|
Лекции по психологии. Курс лекций по дисциплине психология и педагогика. Лекция Предмет, задачи, принципы и методы психологии
Курс лекций по дисциплине
«Психология и педагогика»
Преподаватель Хомова Н.А.
Лекция № 1.
Предмет, задачи, принципы и методы психологии
Понятие психологии. Предмет психологии, ее функции задачи и методы
Мнения историков о том, кто изобрел слово «психология», расходятся. Одни считают его автором Лютера Филиппа Меланхтона (немецкийгуманист, теолог и педагог,)., другие — философа Гоклениуса, который применил слово «психология» в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов.
Слово «психология» появилось в 16 веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logos (учение, знание). Психология – наука о душе. Своим названием психология обязана греческой мифологии – рассказанному Апулеем мифу об Амуре и Психее, в котором говорится о царе и трех его дочерях. Младшая была красивее всех, ее звали Психея. Слава о ее красоте пролетела по всей земле, но Психея страдала от того, что ею только любуются: она хотела любви.
Для греков этот миф – образец истинной любви, высшей реализации человеческой души, которая, только наполнившись любовью, стала бессмертной. Поэтому именно Психея стала символом бессмертия, символом души, ищущей свой идеал.
Постепенно слово «психолог» вошло в оборот повседневной жизни. В пушкинской «Сцене из «Фауста» Мефистофель говорит : «Я психолог… о, вот наука!».
Это слово получило всеобщее признание в 18 веке, после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Учитель же Вольфа — Лейбниц пользовался еще термином «пневматология». До XIX века это слово не употреблялось ни в английской, ни во французской литературе.
Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.
«Психика- свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение».
«Психика – система регуляторов поведения живых существ, и прежде всего, человека в сложной изменчивой среде»
В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:
♦ душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Рене Декарта (1596-1650 г. французскийматематик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики). «Страсти души»;
♦ в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка (1632-1704 г. британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения).
♦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение. Отцом данного направления в психологии принято считать Джона Уотсона (1878-1958г. американский психолог, основатель бихевиоризма. Автор программной статьи этого направления „Психология с точки зрения бихевиориста“, написанной в 1913 г. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти).
♦ согласно учению Зигмунда Фрейда ( 1856-1939 австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа) действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;
♦ процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;
♦ личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.
В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные деятельности факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.
Психология, как и другие науки выполняет несколько определенных функций, а именно:
1. Методологическая – выводы психологической науки могут служить основой для более частных психологических дисциплин, изучающих отдельные психические явления. (Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим.).
2. Мировоззренческая – способствует выработке определенного видения психических процессов.
3. Теоретико – познавательная – формирует знание о психологии и ее роли в обществе.
4. Аксиологическая - оценка психических процессов (память, мышление, речь и т.д.) и поведения людей.
5. Регулятивная – усвоение психологических знаний воздействует на поведение человека.
6. Прогностическая - раскрытие тенденций психических процессов, их экстраполяция (вероятностное прогнозирование) на будущее.
Основные задачи психологии:
Изучение механизмов, закономерностей, качественных
особенностей проявления и развития психических явлений;
Изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях; Использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.
Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».
Методология– наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.
Метод– это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.
Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.
Все методы психологии могут быть разделены на три группы:
1) объективные методы психологии;
2) методы описания и понимания психологии человека;
3) методы психологической практики.
Объективные методы психологии
Методологической основой объективных методов психологии является принцип единства сознания и деятельности. К этой группе относятся следующие методы:
• наблюдение (сплошное, выборочное);
• эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
• тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);
• анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);
• опрос (анкетирование, беседа, интервью);
• математическое моделирование и статистический анализ.
Наблюдение– это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение должно быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени.
Эксперимент– один из основных методов психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела благодаря появлению экспериментальных методов. С. Л. Рубинштейн (Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии»). выделяет четыре основные особенности эксперимента:
1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;
2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
3) в эксперименте возможно попеременно исключить отдельные условия (переменные) с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.
Лабораторный экспериментпроводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов.
Идея проведения естественного экспериментапринадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому в 1910 году (1874–1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, методы обучения в параллельных классах или студенческих группах и сравнить результаты.
Формирующий эксперимент– это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Его еще называют преобразующим, созидательным, обучающим методом или психолого-педагогическим методом активного формирования психики. На нем основан ряд педагогических методик, например погружение в проблему, тренинг в группе. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность или группу людей.
Тестирование– метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т. д. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Существует особая область психологии – тестология, представляющая собой теорию применения и создания тестов. Разработка в настоящее время научно обоснованного психологического теста – дело трудоемкое и длительное.
Анализ продуктов деятельности -исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Специфической формой метода анализа результатов деятельности является графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов, а затем на их основе определять психологические характеристики автора.
Опрос - используют в психологии в форме анкетирования и беседы (или интервью). Источниками информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, вопросы в которых расположены в определенном порядке, сгруппированы в отдельные блоки и т. д.
При анкетировании опрос проводится письменно с использованием анкеты. Преимущество этого метода состоит в том, что в таком опросе одновременно может участвовать группа лиц, а полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны и проанализированы. Во время беседы происходит непосредственное взаимодействие исследователя с респондентом (или опрашиваемым). Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении между ними контакта, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.
Математический метод - используется в психологии не в качестве самостоятельного, а включается как вспомогательное средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных.
Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов.
Методы описания и понимания психологии человека
Основные методы этой группы следующие:
• Интроспекция-(или самонаблюдение) исходит из фундаментальной особенности психики человека – ее рефлексивной природы. Интроспекция является «всматриванием» в свои внутренние переживания, в психическое состояние, мысли, образы, желания и т. п. Однако требуется определенная работа по их осмыслению, пониманию, классификации и истолкованию. Не все люди одинаково способны к такого рода работе и в этом отношении различаются по уровню самосознания и рефлексии.
