские земли, которые в настоящее время составляют Венгрию. Сильно расширилось расселение восточных славян.  Крупнейшим историческим событием явилось создание государства Киевская Русь.  Оно родилось первоначально как союз приднепровских славянских племен еще в эпоху военной демократии в VI–VII веках.

    Став феодальным государством, в IX–X веках Русь объединила десятки племен, превратившись в самое обширное государство в Европе.  В X–XI веках завершился территориальный рост Киевской Руси, оформилась княжеско-боярская верхушка, выросли города, культура достигла высокого общеевропейского уровня.  Во второй половине XI века наблюдается обострение социальных конфликтов.  Кризис усугублялся постоянными княжескими войнами.  Княжеские съезды не могли стабилизировать положение.  Киевская Русь как государство уже перестала выполнять положительную историческую функцию.  В 1132 году Русь окончательно распалась на ряд княжеств, что было до поры до времени прогрессивным явлением.  Феодальная раздробленность закрепила наследственное право на определенные земли за той или иной княжеской ветвью, что способствовало уменьшению количества междукняжеских конфликтов.  Как следствие этого, в XII веке наблюдается рост производительных сил, развитие городов и общий подъем культуры. В  русских землях высокого уровня развития достигли архитектура, живопись, поэзия, литература, ремёсла.  Феодализм на Руси вступил в свою зрелую стадию.  Она характеризовалась развитым феодальным хозяйством и феодально-крепостническими отношениями, сложной феодально-сословной иерархией, феодальным иммунитетом, элементами феодальной идеологии и права. Отношения между князьями, а также между князьями и феодалами внутри княжеств оформились в сложную систему сеньориальных и вассальных принципов.  По сравнению с предшествующим периодом, эпоха феодальной раздробленности была более высоким этапом в развитии феодального общества, но она принесла с собой и отрицательные черты.  Утрата общегосударственного единства, бесконечные усобицы и войны между сюзеренами и вассалами создавали в стране состояние постоянного хаоса, тяжело отражались на экономике страны, разъединяли ее воинские силы и ослабляли обороноспособность перед лицом иноземной агрессии.

    Нашествие монголо-татар нанесло тяжелый удар по развитию культуры и затормозило ее поступательное движение.

    1. Праславяне на рубеже I тысячелетия н. э.

    Предки славян (в научной литературе их называют праславяне) жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского Поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря.  

    Первые письменные свидетельства (I–IV века) о славянах мы находим у греческих, римских, арабских, сирийских и византийских историков (I–VI века н. э.).  Античные авторы упоминают славян под именами антов, венедов, склавинов.

    Византийский историк VI века Прокопий Кесарийский дал следующую характеристику славянам: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим.… Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.… У тех и других один и тот же язык.… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же»1 (Прокопий из Кесарии.  Война с готами.  М., 1950).

    В VI веке н.  э.  славяне совершают военные походы против Византийской империи.  Походы на Византию способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.  В этот период из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь.  В источниках отмечается 3 центра объединения восточнославянских племен: Куяба (Куява), Славия, Артания.

    Крупные племенные объединения восточных славян Куяба (Куява) — область вокруг Киева (арабский источник — Истархи).  Славия занимала территорию в районе озера Ильмень.  Ее центром был Новгород.  Местоположение Артании точно не установлено.  Летописи донесли до нас предание о княжении в Куябе (Куяве) в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека и Хорива и сестры Лыбеди, которые основали город Киев.

    Самая известная древнерусская летопись «Повесть временных лет» (составленная, как полагают, в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором) дает описание каждого племенного союза славян с указанием места его расселения.  Племенной союз мог включать в себя 100–200 отдельных племен (Повесть временных лет: Текст, перевод и ст.  Д.  С. Лихачева и Б.  А.  Романова.  М.; Л., 1950.  Ч.  1–2).

    По среднему течению Днепра, т.  е.  в районе города Киева, жили поляне; южнее полян — уличи; к северу от полян, по левому берегу Днепра и по Десне,— северяне; по верхнему течению Днепра и по Западной Двине — кривичи; по берегам Припяти — древляне; к северу от Припяти до Западной Двины — дреговичи; по рекам Оке и Москве — вятичи; в междуречье Днепра и Десны — радимичи; вокруг озера Ильмень — ильменские славяне (словене).

    Летописец показывает наиболее развитыми и культурными племя полян.  К северу от полян образовалась своеобразная граница, за которой племена жили «зверинским образом».  По данным летописца, земля полян также носила название Русь (от названия реки Рось).  Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь», но есть и другие теории (см. ниже: Норманская теория).

    Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, словаки, чехи) и венгры (IX век); на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, меря, мурома); на юге — печенеги и хазары.  

    Основным занятием восточных славян было земледелие.  Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька).  Выращивались и технические культуры (лен, конопля).  О том, что земледелие было основным занятием восточных славян, свидетельствуют и многочисленные названия хлебных изделий в лексике: коврига, калач, пироги.  Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур — жито.

    На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.  В первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню.  На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно.  Два-три года участок давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок.  Основными орудиями труда были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка.  Серпами жали хлеба.  Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

    В южных районах ведущей системой земледелия был перелог.  Здесь было много плодородных земель, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет.  С истощением почвы переходили («перекладывались») на новые участки.  Основные орудия труда: рало, а впоследствии — деревянный плуг с железным лемехом.

    С земледелием тесно было связано скотоводство.  Славяне разводили свиней, коров, овец, коз.

    В начале I тысячелетия н.  э.  славяне жили родовыми общинами.  Трудоемкие работы мог выполнять только большой коллектив.  В его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли, поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобрела община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

    Развитие земледелия, появление избыточного продукта дало возможность отдельной семье обеспечивать самостоятельное существование.  На смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община.  Каждая община владела определенной территорией, на которой проживало несколько семей.  Все владения общины делились на общественные и личные.  Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника.  В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.  п.  Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.  Единство соседской общины поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

    К моменту возникновения Древнерусского государства на его территории было уже несколько больших городов.  Среди них Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к VI веку), Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск и др.

    Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, т.  к.  это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов.  В большинстве случаев города строились на торговых путях.  Одним из важнейших торговых путей того времени был путь «из варяг в греки» через Западную Двину и Волхов — суда через систему волоков перетаскивались в Днепр, доходили до Черного моря и далее, вдоль морского берега, до Византии.  Полностью этот путь сложился в IX веке.

    Общественный строй.Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати.  Князей окружала бывшая родовая знать — «нарочитые люди», «лучшие мужи».  Важнейшие вопросы решались на народных собраниях — вечевых сходах.  Существовало общеплеменное ополчение (полк, тысяча, разделенная на сотни).  Во главе их стояли тысяцкие, сотские.  Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина.  Дружина делилась на старшую (послы, управители), и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

    Религиозные верования древних славян.  Восточные славяне были язычниками: поклонялись явлениям природы и культу предков.  У древних славян не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, но были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.

    Главные боги славянского Олимпа: Даждьбог (у некоторых племен Хорес) — Бог солнца; Перун — бог грома, молнии, войны; Стрибог — бог ветра; Волос, или Велес,— покровитель скотоводства.  Небо иногда называлось Сварогом (и поэтому Даждьбог был «сварожичем», т.  е.  сыном неба); мать Земля-сырая тоже почиталась как божество.  Богиня земли и плодородия — Мокошь.  Восточные славяне верили, что в лесах живут лешие, в реках — водяные.  Важное место в религии древних славян занимал культ предков.  При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню.  В честь умершего устраивали пир-тризну и военные состязания.  У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь Солнца и смены времен года.

    2. Киевская Русь

    Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию.  Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.  Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи.  Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Булгарии.  Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.  

    Рис. 1. Схема устройства Древнерусского государства
    (раннефеодальная монархия)


    История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX — начало XII века, условно может быть разделена на три больших периода.  Первый (IX — середина X века) — время первых киевских князей.  Второй (вторая половина X — первая половина XI века) — время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период (вторая половина XI — начало XII века) — переход к территориально-политической раздробленности.  

    Процесс образования Древнерусского государства нашел отражение в «Повести временных лет»: «В год 6370(862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.  И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами, судил по праву”.  И пошли за море, к варягам, к руси (“идоша за море к варягом, к Руси”). Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманы и англы (“сице бо тии звахуся варязи русь...”),— вот так и эти прозывались.  Сказали русь, чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка (“наряда”) в ней нет.  Приходите княжить и владеть нами”.  И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».

    Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для норманской теории.  Авторами этой теории были приглашенные в XVIII веке в Россию немецкие ученые Г.  Байер, Г.  Миллер и А.  Шлецер.  Покопавшись в летописях, они выявляют известие о призвании варягов в его первоначальной версии и излагают ее в качестве наиболее правдоподобной.

    Призвание варягов принимали М.  М.  Щербатов, Н. М. Карамзин.  «Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться» (Н. М. Карамзин.  История государства Российского.  Т.  I. М., 1993).  В XIX и в начале XX века традиционная версия не вызывала возражений у крупных историков.  Ее принимали М.  П.  Погодин, С. М. Соловьев, В.  О.  Ключевский.

