Главная страница
Навигация по странице:

  • «Сказание о Борисе и Глебе»

  • Чтение о житии и погублении бориса и глеба

  • Сказание о борисе и глебе

  • Житие Стефана Пермского

  • 5.ЛИТЕРАТУРА 17 В.

  • Переводная лит. 17в

  • Возникновение стихотворства и драматургии

  • 6.ПРОТОПОП АВВАКУМ.

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница3 из 51
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

    4.АГИОГРАФИЯ. житийный канон.

    жития объединялись в Четьи-минеи.

    древнейшие рус.жития: анонимное «сказание о борисе и глебе» и «чтение о житии и погублении бориса и глеба»Нестора. Жития святых(житийный канон):

    1.святой обладает целым рядом добродетелей(смирение, аскетичная тяга к страданиям, прещрение к мат.благам, самозабвение в молитвах, дотошное знание святых текстов…)

    2.особая композиция: вступление(автор от своего лица сообщает свою задачу, прием самоуничижения, автор ставит себя ниже героя, чтобы возвысить роль святого)..жизнеописание (о благочестивости с рождения, и родители его благочестивы, с детства отмечен печатью божьей, стремился познать бога, начинается его служение богу, присутствие чудес, подчеркивающих богоизбранность, описывается смерть и посмертные чудеса). заключение (хвала герою, молитва к богу). Житие-один из ведущих жанров др.рус.лит. Приходит на русь из византии (переводная лит)

    ЖИТИЯ:

    княжеские преподобнические

    «Сказание о Борисе и Глебе» «Житие Феодосия Печерского»

    В основе ист.факт.(1015г.)-летописная повесть об убиении Бориса и Глеба. Власть в Киеве взяд святополк. Боясь, что она будет отобрана; подсылает убийц к братьям Б.иГ., становится правителем единоличным. Происходит перепогребение братьев Б.и Г., тела остались нетленными—повод для их всятости. Культ Б.и Г. имеет 2 зн-ия: религиозное(наличие двух святых) и политическое (гос.идея о том, что князья-братья, должны жить в мире, младшие должны подчиняться старшим, а старшие-заботиться о младших, как отцы).

    Чтение о житии и погублении бориса и глеба. написано Нестором примерно во второй половине 11в.(следовал всем канонам житийного жанра).Обширное вступление, биография(житие)Б.и Г. нестор опускает конкретные ист.подробности(мученическая смерть братьев – торжество христианского смирения над дьявольской гордыней, к-я ведет к вражде б. и г. «с радостию» принимают мученическую смерть). описание многочисленных чудес, похвала и молитвенное оращение к святым, осуждение братоубийственных распрей.

    Сказание о борисе и глебе. Автор неизвестен, создано во второй половине 11в. Получило широкую популярность (170списков) Во многом не соответствует византийскому традиционному канону: нет вступления(самоуничижения). Повествуется о семье Владимира (12сыновей, каждому по землям), родословная братьев, сведения о Святополке. Нет описания детства героев. Святополк окаянный(зависть к братьям, решает всех убить,как соперников) посылает убийцу к братьям. Борис мог бы противостоять, но он самоотверженно, жертвенно принял смерть. Глеб также принял смерть. Ярослав не потерпел злых братоубийств, изгоняет Святополка из Киева, отправляет на поиски братьев людей. Захоронили Б. и Г. вместе. Святополк олицетворяет зло, осуждается. а Б. и Г. выступают как божественное противопоставление. Сказание насыщено фактами, подробностями – вызывает осуждение Святополка и зла вообще.

    Житие Феодосия Печерского. Автор Нестор, создано в 80г.11в. Следует канону, обогащая своеобразием свой сказ. Феодосий- один из основателей Киево-Печерского монастыря. вступление- автор недостоен,неразумен, уже написал о Б.и Г., хочет написать и о Ф.П. Рождение-от благочестивых родителей, после смерти отца хочет уйти в монастырь, но мать не позволяет. Читает божественные книги, ходит в рванной одежде. В детстве был смиренным, не играл с др.детьми. Часто ходил в церковь. мать его была сильна и вольна. Убегает из дома, но мать его находит, жестоко наказывает(бьет), он убегает второй раз в киев, становится монахом(мать его и тут отыскала и чтобы быть поближе к сыну,тоже становится монахиней). По молитве Феодосия совершаются чудеса, отражается реальный быт монахов, яркие подробности, детали. Феодосий вмешивается и в политические дела, активно воздействует на сознание князей. Изяслав, часто посещая монастырь, приносил дары. Киево-печерский монастырь благодаря Феодосию противостоял политическим конфликтам (ссорам князей). Святослав видел, как огненный столп поднялся до неба во время смерти Феодосия. В заключении звучит похвала славному Ф., помогавшему нищим, слепым, хромым.

