Главная страница
Навигация по странице:

  • Суть и жизнеспособность сказки

  • Сказки о животны .

  • Возможная классификация сказки о животных.

  • Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как

  • Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных

  • Волшебные сказки

  • Бытовые сказки.

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница1 из 51
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

    КЛАССИЦИЗМ:

    • Образец для них – ис-воо античности

    • Действие и поступки героев определяются с т.зр.разума

    • Конфликт – разум и чувства, общее и личное, желания и долг

    • Строгое деление героев на положительных и отрицательных. Схематизация характеров (только одна характерная черта)

    • Правило трех единств: места, времени, действия

    • Повествование объективное

    • Значимость гражданской проблематики


    РОМАНТИЗМ:

    • реакция на эстетику классицизма.

    • Ценности: свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальости

    • Отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. 

    • чувственность, а не разум

    • интерес к таинственному, ужасному, унт

    • герой всегда скиталец, всегда одинок и не понят окружающими

    • исключит.герой в исключит.обстоятельствах


    РЕАЛИЗМ:

    • объект изображения – действительная жизнь во всем ее многообразии, во всех, даже непоэтических, обыденных и пошлых явлениях

    • Действие и герои даются в развитии

    • Сложность и нестатичность персонажей

    • Влияние «среды»

    • Типизация (типич.хар-ры в типии.обстоят-х)

    • Историзм

    • Народность

    • Психологизм





    1.СКАЗКИ.

    На ранних этапах развития русской литературной эстетики сказка, во-первых, смешивалась с родственными прозаическими и стихотворными жанрами – повестью, притчей и басней. В повести и сказке изображались реальные события (сказка в XVIII веке дословно – «то, что сказано (или записано)», то есть «быль», «сказание»), с притчей и басней сказку сближала дидактичность и некоторая аллегоричность. Специфику литературной сказки пытались определить сначала через разграничение с эпической поэмой, позже – с романом и повестью. Во-вторых, на определенном этапе исторического развития (до начала XIX века) литературная сказка практически не ассоциировалась с народным творчеством, воспринималась как сугубо письменный жанр. Введение А.П. Сумароковым в 1748 году в эстетический обиход времени термина «сказка», которым он перевел французское название conte, имеющее двоякое жанровое значение («сказка» и «рассказ», «новелла»).Сама многообразная жанровая структура сказки усложняет ответ на вопрос, к какой жанровой традиции возводить литературную сказку. Все чаще сказковеды приходят к выводу, что единого жанра сказки вообще нет. Есть лишь видовая совокупность совершенно различных сказочных жанров: сказка о животных, новеллистическая сказка, авантюрная сказка, волшебная сказка. Установка на вымысел является основным ожиданием читателя от жанра сказки.Примечательно, что как самостоятельный жанр лит. сказка не выделена в справочных и энциклопедических изданиях даже последних десятилетий XX века. Тем не менее изучение жанра литературной сказки в отечественном литературоведении второй половины XX века становится актуальным. В это время появилось несколько определений жанра. Ю. Ярмыш определяет литературную сказку как «жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий, и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах или драматургии решаются морально-этические и эстетические проблемы» Наиболее точным и полным является определение жанра, данное Л.Ю. Брауде: «Литературная сказка – авторское, художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных принципах, либо сугубо оригинальное. Итак, жанрообразующими категориями лит. сказки, требующими специального исследования, явл: установка на вымысел, фольклорные сказочные мотивы, худ пространство, худ время, система образов, проявление индивидуально-авторского начала на уровне сюжета, языка и стиля. Суть и жизнеспособность сказки-сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.На этой основе возникает классификация видов сказок. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие. На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок: сказки о животных;Волшебные сказки. Бытовые сказки. Сказки о животны . Изображая животных, сказка придает им человеческие черты. В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее(сказка "Медведь"). Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце), о предметах (пузырь, соломинка,).В сказках о животных человек :1) играет второстепенную роль (старик из сказки "Лиса крадёт рыбу из воза");2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки "Старая хлеб-соль забывается").Возможная классификация сказки о животных.Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). 1. Дикие животные.- Лиса. - Другие дикие животные.2. Дикие и домашние животные3. Человек и дикие животные.4. Домашние животные.5. Птицы и рыбы.6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:1. Кумулятивная сказка о животных.2. Волшебная сказка о животных3. Басня (аполог)4. Сатирическая сказка. Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:1. Комическая (бытовая) сказка о животных2. Волшебная сказка о животных3. Кумулятивная сказка о животных4. Новеллистическая сказка о животных5. Аполог (басня)6. Анекдот.7. Сатирическая сказка о животных8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных9. НебылицыТретья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:1. Детские сказки. - Сказки рассказанные для детей. - Сказки рассказанные детьми.2. Взрослые сказки.Около двадцати сюжетов сказок о животных - это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:1. С бесконечным повторением: - Докучные сказки типа "Про белого бычка". - Единица текста включается в другой текст ("У попа была собака").2. С Конечным повторением: - "Репка" - нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся. - "Петушок подавился" - происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.- "За скалочку уточку" - предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных ("Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), "Волк у проруби", "Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , "Битый небитого везёт" , "Лиса-повитуха" и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки - лиса (в мировом эпосе - заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает.Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (; Ворона и лисица и многие другие). Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки.Волшебные сказки. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир.В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них ("Мальчик-с-пальчик у ведьмы" и др.), В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема ("Золушка" и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного("Сивко-Бурко"). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом ("Конёк-горбунок"). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит жадности, злобе.Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.В Европе первым собирателем сказочного фольклора стал французский поэт и литературный критик Шарль Перро, в 1697 году издавший сборник «Сказки матушки Гусыни». В в Париже вышло сокращённое издание арабских сказок «Тысячи и одной ночи», подготовленное Антуаном Галланом для короля Людовика XIV. Однако начало систематическому собиранию сказочного фольклора положили представители немецкой мифологической школы в фольклористике, прежде всего члены кружка гейдельбергских романтиков братья Гримм. Именно после того, как они издали в 1812—1814 годах сборник «Домашние и семейные немецкие сказки», разошедшийся крупным тиражом, интерес к родному фольклору проявили писатели и учёные других стран Европы. Однако у братьев Гримм были предшественники в самой Германии. Например, ещё в 1782—1786 годах немецкий писатель Иоганн Карл Август Музеус составил пятитомный сборник «Народные сказки немцев», но опубликован он был только в 1811 году его другом поэтом Виландом. В России начинателем собирания русских народных сказок явился русский этнограф Александр Николаевич Афанасьев. Подготовленный им сборник «Русские детские сказки» вышел в Москве в 1870 году. Большой вклад в собирание и организацию детского фольклора внесли такие личности как Авдеева, Даль. В истории собирания детского фольклора оставил заметный след и этнограф-собиратель Шейн. Он выделил детский фольклор как особую область науки. Вклад в популяризацию и коллекционирование сказок внёс также украинский поэт Малкович.Изучение сказок можно вести с XVIII в., Одним из первых ученых, кто понял ценность сказок, был историк В. Н. Татищев, который увидел в них отражение истории и быта русского народа. Интерес к сказкам проявили многие писатели XVIII в., но только в начале XIX в. увидели в них выражение «души русского народа. Белинский оценил историческое значение сказок. Особенно высоко он ставил сатирические сказки. По его мнению, сказки весьма важны для изучения народных понятий, взглядов и языка. Для изучения сказок весьма большое значение имела система исторической поэтики, которую пытался построить А. Н. Веселовский. Она способствовала исследованию многих вопросов, касающихся сказки: ее происхождения, истории, структуры, типологии сюжетов и их связи с социально-историческими условиями бытования этого жанра. Книга Проппа и статьи А. И. Никифорова, особенно «К вопросу о морфологическом изучении народной сказки» (1928), положили начало структуралистскому подходу к этому жанру. В. Я. Пропп рассмотрел функции действующих лиц, вспомогательные элементы сказки, способы включения новых лиц в действие и проч. В. Я. Пропп показал особенности структуры волшебных сказок, но не раскрыл общественных функций самой сказки. В 1946 г.
    Сказка-эпический прозаический жанр. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

