Оформление национальной сумки полимерной глиной. Иванова Светлана Курсовая ИСПРАВ. Курсовая работа использование полимерной глины в изготовлении национальной сумки
Скачать 323.08 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) ГАПОУ РС (Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова» КУРСОВАЯ РАБОТА Использование полимерной глины в изготовлении национальной сумки (ПМ 03.Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения МДК.03.01.Основы выполнения графических работ) Выполнила: студентка 3 курса Иванова Светлана Владимировна Специальность: ПДО 20-3 Руководитель: Допущена: «____»___________20___ г. Защищена: «____»____________20___ г. С оценкой: ________________________ с. Намцы, 2023 г. Оглавление Введение………………………………………………………………….....3 Глава I. Методическое сопровождение использования полимерной глины в прикладном искусстве 1.1. История полимерной глины 1.2. Состав и свойства полимерной глины 1.3. Техника безопасности при работе с полимерной глиной 1.4. Инструменты, используемые при работе с полимерной глиной Глава II. Декорирование национальной сумки деталями из полимерной глины 2.1. Этапы выполнения декорирования национальной сумки деталями из полимерной глины…………………………………………………………... 2.2. Экономический расчет работы…………………….…... Заключение……………………………………………………………...... Список использованной литературы.…………………………………… Приложение Введение Производство украшений и различных декоративных изделий из полимерной глины, которую также называют пластикой, – это довольно простой способ декорирования различных вещей, например, сумок. Модный ныне термин «хенд-мейд» включает в себя абсолютно всё, что сделано своими руками по своим эскизам: керамику, валяние из шерсти, вышивку и вязание, всевозможные поделки из камня, стекла, полимерной глины, дерева или кожи, мягкую игрушку, настенные панно из природных материалов, дизайнерские платья и аксессуары. Профессиональные художники и дизайнеры, мастера народных промыслов и просто талантливые любители творят уникальные, неповторимые вещи на любой вкус и цвет. Актуальность: Одной из популярных разновидностей хендмейда является лепка из полимерной глины (в просторечии пластики). Доступность этого приятного в обращении материала, а так же сопутствующей фурнитуры, его небольшая стоимость, широкая цветовая палитра и наличие богатого ассортимента от разных производителей привели к тому, что полимерная глина прочно вошла в мир бижутерии и заняла в нем видное место. Поэтому мы подсчитали доступным и современным использование полимерной глины для декора национальной сумки. Цель – декорирование национальной сумки деталями, состоящими из полимерной глины. Задачи: - Познакомиться с историей полимерной глины; - Подобрать элементы, инструменты, приспособления для декорирования национальной сумки. - Изготовить национальную сумку с деталями из полимерной глины. Объект исследования: процесс использования полимерной глины в изготовлении национальной сумки Предмет: декорирование сумки в нацональном стиле деталями из полимерной глины. Методы: теоретическое обобщение методической и специальной литературы; изучение разновидностей деталей из полимерной глины, сумок. Предполагаемый результат работы. В процессе работы над проектом предполагаю изучить историю появления полимерной глины, технологией изготовления украшений из данного материала, а также отработать на практике и получить определенные навыки при выполнении работы. Глава I. Методическое сопровождение использования полимерной глины в прикладном искусстве 1.1. История полимерной глины История всей современной полимерной глины (пластики, массы для моделирования, термопластики, polymer clay) началась в Германии в конце 1939 года, когда все материалы, в т.ч. пластмасса отправлялась на военные нужды. Именно тогда известной производительнице кукол Käthe Kruse пришлось начать поиски нового материала для изготовления кукольных головок. У крупного производителя химических материалов обнаружился совсем новый материал, который еще не проходил испытания, его-то и отправили на эксперименты к Кейт. Однако этот материал не подошел для промышленного производства кукол и Кейт отдала его своей дочери – Софи, которую в семье все звали Фифи. Софи начала экспериментировать с материалом, добавляла краску, создавала разные цвета, раскатывала и лепила из этого самые различные вещи. Так возникали вазы, кафель, мозаики, картинки, миниатюры, фигуры и игрушки для детей. Софи Ребиндер-Круз (Sophie Rehbinder-Kruse) сформулировала свою собственную философию, которая примерно гласила: «Человечество инстинктивно стремится моделировать вещи — это его способ сохранить что-то важное и дорогое его сердцу». Софи продолжает развиваться и в 1954 году создает свой первый набор глины для моделирования, который можно было использовать для коммерческого производства. Она становится автором бренда FIMOIK, используя первые две буквы ее прозвища (Фифи) FI, MO — от modelling clay, IK — последние две буквы являются окончанием слова mosaic — любимой техники Софи. Благодаря прекрасным связям семьи с крупными бизнесменами в сфере торговли игрушками, первая партия ‘Kaethe Kruses Ofenknete’ (запекающейся глины) поступает на полки супермаркетов. В 1964 году после успеха нового материала на рынке компания Eberhard Faber приобретает все права на FIMOIK. В 1966 году полимерная глина была немного улучшена и поменяла название на более благозвучное, которое сейчас знаем мы — «FIMO». В конце же пятидесятых годов итальянка Моника Рэста в Аргентине использовала глину под названием Лиммо. Данный материал так же был разработан компанией из Германии, однако не Эберхардом Фабером. Наиболее вероятным создателем, как считается в настоящее время, был Рудольф Рейзер, который и придумал глины «Моделло» и «Формелло». После успеха на рынке Европы следовал триумфальный выход полимерной глины на рынок Соединенных Штатов Америки. В начале семидесятых годов ХХ века семья Шауп, эмигрировавшая в США из Германии, получила от бабушки рождественскую посылку. Там они нашли упаковку полимерной глины Фимо. Миссис Шауп была очарована этим удивительным материалом и начала лепить из него всевозможные фигурки. Вскоре у нее начали интересоваться, где она достала этот материал. И мистер Шауп, в то время безработный, не теряя возможности, начал импортировать полимерную глину в США из Европы. В 1975 году им была создана компания «Эксент Импортос», которая и занималась этим. Мистер Шауп демонстрировал магазинам все, что можно было делать с полимерной глиной, и продажи развивались очень успешно. На данный момент немецкая компания Eberhard Faber является крупнейшим производителем полимерной глины. Сегодня у них несколько линий производства пластики с различными эффектами и расцветками. С 2010 года торговая марка ФИМО продвигается на рынке под брендом STAEDTLER. Полимерная глина является одним из самых популярных материалов для творчества. Ее используют для декорирования предметов интерьера, из нее изготавливают огромное множество милых и красивых вещей: бижутерию, куклы, пуговицы, картины, рамочки и многое другое. 1.2. Состав и свойства полимерной глины Используя полимерную глину - этот великолепный и удивительный материал, я долго не задумывалась о том, как же он влияет на меня, из чего состоит и как с ним обращаться. Но с течением времени я все же начала задавать себе этот вопрос. Полимерная глина (polymer clay) — пластичный материал на основе поливинилхлорида для лепки небольших изделий (украшений, скульптурок, кукол) и моделирования, застывающий на воздухе или при нагревании (в зависимости от вида пластики). Виды полимерной глины обычно разделяют по названию фирм-производителей: фимо (fimo), цветик, скалпи (Sculpey), цернит (Cernit), като (Kato) и др. Полимерная глина — это пластичная масса, по внешнему виду и наощупь напоминает пластилин, но обладает характерным запахом. Для придания пластичности используют пластификаторы, которые целиком впитываются в основной материал при нагреве от 100 до 130 °C. Это можно делать в домашних условиях, запекая в духовке. Некоторые мастера варят пластику в воде, например, такой способ используется в "соленой" технике когда в верхнюю часть бусины из пластики вдавливают соль, при варке соль растворяется и получаются бусины с выемками. Некоторые виды пластика можно запекать в СВЧ, НО ВНИМАНИЕ такое запекание можно использовать только для специального вида пластики, например, FIMOair maicrowave. В результате материал теряет пластичность и способность менять форму. Отвердевшие изделия можно раскрашивать различными красками, в основном акриловыми, склеить между собой и с другими материалами, шлифовать, резать, вырезать нужную форму и т.д. Пластику выпускают как бесцветной или прозрачной, так и предварительно окрашенной. Для специальных эффектов в них добавляют блестки, флюоресцентные вещества. Состав полимерной глины Полимерные глины состоят из основы и пластификатора, который придает глине пластичность. В основе полимерной глины лежит поливинилхлорид. Частицы ПВХ, подобно желатину, обладают огромной впитывающей способностью при нагревании и именно это свойство лежит в основе полимерной глины. При нагревании пластификаторов с порошком ПВХ происходит процесс желатинизации: пластификаторы впитываются в частички порошка, частички набухают, сближаются друг с другом и, имея сложные неправильные формы с бугорками и выростами, плотно сцепляются между собой. Чем больше пластификаторов было в исходной массе, тем мягче получается готовый продукт. Полученное в результате вещество называют «пластифицированным ПВХ». В промышленности из него изготавливается большая часть изоляции электрических проводов, пластиковые окна, медицинские инструменты, такие как трубочки капельниц, посуда, игрушки, предметы быта. В состав полимерной глины также входят различные пигменты. В качестве наполнителей и модификаторов поверхности в составе также могут быть тальк, каолин или мел. В материале могут быть также стабилизаторы, препятствующие желатинизации во время хранения при нормальных температурах. Пластика начинает медленно твердеть уже при 60 °C, присутствии стабилизаторов этот процесс значительно замедляется. 1.3. Техника безопасности при работе с полимерной глиной Все производители полимерной глины как один заявляют о безвредности своей продукции, однако, основываясь на информации о составе полимерной глины, я все же придерживалась бы правил техники безопасности, описанных мной ниже. Особенно, если Ваши дети тоже работают с этим материалом. Всегда соблюдайте следующие правила работы с полимерной глиной: Работать с полимерной глиной рекомендуется с 6-7 лет (для малышей от 3-х лет есть специальная самоотвердевающая пластика). Крайне НЕ рекомендуется создавать игрушки или украшения для детей младше 3-х лет из пластики, т. к. в случае попадания материала в организм в качестве пищи, может произойти отравление с тяжелыми последствиями. Детям нельзя играть с сырой полимерной глиной. Если потрогал глину, ОБЯЗАТЕЛЬНО сразу же помойте руки, чтобы частицы не попали в рот. Работа производится, в хорошо проветриваемом помещении. Перед использованием полимерной глины внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Каждый производитель указывает на упаковке рекомендуемые время и температуру для затекания. Желательно работать с полимерной пластикой в резиновых перчатках. Если Вы все же работаете без перчаток, ОБЯЗАТЕЛЬНО как можно чаще мойте руки, потому что частички пластики на руках могут попасть в организм и вызвать отравление. Будьте осторожны при использовании лезвий, игол и других острых предметов при работе с пластикой. Практически, каждый проект подразумевает использование того или иного острого предмета. Всегда работайте острыми инструментами «от себя». Не запекайте полимерную глину в одной печи с продуктами! Если Вы все же запекли пластику в продуктовой печи, ОБЯЗАТЕЛЬНО перед приготовлением пищи поставьте посудину с водой (желательно большой площади), нагрейте до максимума духовку, два-три раза поменяйте воду и хорошенько проветрите. Можно даже минут на 10-15 оставить открытой не выключая. Во избежание термических ожогов, при вынимании глины из печи, нужно воспользоваться рукавицами. Так же не забывайте, что изделие, вынутое с противнем из печи, тоже горячее, поэтому нужно дать ему время остыть. Для работы с глиной используйте только отдельный нож и прочие инструменты, которые не используются для приготовления пищи. Не используйте для запекания микроволную печь (категорически запрещено!). Особенно тщательно следите за температурным режимом при запекании, не запекайте полимерную глину больше чем при 130 градусах. Если же глина сгорела, СРАЗУ проветривайте и выходите из этого помещения до полного проветривания. При сгорании полимерной пластики выделяется вредный газ, который может вызвать острое отравление. Если по каким-то причинам вы перепекли изделие, незамедлительно выключите духовку, откройте дверь и окна на кухне и покиньте кухню, как можно быстрее. Не возвращайтесь до того, пока пары окончательно не выветрятся. Если вы почувствовали себя нехорошо, сразу же обратитесь к врачу. Всю еду, оставленную открытой на кухне при перегреве пластики, лучше выбросить. 1.4. Инструменты, используемые при работе с полимерной глиной При работе с полимерной глиной очень важно знать, какие инструменты для пластики необходимы, поэтому я решила уделить этому время. Изучив материал по данному вопросу я поняла, что помимо основных инструментов для полимерной глины, которые используют все мастера, существует и множество дополнительных и менее популярных приспособлений. «Индивидуальный» набор любимых инструментов со временем каждый мастер формирует для себя сам. 1. Рабочая поверхность (подложка для работы, чтобы не пачкать стол) Главное требование — максимальная гладкость поверхности, а также устойчивость к порезам ножей, поскольку в такие парезы забиваются частички глины, а они пачкают новые кусочки пластики. Подложка для работы не должна скользить по столу, для этого под нее можно подложить нескользящий материал или прикрепить ее к столу небольшими кусочками двустороннего скотча. В качестве рабочей поверхности подойдут: Дощечки для лепки (качественные и очень гладкие) Кафельная плитка Стекло Чистая бумага Нежелательно использовать деревянные поверхности — они быстро царапаются и впитывают частички пластики. 2. Лезвия При работе с пластикой не обойтись без режущих предметов. Канцелярские ножи прекрасно подходят для этой цели. С их помощью можно резать, разделять пластику на части, вырезать из пластики необходимые элементы. Профессиональные лезвия выпускаются производителями пластики. Традиционно в комплект входят жесткое, гибкое и волнистое лезвия. Хорошие лезвия позволяют при нарезке не смазывать рисунок, четко и ровно нарезать колбаски, а благодаря гибкому лезвию можно аккуратно вырезать необычные фигурные детали. 3. Скалка для раскатывания глины. Наилучший вариант — прозрачная акриловая скалка (их выпускают известные бренды Studio by Sculpey, Makin’s, Fimo). Также в продаже есть акриловый валик (роллер)- та же скалка, только с ручкой. Скалку вполне можно заменить стеклянной бутылкой или трубкой из пластика, металла. Главные требования к такой «замене» — ровная цилиндрическая форма, жесткость, гладкая поверхность и отсутствие швов. 4. Паста-машина Она поможет вам раскатать полимерную глину в ровные пласты заданной вами толщины, создать плавный переход цвета . 5. Экструдер (инструмент похожий на шприц) служит для выдавливания глины через одно или несколько отверстий в насадке. Помогает экономить мастерам время и получить интересные цветовые эффекты. Обычно в комплекте с экструдером идут 19-22 съемных насадок для изготовления разных фигурных колбасок. Выдавливать колбаски из экструдера весьма не легкое дело, поэтому ваша пластика должна быть теплой и хорошо размятой. 6. Каттеры или формочки для вырезания. Они существуют разных размеров и форм – квадратные, прямоугольные, круглые, овальные, фигурные. Стоит также обратить внимания на обычные металлические формочки для запекания печенья, они в несколько раз дешевле, а справляются с задачей ни чуть не хуже. 7. Иглы и зубочистки пригодится вам для прокалывания отверстий, придания фактуры и запекания. 8. Стеки. Помогают в лепке мелких деталей. В большом ассортименте продаются в художественных салонах. 9. Молды Идеально подходят для создания повторяющихся элементов, например, в создании бижутерии. Молды обычно бывают силиконовые и пластиковые. 10. Штампы и текстурные листы – служат для придания поверхности определенной текстуры. 11. Пергамент может пригодиться в качестве подложки для запекания ваших изделий, а также с его помощью хорошо убирать отпечатки пальцев с глины. 12. Наждачная бумага. Подойдут разные ее виды: от крупной до мелкой шлифовки. Первая пригодится для придания эффекта старины, царапин, а вторая нужна для улучшения товарного вида, также помогает убрать следы пальцев и мелкие огрехи на изделиях. Для шлифовки так же подойдут пилочки для ногтей и полировочные блоки. А для полировки хорошо послужит кусочек джинсовой ткани. 13. Фольга может понадобиться, как каркас или основа для вашего изделия. Также из фольги можно сделать горку-основу для запекания, в нее будет легко воткнуть зубочистки с бусинами. 14. Резиновые перчатки. 15. Тонкая пищевая пленка 16. Духовка (духовой шкаф) Глава II. Декорирование национальной сумки деталями из полимерной глины 2.1. Этапы выполнения декорирования национальной сумки деталями из полимерной глины Инструменты для лепки из пластики Для того, чтобы изделие получилось красивым и аккуратным, нужно правильно подготовиться к работе. Для этого вам понадобятся: - гладкая и жесткая поверхность, не впитывающая полимерную глину - специальный нож, очень острый и тонкий. Им вы будете делить куски пластики на части и прорисовывать детали - специальный акриловый ролик, скалка или другой цилиндрический предмет (только не пластмассовый: пластика часто растворяет пластмассу) для раскатывания глиняных пластов для скульптурной лепки понадобятся непластмассовые стеки зубочистки - для прикатывания срезов глиняных колбасок и проделывания отверстий каттеры, которыми будете вырезать одинаковые детали – это такие фигурные резаки, аналогичные формочкам для приготовления печенья подручные материалы: вязальные спицы, фурнитура, булавки, фольга и др. атрибуты для рукоделия перчатки и влажные салфетки. Как придать пластичность глине? Чтобы термопластика стала пластичной, ее достаточно просто хорошо размять теплыми руками, холодными нужно разминать дольше. Учтите, что если она будет размята плохо, то при запекании по ней выступят пузыри, а потом она, скорее всего, будет крошиться. Как уменьшить или увеличить пластичность глины? Смягчают пластику кремами, вазелином, разогреванием и др. способами. Но проще всего использовать специальный пластификатор (например, Moldmaker). Также твердую пластику можно просто смешать ее с мягкой. Если же глина, наоборот, прилипнет к рукам, нужно смешать ее кусочком по- суше. Если подходящей сухой глины нет, положите ее на белую бумагу часа на 2. Когда бумага станет жирной, это означает, что из глины вышел избыток пластификатора. Пластика также может стать слишком липкой после реагирования с краской. Тут уже положение исправить невозможно. Как смешивать глину? Термопластика бывает разной по цвету и свойствам (твердой, мягкой, дающей матовую или глянцевую поверхность). Чтобы получить нужный результат, различные виды пластики смешивают. Термопластика разных цветов отлично смешивается. Для получения глины определенного оттенка, нужно смешать основные цвета в необходимых пропорциях (подбирайте по таблице смешивания цветов). Нельзя только смешивать глины с различной температурой запекания, поскольку это приводит к недопеканию и хрупкости или к перепеканию и потемнению. Как запекать термопластику? Для запекания изделий вполне подходит обычная духовка. Температура для этого указывается в инструкции к конкретно вашему кусочку глины, из которого выполнено изделие. Как правило, это диапазон от 110°С до 130°С. Превышать указанную в инструкции температуру нельзя, т.к. при горении пластика выделяет токсины. Этапы выполнения декорирования национальной сумки из полимерной глины: 1. Шитье сумки из материала сукно; 2. Выполнение деталей для декора из полимерной глины с помощью эскрудера. 3. Соединение деталей с помощью швензов. Окрашивание шелкотрафаретов с помощью акриловой краски. 4. Оформление сумки с помощью деталей из полимерной глины, с помщью висюлек. 2.2. Экономический расчет работы «Детали в национальную сумку из сукна»
Заключение Изготовление деталей для декора национальной сумки занимает особое место среди других видов декоративно-прикладных ремесел. Доступность и простота метода украшения национальной сумки с помощью деталей из полимерной глины привлекают в ряды все новых и новых мастеров. Действительно, для того чтобы сделать самую простую работу, достаточно полимерной глины и нескольких деталей. Порой с помощью полимерной глины декорируют и совсем уж неожиданные предметы, например раму велосипеда, холодильник или компьютерную мышь и клавиатуру. Для творчества не существует границ. При выполнении теоретической части исследовательской были приобретены навыки самостоятельной работы со специальной литературой, углублены практические умения по работе с дополнительными материалами. Изначально шьется сумка из материала сукно, затем декорируется сумка. В практической части данной работы внимание было уделено разработке и выполнению декорирования национальной сумки деталями из полимерной глины. Разработка эскизов, подбор материала, выбор способа выполнения потребовали немало времени. Отработанный прием даёт возможность для дальнейшего применения в практической работе: как в кружковой работе с детьми, так и в личных творческих работах. Данная работа может служить как стильный аксессуар, а также может экспонироваться на выставках. Список использованной литературы Ананина Т.В., Левина Е.В. Многоликая кожа. – М.: Гамма, 2017. Андрианова Т. «Художественная обработка кожи». – М. Хенд-мейд, 2018. Бастов Г.А. Художественное проектирование изделий из кожи. – М.: Легкая промышленность, 1988. Вешкина О. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. – М.: Эксмо, 2018. - 40 с. Зайцева А. Стильные штучки в технике декупаж. – М.: АСТ-Пресс книга, 2017. – 60 с. Кюльн Э.П., Кирме К.К., Реймо Х.К., Самматавет Э.Г. Технология художественных изделий из кожи. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. – М.: Легпромбытиздат, 1987. Николаева Ж.Б. Справочник: Кожгалантерейная промышленность. – М.: Легпромбытиздат, 1085. Мария ди Спирито Витражное искусство и техника росписи по стеклу.– М.: Альбом, 2008. – 56 с. Рязанская М.И., Вигдорович Ф.Л. Маленькая домашняя энциклопедия. – М.: 1990. Селифанова Л.Н. Ремонт кожгалантерейных изделий. – М.: Легкая индустрия, 1971. Селиванова из кожи: панно, сувениры, украшения.- Издательский Дом МСП, М : 2000 Филиппова С, Н. « изделия из кожи»М.: АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2016 Черкизова . Техника. Приёмы. Изделия. Энциклопедия. М.: - Пресс книга, 2020. Страхов И.П., Аронина Ю.Н., Гайдаров Л.П. Химия и технология кожи и меха. – М.: Легкая индустрия. 1970. Серия статей на тему "Полимерная глина - уникаьный материал для творчества" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://subscribe.ru/catalog/rest.hobby.polymerclay. Статья "Что такое полимерная глина?" Автор Александра Золотарёва [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19363/. Статья "Всё о полимерной глине" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.softportable.ru/publ/9-1-0-21. Статья "Основы работы с полимерной глиной" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://blog.delnara.com/?p=340. Приложение
|