Главная страница
Навигация по странице:

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

  • ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Кафедра русского языка и литературы По предмету

  • Выполнил

  • Пенджикент 2019 Жанры художественной и научно-популярной литературы для детей.

  • Основными типами

  • Издания художественной литературы для детей

  • Жанры художественной и научно-популярной литературы для детей. Жанры художественной и научнопопулярной литературы для детей


    Скачать 125.53 Kb.
    НазваниеЖанры художественной и научнопопулярной литературы для детей
    Дата26.09.2020
    Размер125.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЖанры художественной и научно-популярной литературы для детей.docx
    ТипДокументы
    #139752
    страница1 из 3
      1   2   3



    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

    ТАДЖИКСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ в городе Пенджикенте



    ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

    Кафедра русского языка и литературы



    По предмету

    Детская литература“

    тема:

    Жанры художественной и научно-популярной литературы для детей


    Выполнил:

    Преподаватель:

    Студентка 3-го курса

    дистанционного обучения

    по специальности

    русский язык

    Ахмедова Р.

    _____________________

    Пенджикент 2019

    Жанры художественной и научно-популярной литературы для детей.

    Детская литература является исторически сложившимся типом литературы, возникновение которого было вызвано объективно сформировавшимися на определенном историческом этапе общественными потребностями, выделением процесса воспитания и образования подрастающих поколений в относительно самостоятельную сферу человеческой деятельности, формированием в общественном сознании целостного представления о феномене детства как особом периоде в жизни человека, основным содержанием которого является планомерная социализация ребенка - превращение его в гражданина конкретной страны.

    Собственно освоение опыта предшествующих поколений, правил и норм человеческого общежития происходило уже на начальных этапах развития общества, однако до определенного времени оно носило стихийно-утилитарный характер и сводилось к простому, бессистемному восприятию детьми соответствующих трудовых и прочих навыков в процессе повседневных наблюдений за деятельностью взрослых. При этом в качестве первичных форм закрепления и передачи необходимой информации использовались ритуальные действия, танцы, некоторые формы устного народного творчества. Однако лишь последовательное изучение специфики восприятия детей способствует в ХVII-ХVIII веках выработке особых форм книжного издания, учитывающих эту специфику, т.е. появлению детской книги. Создававшаяся в ХVIII веке в качестве инструмента для осуществления конкретной программы воспитания и образования подрастающих поколений, детская книга из механического соединения изданий произведений разных типов литературы для взрослых (справочной, научно-популярной, художественной, учебной и пр.), приспособленных для детского чтения, постепенно превратилась в живую, развивающуюся по своим законам модель книги вообще. В этом особом книжном мире (репертуаре детской книги каждой страны и всей планеты в целом) мы найдем как издания произведений, разными способами вводимых в круг детского чтения из «большой» литературы, так и многочисленные издания произведений собственно детской литературы, успевшей за три столетия превратиться из простого инструмента воспитания в искусство..1.пология

    Типология изданий для детей в значительной степени связана с типологией детской литературы в целом, поскольку большинство изданий составляют именно издания литературных произведений. Поступательный характер развития общественной практики определяет комплексность задач, решаемых в процессе воспитания и образования подрастающих поколений, требует обязательного, последовательного ознакомления каждого ребенка с системой форм общественного сознания, т.е. обусловливает сложность структуры литературы для детей как оригинального способа социальной коммуникации.

    В составе данного типа литературы правомерно сосуществуют произведения, отражающие действительность как с помощью системы художественных образов, так и с помощью научных понятий, поскольку детская литература фиксирует результаты и словесной художественной деятельности, и деятельности научно-познавательной. С этой точки зрения литература для детей может рассматриваться как своеобразная модель литературы в целом, в которой черты основных составляющих типов предстают в корректированном спецификой читательского (детского) восприятия виде.

    Основными типами литературы для детей являются: художественная, научно-популярная, справочная, «деловая» (практическая - аналог производственно-технической литературы для взрослых), учебная и политико-воспитательная (аналог массово-политической общей литературы). В состав детской литературы включаются и религиозные произведения, специально отобранные, приспособленные или написанные для детей разных возрастов.

    Типы детской литературы в основном определились уже в момент создания специальной литературы для детей и развивались параллельно, тесно взаимодействуя друг с другом, при этом каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток не только на соотношения отдельных типов в структуре детской литературы, но и на содержание каждого из них, их жанровый состав, тематику и т.д. Достигнутый к началу 90-х годов ХХ века уровень развития отечественной детской литературы и книги дает возможность выявить и охарактеризовать наиболее существенные черты, признаки каждого из относительно самостоятельных типов литературы для детей и характерных для них видов издания.

    Говоря о типологии детской книги, необходимо помнить, что помимо сложной типо-видовой она имеет и неоднородную возрастную структуру: включая кроме собственно «детской» (книги для дошкольников - от 1 до 6 лет, младших школьников - от 7 до 10 лет) книги для подростков (средний школьный возраст - от 11 до 13 лет) и юношества (старший школьный возраст - от 14 до 16 лет). Чем старше потенциальный читатель, тем больше детская книга походит на «взрослую», постепенно сближаясь с последней и по характеру литературного и изобразительного текста, и по материально-конструктивной форме.

    Издания художественной литературы для детей

    Художественная литература является наиболее развитым и исследованным типом детской литературы. Пройдя сложный и длительный путь развития, отечественная детская художественная литература в лучших своих образцах воплотила свойственные классике черты: гуманистический пафос, демократизм, понимание природы детства и уважительное отношение к читателю-ребенку, стремление к художественному совершенству и т.д. В качестве наиболее характерных черт данного типа детской литературы могут быть названы: широта и сложность жанровой и тематической структуры, полифункциональность, проявляющаяся в постоянном повышении значения, действенности не только нравственно-воспитательной, но и эстетической и познавательной функций. Специфика детской литературы находит выражение как в соответствии содержания и формы литературных произведений масштабу и манере восприятия читателя, так и в отборе и интерпретации жанров различных родов художественной литературы: эпоса, лирики, драмы.

    Жанровое разнообразие детской художественной литературы изучено достаточно подробно, при этом большинство исследователей исходят из того, что литература для самых маленьких более однородна, в ней преобладают лирический рассказ и сказка. Литература для детей среднего и старшего возраста отличается проблемно-тематическим и жанровым разнообразием. В выборе и интерпретации «взрослых» литературных жанров органично проявляется специфика литературы для детей, ее прямая воспитательная направленность, функциональное многообразие.

    Например, сказка является одним из наиболее распространенных, наиболее органичных жанров детской литературы именно потому, что в наибольшей степени созвучна мироощущению ребенка, воплощает в себе с предельной обнаженностью специфические черты детской литературы: яркую образность, четкость авторской позиции, оптимистичность, веру в победу добра над злом. Воспитательный потенциал сказки огромен: «…до тех пор, пока дети находятся в радостном состоянии доверчивого созерцания мира, до тех пор, пока сказочный способ мышления является, пожалуй, основным и самым главным для них, у взрослых есть возможность яркими и простыми образами сказки донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди» .

    Народные (волшебные и бытовые) и литературные сказки имеют широкий читательский адрес, потребность в произведениях данного жанра в значительной мере присуща и старшим возрастным группам детских читателей , что обусловливает неизменную популярность такого направления детской фантастической литературы, как фэнтези. Однако наиболее действенна сказка в литературе для дошкольников и младших школьников, поскольку здесь сказка не только забава, но «большая литература» малыша. Хорошая, умная сказка, народная или литературная, направляет сердце ребенка, формирует душу, открывает доброту и красоту мира. При этом сказка учит ребенка чувствовать, заставляет детское сердце не только сопереживать, сострадать, но и приходить к радости через сострадание. Сказка - настоящая, апробированная столетиями школа воспитания добрых чувств. В ХХ веке в отечественной детской литературе были созданы талантливые произведения, ставшие классикой жанра , продолжившие традиции русской волшебной сказки. Высокий уровень развития сказочного жанра в детской прозе позволяет исследователям выделить философские, лирические, сатирические, героические, фантастические, научно-познавательные сказки; в советский период получили широкое распространение повести-сказки и романы-сказки .

    В детской прозе традиционно широко распространены жанры рассказа и повести; причем для произведений, адресованных младшим возрастным группам, в большей степени характерны лирический рассказ и повесть в коротких новеллах, в том числе научно-художественные. В литературе для средних и старших возрастов развиваются самые разнообразные проявления этих жанров: социально-бытовые, приключенческо-героические, исторические, детективные, биографические, юмористические и другие повести и рассказы. Роман - объемный, с разветвленным сюжетом, с широким охватом лиц и событий - получил распространение, главным образом, в приключенческой и фантастической прозе для среднего и старшего возраста.

