Главная страница
Навигация по странице:

  • Важно помнить

  • Не следует

  • Изучение эпических произведений в 5-11 классах. Изучение эпических произведений


    Скачать 184 Kb.
    НазваниеИзучение эпических произведений
    АнкорИзучение эпических произведений в 5-11 классах
    Дата16.06.2022
    Размер184 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИзучение эпических произведений в 5-11 классах.doc
    ТипКонспект
    #596926
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5




    ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ИХ РОДОВОЙ СПЕЦИФИКЕ.

    ИЗУЧЕНИЕ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

    План
    1. Задачи работы над эпическими произведениями.


    2. Изучение сказки, басни, былины, рассказа, повести, романа.
    3. Работа над эпизодом (сценой) эпического произведения.


    4. Работа над образом героя эпического произведения.

    5. Конспект урока анализа рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни».



    Задачи работы над эпическими произведениями


    Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: сказка, басня, былина, новелла, рассказ, повесть, роман, эпопея.

    В ходе анализа эпического произведения мы концентрируем внимание учащихся на следующих существенных компонентах художественного текста: тематике и проблематике произведения, идейном мире, пафосе произведения, изображённом мире, психологизме, художественном времени и художественном пространстве, художественной речи, сюжете и композиции.

    Однако претендовать на всю полноту анализа художественного содержания эпических произведений на уроках литературы невозможно. Пространство должно оставаться открытым для дальнейшей самостоятельной исследовательской работы.

    Остановимся на некоторых, проверенных практикой методических рекомендациях по изучению эпических произведений

    Важно помнить:

    • концепция-интерпретация должна стать на уроке цементирующим началом анализа;

    • вычленение эпизодов и образов из единой художественной ткани в ходе анализа не должно нарушить целостность восприятия и впечатления;

    • анализ не должен быть схематичным, отвлеченным.

    Не следует

    • претендовать на всю полноту анализа художественного содержания эпических произведений;

    • суживать многоплановость эпических произведений отбором материала и концептуальностью его интерпретации;

    • ограничиваться логически-понятийными выводами (анализ должен сопровождаться синтезом);

    • сводить работу над текстом к пересказу, составлению планов и разговору только о событийной стороне.

    Необходимо:

    • следовать определённой литературоведческой трактовке;

    • отбирать для анализа эпизоды, которые могут быть непонятными при самостоятельном чтении;

    • дать возможность учащимся вести самостоятельные наблюдения;

    • помочь, осознать впечатления, прояснить идейно-художественный смысл произведения и авторскую концепцию жизни (нравственно-эстетический идеал автора);

    • помнить о том, что каждый структурный элемент произведения был понят не в его замкнутости, а в соотнесении с общим замыслом художника, со всей системой образов;

    • постоянно устанавливать внутренние связи в тексте (например, герой глазами автора, окружающих его персонажей, герой и другие герои);

    • во время изучения текста переключать внимание школьников с одних элементов образной системы на другие: с персонажа на сюжет, композицию;

    • опираться на конкретно-образные представления учащихся, сохранять эмоциональные реакции.

    Литература как предмет преподавания является базовой учебной дисциплиной, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, способствующей созданию национальной интеллектуальной элиты.

    Художественная литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества, содействуя формированию гуманистического мировоззрения школьников.

    Приоритетной задачей школы на ступени основного общего образования является воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

    Этому в полной мере способствует комплексный анализ текста, в ходе которого осуществляется формирование навыка литературоведческого анализа, состоящего из следующих этапов (последовательность их определяется целью анализа, особенностями определённого текста).
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта