Главная страница
Навигация по странице:

  • – синтез, слияние различных по источникам и природе элементов в единое целое.

  • О пользе книг церковных в Российском языке»

  • 10. Денис Иванович ФОНВИЗИН.

  • Проблема творческого метода

  • Просветительский характер тв-ва, его философское и политическое содержание

  • Комедии. «БРИГАДИР», как комедия о русских нравах

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница5 из 51
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

    9.Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765).

    Один из первых теоретиков классицизма. Его первыми учителями были крестьянин и дьячок, которые и обучали его грамоте. Жадно читал книги. Скрыв свое крестьянское происхождение поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Трудности – очень беден. Оказывается в демократической среде, в эти годы формируется его научное и философское мировоззрение. Его отобрали для отправления в Академию наук в Петербург. Едет изучать технич.дисциплины, матем.заграницу, где пишет различные работы, своеобразные отчеты об узнанном, самостоятельные исследования по физике. Штудирует руководства по стихосложению. Сам пробует свои силы в стихотворстве. В 1739-трактат «Письмо о правилах российского стихотворства» и приложение «Одна на взятие Хотина». В 41 возвратился на родину. В Петербургской Академии наук наступает зрелая пора его разносторонней деятельности. Историк, риторик, механик. Физик, химик, художник, стихотворец – автор замечательных открытий, фундаментальных научных трудов. Формулирует закон о сохранении вещества при химич.превращениях, доказанный впоследствии, разрабатывает проблемы химии (кристаллизация, преломление света…). Стремится поставить науку на службу практике, изобретает громоотвод, делает открытия в астрономии, вносит вклад в рус.историю, подтвеждает древность происхождения славянского мира, гордится своим народом. В 1755 был создан его стараниями Московский университет. Умер в расцвете сил. Просил не почитать его за великого ученого.

    Разрабатывал и создавал национальные нормы рус.лит.яз., теоретически и практически реформировал российское стихосложение. С силлабическими стихами познакомился у себя на родине при помощи трудов Смотрицкого, Полоцкого. Дальше изучал стихотворство в Московской академии. Уже в студенческих ученических стихах («Услышали мухи// медовые духи// прилетевши сели// в радости запели// едва стали ясти// попали в напасти// увязли бо ноги // ах, плачут убоги// меду полизали// а сами пропали»), допустив смешение славянизмов и русских слов все же смог добиться простоты и легкости (соблюдение силлабического принципа равносложности-по 6 слогов в каждой строке – сочетается, возможно, непроизвольно, с равноударностью- в каждой строке по 2ударения). Далее досконально изучил трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Иногда соглашался, а порой и спорил с автором трактата на страницах своего экземпляра. Оценил и принял новый-тонический принцип и его истоки – унт.

    В 1739 прислал в Академию наук свою «Оду на взятие Хотина» вместе с «Письмом о правилах российского стихотворства» - завершив тем самым и теоретически и практически реформирование русского стихосложения. Рекомендации Тредиаковского все еще ограничивали возможности рус.стихосложения. но его роль нельзя умалять: первый поставил вопрос о необходимости введения нового стиха, но и дал Ломоносову материал для полемики и дальнейшего совершенствования. Рекомендации из «Письма…»: стихи надо сочинять по природному нашего языка свойству, а несвойственного из др.языков не вносить; использовать все, чем рус.яз.изобилует и что способно к версификации – так Ломоносов освобождает рус.стих.от ограничений. Наложенных Тредиаковским. Организующая роль ударения должна быть во всех стихах и долгих и коротких (а Тредиаковский свой тонич.принцип употребил только к долгим 13- и 11-тисложным стихам). Ломоносов отстаивает закономерность употребления не только 2сложных (как было у Тредиаковского), но и 3хсложных стоп. Отвергает рекомендацию Тредиаковского использовать только женскую рифму и его категорич.запрет на смешение рифм. Отказывается Ломоносов и признать хорей-лучшей стопой (как было у Тредиаковского), для него все стопы равноправны, хотя и несного выделяет ямб-как лучшую стопу для торжественных од. Разрабатывал 4стопный ямб в своей поэтич.практике в первую очередь. Далее именно этот размер станет самым распространенным в рус.поэзии. внедрению силлабо-тонич.системы в рус стихосложение способствовала непосредственная поэтич.практика Ломоносова. Просты в чтении, сложении и восприятнии. Звучны и приятны из-за нового подхода. Ломоносов всегда стремился к ясности изложения мысли и формально-смысловой гармонии.
    Стремление выразить свои впечатления от нахлынувших факторов новой жизни рождало и стремление обновлять язык, что привело к лексич.и стилистич.пестроте лит.яз. Стали смешиваться обветшалые славянизмы и заимствованные слова с просторечной лексикой, отмечается неустойчивость орфографии.норм, тяжеловесный синтаксис, полное отсутствие правил грамматики – необходимо было немедленно приниматься за создание норм лит.яз. Этими вопросами занимались Кантемир, Тредиаковский – заслуга: первыми пытались связать судьбу лит.письменного языка с живой разговорной речью. Эту линию продолжил и углубил Ломоносов. Он понимал. Что нельзя было порывать с многовековой книжной культурной традицией, но и зацикливаться только на ней нельзя – выход – синтез, слияние различных по источникам и природе элементов в единое целое. Это смог сделать Ломоносов, человек с глубокими знаниями языка памятников древнерус. И церковнослав.письменности, живой разговорной речи всех сословий, диалектов; чел.с аналитическим умом и поэтич.талантом. все это помогло Ломоносову создать филологические работы, заложившие прочный фундамент отечественной науки о языке.

    «Риторика» («Краткое руководство к красноречию») Ломоносова: практические цели- вооружить рядовых рус.читателей основами стройного, логического, аргументированного и выразительного изложения – поэтому написал не на церковно-славянском и не на лат., как было принято, а на русском языке. Использовал некоторые материалы из изданных уже зар.пособий по красноречию, но в целом – то огромный самостоятельный труд. Знакомит читателей и с отрывками из пр-ий античных авторов, писателей эпохи возрождения, примерами из собственного тв-ва – это были щедрые иллюстрации положений риторики. Здесь же Л.слагает гимн в честь науки («Кто к добродетелям путь отверзает? Наука. Кто от пороков? Наука…»). Здесь звучит и просветительский характер взглядов автора: высокая оценка роли земледельческого сословия, отстаивание гуманного образа правления, требование высокой идейности и гражданственности от худ.лит. Говорит о ценности человека-труженника, о нравоучительной направленности лит-ры, отверг французские романы, т.к. они не несут никакого идейного сод-я. «Риторика»- превосходное и первое пособие, доступное для широких кругов руководство по вопросам теории лит,и поэтики, грамотной речи: говорящий («разумный ритор») должен учитывать время, место, воспитание слушающих, степень их образованности; должен следить за логикой речи и ее благозвучностью (например,избегать стечения согласных.гласных, повторов и т.п.), говорить ясно и доступно (избегатьзапутанных инверсий). Ломоносов не требовал неукоснительного следования им самим же установленным правилам: прежде всего советовал заботиться о содержании и ему подчинять все словесные средства, не перегружая текст украшениями. Положил начало разработке лексико-стилистических, а также синтаксич.норм рус.лит.яз, наметил ряд осн.положений теории 3 стилей.

    Итоговым произведением в филологич.цикле Л. (Грамматика, Риторика…) стал его трактат «О пользе книг церковных в Российском языке» (1757), где решал проблему установления пропорции церковнослав.и русских народных элементов в рус.лит.языке. Церковнослав.надо упорядочить и существенно ограничить. Разделил все слова на 3 рода: 1.у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны(бог. Слава, рука, ныне) 2. малоупотребительные славянские слова (отверзаю, господень, взываю), но не включая неупотребительные и совсем обветшалыетипа обоваю(ворожу), свене (кроме)3.исконно русские слова (говорю, ручей, который, лишь), но исключая просторечные слова.
    Учение о трех «штилях».Соотношением церковнослав.и исконно рус.лексики определяются Ломоносовым «три штиля». За каждым закрепляются свои жанры.