    Наряду с прозой в составе художественной литературы для детей значительное место занимают поэтические произведения. Специфическими чертами поэзии для детей в ХХ веке стали принципиальная новизна и многогранность ее содержания, разнообразие форм и жанров, которыми она оперирует. Они определены содержанием воспитательной задачи, стоявшей перед поэзией в ХХ веке: «...подвести детей к пониманию серьезного… через шутку, игру, через близкое детям действие, а потом через раздумье, и, наконец, через героику и подвиг... вовлечь ребят с самого нежного возраста в круг нравственных понятий, в круг вопросов и интересов, волнующих всю страну» .

    Разнообразное по тематике содержание воплощается в детской поэзии в формы, соответствующие ее законам, определенным, в свою очередь, спецификой детского восприятия на разных этапах его развития; при этом детская поэзия широко пользуется изобразительными средствами народной поэзии. В лучших стихах для детей есть гипербола, повторы, звукоподражание, меткая игра слов, считалка, загадка, для них характерны приподнятость интонации, яркость колорита, резкость красок, разговорная живость, фантастичность образов, четкое построение, несовместимое с вялостью, аморфностью, внешним описательством, а также динамичность и стремительность развития. Воплощение педагогической идеи, выраженной не прямолинейно, а художественно убедительно, определяет в поэтических произведениях и точность психологической мотивировки поведения героев.

    Близость фольклора и детской поэзии более всего проявляется в произведениях для дошкольников: из народной поэзии в детскую пришли действенность мечты, убежденность в конечной победе добра над злом и затейливость, живописность языка, музыкальность звучания строки . Именно фольклорные традиции во многом определяют национальную специфику детской поэзии и в то же время несут те общечеловеческие начала, которые составляют духовные ценности всего человечества. Для поэтических произведений, адресованных младшим читателям, характерно широкое обращение к поэтическим жанрам фольклора: песни (в том числе колыбельные), потешки, дразнилки, небывальщины (небылицы), загадки, считалки, скороговорки, игры, наконец, сказки. Они заимствованы у детской народной поэзии, которая, в свою очередь, прошла длинный путь, пока вылилась в те формы, которые нам известны и закреплены в записях: из тех многочисленных песен и прибауток, которые слышали дети от взрослых, запомнилось и передавалось из поколения в поколение только то, что отвечало органическим запросам детей. Выжило то, что по форме и содержанию приспособлено к пониманию, интересам, вкусам маленьких детей. Одновременно в детской поэзии разрабатываются литературные жанры баллады, сюжетного рассказа в стихах, поэмы (героической, исторической, сатирической), жанры лирические и юмористические (пародии, эпиграммы). Популярность различных поэтических жанров у читателей в значительной степени определяется спецификой возраста: если у детей младших возрастных групп наибольший отклик получают произведения малых фольклорных форм и сказки, то читателей среднего и старшего школьного возраста привлекает в стихотворных произведениях в первую очередь острая сюжетность, они предпочитают стихи на героические темы, написанные в жанре поэмы или баллады; естественное для данного возраста стремление определить свое собственное отношение к предметам и явлениям общественной жизни приводит к тому, что даже откровенная «поучительность» не отпугивает подростков.

    В качестве необходимой составной части в структуру детской художественной литературы традиционно входят и драматургические произведения, представленные в детской литературе советского периода пьесами-сказками (Т. Габбе, С. Маршака, Н. Гернет, Е. Шварца и др.), комедиями, драмами, посвященными современной действительности, жизни детей за рубежом, биографиям великих людей (пьесы С. Михалкова, В. Розова, А. Хмелика, М. Шатрова, Е. Рысса, А. Зака и И. Кузнецова и др.). Принципиально новым явлением в детской литературе ХХ века может считаться научно-художественная драматургия, которая интенсивно развивалась в составе научно-художественной литературы для детей и была связана с детским радиовещанием, такими программами, как «Клуб знаменитых капитанов», «КОАПП» и др. Значительную часть репертуара детских пьес составляли инсценировки сказок (народных и литературных), произведений русской и мировой классики, произведений современных писателей; нередко инсценировки приобретали самостоятельную художественную ценность, превращаясь в оригинальные драматические произведения.

