Курсовая работа Формирование толерантности в межличностных отношениях младших школьников. КР Седунова А.. Курсовая работа Формирование толерантности в межличностных отношениях младших школьников Автор работы студентка 3 курса
Скачать 0.6 Mb.
|
Министерство науки и высшего образования РФ ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» Педагогический институт Кафедра педагогики начального и дошкольного образования Курсовая работа Формирование толерантности в межличностных отношениях младших школьников Автор работы: студентка 3 курса, 07591с группы (заочное отделение) Седунова Анастасия Дмитриевна Научный руководитель: Лыгденова Валентина Базаровна, к.п.н., доцент БГУ Оценка_________________ Улан-Удэ 2021 Содержание Введение…………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы толерантного поведения в межличностных отношениях школьников Анализ психолого-педагогической литературы по формированию толерантности в межличностных отношениях школьников……………………………………………………………………..6 Формы и методы формирования толерантности в межличностных отношениях младших школьников ………………………………………………………………………………….14 Выводы по главе I……………………………………………………...19 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ толерантного поведения в межличностных отношениях школьников 2.1. Диагностика уровня толерантности младших школьников……………………………………………………………………20 2.2. Разработка и реализация комплекса форм и методов, направленных на формирование толерантности младших школьников……………………………………………………………………27 2.3. Динамика уровня сформированности основ толерантного поведения у младших школьников…………………………………………..35 Выводы по главе II…………………………………………………….41 Закрепление……………………………………………………………..42 Библиография…………………………………………………………..44 Приложение……………………………………………………………..47 Введение Мир человеческого общения сложен и противоречив. Система социального поведения людей регулируется обычаями, нормами и традициями разных культур. Многообразие различий: социальных, расовых, национальных, возрастных, профессиональных, религиозных и других – влияет на характер взаимоотношений и нередко приводит к непониманию, непримиримости. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Проблема изучения процесса формирования толерантности у школьников остается недостаточно изученной. Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как: А.Г. Асмолов, А.А. Ермакова, Ю.К. Ивкова, Е.М. Карпова, Е.Ю. Клепцова Е.В. Оборина, Т.И. Лихачева, Ю.В. Смирнова, О.Г. Шаврина, Н.А. Шишкина, Л.Ф. Шустова и другие. Необходимо целостное осмысление понимания толерантности как качества личности. Также требуют рассмотрения вопросы об оптимальных средствах формирования толерантности у учащихся младшего возраста, условиях эффективности процесса формирования данного личностного качества. Поэтому тема данного исследования звучит как: Формирование толерантности в межличностных отношениях младших школьников. Цель исследования: определить методы и приемы работы по формированию толерантности в межличностных отношениях у школьников. Задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Выявить и описать методы и приемы, способствующие формированию толерантности в межличностных отношениях у школьников. Определить влияние отобранных методов и приемов на уровень формирования толерантности в межличностных отношениях у школьников. Гипотеза исследования заключается в том, что, если: внедрять в целостный педагогический процесс идеи межличностной толерантности, которые будут сопровождаться изменением нравственной, рефлексивно-смысловой позиции младших школьников; обеспечивать последовательное прохождение школьниками этапов: позитивного восприятия этой ценности, активного отклика на нее, принятия и введение межличностной толерантности в собственную систему ценностей и ориентация на нее в своем поведении путем использования комплекса мер по формированию межличностной толерантности; закреплять формирование межличностной толерантности младших школьников путем использования средств экспериенциального1 обучения. Объектом исследования является процесс формирования толерантности в межличностных отношениях школьников. Предмет исследования: методы и приемы работы по формированию толерантности в межличностных отношениях школьников. Методы исследования: • Анализ научно-методической литературы по проблеме; • Эксперимент; • Беседа; • Наблюдение; • Анализ полученных результатов. Проведенный в работе анализ может быть использован в практической работе учителями начальной школы, а также студентами, обучающимися по этой специальности. Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 43 страницы, не включая списка использованной литературы и приложения. Глава 1. Теоретические основы толерантного поведения в межличностных отношениях школьников. 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию толерантности в межличностных отношениях школьников. В разных языках понятие толерантности трактуется по-разному: — в английском языке это — «способность и готовность без протеста воспринимать личность или вещь»; — в китайском — «допускать, позволять и проявлять великодушие в отношении других»; — в арабском понятие толерантности объясняется как «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим»; — во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; — в персидском — «терпение, терпимость, выносливость» . Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова определяет толерантность как «терпимость» (от франц. Tolent – терпимый). [27] Это понятие присутствует практически во всех словарях русского языка. Словарь живого великорусского языка В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Словарь Брокгауза и Ефрона говорит, что толерантность есть веротерпимость. В Словаре по конфликтологии Давлетчиной С. Б. толерантность понимается как «терпимость, снисходительность человека к кому-либо или к чему-либо: чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и так далее; способность длительное время переносить какие-либо неприятности». Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания и особенности поведения. Психолог Реан А. А. предлагает следующее понятие толерантности. Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. [8]. Толерантность рассматривается как социальная установка и аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального и когнитивного). Мудрик А.В. предлагает выделять четыре основных ракурса толерантности: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей. [25; с.89]. Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Например, в педагогическом словаре Коджаспирова Г.М. психологический смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям. [22; с.302]. Выготский Л.С. подчеркивает, что «толерантность» не есть терпимость или снисходительность. Она – активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям. [12; с.462]. Многие авторы для определения толерантности пользуются категорией «свое-чужое», обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой - факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. Одним словом, терпимость мы определяем, как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей, проявляющееся в повышении сензитивности к объекту. По словам Бардиер Г.Л., толерантность не сводится только к проявлению терпимости в отношении тех, кто отличается от большинства населения в силу объективных или субъективных причин. [5; с.119]. Толерантность предполагает признание разнообразия человеческого общества, ориентирует людей на уважительное отношение к чужим культурным традициям, обычаям и обрядам. Право каждого: быть самим собой, не подстраиваясь при этом под формат общего мнения. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Наиболее точное определение понятие «толерантность» приобрело в «Декларации принципов толерантности» генеральной конференции ЮНЕСКО2 от 16 ноября 1995 года, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». [17; с.43]. Таким образом, на теоретическом уровне можно выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности: - толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому; - толерантность как культурологическая норма (иными словами - толерантность внешнего выражения); - толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному; - толерантность к тому, кто наносит нам вред; - толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела. [18; с.85] Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что понятие «толерантность», хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Формирование межэтнической толерантности – процесс очень продолжительный и сложный, ему необходимо начинаться в период интенсивного социального становления личности – в период школьного обучения. Каждый человек считается культурным лишь в том случае, если он понимает и принимает культурные ценности и умеет пойти на компромисс, понимая ценность не только своей независимости, но и чужой. Именно поэтому поликультурное образование и толерантное отношение должно рассматриваться со стороны культуры. Формированию толерантных отношений между людьми, принадлежащих к различным этносам, будет способствовать культурологический подход, так как он рассматривает образование как главнейший компонент культуры, как средство формирования ключевых компетенций школьников, путь достижения высокой цели – становления личности как носителя и творца культуры. Данный подход обуславливает функционирование и формирование «культуры» через традиции, обычаи, творчество. Он ориентирует ученика на освоение наследия человеческой цивилизации через интеграцию общечеловеческого, национального и личностного опыта в процессе обучения. В рамках данного подхода, структура, цели и основные идеи учебной программы изменяются так, чтобы все изучаемые понятия, события и вопросы в образовательном процессе проходили под углом зрения опыта и целей расовых, этнических и культурных групп. В широком смысле слова межкультурные отношения понимаются как взаимодействие народов в разных сферах – культуре, политике и т.д., в узком смысле, как межличностные отношения людей разных национальностей в разных сферах общения: семейно-бытового, трудного, дружеского и других видах неформального общения. Школа является одним из важнейших институтов воспитания, поэтому именно на школу государство возлагает ответственность за формирование толерантности школьников. Формировать в человеке толерантность в поликультурной среде, значит, формировать культуру межнационального общения, под которой понимают: совокупность специальных знаний и умений, которые помогут в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных этнических общностей, позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [19]. Следующие черты личности присущи человеку с развитой культурой межнационального общения: – навыки общения в разно-этническом коллективе, умение воспользоваться ими в своей практической деятельности; – уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, традициям, обычаям; – непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; – способность освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; – уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает. Культура межнационального общения становится структурным элементом толерантного поведения личности под воздействием следующих факторов: – приобретение человеком позитивного личного социального и эмоционального опыта общения в поликультурной среде; – познание ценностей, традиций, культуры других народов; – овладение общими нормами и требованиями культуры человеческих отношений, нравственной культуры [16]. В документах ЮНЕСКО отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны касаться всех звеньев образовательной системы – от детского сада до институтов повышения квалификации. Рекомендуется использовать следующие пути: – в процессе изучения всех предметов; – через междисциплинарные связи; – через спецкурсы, факультативы; – дополнительное образование. Согласно теории В.С. Кукушина, готовность к межкультурному взаимодействию, общению и толерантному отношению формируется в процессе длительной подготовки, включающей этапы: – просвещение (учащихся знакомят с историей, государственным строем, традициями и обычаями разных народов); – ориентирование (знакомство с новым для человека этническим окружением; – инструктаж (расширяет взгляды на возможные проблемы в рамках нового этнического окружения); – тренинг (практическое ориентирование на непосредственное взаимодействие с членами разных этнических групп; обучение конкретным навыкам налаживания межличностных контактов в новом окружении [17]. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что общение учащихся с представителями разных этнических групп при определенных условиях способствует формированию позитивных межэтнических установок, целостного видения мира, совершенствованию коммуникативной функции интеллекта и воспитанию толерантности. Так как воспитание в современности считается одной из самых важных функций образования как социального института, на первый план идет изучение педагогом системы межличностных отношений, морально-психологической обстановки в многонациональном коллективе. Воспитанию необходимо стремиться приводить в соответствие нормы и формы общения представителей разных национальностей. Во время сплочения коллектива педагогу нужно постоянно анализировать положение дел в этнических отношениях, следить, чтобы оно как объективная предпосылка способствовало укреплению дружбы и братства между представителями различных этнических общностей. Важнейшим элементом в формировании основ толерантного поведения в многонациональном коллективе является формирование культуры межнационального общения [8]. В рамках данного похода необходимо ориентироваться на принципы: – культуросообразность (способность образования выражать суть культуры, ее динамику, создавать условия для культурного самоопределения и идентификации ученика); – продуктивность (способность выразить творческую сущность культуры, создать условия для творческой практической деятельности ученика); – мультикультурность (способность выразить многообразие и разнообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов культур); – принцип диалога культур (овладение школьниками диалогическим познанием действительности). Эти принципы должны отражаться в содержании, формах и методах образования. Целью образования является: научить каждого растущего и взрослеющего человека уважать собственную культуру, быть уверенным в ее ценном и позитивном значении и взаимодействовать с другими, отличными от нее культурами [6]. Проанализировав ситуацию, учитель осуществляет поиск эффективных форм формирования толерантности и определяет конкретное содержание этой работы. Исходя из сказанного, имеет смысл изучить формы и методы формирования этнической толерантности в школе. 1.2. Формы и методы формирования толерантности в межличностных отношениях школьников. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества. Бабанский Ю.К. определил педагогические средства формирования толерантности у детей в школе. [4; с.114]. К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности. Выготским Л.С. предложен подход к классификации форм и методов формирования толерантного поведения школьников: [12; с.347]. 1) методы формирования толерантного поведения на уровне сознания (разъяснение, рассказ на этическую тему, внушение, этическая беседа, диспут, пример); 2) методы организации деятельности и воспитания опыта толерантного поведения (упражнение, требование, приучение, поручение); 3) методы стимулирования толерантного поведения (поощрение, наказание). Особенности процесса формирования толерантности как качества личности в отношениях школьников: [6; с.348]. 1) Целенаправленность. - раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения; - предупреждение интолерантности; - организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного; - формирование у школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих; - развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение); - вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми; - уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания; - конструктивно выходить из конфликтных ситуаций; - ненасильственно выражать свои чувства и переживания; - выслушать и понять другого. 2) Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы 3) Сложность, которая определяется совокупным действием многочисленных факторов. 4) Длительность вследствие того, что формирование толерантности требует достаточно большого количества времени. 5) Непрерывность, которая предполагает систематическое регулярное взаимодействие воспитателей и воспитанников. Здесь, прежде всего речь идет об одобрении толерантных поступков детей и толерантных суждений. При этом педагог должен также четко выражать свое негативное отношение к интолерантному3 поведению школьников, основанному на неприятии норм и обычаев какого-либо социальной или национальной группы людей. Стимулирование может осуществляться в разных вариантах: одобрительная фраза, одобрительный взгляд, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону. Для педагогической теории и практики необходимо классифицировать формы воспитания. При выборе основания для классификации форм воспитания следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учеником и его отношениях с окружающими. Поэтому на основе вышеизложенного можно выделить две группы форм формирования этнической толерантности. Первая группа связана с организацией деятельности детей в классе, а именно: урочная работа, и внеурочная работа. Урочная работа является национально-региональным компонентом содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности [2]. Под внеурочной работой подразумевается введение специального курса, который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную, так как располагает большим временем [2]. Вторая группа связана с рефлексией через диалог. Под диалоговой рефлексией понимается диалог педагога и ребенка, который способствует формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. К более конкретным формам формирования этнической толерантности в школе, входящим в урочную и внеурочную работу, можно отнести следующие: – письменные проекты как индивидуальные, так и групповые, домашние творческие работы; – устные сообщения учащихся; – работа в парах, группах; – выпуск школьной газеты; – посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества [9]. Все вышеперечисленные формы формирования этнической толерантности вносят разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов. Особо отметим, что наиболее благоприятной для формирования толерантности в поликультурной образовательной среде является внеклассная совместная деятельность. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми. Но при этом важно, чтобы была сформирована установка учащихся на совместную работу, так как очень нужно понимание школьниками её целей и нахождение в этой работе личностного смысла. Большое значение играет при этом совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе. Важной формой самоуправления детей является классное ученическое собрание, где дети должны учиться демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. На классном собрании распределяются поручения учащимся, избирается староста (командир, президент), представители в органы ученического коллектива, заслушиваются отчеты школьников о выполнении поручений, обсуждаются различные памятки, положения. Классное собрание может быть посвящено не только одной проблеме (тематическое собрание), но и возможно обсуждению одного или нескольких организационных вопросов (утверждение плана, выборы, отчеты, информация о делах или итогах работы). Созываются экстренные (внеочередные) собрания, когда какие-либо вопросы необходимо обсудить и решить немедленно. При этом важно, чтобы в органах самоуправления были представители всех групп (национальных, социальных), обучающихся в данном классе. Классному руководителю необходимо учить детей порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слово, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, а именно: учить школьников демократичному проведению собраний. Педагог во время собрания увлеченно, заинтересованно работает вместе с детьми: думает, советует, ищет лучшие варианты решений. Ответственность за подготовку и проведение собраний, выполнение решений несет староста класса, хотя на первом этапе, когда у учащихся нет опыта проведения собрания, эту роль выполняет классный руководитель. Выводы по главе I. Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы рассмотрели толерантность как качество личности, формирующееся в процессе межличностного общения и оказывающее важное влияние на успешность и конструктивность отношений школьников. Мы сделали акцент именно на школьном воспитательном процессе, поскольку именно школа является одним из основных агентов трансляции общечеловеческих ценностей, воспитателем (в широком смысле) культуры межличностного общения. |