Главная страница

Культурологическая концепция Лесли Алвина Уайта. Культурологическая концепция Лесли Алвина Уайта


Скачать 17.24 Kb.
НазваниеКультурологическая концепция Лесли Алвина Уайта
Дата06.05.2022
Размер17.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКультурологическая концепция Лесли Алвина Уайта.docx
ТипДокументы
#515788

Культурологическая концепция Лесли Алвина Уайта

Лесли Алвин Уайт (1900-1975) – выдающийся американский культуролог и антрополог (высококвалифицированный специалист, изучающий человека, как биологический вид), возродивший эволюционный подход к изучению культуры, выпускник социологического факультета Чикагского университета, высоко ценивший работы Эдуарда Тайлора и Л. Г. Моргана, и последовательно выступавший в их защиту. Будучи талантливым лектором и страстным полемистом  (любитель полемики, искусный спорщик), Л. Уайт резко критикует любое проявление креационизма (религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего) в науках о культуре и последовательно отстаивает эволюционные взгляды на происхождение человека и общества.

Будучи основателем исследования культуры в рамках целостной науки, Л. Уайт вводит в науку термин «культурология». Правда, первым использовал его немецкий химик В. Оствальд, но именно благодаря работам Л. Уайта он вошел в науку. Это происходит в 1930 или 1931 году, когда Л. Уайт начинает чтение университетского курса «Культурология». Основные свои идеи и общую концепцию культуры он излагает в трех фундаментальных работах: «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры: развитие цивилизации до падения Рима» (1959) и «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и наций» (1975). Большое значение для распространения его концепции имеет и ряд программных статей. Наиболее известные из них –«Культурология», опубликованная в престижном американском журнале «Science» (1958) и вошедшая в международную энциклопедию социальных наук, и статья «Энергия и эволюция культуры» (1943).

Определяющей особенностью концепции Л. Уайта является утверждение принципа эволюционизма в науках о культуре. Эволюция, согласно Л. Уайту, означает процесс, в котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Формы образуются из слияния элементов культуры. По мнению ученого, если проследить развитие топоров, ткацких станков, письменности, законодательств, общественных организаций, то можно увидеть последовательную смену их форм существования. В статье «Стадии эволюции, прогресс и изменение культуры» (1947) он возрождает понятия стадий эволюции и прогресса, доказывая, что различные состояния культуры можно и необходимо оценивать, используя слова «лучше» и «более развитый». В то же время он реанимирует неудачную идею Э. Тайлора об эволюции элементов, а в терминологии Л. Уайта – частей и форм культуры как самостоятельных сущностей.

Л. Уайт приходит к выводу о том, что давно назрела необходимость в создании новой науки, предметом изучения которой стала бы человеческая культура. Может ли выполнить эту роль антропология? Нет, – полагает ученый, – поскольку эта наука занимается исследованиями в самых различных областях, не только в области культуры. Существует также психология. Однако в ее ведении, по мнению автора, находится «особый класс явлений: реакции организмов на внешние стимулы». Таким образом, психология не ставит перед собой цель отличить то, что относится к культуре, от того что к ней не относится.

Возможно, главную роль в исследовании культурных явлений следует отвести социологии? Однако и эта наука также не лишена определенных недостатков. Л. Уайт ссылается на мнение В. Оствальда и А. Кребера о том, что социологии свойственен «фатальный недостаток». Эта наука не в состоянии отличить культурное от социального. В глазах социолога, согласно Л. Уайту, культура становится либо аспектом, либо продуктом социального процесса взаимодействия. На самом же деле те процессы и структуры, которые мы можем наблюдать в человеческом обществе, представляют собой функции культуры. Л. Уайт полагает, что социологическая наука представляет собой яркий пример «неудачи мышления», причина которой заключается в том, что терминология, которой пользуются социологи, неясна и двусмысленна.

Л. Уайт – не первый, кто вводит в научный оборот термин «культурология». Однако его важная заслуга состоит в том, что он отстаивает позиции культурологии как самостоятельной науки, разрабатывает ее методологию и обосновывает ее необходимость в системе наук. При этом Л. Уайт подчеркивает, что вовсе не стремится порвать с традициями культурной антропологии. Напротив, он предлагает вернуться к традициям, основанным Э. Тайлором и продолженными многими его последователями.

Разработкой науки о культуре Л. Уайт занимался всю жизнь. В нее он включает выяснение структуры культуры, анализ соотношений понятий «культура» и «общество», критерий прогресса культуры, теорию культурных систем и объяснение таких классических проблем антропологии, как экзогамия (заключение брака за пределами определённой социальной группы), система родства, эволюция форм брака и т.д.

В общетеоретическом аспекте Л. Уайт определяет культурологию как «отрасль антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам».


написать администратору сайта