    Слово «Русь». По предположению автора «Повести временных лет», первоначально так называлось то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья.  Потом это слово получило сословное значение.  Позднее Русь, или Русская земля,.. — получило географическое значение.  Наконец, в XI–ХII веках, когда Русь, как племя, слилась с туземными славянами, оба эти термина — Русь и Русская земля — являются со значением политическим: так стала называться вся территория, подвластная русским князьям.  В.  О.  Ключевский пишет в «Курсе русской истории» (Т.  I.  M., 1987), что «имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения; те же имена встречаем и в скандинавских сагах: Рюрик в форме Нrorекr, Олег по древнекиевскому выговору на о — Helgi, Ольга — Helga, Игорь — Ingvarr и т.  п.».

    Современные авторы сборника «История Отечества: люди, идеи, решения.  Очерки истории России IX — начала XX в.» (Т. I.  М., 1991) считают: «В оценке реальной роли пришлых варягов в истории Руси IX — начала X века особую роль сыграли археологи…. Внимание исследователей привлекали и привлекают раскопки Гнездова (являвшегося, по всей вероятности, предшественником Смоленска), Тимиревских и Михайловских курганов под Ярославлем.  Археологи обнаружили типы скандинавских погребений с характерными предметами, в том числе так называемыми «молоточками Тора» (амулетами, связанными с культом скандинавского бога-громовержца), мечи, застежки-фибулы...  Многие предметы были изготовлены явно местными мастерами, т.  е.  по крайней мере для X века можно с уверенностью констатировать присутствие варягов среди местных жителей».  В середине IX века как восточные славяне, так и европейский Запад знали о скандинавском происхождении пришельцев-русов (варягов) и отличали их от славян.  Отличали их от славян и византийцы.

    Немецкие ученые XVIII века Миллер и Байер, опираясь на документы, доказывали скандинавское происхождение слова «Русь».  В финском языке «руотси» — шведы.  Такое же обозначение скандинавов существует в других финно-угорских языках.  Византийский император Константин Багрянородный, описывая в середине X века днепровские пороги, приводит их славянские и «русские» названия, причем последние явно скандинавского происхождения.  Но, придя к выводу о скандинавском корне в названии Русского государства, немецкие профессора, однако, пошли дальше.  Они заявили, что и само Русское государство было создано выходцами с запада.  

    Первым и ярым противником норманской теории был М.  В.  Ломоносов.  Он связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами («росаланами»), рекой Рось на юге.  Опираясь на «сказание о князьях Владимирских», Ломоносов пытался доказать, что Рюрик был из Прусии — это «Поруссия», «руссы», славяне, следовательно, и пруссы — славяне тоже.  «Южная» гипотеза происхождения названия «Русь», идущая еще от М.  В.  Ломоносова, развита в XIX и в начале XX века С.  А.  Гедеоновым, Д.  И.  Иловайским, М.  С.  Грушевским, В.  А.  Пархоменко и др., это представление было поддержано в 30–50-х годах XX века советскими историками.  Советская историческая наука пыталась обосновать тезис о внутреннем развитии древнерусского государства в Среднем Поднепровье.

    Первый период Киевской Руси связан с именами Рюрика, князей Олега, Игоря, княгини Ольги, князя Святослава.

    Рюрик (годы правления — 862–879) умер, не оставив наследника (по другой версии, сыном Рюрика был Игорь).

    Олег (годы правления — 879–912), родственник Рюрика, правил за малолетством Игоря, сына Рюрика (?); с 882 года — киевский князь.  Олег завладел Смоленском, подчинил своей власти всех кривичей, взял Любеч, обманом завладел Киевом, убив Аскольда и Дира (Рюриковых дружинников, без ведома своего предводителя захвативших Киев paнее).  В 882 году Олег сделал Киев своей резиденцией, продолжая властвовать и над новгородцами.  Киев стал центром объединенного государства.  Князь Олег подчинил себе древлян, северян, родимичей.  В 907 году Олег собрал огромное разноплеменное войско из славян и финнов и предпринял свой знаменитый поход на Царьград (Константинополь). Русская дружина дошла до стен Царьграда и «повоева около города» (т.  е.  опустошила его окрестности).  Греки должны были просить мира и обязались заплатить Олегу огромную «дань» (откуп, контрибуцию).  Летопись сохранила и список мирного договора 912 года.  В походах Олега участвовали, кроме варягов, словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы.