    Житие Стефана Пермского. автор- Епифаний Премудрый, скорбеет о смерти стефана, жалеет что не был на его похоронах, что свидетельствует о их дружеских отношениях, о глубоком переживании горя. («плач и похвалаплачущего инока»). «ты ушел, а я остался»- пишет автор. Чувству обиды, скорби, горечи и боли – главенствующие. Автор сравнивает себя с героем, превознося его и уничижая себя. Он остался без учителя, без наставника. Выражение восхищения своим учителем, подчеркивает его богопослушание, наличие в герое божественного начала. Т.о., автор не только следует традиц.канону (прием самоуничижения и проч.), но и проявляет свое психологическое отношение к наставнику, другу, человеку максимально приближенному к богу.

    Епифаний премудрый познак.со Стефаном в ростовском монастыре. но. несмотря на личное знакомство, житие не багато на сведения о жизни стефана. основным образцом для жития стало «житие св. Кирилла и Мефодия», создат.славянской азбуки, ведь стефан. как и они, совершил миссионерский подвиг, создав новую азбуку и обратив в христианскую веру языческий народ. епифаний уподобляет стефана сначала апостолам, затем славянским просветителям. панегирик, молитва и поучение абсолютно доминирует над повествованием о событиях.

    ПЛЕТЕНИЕ СЛОВЕС. Очень пространное вступление (в нес-ко раз превосходит средний объем). К каждому эпизоду из жизни стефана епифаний подбирает десятки изречений из святого писания (жизнь святого=воплощение записанного в библии). Синонимические цепочки, созвучия, ассонансы. аллитерации, повторы, анафоры, риторич.?и!, многословие, вычурность, широкое употребление метафор, символов, уподоблений, сравнений, синонимич.эпитетов (до 25 при одном определяемом слове). Особого мастерства в плетении словес достигает Епифаний в «житии стефана пермского», где центральное место занимает описание миссионерской деятельности рус.монаха.

    Расцвет рус.агиографии приходится на 16век, что было связано с канонизацией большого числа святых на церковных соборах, а также с грандиозной коллективной работой книжников школы митрополита Макария по составлению «Великих Миней-Четиих». Благодаря усилиям не одного поколения агиографив, отечественных и зар., к 17в. в рус.лит.прочно утвердилась схема какнонического жития, позволявшая, «по готовым формулам написать житие святого, о котором не было известно ничего, кроме имени и того основного содержания его жизни, что он был иноком и подвижником»(слова Кадлубовского А.П.). Процесс схематизации житийного повествования вел к самоизоляции жанра и его вырождению. К 17 в. поиск путей обновления житийного жанра становится интенсивнее. Житийная схема все чаще наполняется конкретным биографическим материалом, проявляя внимание к индивидуальным особенностям личности и судьбы героя. Растет интерес к рядовому человеку, к бытовой и исторической конкретике. Идеализация героя осуществляется на более упрощенной, сниженной почве. Возникали «народные» святые, не подвижники христианства, а обычные люди с необычной судьбой. Почитание таких святых преследовалось церковью, но иногда под давлением «снизу» она была вынуждена принять таких святых и даже облечь такой культ в форму жития.

    5.ЛИТЕРАТУРА 17 В.

    Это время, когда в литературе идет борьба старого и нового.

    Рубеж 16-17вв.-время потрясений, кризиса (народные бунты, крестьянская война под рук.Болотникова, династический кризис, эпоха смуты, бесконечная борьба за власть грозный-бояре-борис годунов…-1613 михаил федорович романов).

    открыто освящаются пороки правителей, развивается жанр публицистики(грамоты, воззвания). Например, «послание дворянина дворянину» Ивана Фуникова (тульский дворянин)1608г.использует прием самоиронии, ритмизировано, язык народный, разговорный(тесная связь лит и унт). «повесть 1606г.» отражены интересы верхов – памятник поддерживает сторону шуйского, осуждается борис годунов. полемический стиль. утверждается, что б.г.- обманом захватил престол, убив царевича дмитрия. Указывается на личные отриц.кач-ва б.г.-жажда славы и власти. Идеализируется образ василия шуйского(всенар.избранник, проявил смелость в борьбе с лжедмитрием1м)Стиль- идеализирующего монументализма. род шуйского возводится к владимиру святославичу, чтобы доказать право шуйского наследовать престол. «новая повесть о преславном российском царстве» 1610-11г. жанр-послание, воззвание. автор обращается ко всех чинов людям, которые еще души своей от бога не отворотили. призыв к борьбе с иноверцами «за православную веру стоять до крови». обличаются изменники бояре – «правители-кривители». в центре – образ патриарха гермогена-образец храбрости, мужества, уподобляется крепкому столбу (непоколебим, стоит один против всех полчищ, побеждая всех). публицистика переплетается с ораторскими приемами, звучит голос автора, испытывающего боль за свою землю «только простой народ сможет спасти русь».