    Таким образом, художественная литература для детей представляет в настоящее время тип детской литературы (и вполне оригинальный вид искусства), предмет которого тождествен предмету художественной литературы вообще; по выражению одного из замечательных детских писателей Николая Носова, «это все человеческое, то есть то, благодаря чему художественная литература получила название человековедения» . Целевое назначение типа - обеспечение процесса нравственного, эстетического воспитания и образования подрастающего поколения в духе определенных идеалов. При этом эстетическая, воспитательная и познавательная функции неразрывно связаны, поскольку только «информация, выраженная специфическими средствами искусства, способна формировать душу человека, развивать в нем великую способность сопереживания, сочувствия - эту главную и единственную, ничем иным не заменимую базу нравственного и идейного содержания личности» .

    Издания художественной литературы для детей представлены собраниями сочинений (в основном собраниями избранных сочинений и реже - неполными собраниями сочинений, адресованными средним и старшим возрастным группам), сборниками (во всем их видовом многообразии, включая альманахи, антологии и хрестоматии) и отдельными изданиями одного произведения.

    Собрание сочинений встречается среди изданий художественной детской литературы достаточно редко. При этом под собранием сочинений для детей следует понимать как собрания сочинений собственно детских писателей, т.е. писателей, адресовавших (или адресующих) свои произведения только (или преимущественно) детскому читателю (что само по себе явление довольно редкое в литературе), так и собрания сочинений писателей, чьи произведения, будучи в свое время адресованы взрослому читателю, прочно вошли в круг детского чтения, его «золотой фонд». Собрания сочинений, адресованные детям, и в том, и в другом случае чрезвычайно близки к собраниям сочинений массового типа для взрослых. Причина в том, что четко сформулированная, осознанная потребность в ознакомлении со всем творчеством того или иного автора, интерес к нему формируются за пределами детского возраста или в старших возрастных группах детских читателей, когда читатель-подросток одинаково просто обращается к детским изданиям и изданиям для взрослого читателя. В данном возрасте границы круга чтения детей все более размываются, происходит постепенное слияние его с кругом чтения взрослого читателя. С другой стороны, характерное сегодня усиление внимания взрослого читателя к произведениям детской литературы (один из последних примеров - книги о Гарри Поттере), а также произведениям, составляющим круг детского чтения, определяет устойчивый интерес взрослого читателя к изданиям, адресованным детям, в том числе к собраниям сочинений.

    Специфика издания собраний сочинений, адресованных детям, проявляется, главным образом, в принципах отбора и расположения текстов, составе и содержании справочного аппарата, в то время как принципы (этапы) текстологической подготовки являются общими у изданий для детей и для взрослых. Отбираются для публикации в основном произведения законченные, адресованные (или доступные) детям. Читательский адрес определяет и состав нехудожественных текстов, включаемых в издание.

    В изданиях собраний сочинений отсутствует единый принцип расположения текстов, они могут быть организованы по жанрово-хронологическому, хронологическому или даже тематическому принципу. Практикуется выделение нехудожественных текстов и незавершенных произведений (имеющих самостоятельную художественную ценность) в отдельный том.

    В значительной степени специфика детского читательского восприятия отражается в составе и содержании справочного аппарата: вступительные статьи представляют собой (как правило) биографические научно-художественные очерки, которые с большей или меньшей полнотой характеризуют специфические черты творчества писателя в целом . Комментарии помимо краткой текстологической информации содержат в основном информацию реально-историческую, иногда состав справочного аппарата собрания сочинений ограничен вступительной статьей и оглавлениями каждого тома, происходит это в том случае, если в состав издания входят только художественные произведения . Отсутствие вспомогательных указателей ко всему изданию определяется направленностью на сквозное прочтение.

    В 70-80-е годы ХХ века собрания сочинений выдающихся советских детских писателей, адресованные детям, наряду с воспитательно-образовательной задачей пытались решать задачи научно-популярного и даже научного типа собраний сочинений ; при этом бросается в глаза эклектичность справочного аппарата. Причиной такого явления следует считать отсутствие четкого представления о целях данного вида изданий для детей. Общелитературная значимость творчества ряда детских писателей обусловливает потенциальную возможность создания собраний сочинений научно-массового и научного типа, однако попытка решить (даже частично) задачи, присущие данным типам издания, в книгах, адресованных детям, представляется нецелесообразной.
      1   2   3


    написать администратору сайта