    В 912 году Олег умер.  Его преемником стал Игорь (правил в 912–945 годах). Князя Игоря Старого считают сыном Рюрика.  Игорь покорил угличей, усмирил древлян, совершил два похода на Царьград.  В   941 году его войско погромило и пограбило берега Малой Азии, но потом русская флотилия потерпела поражение от греков, которые применяли т.  н.  «греческий огонь» («пущати начаша трубами огнь на лодьи русския»).  В 944 году при втором походе греки предложили Игорю мир.  Мирный договор 945 года повторяет постановления договоров Олега, но не предоставляет русским купцам права беспошлинной торговли.  В 945 году Игорь погибает во время сбора дани с древлян.

    Вдова Игоря, великая княгиня Ольга, мудро правила (в 945–964 годах) за малолетством сына своего Святослава.  Прежде всего она хитро и жестоко отомстила древлянам за убийство ее мужа (см.  Н. М. Карамзин «История государства Российского». Т.  1. М. , 1993).  Она установила «уроки» — размер дани, и «погосты» — место сбора дани.  В 955 году (по другим данным в 957-м) Ольга посетила Царьград (Константинополь) и приняла крещение по-православной вере.  По другой версии, Ольга крестилась раньше, в Киеве, где уже был храм Св.  Ильи.  Русский историк Н.  М.  Карамзин отмечал: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою».

    Ольга уговаривала своего сына Святослава креститься, но суровый воин отказывался под предлогом, что «дружина сему смеятися начнуть».

    В 964 году в Киеве стал княжить Святослав.  «Это самый храбрый, самый воинственный из всех князей русских; только и делал, что воевал; захочет пойти на какой-нибудь народ, прежде пошлет сказать ему “Хочу идти на вас”.  В походы не брал с собою ни возов, ни котлов: изрежет мясо тонкими ломтиками, испечет сам на угольях, так и ест.  Шатра у него не было, спал он на войлоке, положив седло в головы.  Точно так же жила и вся его дружина».  (С. М.  Соловьев.  История России с древнейших времен.  Кн.  I. М.,1959).  Он подчинил своей власти вятичей.  Около 965 года Святослав нанес ряд тяжелых поражений хазарам, разгромил их главные города — Итиль, Белую Вежу и Семендер.  Он победил северокавказские племена ясов и касогов и подчинил себе приазовскую область с городом Тмутаракань.  Святослав победил волжских болгар, разграбил их столицу Булгар.

    Византийское правительство просило его помощи в борьбе с дунайскими болгарами.  В  967 году Святослав с большой ратью двинулся на Дунай, победил Болгарию и — к неудовольствию византийского правительства — решил остаться там навсегда и сделать г.  Переяславец на Дунае своею столицею.

    «В то время...  жил в степи и нападал на Русь такой разбойничий, кочевой народ, называли его печенегами.  Чтобы защищать от них Русскую землю, нужно было жить в Киеве, постоянно быть наготове, строить города, а Святослав ушел далеко в Болгарию...» (С.  М.  Соловьев.  История России с древнейших времен.  Кн.  I. М., 1959).  Киевляне посылают гонцов к Святославу и просят его вернуться в Киев, чтобы защитить его от печенегов.  Что тот и сделал.

    После смерти Ольги Святослав посадил своего старшего сына Ярополка на свое место в Киеве, Олега — над древлянами, а несовершеннолетнего Владимира с дядей его Добрынею отпустил в Новгород.  Сам Святослав вернулся на Балканы (970 год).  Византийский император Иоанн Цимисхий решил изгнать нежелательного соседа.  Святослав был окружен стотысячным греческим войском.  «Повесть временных лет» так описывает события: «И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары.  И сказал Святослав своим воинам: “Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно, братья и дружина.  Мертвые сраму не имут!”» Святославу удалось прорвать оборону греков и с остатками дружины уйти на Русь.  Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.  В 972 году на обратном пути у днепровских порогов Святослав был окружен печенегами и убит.

    После смерти Святослава начал княжить старший сын его Ярополк (972–980).  Между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром произошли раздоры.  Ярополк разбил войско Олега древлянского.  Олег бежал с остатками своего войска и погиб.  Владимир бежал из Новгорода к варягам.  Вскоре Владимир прибыл с варяжской дружиною в Новгород, прогнал посадников Ярополка.  Завоевав Полоцкое княжество, он в 980 году взял Киев.  Ярополк был убит.  После этого Владимир предпринял успешные походы на запад.  В 981 году Владимир отнял у поляков восточную Галицию.  Затем совершил два похода на восток против вятичей, удачные походы на радимичей, на литовское племя ятвягов и на волжских болгар.  

    Имена князей Владимира I (980–1015) и Ярослава I Мудрого (1019–1054) — наиболее значимые для второго периода Киевской Руси.  

    В 988 году на Руси было введено христианство.   Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще задолго до официального крещения Руси при Владимире.  Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк.

    При проведении первой религиозной реформы Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси.  Он попытался создать единый пантеон богов.  В Киеве он «поставил кумиры на холму вне двора теремного» (Даждьбог, Хорс, Семаргл, Стрибог, Мокошь).  Возглавлял пантеон Перун — бог громовержец.  Культ Перуна насаждался самыми жестокими мерами (Добрыня, дядя Владимира, силой принуждал новгородцев подчиняться Перуну как главному богу).  Языческая реформа Владимира не увенчалась успехом.  Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.  Принятия общей религии требовали интересы единства страны.

    В летописи содержится подробный рассказ о том, что предшествовало выбору веры, носящей легендарный характер (беседы с проповедниками мусульманства, иудейства, католичества, православия; посещения русскими посольствами разных государств).  Реально то, что Русь давно имела прочные связи с Византией.  Это и привело к тому, что Владимир в 988 году (запомните эту дату!) принял христианство в православном его варианте.  По мнению многих исследователей, 988 год лишь обозначает дату признания христианства официальной государственной религией.

    Принятие христианства имело большое значение для Руси: укреплялась государственная власть и территориальное единство Древнерусского государства; Киевская Русь уравнялась с другими христанскими странами, связи с которыми расширились.  Принятие христианства сыграло огромную роль в развитии русской культуры (архитектура, живопись, литература, музыка, религиозная философия).  После смерти Владимира Святого в 1015 году между его сыновьями начались междоусобицы.

    Святополк (1015–1019) объявил себя великим князем Киевским.  Он убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава и «нача княжити в Киеве».  За свои злодейства Святополк был прозван «Окаянным».  Бориса и Глеба церковь причислила к лику святых.  По другой версии князья были убиты Ярославом Мудрым («мудрый» в старину означало «хитрый»).  Брат Святополка Ярослав (1019–1054 ) с помощью варягов победил Святополка на берегу р.  Альты и занял киевский великокняжеский престол в 1019 году.  Опасным соперником Ярослава был Мстислав Тмутараканский (Удалой).  Левый берег Днепра был за Мстиславом, правый — за Ярославом.  Только после смерти Мстислава Ярославу удалось объединить всю Русскую землю под своей властью (1036 год).  В 1030 году он совершил успешный поход на землю прибалтийской «чуди».  Он совершал походы на землю литовскую и мазовецкую.  В 1043 году Ярослав послал в Византию сына Владимира, но его поход оказался неудачным.  Успехом закончилась борьба Ярослава с печенегами, потеревшим поражение в битве под Киевом в 1036 году.  Он заселял пустынные места, основал города Юрьев (христианское имя Ярослава было Юрий), известного нам как Тарту, и Ярослав и замечательные соборы Св.  Софии в Киеве и Новгороде.  Ярослав распространял христианство и грамотность, основал училище в Новгороде.  В его княжение было положено начало Киево-Печерской Лавре (1051 год).  Он впервые киевским митрополитом назначил русского по происхождению Иллариона (за редчайшими исключениями митрополитами назначались греки — константинопольским патриархом).

    С князем Ярославом связывают наиболее крупный памятник феодального права «Русская правда».  Самую древнюю часть «Русской правды» называют «Древнейшей правдой» или «Правдой Ярослава».  Некоторые исследователи полагают, что она представляет собой грамоту Ярослава Мудрого (1016 год).  Грамота регулировала отношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода.  В «Правде Ярослава» еще упоминается кровная месть.  Но этот обычай начал отмирать, т.  к.  была разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого.  «Русская правда» предусматривала наказания за побои, нанесение увечий, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.  За уголовные преступления предусматривался штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего.  За тяжелые преступления, по «Русской правде», конфисковалось все имущество виновного; последний изгонялся из общины или лишался свободы.  В состав «Русской правды» входят: «Правда Ярославичей» (примерно 1072 года), «Устав Владимира Мономаха» (1113 год) и др.  юридические памятники.

    «Русская правда» дает характеристику социально-экономического развития русских земель: центр вотчины — княжеский или боярский двор.  Во главе управления вотчиной — огнищанин (от слова «огнище» — дом).  Сбором налогов ведал княжеский подъездной.  На земле вотчины работали феодально-зависимые крестьяне.  «Русская правда» отмечает следующие их категории: основная масса сельского населения называлась смердами.  Смерды жили как в крестьянских общинах (несли повинность в пользу государства), так и в вотчинах.  Закупы — разорившиеся или обедневшие крестьяне: они брали у феодалов в долг купу — часть урожая, скота, деньги.  Закуп должен был работать на феодала-кредитора и подчиняться ему до возвращения долга.  Холопы, или челядь, были на положении рабов.  Пополнялись они из числа чужаков, попавших в плен, или через патриархальное домашнее рабство, когда в рабство попадали соплеменники.

    «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения.  Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных (их жизнь оценивалась в 80 гривен).  Жизнь свободного населения — людей, мужей — оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратейных старост, ремесленников — в 12 гривен; холопов — в 5 гривен.

    Третий период истории Киевской Руси — это время перехода к удельной раздробленности.  Приостановить этот процесс пытались Владимир Мономах (1113–1125) и Мстислав I Великий (1125–1132).

    Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником умершего старшего сына Владимира.  Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава.  Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.  е.  от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев — старшему племяннику, получил название очередного, или лествичного (от слова «лестница»).  Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

    Сложность династических счетов — с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества — с другой, личные амбиции — с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам.  Богатство же отдельных княжеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев-бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.

    Со смертью в 1093 году последнего из Ярославичей — Всеволода — в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду — Святополку II Изяславичу (1093–1113).  Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам.  Более того, он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти.  Так, при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бесконтрольное ростовщичество.

    Наиболее популярным и авторитетным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах.  По его инициативе в 1097 году состоялся Любечский съезд князей.  Было решено прекратить усобицы и провозгласить принцип «Каждо да держит отчину свою».  Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.

    Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся к середине XI века в южнорусских степях кочевникам-половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества.  Борьба была нелегкой.  Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала ХIII века.

    После смерти Святополка II в 1113 году вспыхнуло восстание в Киеве.  Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков.  Восстание бушевало четыре дня.   Следствием этого стало то, что киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113–1125).

    Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской Правды».  Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство.  Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.  Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами.  При Мономахе укрепился международный авторитет Руси.  Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха.  Его женой стала английская принцесса.  Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил «ворошить летописцы», часто обращался к княжению Владимира Мономаха.  С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей — шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров.  Именно при Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет».  Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

    Сыну Владимира Мономаха — Мстиславу I Великому (1125–1132) удавалось еще некоторое время сохранять единство русских земель.  Но после смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств.  Наступило время, получившее в истории Руси название периода раздробленности или удельного периода.

    3. Крупнейшие земли Руси в эпоху
    феодальной раздробленности


    Причины феодальной раздробленности.  Многие русские дореволюционные историки объясняли причины феодальной раздробленности многодетностью русских князей, которые делили свои земли на отдельные княжества между сыновьями.  Современная историческая наука считает, что феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.

    Экономические факторы феодальной раздробленности: натуральное хозяйство и экономическая самостоятельность вотчин, замкнутость вотчин и общин, рост и укрепление городов; политические факторы: родовые и территориальные конфликты, усиление политической власти местных князей и бояр; внешнеэкономические факторы: временное устранение половецкой опасности (в 1111 году Владимир Мономах разгромил половецких ханов.  Некоторые племена половцев откочевали на Кавказ).

    Крупнейшими землями Руси в эпоху феодальной раздробленности были: Владимирско-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская феодальная республика.

    Владимиро-Суздальская земля.  На северо-востоке Руси были плодородные земли, «ополье».  Важнейшее занятие населения — земледелие.  Играют заметную роль ремёсла и торговля (Волжский торговый путь).  Древнейшие города княжества: Ростов (бывший столицей), Суздаль, Муром.  Княжество обрело независимость во время правления сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого (1154–1157 годы).  Ему удалось подчинить себе Киев.  В преддверии 1147 года в летописи впервые встречается упоминание о Москве (на месте усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким).

    Андрей Юрьевич Боголюбский (годы правления — 1157–1174) последовательно боролся с выступлениями дворянства.  Перенес столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме, в 1169 году захватил и разграбил Киев.  Недалеко от Владимира, где им был построен Успенский собор, основал Боголюбово — свою резиденцию.  В Боголюбском дворце князь Андрей был убит в 1174 году в результате заговора бояр.  Он вошел в историю Руси как первый истинный основатель княжества в Северо-Восточной Руси.

    После смерти Андрея Боголюбского между его братьями и племянниками возникли смуты и междуусобицы.  В 1176 году, во главе княжества стал Всеволод Большое Гнездо (годы правления — 1176–1212), отец многочисленного семейства.  Всеволод расправился с боярами-заговорщиками.  При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло своего наивысшего могущества.  Процесс экономического подъема был прерван нашествием монголо-татар.