    • Высокий стиль= 1род+2род. Героические поэмы. Оды.

    • Средний стиль= русские слова преимущественно+ с осторожностью славянизмы+ так, чтоб «не опуститься в подлость» низкие слова. Все театральные пр-ия, стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, историч.и научные пр-ия.

    • Низкий стиль= 3род+средний род. Без обще не употребительных славянизмов, но могут быть «низкие» просторечия. Комедии, песни, дружеские письма в прозе, описания обыкновенных дел.


    Оды.Поэзия Л.величественная, торжественная и глубоко проникновенная, была подчинена заботам о духовных и материальных нуждах народа. Воспел «небу равную Россию». Слагает гимны в честь простых людей, в своих торжественных одах он прославляет всех «от земледельца до царя». Поэтич.наследие Л.разнообразно в жанровом отн-ии, есть пр-ия всех 3х стилей (низкий – шуточные стихи, любовные песни. Басни; средний – письма, «надписи» (о гос.событиях и событиях в придворной жизни); высоки- торжественные оды, прозаические похвальные речи).

    На смену плодам осенним (сатирам Кантемира) пришли плоды весенние – ОДЫ Л. Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику. Высказаться по вопросам, имеющим гос.значение, сделать это сильно, красиво и образно. Осн.темы од – родина. (Ода 1748года: «Она, коснувшись облаков,// конца не зрит своей державы,// гремящей насыщенна славы,//покоится сердце лугов,// в полях исполненных плодами,// где Волга, Днепр, Нева и Дон,//своими чистыми струями//шумя,стадам наводят сон,//сидит и ноги простирает//на степь, где Хину отделяет//пространная стена от нас//веселый взор свой обращает//и вкруг довольства исчисляет//возлегши локтем на Кавказ»). Воспевает обилие природных богатств в «Оде на прибытие из Голштинии Петра Федоровича» 1742года. В оде 1750 года поэт призывает своих соотечественников к творческим изысканиям и научным открытиям. Высокому гражданскому содержанию од соответствовала их комнпозиционная структура. Торжественно-патетический стиль. Включавший гиперболические описания, комические сравнения, метафоры, риторич.фигуры – все это усиливало воздействие на читателя. Высокость слога достигается славянизмами (н-р, зиждитель-строитель, основатель; паки – опять; зрак-образ, вид и т.д.). Этому же служит усечение форм прилагательных (божественны науки), славянские морфологич.формы (одежду нежныя весны), поэтич.инверсия, восклицания, риторич.вопросы, тропы (эпитеты-жаждущие степи, пламенные звуки). Плюс способствовала четко разработанная стройная десятистишная строфа, стих (4хстопный ямб), яркость живописи. Жанр оды у него подчинен общегосударственной и общенац.проблематике. в то же время не исключал «личные» мотивы: например, в оде Елизавете Петровне 61г.он объявляет о своем «преклонном веке», а в оде «На новый 1764год» к этому добавит еще и о своем «гонящем в гроб недуге».

    Весь одический цикл Л.представляет нам его как неутомимого борца за просвещение и прогресс, за развитие национального самосознания народа.
    10. Денис Иванович ФОНВИЗИН. (1745-1792)

    Один из первых, в чьем тв-ве нашли воплощение характерные черты просветительской эстетики.

    Первым печатным и первым дошедшим до нас худ.пр-ием Ф.были «Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга», переведенные им и изданные в 61г. (в этих баснях датский писатель-просветитель осмеивал общечеловеческие пороки и выступал против распространенных в среде его соотечественников явлений социальной несправедливости) К пеерводу Ф.подошел творчески, стремился к афористичности и лаконизму, поэтому отбросил подробности и усилил сатирич.направленность. (Например, перерабатывая басню «Лисицыно нравоучение» отбросил латинские термины и упоминания о распрях между религиозными сектами, создал краткий, но выразительный «кодекс» подлости и низости, следуя которому люди могли преуспевать). Работая над переводами басен, Ф.овладел мастерством диалога, создания драматических сценок, добивался простоты и ясности языка, облегчения синтаксических конструкций.

    Любовь к театру зародилась еще с гимназических лет. Первое посещение профессионального театра в Петербурге произвело на него неизгладимое впечатление. Первый опыт в драматическом ис-ве –перевод трагедии Вольтера «Альзира»(к-я привлекла молодого Ф.резким осуждением в ней деспотической формы правления и религиозного фанатизма, утверждением права народа на свержение тирана, отстаиванием принципов гуманности). Сам Ф.не был в восторге от своей работы, видимо, жанр трагедии не соответствовал таланту и вкусу драматурга.
    Проблема творческого метода. По словам Гете, разрушение нормативной эстетики класицизма новой просветительской эстетикой стало «революцией в ис-ве». Подобную революцию совершил в рус.лит. Фонвизин.

    Зоркость Фонвизина превратила его комедию в «бесподобное зеркало» (Ключевский) жиз­ни дворян «злонравных». Но Фонвизин не только изображает, он анализирует и вскрывает причи­ны, порождающие все явления, то есть впервые выявляет роль обстоятельств в формировании ха­рактера. Безусловно, и классицисты учи­тывали обстоятельства жизни героев, но в их произведениях обстоятельства как бы помогали ха­рактеру проявить себя в заранее заданном качестве. У Фонвизина обстоятельства именно создают характер и раскрывают его социальную обусловленность.
    Обличительный пафос Фонвизина сводился к требованию уничтожить рабство крестьян («угне­тать рабством себе подобных беззаконно»), но не сам институт крепостного права. Однако сила общественного обличения такова, что «Недоросль» получил антикрепостническое звучание.  

    Не только политическая прогрессивность творчества Фонвизина, но и художественная его прогрессивность определили глубокое уважение и интерес к нему. Именно Фонвизин впервые поставил вопрос о реализме как принципе, как системе понимания человека и общества. С другой стороны, реалистические моменты в творчестве Фонвизина были чаще всего ограничены его сатирическим заданием. Именно отрицательные явления действительности он умел понять в реалистическом плане, и это сужало не только охват тем, воплощенных им в новой открытой им манере, но сужало и самую принципиальность его постановки вопроса. Фонвизин включается в этом отношении в традицию «сатирического направления», как его назвал Белинский, составляющего характерное явление именно русской литературы XVIII столетия. Но и классицизм не исчез бесследно. Некоторые персонажи в комедиях, в сатирических очерках Фонвизина схематизируются. Самая традиция называть их «значащими» именами вырастает на основе метода, сводящего содержание характеристики персонажа по преимуществу к той самой черте, которая закреплена его именем. Появляется взяточник Взяткин, дурак Слабоумов, сорванец Сорванцов, правдолюбец Правдин и т.д. При этом в задачу художника входит именно не столько изображение отдельных людей, сколько изображение социальных отношений, и эта задача могла выполняться и выполнялась Фонвизиным блестяще.
    Просветительский характер тв-ва, его философское и политическое содержание. Со временем и опытом все больше крепло стремление драматурга вмешиваться своими пр-иями в гущу событий рус.общественной жизни.
    Комедии. «БРИГАДИР», как комедия о русских нравах. Первая оригинальная комедия Ф. (69г.) создавалась в обстановке общественного подъема, связанного с работой Комиссии по составлению нового уложения. осн.задача драматурга – показать истинное лицо дворянства, отчетливо видна сквозь внешнюю водевильную фабулу (все персонажи, кроме Бригадирши, амурничают др.с др.) Выставив на позорище дворянина-военного, дворянина-чиновника, дворянина-не помнящего своего родства, в смешном, неприглядном виде, Ф. своевременно опровергал лживые речи дворянских идеологов, разглагольствовавших в комиссии о якобы неоценимых заслугах «благородного сословия», которыми они оправдывали бесконтрольное владение помещиков своими крепостными.

    Начало пьесы-новаторское, такоего еще не было ни у одной из пьес. Начинается разговором, который как бы уже давно начался, до поднятия занавеса, как бы выхваченный момент из действительности, прямо из жизни. (воплощен совет Дидро «перенести в театр гостиную…так, как она есть»).

    Сатирический огонь Ф. направил на 3х персонажей: Иванушка, Советник, Бригадир. Именно они и им подобные представлялись сатирику общественно опасными. иванушка саморазоблачается, говоря о том, как все восхищались его французским даже в Париже, и не умели сдерживать радость на лицах, даже очень смеялись, что прямо показывало, что они о нем думают. Насмешка автора звучит очень часто.

    Уже не лугкий смех, а чувство отвращение вызывает отступничество Иванушки и Советницы от своей нации: «Тело мое родилося в России, это правда, однако дух мой принадлежал короне французской» -заявляет Иванушка своему отцу; Советница же считает ужасным недостатком, которого загладить уже нельзя, тот факт, что она русская.

    Ф.хотел показать жизнь и характеры многостороннее, чем то мог позволить классицизм. (н-р, Иванушка образ статичный, отрицательный, не способный на искренние добрые чувства, в конце все же ощущает искреннее чувство любви, как и Советница).

    Разоблачение антипатриотизма, беспредельного эгоизма и полнаой неблагодарности (Иванушки к родителям), взяточничества (комплимент Елизавете2, издавшей указ о запрете взяток, который, впрочем, мало чем помог.Например, взяточник и корыстолюбец Советник, «ужасная ханжа»,он за всенощную отмаливает «все то, что днем наворовано». Имея молодую жену, он еще и волочится за Бригадиршей, предлагая ей «согрешить и покаяться». Немногим лучше Советника предстает перед нами и Бригадир-грубый невежественный служака, к своим близким отн-ся с пренебрежением и жестокостью, перечень угроз в адрес домашних –целый список (и ребра вытащит, и в спину сотни две палок влепит)-угрозы и насилие – то, с помощью чего он привык общаться на плацу). И Бригадирша – колоритный образ- невежественная, робкая, забитая, жадная и мелочная, такая «дурища», что по первому впечатлению и последующему, Акулина Тимофеевна, пожалуй, единственная в пьесе была способна проявить человеческие чувства, сострадание к таким же забитым и униженным, как она сама. Ей сочувствовали. Хоть она и несет свой вздор, которому смеются, но запоминается она своими слезами над судьбой таких же офицерш, как она. Она-результат воздействия среды, тяжелых условий рус.жизни, это доказывает то, что она умеет еще иногда делать верные наблюдения и остроумные хамечания («слава богу.., что на вранье пошлин нет. Ведь куда бы какое нам всем было разоренье!»)-ее умственная ограниченность не природного свойства, а результат влияния среды.

    Жизненная правдивость и худ.убедительность – с помощью индивидуальности языка героев (помогает раскрыть сущность каждого, служит средствами их типизации): Советник использует много церковнослявянской лексики-подчеркивает его ханжество и лицемерие; Бригадир и Бригадирша – просторечия – грубые невежды. Советница и Иванушка – жаргон, близкий к языку щеголей со страниц сатирич.журналов.

    Типизация. Бригадирша – «всем родня», все с такой знакомы.

    Написано пр-ие в основном по правилам высокой комедии классицизма: статичность действия, схематичность персонажей, особенно положительных.

    Пьесой «Бригадир» наметилась осн.линия развития рус.комедии.

    Не только осмеяние пороков, но и поиск их причин, их социальную обусловленность. На главный вопрос: откуда могли появляться такие типы, как Иванушка и Советница? – отвечает положительный персонаж Добролюбов: «Всему причиной воспитание». Интересно, что примерно то же говорит и Бригадир, упрекающий жену за то, что та помешала записать Иванушку в полк, где бы он ума понабрался, и избаловала его. так, даже невежественный грубый Бригадир не лишен здравого смысла. Избалованность плюс отсутствие нормального воспитания = социальная катастрофа. Вот что несет собой «благородное сословие», вот с чем надо бороться.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


    написать администратору сайта