    Классификация:

    • о животных(вымысел, древнейшие структура, сюжеты)

    Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
    Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням.

    В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

    1. Кумулятивная сказка о животных. (многократном повторении одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким образом цепь не порывается или же не расплетается в обратном убывающем порядке (теремок, репка…) 1. С бесконечным повторением:- Докучные сказки типа "Про белого бычка".- Единица текста включается в другой текст ("У попа была собака").2. С Конечным повторением:- "Репка" - нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
    2. Волшебная сказка о животных ("Волк и семеро козлят", "Кот, петух и лиса")
    3. Басня (не комическое начало, а нравоучительное, морализующее) (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие)
    4. Сатирическая сказка (Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных ("Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), "Волк у проруби", "Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , "Битый небитого везёт". Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). 

    • волшебные(фантастика, пространство и время) Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка". "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов. В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки - смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются). Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце "воцаряется" — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

    • бытовые(новеллистические;социальная природа) Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

    Народные русские сказки (из сборника Александра Николаевича Афанасьева(1826-1871), самые известные и характерные сказки.Он-любитель всякой старины,любил бывать на толкучках, где и покупал старинные рукописи-из находок составилась большая ценная библиотека-история русской культуры. Приступая к работе, автор мыслил свое издание как «ученое»-по образцу издания братьев Гримм, а именно он сопровождал тексты сказок «нужными филологическими и мифологическими примечаниями».

    Речевые шаблоны:

    *в некотором царстве, в некотором государстве*жил-был старик со старухою*(расти)не по дням а по часам*долго ли коротко ли*добрый молодец*утро вечера мудренее*думу думает*стал себе жить не тужить*вот вам сказка, а мне бубликов связка *(поели)что бог послал*жить-поживать и т.п.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


    написать администратору сайта