    В целом лит-ра этого времени: историзм+фольклор+публицистика.

    2я половина 17в. – церковный раскол, твор-во протопопа аввакума. Сохранение единства – залог спасения (вера). Теперь подчеркивается лишь внешняя сторона веры, а понимание сути отсутствует. возникновение споров о внешней стороне христианства. Церковь теряет авторитет в народе, священники – необразованные люди. Ведущие священнослужители стремятся сохранить и возвысить церковь – создается Кружок ревнителей древнего благочестия. (построение церкви на основе традиц.древних принципов религии). Имел большой авторитет в моск.среде. возглавлял-Епифаний. Патриарх Никон действует в противовес кружку

    Никон(указ о земных поклонах (против)+ креститься 3мя перстами + перепис.тексты по греч.образцу).Этот указ- начало церковного раскола. Никон преследует старообрядцев.

    Огромная лавина хлынувших на Русь переводных книг не вытеснила сочинений отечественных авторов, а лишь стимулировала назревший процесс ее обновления.

    Пестрота жанров:столкнулись 2 лит.системы- средневековая, отмиравшая и зарождающаяся лит-ра нового времени. В круг чтения человека 17в. входили и житие святого и переводной рыцарский роман, поломнические хождения на христианский восток и светское путешествие на запад, историческая повесть и плутовская новелла. Резкое расширение жанров шло за счет форм, пришедших из фольклора, переводной литературы и деловой письменности + формировалась драматургия, стихотворство. Трансформировались традиционные жанры: житие перерастало в бытовую повесть,если святой совершал свой подвиг в миру, а в мемуарно-биографич.пр-ие, если оно писалось как воспоминание об учителе или близком. На житийной основе складывался жанр автобиографии (образ автора и героя сливались в одно реальное лицо).

    Жития 17в. не отл.чистотой жанра: в рамках одного пр-ия разные типы житийного повествования в рамках одного пр-ия, даже выходят иногда за рамки. Например, рассказ о преподобном может обретать черты жития юродивого, миссионера, включать элементы хождения и странничества. В житиях много известных и неизвестных лиц, ждя них характерно описание быта (труд, изнеможение, борьба). Характерен отказ от риторики, от украшенности. В целом наблюдается уход от застывшей композиции в сторону свободного повествования.

    Переводная лит. 17в. упрочение культурных связей с европой привело к обогащению рус. лит. жанрами рыцарского романа и новеллы (главное- приключенческий сюжет, установка на развлечение). Такие пр-ия очень быстро «обрусели» и сблизились с волшебной и богатырской сказкой, элементы унт. Возникнув на сказочной основе, переводной рыцарский роман, в конце концов, вернулся в фольклор.

    Возникновение стихотворства и драматургии. «царства прозы» рус.лит. позднее появление драмы и стиха. но ритмичность была. Существование «эмбрионального» стиха в Древней Руси доказывают, обращаясь к «слове о полку игореве» и «слову о погибели земли русской», пр-ия епифания премудорого(плетение словес) - ярко выраженный ритмический рисунок. Излюбленный постулат барокко –жизнь есть сцена, а люди-актеры – в немалой степени способствовал появлению рус. театра. Новой государевой «потехой» стал придворный театр царя Алексея Михайловича, возникший в 1672.Первые пьесы на рус. сцене были написаны на сюжеты библии, житий святых, истории и античной мифологии («Жалобная комедия об Адаме и Еве», «Комедия о Давиде с голиафом», балет «Орфей» и др.) Тексты многих пьес не сохранились.
    Ранее лит-ра – прерогатива духовенства. Сейчас в сочинительстве упражняются все слои общества. (от царя Федора Алексеевича, слагающего силлабические вирши, до беглых халопов-казаков, обороняющих Азов). ---Демократизация.