    Галицко-Волынское княжество.  Занимало территорию от Карпат до Полесья, располагаясь на плодородных черноземных полях, перемежающихся с лесными массивами и горами.  На территории княжества велась добыча каменной соли.  Княжество активно торговало с другими странами.  Главные города — Галич, Владимир-Волынский, Перемышль.  Возвышение княжества произошло во второй половине XII века при князе Ярославе Осмомысле (годы правления — 1152–1187).  Волынские земли были присоединены к Галицким в 1199 году при князе Романе Мстиславиче (годы правления — 1170–1205).  Этот князь в 1203 году захватил Киев и принял титул великого князя.  Под его предводительством велись успешные войны с поляками, половцами, активная борьба за главенство над русскими землями.  Унаследовавший княжество старший сын Романа Мстиславича — Даниил Романович (годы правления — 1221–1264) вошел в историю как воинственный притязатель на русский престол с русскими, польскими, венгерскими князьями.  Упрочил свое положение в 1238 году, а в 1240-м занял Киев и впоследствии объединил Юго-Западную Русь и Киевскую землю.  После завоевания Руси монголо-татарами Даниил Романович оказался в вассальной зависимости от Золотой Орды, но вместе с Андреем Ярославичем настойчиво выступал против нее.

    Новгородская феодальная республика. Владения Великого Новгорода простирались от Белого моря до Северного Урала.  Город находился на перекрестке торговых путей.  Промысловые занятия населения — охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество.  Новгород раньше других земель начал борьбу за независимость от Киева, восстав в 1136 году.  Боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело победить князя в борьбе за власть, в результате чего в Новгороде сложился особый политический строй — феодальная демократия (боярская республика), при которой высшим органом управления являлось Вече.  Высшим должностным лицом (главой правительства) в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»).  Ему подчинялся суд.  Назначался глава ополчения — тысяцкий; он же ведал судом по торговым делам.  Вече выбирало главу новгородской церкви — епископа (архиепископа), который распоряжался казной и контролировал внешние сношения Новгорода.

    Рис. 2.  Схема политического устройства Новогородской боярской республики
    Для управления ополчением во время военных походов Вече приглашало князя; князь со своей дружиной поддерживал порядок в городе.  Князя наставляли: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать».  Символично, что резиденция князя находилась вне кремля (на ярославовом дворище — Торговой стороне, а позднее — на Городище).  Города Новгородской земли — Псков, Торжок, Лагода, Изборск и др.  имели политическое самоуправление и были вассалами Новгорода.

    4.  Культура Руси до монголо-татарского нашествия

    Устное народное творчество.  В X веке возник жанр былины.  Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославича — временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками.  Истинный герой былинного эпоса — герой-богатырь, олицетворявший сам народ.  Любимейший народный герой — Илья Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник «вдов и сирот».  Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.  Устная поэзия существовала и в княжеско-дружинной среде.  В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги.  Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы.

    Письменность.  Создание славянской азбуки связывают с именем византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия.  По мнению ряда исследователей, на рубеже IX–Х веков на территории Болгарского царства, в результате синтеза греческого письма и элементов глаголицы, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица».  Более легкий и удобный алфавит со временем вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

    Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание — ежегодные записи событий.  Летописания включали в себя библейские сюжеты, сказания, тексты дипломатических документов.  Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет» (предположительно 1113 год), написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть»).  Нестор повествует историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива.

    Появление житийной литературы.  Образцом такой литературы является «Сказание о Борисе и Глебе».  Культ Бориса и Глеба, убитых в 1015 году их братом Святополком, имел глубокий политический смысл.  Проводилась идея, согласно которой все русские князья — братья.  Автором жизнеописания первых русских святых Бориса и Глеба, игумена Феодосия считают Нестора.  В «Чтении о Борисе и Глебе» Нестор усилил назидательные и церковные элементы.  Автором «Поучения», содержащего важные социальные, политические и нравственные проблемы, был Владимир Мономах.

    Жанр хожений.  Образец: «Хожение игумена Даниила на Восток» (1107 год) — авторское описание путешествия первого известного нам русского паломника.  Известно как «Хожение в Иерусалим» или «Поломник».  Даниил посетил святые места в Иерусалиме.

    Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время пожаров и иноземных нашествий.  Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси — всего около 150 книг.  Древнейшие литературные памятники — «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 годы).  Одним из древнейших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати».  Оно написано в 30–40-х годах XI века священником Илларионом, который стал позднее первым русским митрополитом.  Илларион использовал форму церковной проповеди и создал политический трактат.  «Слово…» пронизано идеей равноправия всех христианских народов, независимо от времени их крещения, патриотическим пафосом, гордостью за Русскую землю, которая «ведома и слышима есть всеми конци земля».

    Выдающимся и самым известным произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».  Личность автора «Слова…» не установлена.  Подлинник «Слова…» не сохранился.  До нас дошел один из его переписанных текстов, сделанный безвестным переписчиком.  В основе сюжета — описание неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 года.  Автор называет главную причину поражения Руси в борьбе со степью — междуусобные смуты среди русских княжеств.  Он призывал к единению русских земель и преодолению княжеских междуусобиц.  «Плач» Ярославны, жены князя Игоря, по своему мужу можно отнести к лучшим лирическим страницам отечественной литературы.

    Архитектура.  До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства.  Некоторые формы деревянного зодчества (шатровые церкви, колокол) впоследствии оказали влияние на каменную архитектуру.  После крещения Руси начинается возведение каменных храмов — в основе по образу и подобию визайнтийских.  На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма.  Внутреннее пространство здания расчленялось массивными столбами, соединенными попарно арками; возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом.  Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века греческими мастерами.  Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 году.  В 1031–1036 годах в Чернигове, также греческими зодчими, был воздвигнут Спасо-Преображенский собор — самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.  Вершиной зодчества XI века является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037–1054 годах греческими и русскими мастерами.  Стены сложены из тесаного камня, ряды которых чередуются с рядами плоского кирпича (плинфы).  Такая же кладка стен была и у большинства других храмов Киевской Руси.  Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.  Новгородская София (1045–1050) значительно отличается от киевского собора.  Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству.  Это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием романской архитектуры.  Новгородская София проще, лаконичнее, строже своего киевского оригинала.

    Новгородские постройки начала XII века: Николо-Дворищенский собор (1113 год), соборы Антониева (1117–1119 годы) и Юрьева (1119 год) монастырей, церковь Иоанна на Окопах (1127 год), Шатровые церкви, звонницы.  

    Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле на рубеже XI–XII веков началось с возведения собора в Суздале Владимиром Мономахом.  Наивысшего расцвета достигло во второй половине XII — начале XIII века.  Оно носило парадный и торжественный характер.

    Строительство во Владимире большого подъема достигло при Андрее Боголюбском.  Возводились городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота.  В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями.  Центром всего ансамбля являлся собор Рождества богородицы.  В 1158–1161 годах был построен Успенский собор, богато декорированный резным камнем.

    Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), которая отличается совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь.  Традиции и приемы, выработанные мастерами владимирской школы, продолжали развиваться в Суздале, Юрьеве-Польском, Нижнем Новгороде.  Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230–1234) был покрыт декоративной резьбой сверху донизу.

    Памятники зодчества Галицко-Волынской земли не сохранились.  Тридцать каменных построек Галича известны лишь по археологическим данным.  Образцом галицкой архитектурной школы был Успенский собор, сооруженный в Галиче при Ярославе Осмомысле.  Особенность галицкой архитектуры состояла в органическом соединении византийско-киевской пространственной композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранства.

    Живопись.  От живописи Владимиро-Суздальской Руси домонгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше.  Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного Суда».

    К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон ХII — начала ХIII века.  Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь» (середина XII века), стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери» — иконе византийского происхождения.  Известна икона «Дмитрий Солунский».  Предполагают, что это портретное изображение князя Всеволода Большое Гнездо.

    Контрольные вопросы и задания

    1.   Под какими именами наиболее часто упоминают славян античные авторы?

    2.   Назовите крупные племенные объединения восточных славян и дайте их характеристику.

    3.   Как назывались племена, жившие по среднему течению Днепра, на Десне, Западной Двине, Припяти, Оке, Москве, вокруг озера Ильмень?

    4.   Дайте характеристику общественно-политического строя восточных славян докиевского периода.

    5.   Охарактеризуйте религию, которую исповедовали восточные славяне накануне образования у них государства.

    6.   Дайте периодизацию истории Киевской Руси и охарактеризуйте ее этапы.

    7.   «Норманская теория»: содержание и ее противники.

    8.   Введение христианства и его значение для Руси.

    9.   Расскажите об основном документе юридического права Киевской державы.

    10.   Расскажите о княжествах и землях Руси в период феодальной раздробленности.

    11.   Культура Руси до монголо-татарского нашествия: устное народное творчество, письменность, литература, архитектура, живопись.  Достижение и особенности развития.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта