Главная страница
Навигация по странице:

  • ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЧАСТЬ 2. Тема 1; Задание 1 Функционализм

  • Социальное действие

  • Структура социального действия (по Парсонсу)

  • Подсистемы социального действия

  • Система личности

  • Система культуры (по Парсонсу)

  • Функциональные требования к системе

  • Постулат функционального единства общества

  • Постулат универсальности функционализма

  • Функциональность

  • Функциональные эквиваленты

  • Латентные функции

  • Постулат

  • Задание 3. Ответьте на вопросы: Каковы основные категории структурно-функцио­нального анализа

  • В чем специфика понимания социального действия у Парсонса по сравнению с Вебером Какова структура социального действия

  • В чем специфика понимания социальной системы у Парсонса по сравнению со Спенсером

  • Что является основой социального порядка по Парсонсу

  • Каковы пути достижения социального равновесия

  • Каковы основные функциональные требования к социальной системе, обеспечивающие ее выживание

  • Какие институты (структуры) призваны обеспечивать основные функциональные требования к системе

  • Каковы основные претензии к теории Парсонса у ее критиков

  • В чем специфика определения аномии по Мертону Каковы причины аномии по Мертону

  • Перечислите основные способы (модели) социальной адаптации личности по Мертону.

  • КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЧАСТЬ 2.. Отправить по Gmail. Контрольные вопросы и задания по курсу история и теория социологии часть тема 1 Задание 1


    Скачать 34.81 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы и задания по курсу история и теория социологии часть тема 1 Задание 1
    АнкорКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЧАСТЬ 2
    Дата01.06.2022
    Размер34.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтправить по Gmail.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #563295

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ

    ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЧАСТЬ 2.


    Тема 1; Задание 1

    Функционализм- это методологический подход в социологии и социально культурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.
    Структура- это (от лат. structure — строение, расположение, порядок) строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.

    В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп.
    Функция-это роль, исполняемая определенным компонентом общественной системы в ее организации как общего, а также в реализации целей и интересов социальных групп. Социология, как и подавляющее большинство прочих наук, исполняет самые различные функции в обществе: познавательную; функцию социального контроля; прогностическую; идеологическую; планирования; практическую.
    Социальное действие - это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.
    Структура социального действия (по Парсонсу)-система отсчета социального действия, по Парсонсу, включает три основных структурных элемента:

    а) сам актор (или несколько акторов);

    б) ситуация, в которой происходит действие;

    в) ориентация данного актора на данную ситуацию.
    Подсистемы социального действия- это биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека). система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей).


    Биологический организм- Проведя сравнительный анализ, Спенсер выделил 6 сходств общества и биологического организма.

    - на протяжении большей части своего существования общество, как и биологический организм, растет и увеличивается в объеме;

    - по мере роста усложняется структура как общества, так и биологического организма;

    - усложнение структуры общества и биологического организма сопровождается дифференцированием функций;

    - дифференциация структуры и функций в обществе и организме сопровождается усилением взаимодействия всех структурных элементов;

    - в обществе, как и в организме, после разрушения целого отдельные элементы могут некоторое время существовать автономно;

    - аналогия между обществом и организмом может быть перевернута. Отталкиваясь от этих сходств, Спенсер выделил в обществе и организме три сходных системы:

    Система личности -это главный исполнитель процессов действия и, значит, воплощения культурных принципов и предписаний на уровне вознаграждения, в смысле мотивации, главной целью действия является обеспечение личных потребностей или удовлетворенность личности. Поведенческий организм трактуется как адаптивная подсистема, как сосредоточение основных возможностей человека на которые опираются остальные системы.
    Социальная система- это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект.

    Система культуры (по Парсонсу)-  Парсонс писал, что "наиболее фундаментальной теоремой теории действия является утверждение, что структура системы действия состоит из институциолизированных (в социальные и структурные системы) и интериоризированных (в личностях и организмах) моделей культурных значений." Таким образом, культура существует как система моделей внутри человеческого сознания и в как система символов для сознания коллективного. Парсонс подчеркивал, что сфера культуры имеет свою собственную логику. Культура, будучи системой, обладает своими собственными принципами логических переходов и семантических соответствий, своей собственной структурой и не зависит от мотиваций и конкретных ситуативных предпочтений субъекта социального действия, использующего те или иные культурные формы. Культура (и исходная логика культуры, и продукты культуры), таким образом, не могут быть просто редуцированы к мотивам субъекта социального действия, потому что сами культурные основания, будучи интериоризированы, определяют то, какую из возможных альтернатив он выбирает. Культура не может быть редуцирована и к социальным отношениям. Культуру необходимо отделять как от социальной, так и от ментальной реальности.[4]
    Социальный порядок- это максимально обобщенное понятие, организованности общественной жизни, упорядоченности социального действия и всей социальной системы.

    Он предполагает бесконфликтное существование общества, благодаря тому, что все связи в нем согласованы. Существует мнение, что социальный порядок - это идеальная цель, которую невозможно достигнуть в реальной жизни.
    Социальное равновесие- это состояние, когда есть две социальные системы, которые борются друг с другом, но их силы равны и ни одна система не может победить другую систему.
    Функциональные требования к системе- это перечень функций, которые должна выполнять система, причем должно быть указано, как система реагирует на те или иные входные данные, как она ведет себя в определенных ситуациях и т.д. В некоторых случаях указывается, что система не должна делать.

    Адаптация- процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.Адаптация происходит на трёх уровнях: физиологическомпсихологическом и социальном.
    Целедостижение- это продукт взаимодействия субъективных факторов. (индивидуальных значений успеха) и объективных факторов (символов.

    Интеграция-это понятие, характеризующее: совокупность процессов. благодаря к-рым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему; формы поддержания социальными группами опред. устойчивости и равновесия обществ, отношений; способность социальной системы или ее частей к сопротивлению разрушительным факторам, к самосохранению перед лицом внутр. и внешних напряжений, затруднений, противоречий.
    Латентность-  свойство объектов или процессов находиться в скрытом состоянии, не проявляя себя явным образом; задержка между стимулом и реакцией: в компьютерных и сетевых технологиях латентность — задержка или ожидание, которая увеличивает реальное время отклика по сравнению с ожидаемым
    Теория среднего уровня- состоит из проверяемых обобщений, соединяющих теорию с практикой. Идея заключается в том, что необходимо разрабатывать теории, исходя из ограниченных социальных явлений. Эти теории строятся как обобщённые, связанные в логическую систему, высказывания, они должны строиться в соответствии с эмпирическими исследованиями, проверяться на практике.
    Постулат функционального единства общества- означает, что для общества как системы все элементы необходимы и жизненно важны, плохих или бесполезных элементов не существует. Кроме того, у каждого элемента есть определённая функция. Мертон Р. доказал, что не обязательно наличие у элементов какой-либо функции, не все элементы необходимы, они могут не выполнять строго определённых функций, могут быть бесполезны.
    Постулат универсальности функционализма- все стандартизированные социальные или культурные формы имеют позитивные функции. Этот постулат предполагает, по существу, «полезность» любой социальной практики.
    Функциональность- набор возможностей (функций), которые предоставляет данная система или устройство
    Нефункциональность- это наблюдаемые эмпирически те последствия, которые безразличны для рассматриваемой системы. Мертон также вводит понятие «социологическая амбивалентность», обозначающее, что некая форма, способная выполнять позитивные функции, может также играть и дисфункциональную роль в этой же системе.

    Дисфункциональность-  как социологическое понятие означает некорректное выполнение определённой функции, выступает её противоположностью. Другими словами, «социальная деятельность или институт имеет дисфункции тогда, когда некоторые из её или его последствий препятствуют другой деятельности
    Постулат необходимости- содержит два различных положения: одно из них утверждает необходимость определенных функций, и отсюда возникает понятие функциональной необходимости или необходимых функциональных предпосылок; второе говорит о необходимости существующих социальных институтов, культурных форм и тому подобное
    Функциональные эквиваленты- означающее различ. конкретные формы обществ, практики, выполняющие одну и ту же функциональную роль
    Функциональные альтернативы- институциональные меры по выполнению той же самой функции, или, в широком смысле, та же самая функция в ответ на необходимые потребности общества либо социальной системы.
    Явные функции- это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособле-ние системы и которые входили в намерение и осознавались участниками системы», а «латентные функции — те объективные последствия, которые не входили в намерение и не были осознанными».
    Латентные функции- это те, которые не распознаются и не предназначены.
    Аномия- состояние общества при дезорганизации социальных норм и институтов, неопределённости и нестабильности условий человеческого действия, расхождении между провозглашаемыми обществом целями и доступностью для массы людей законных средств их достижения

    Конформность- изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей
    Инновация- это новые социальные практики, которые направлены на удовлетворение социальных потребностей лучше, чем существующие решения, возникающие, например, в результате условийтруда, образования, развития общества или здравоохранения.

    Ритуализм-  вариация адаптивного поведения, предполагающая быструю социальную мобильность, одобрение и использование необходимых институциональных механизмов наряду с отвержением целей общества в связи с неспособностью их достигнуть. Что это такое. Под ритуалом подразумевается шаблонный устойчивый порядок действий, характеризующийся церемониальностью.
    Ретритизм- это напряжение (неприятное эмоциональное состояние из-за дисбаланса между целями и средствами), соответствующее теории напряжения Мертона. Ретритизм-это один из способов справиться с напряжением и отреагировать на него.
    Мятеж- этот тип приспособления выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов. Последние начинают считаться чисто произвольными, а их претензия на законность и приверженность индивидов несостоятельной, поскольку и цели, и стандарты вполне могли бы быть другими
    Конформность- изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей
    Постулат необходимости-главная суть данного постулата состоит в том, что все стандартизированные объекты общества не только выполняют позитивные функции, но также представляют собой незаменимые элементы функционирования общей системы.

    Задание 3. Ответьте на вопросы:


    1. Каковы основные категории структурно-функцио­нального анализа?

    Основными категориями структурного функционализма являются: социальная система, социальная структура, социальное действие, социальные функции.


    1. В чем специфика понимания социального действия у Парсонса по сравнению с Вебером? Какова структура социального действия?

    Парсонс в отличии от Вебера полагал, что условием взаимопонимания является не рационализм мышления, а социальные роли, выполняемые в отношении друг друга.

    По Парсонсу, их четыре:

    1.Организм – это биологический механизм воспроизводства энергетического ресурса (инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека).

    2. Система личности («Эго») – это мотивы и усвоение ролевых ожиданий. Организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей).

    3. Социальная система, представляющая собой взаимодействие социальных статусов, социальных ролей и норм.

    4. Система культуры – это культурные ценности, верования и традиции, необходимые для стабильного функционирования общества.


    1. В чем специфика понимания социальной системы у Парсонса по сравнению со Спенсером?

    По Спенсеру, социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной системы - это государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы - производящей средства для жизни, и распределительной системы - связь органов.

    С точки зрения Т. Парсонса, социальная система представляет собой сеть отношений между действующими лицами. Структура социальной системы (социальная структура) - есть структура этих отношений. Поэтому базовой единицей социальной структуры выступает статус-роль действующего лица, которая является не его атрибутом, а единицей социальной структуры.


    1. Что является основой социального порядка по Парсонсу?

    Парсонс дает в своей теории социальной системы, в соответствии с которой социальный порядок обеспечивается функциональностью самой социальной системы. По Парсонсу, если все четыре функциональные подсистемы координированы, социальный порядок можно считать устойчивым.

    .


    1. Каковы пути достижения социального равновесия?

    Парсонс считает главной задачей социологии анализ институциализации образцов ценностных ориентации в социальной системе. Когда ценности институциализованы и поведение структурировано сообразно им, возникает стабильная система – состояние “социального равновесия”. При этом есть два пути достижения социального равновесия: социализация, посредством которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, которые выполняют эту функцию,– семья, образовательная система); создание разнообразных механизмов социального контроля


    1. Каковы основные функциональные требования к социальной системе, обеспечивающие ее выживание?

    Согласно Парсонсу, общество – относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый элемент общества (подсистема) выполняет свою функцию. Сформулировал четыре основных функциональных требования к социальной системе, обеспечивающие ее выживание: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема; функцию целедостижения – политическая подсистема; функцию интеграции – правовые институты и обычаи; функцию поддержания модели – система верований, мораль и агенты социализации (семья, образовательные учреждения и т.п.).


    1. Какие институты (структуры) призваны обеспечивать основные функциональные требования к системе?

    Требованиями в каждой системе действия функционируют дифференцированные функциональные подсистемы, специализирующиеся на удовлетворении каждого из необходимых условий. Для социального взаимодействия это – биологический организм (адаптация); личность (целедостижение); социальная система (интеграция); культура (латентность). Для общества это – экономика (адаптация); политика (целедостижение); социальное сообщество (интеграция); система воспроизводства скрытого образца поддержки.


    1. Каковы основные претензии к теории Парсонса у ее критиков?

    • является консервативной, если не реакционной и профашистской;

    • совершенно не способна отражать социальные изменения, человеческие страдания, нищету, лишения и конфликты. Т. Скочпол был убежден, что система апартеида в Южной Африке служит окончательным доказательством того, что теория Парсонса было неправильной[7];

    • гипертрофирует идеи сверхсоциализированности, репрессивности, конформизма, покорности индивида нормативному порядку типа фашистского;

    • рассматривает эволюцию как унилинейный и механический процесс, а социальная система на самом деле лишь закрепляет статус-кво существующего строя, выступая плохо скрываемой инструкцией по эксплуатации "капиталистической нации-государства".




    1. В чем специфика определения аномии по Мертону? Каковы причины аномии по Мертону?

    Мертон связывает аномию с напряженностью функциональной деятельности социальных структур. Социальная структура ограничивает способность определенных социальных групп удовлетворять свои потребности; она оказывает на определенных индивидов давление, принуждая их вести себя противоправно. Аномия угрожает обществу тогда, когда в обществе наблюдается низкая социальная сплоченность, рассогласованность между нормами и ценностями, расхождение между нормами и возможностями. Теория аномии Мертона противостоит не только концепции Дюркгейма, но также фрейдистским и неофрейдистским подходам в криминологии, объясняющим дисфункции социальной структуры биологическими влечениями человека, недостаточно сдерживаемыми социальным контролем.

    Мертон считает, что цивилизация в индустриальном обществе толкает индивидов к тому, чтобы стремиться к возможно большему успеху, благополучию, что приравнивается к личным ценностям и заслугам. Однако никто не думает, что всем в равной степени гарантирован успех через большой труд и самодисциплину, поскольку для большинства людей, изначально находящихся в неблагоприятном положении, существует ограниченная перспектива роста. В глазах общественного мнения такие индивиды воспринимаются как неудачники, они сталкиваются с непониманием и даже осуждением со стороны. Таким образом, Мертон напрямую связывает состояние аномии с расхождением между декларируемыми целями общества и социально структурированными средствами их достижения

    1. Перечислите основные способы (модели) социальной адаптации личности по Мертону.

    • Конформистская (приспособленческая) модель адаптации подразумевает согласие индивида с целями данного общества и легальными, рекомендуемыми обществом средствами их достижения. Это лояльные, спокойные и законопослушные граждане. Это единственная не девиантная модель поведения.

    • Инновационная модель адаптации подразумевает согласие индивида с целями общества, но отрицание существующих в обществе ограничений в средствах достижения этих целей. Инноватор использует новые незаконные средства достижения материального успеха – рэкет, воровство, подделку денег, злоупотребления, обман.

    • Ритуализм, ритуальный тип адаптации и поведения означает отрицание общественных целей, но согласие на использование общепринятых стандартов. Это фанатично преданный своему делу бюрократ, требующий жесткого следования принятым правилам и инструкциям.

    • Эскейпизм – четвертая модель адаптации, для которой характерно одновременное отрицание социально признанных целей и средств их достижения. Она выражена в отстранении, уходе индивида от социальной реальности в каких-либо формах ее непринятия – бродяги, наркоманы, алкоголики, душевнобольные.

    • Бунт (мятеж), бунтарская форма адаптации, проявляющая себя, подобно эскейпизму, в одновременном отрицании социально признанных целей и средств. Однако в отличие от последнего бунтарство – это радикальная форма девиантного поведения, ориентирующаяся на формирование принципиально новых социально признанных целей и средств (политический терроризм, борьба за свободу, революционность, радикализм)1.



    1



    написать администратору сайта