    Демокр.лит-ра культивировала жанры сатиры. Объектом осмеяния могла стать традиционная форма светской и богослужебной лит-ры, деловой прозы (житие святого, челобитная…). Переосмысляя старые формы, сатирики создавали новые, что разрушало каноничность древнерус.системы жанров. Демократич.лит. близка к фольклору, она сатирически заострена. появление сатиры – одна из осн. примет рус.лит.17в., связано с обострением классовых противоречий, ростом антифеодальных выступлений, зарожд.идеи внесословной ценности человека. Объектами высмеивания явл-сь общечеловеческие пороки (лень, пьянство), социально обусловленные (продажность судей, безнравственность, лицемерие духовенства, спаивание народа в кабаках…).

    Жанровое своеобразие рус.сатиры: то форма повести, близкой к бытовой сказке или животному эпосу, то что-то вроде переводной новеллы. Смелое совмещение стилей: офиц.-деловых документов, эпистолярный, народно-поэтич., научный. стилевой диссонанс (несоответствие формы содержанию), что рождало комический эффект, подчеркивая кризисное состояние эпохи, обнажение борьбы старого и нового, поиски новых путей тв-ва, новых форм. Демократич.сатира, сближая лит-ру с действительностью, радовала еепотребителя узнаванием привычных житейских конфликтов и тем. Осуждала знакомые явления, такие как неравные браки («притча о старом муже»), пьянство («послание о хмеле»), негостеприимство («послание к звавшим»), мечта о небывалой стороне, где всего вдоволь («сказание о роскошном житии и веселии»). Галерея сатирич.портретов: не способн.ни к какому труду «дворянские дети» («повесть о Фоме и Ереме»), далекие от благочестия церковники, неправедные судейские чиновники.

    «Сказание о куре и лисице». мощное влияние унт. следуя традициям сказочного эпоса, сатира прибегает к иносказанию, наделяя пороками людей –животных. обличение формального благочестия, за к-м могут скрываться корыстные цели. проподобная лисица сманивает кура с дерева, взывая к его покаянию и совести, обещая прощение грехов и вечное спасение. из уст лисицы звучат слова из святых книг, она лицемерно проливает горькие слезы и грозит: «горе тебе, окаянны куря». как только он оказывается в ее когтях, тон ее резко меняется.она обвиняет кура в многоженстве м ненависти к братьям-петухам, перечисляет все обиды, которые он нанес ей, охраняя курятник. кур вступает с ней в диспут на нравственную тему, он взывает к святому писанию, к ее милосердию и даже пытается ее обхитрить, обещая платить оброк. речь лисицы становится по простонародному грубой, ей не нужен журавль в небе, а синица-пожалуйста. «я теперь сама голодна, хочу тебя скушать». лисицы скрывает свое истинное лицо под маской праведницы, а кур, покаившись, не спасается, а умирает.

    «Повесть о бражнике». Изображение апостолов и святых великими грешниками, а им противопоставлен бражник, к-й всяким ковшом выпитого вина прославлял бога. Критика основ христианского благочастия. он не нарушая заповедей «не прилюбодействуй и не создай себе кумира» в отличие от петра и павла, бражник никого не убивал и не предавал. заповедь «друг друга любляй а бог всех любит»-и она открывает ему дверь в рай, где к великому неудовольствию праведников он занимает лучшее место. Бражник посрамляет святых и своим антикультурным поведением разрушает существ.вещей. Показывая нравственное превосходство пьяницы над праведниками «повесть» заставила сомневаться в правомерности культа святых.

    6.ПРОТОПОП АВВАКУМ.

    Протопоп Аввакум (1620-1682) считается родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Тяжелая судьба(просили публичного отказа от своих идей. лишен сана, расстрижен, отправлен в ссылку, казнен). Но смерть аввакума не положила конец старообрядческого движения. народ еще больше укоренился в своей старой вере.

    Автобиографизм-одна из примет старообрядческой лит-ре, призванной документально засвидетельствовать гонения, которым подвергались противники церковной реформы Никона. Аввакум всегда изображал себя в семье, в обществе, в жестокой борьбе за свои идеалы. большую часть своей жизни он провел в тюрьмах и ссылках. Он терпел невероятные лишения, голод, наблюдал страдания своей семьи. Дух бунтаря и правдоискателя не смогли сломитьь ни жестокие расправы с ним воеводы пашкова, ни смерть детей. Аввакум-автор более 80 пр-ий, часть из к-х до нас не дошла. среди них «книга бесед», «книга толкований», челобитные царям, письма и послания, адресатами которых были его семья, близкие, его духовные дети. Будучи традиционалистом в церковной области, он стал новатором в литературной. Устойчивый мотив телесной наготы не только реалия тюремного быта («а сижу наг, нет на мне ни рубашки, лишь крест»), но и символ обнаженной души, неподдельной искренности чувств.

    «горько было», «рыдаше горце», «плакавце…очи опухли» - акцентируя внимание на глаголах внутреннего действия, словах экспрессивно-эмоционального характера, Аввакум создает особую лирическую атмосферу сопереживания, что отражает близость как автора к герою, так и героя к читателю, делая стиль пр-ия похожим на исповедальный. Образ матери, оказавшей определяющее влияние на аввакума, на его нравственное становление, он дает портретно, описательно. а образ жены, которая столько лет делила с ним все тяготы жизни, он раскрывает через действия, характерно, через яркие диалогические сцены. Об огромной силе духа автора свидетельствует прием «смех через слезы», например, когда был в заточении: «там зима в те поры живет, да бог грел без платья. Что собачка, в соломке лежу: коли накормят, коли нет…»(чувство юмора по отн-ию к себе).

    Насыщено сатирическими портретами врагов аввакума, прежде всего, идейных противников (Никон и сторонников нововведений).Когда вернувшись в Москву, обласканный царем услышал от него обращение к себе «батюшко», ответил, что «давеча был блядин сын, а топерва батюшко!». допускал сатирич.выпады и по отн-ию к царю «Бедной, бедной, безумной царишко!..»

    Двойственная структура образа Аввакума («пророк» и «грешник») приводила к сочетанию торжественной проповеди и покаянной исповеди. Новаторство – написал цельное жизнеописание.

    «Житие протопопа Аввакума»-образец раннего автобиографического жанра, главное сочинение непримиримого противника проводимой патриархом никоном церковной реформы. написано в 1672г., в пустозерской «земляной тюрьме», куда аввакум был заточен после ареста (вместе с друзьями – единомышленниками: Епифанием, Федором и Лазарем). «Живой мертвец» ожидающий смерти в темнице-гробе, аввакум рассказывает о новом святом – о самом себе. С традиционной т.зр. подобное самоопределение немыслимо, но для постоянно подчеркивающего свой традиционализм новатора аввакума это стало возможным (тождество автора жития с его героем). Сам аввакум называет житие «книгой живота вечного». Так из житийного жанра (канон которого был хорошо известен аввакуму) вырастает развернутая автобиография.

    Сюжет: родился аввакум в нижегородской земле. отец(священник, умер), мать была постницей и молитвенницей (умерла в иночестве). как-то аввакум увидел у соседа мертвую скотину, и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. с той поры он привык молиться каждую ночь. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Анастасии. в 21г. аввакум был рукоположен в дьяконы, ч/з 2- в попы, ч/з 8 – протопоп. Везде, где он показывался, он учил людей слову божьему. но много испытаний было на его пути: слушая исповедь блудницы, сам ощутил «огонь блудный», принимая исповедь, положил руки на огонь, а дома молился и плакал перед иконой. Начальники его не любили. один отнял дочь у вдовы, аввакум же вступился за сироту и был жестоко избит дважды(но дочь вернул). Еще один начальник разозлился на него. хотел убить, но ружье не выстрелило. И выгнал он протопопа с семьей из дома. Начались скитания, государь велел поставить аввакума в Юрьевец-полоцкий. там мужики и бабы напали на него, избили. Патриархом стал Никон. Аввакум с единомышленниками пытались обличить Никона с его ересью, но лишь жестоко поплатился за это (росстриг, ссылка). С женой разлучили ссылками, но они снова воссоединились. Тяжелая жизнь, голод. Вернувшись на в рус.города, Аввакум увидел господство никониан. Задумывался, проповедовать ли слово божье или скрыться. Жена его поддержала. Протопоп, продвигаясь в Москву, повсюду обличал Никона и его последователей. В москве его хорошо приняли, предлагали любое место, если он соединится в вере с Никоном. (Но Аввакуму были предупреждения – видения, что если он согласится, отклонится от правой веры - умрет). Отказался. Его попросили хотя бы молчать. Согласился, но после очередного письма царю с просьбой освободить Русь от ереси Никона, был сослан. Его 10 недель держали на цепи, прокляли, расстригли, сослали в монастырь- Пустозерск. Чудеса: власти схватили священника Лазяря, отрезали ему руку и язык, а язык через 2 года вырос, соловецкому иноку Епифанию тоже отсекли язык, и он тоже вырос. + Аввакум многих исцелял, освобождал от бесов, младенцев лечил от грыжи и т.д.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


    написать администратору сайта