• Самоотчет - включенное наблюдение. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описаний человеком самого себя. Это могут быть письма, исповеди, автобиография, дневники.
- Включенноенаблюдение -представляет собой специфическую форму объективного наблюдения исследователь не просто отстраненно наблюдает за фрагментами поведения человека, а реально участвует в эксперименте, дискуссии и т. п. Наблюдатель выступает как равноправный участник совместного с испытуемым действия. При таком наблюдении исследуемая человеческая проблема изучается целостно.
• Эмпатическое слушание. Эмпатическое слушание – это переживание исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Метод основан на способности человека сопереживать собеседнику и понять его через это сопереживание. Использование данного метода, по К. Роджерсу, «…требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира…»
• Идентификация и др. При идентификации исследователь воображает себя на месте другого человека, как бы мысленно воплощается в нем. В отличие от эмпатии идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т. п.
Методы психологической практики
Психологическая практика по своим задачам, методам, формам представляет собой многообразные виды практик. Она включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, ориентирована на работу с представителями коммуникативных профессий, людьми различных возрастов. Невозможно описать все методы и методики, использующиеся в современной психологической практике, тем более что их арсенал постоянно пополняется. Основными среди них являются:
• психотерапия; • психологическая консультация; • психокоррекция; • психотренинг и др.
Выбор методов в психологии – дело непростое. Исследование сложных социально-психологических явлений, как правило, должно базироваться не на отдельных методах, а на их совокупности.
Принципы и основные отрасли психологии.
- Принцип детерминизма- все в природе порождается действием материальных причин и законов.
- Единство сознания и деятельности.
-Личностный подход – принцип психологического, индивидуального подхода к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления.
- Системный подход – принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, несводимого к простой сумме его элементов.
- Принцип реконструкции. Структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром (субъект) и процессы их актуализации (т.е. приведение этих структур в активное состояние), недоступны непосредственному изучению. Как правило, их обозначают как внутренние, или скрытые, в отличие от феноменов внешнего, наблюдаемого, поведения. И другие принципы.
Основные отрасли психологии Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные ( или базовые! и прикладные (специальные!.
Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».
Общая психология – отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются:
• психические процессы;
• психические свойства;
• психические состояния.
Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем СЛ. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.
Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления, например:
♦ педагогическая психологияизучает психологические проблемы, закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;
♦ возрастная психологияизучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости, в связи с чем делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию);
♦ дифференциальная психологияизучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий;
♦ социальная психологияизучает закономерности поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, психологические характеристики самих групп, социально-психологическую совместимость людей;
♦ политическая психологияизучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.;
♦ психология искусстваизучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом;
♦ медицинская психологияизучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
♦ юридическая психологияизучает психологические особенности участников уголовного процесса, а также психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: психология труда, инженерная психология, военная психология, психология рекламы, экологическая, зоопсихология, космическая психология и др.
Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.
Лекция 2
Исторические этапы развития психологии
Основные этапы развития античной психологической мысли "Протофилософский" этап развития античной психологии
Процесс выделения философского рационального мышления из мифологии шел медленно и на первом этапе можно говорить о "протофилософии", для которой характерно "наличие многих образов мифологии, значительных элементов пантеизма (многобожие), отсутствие философской терминологии, иносказательность".
Античная протофилософия датируется VI в. до н.э. и включает в себя:
1) ионийскую философию (Милетскую школу Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита); 2) италийскую философию (Пифагорийский союз и школа элатов - Ксенофан, Парменид, Зенон); 3) философию Эмпедокла, объединяющую в себе ионийскую и италийскую традиции.
Вершиной милетской школы было учение Гераклита (530/ 540-470/ 480 гг. до н. э.), взгляды которого носят крайне противоречивый и метафоричный характер; в его работах широко используются мифологизмы. Не случайно современники окрестили его "темным философом". Гераклит - основоположник идеи развития, согласно которой все сущее находится в состоянии вечного и постоянного изменения: "Наши тела и души текут как ручьи"; "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". Движущая сила развития - борьба противоположных начал: "Война - отец всего". Гераклит вошел в историю как один из первых исследователей собственно психической деятельности. Он ввел понятие "психея", на основе которого родились впоследствии понятия "психика" и "психология". Космос он представлял в образе "вечно живого огня", который является субстратом всех вещей и явлений мира. Огонь обладает жизнью, сознанием, волей. Он "правит вселенной" под именем Перун.
В ходе преобразования огня возникают разные состояния материи. В микрокосме организма повторяется общий ритм космического огня. Человек состоит из двух начал - души и тела. Душа ("психея") - проникающая из макромира искра огня. Она, таким образом, рассматривается как часть макромира, построенная по его законам. Будучи частью макромира, душа тесно связана с ним; ее состояния зависит от уровня этой связи. Границы души неисчерпаемы. Психея испаряется из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет: "Психеям смерть - стать водою, воде же смерть - стать землею; из земли же вода рождается, а из воды - психея". Степень совершенства души определяется уровнем ее огненности: "Сухая, сияющая огненная душа - мудрейшая и наилучшая". По сути, раскрывая соотношение влажности - огненности души, Гераклит высказывает первую догадку о диалектике психических и физиологических состояний в организме. Огненному началу в человеке - душе противопоставляется тело. Душа связана с телом как "паук с паутиной": состояние тела определяет активность и познавательные способности души. Гераклит рассматривает проблему познания, отмечает, что познание - отличительное свойство человека: "… Всем людям свойственно познавать самих себя и миры и мыслить". Главная цель человека - познать Логос. Понятие "Логос" в античной психологии имело множество смысловых оттенков, для Гераклита же оно означало закон, управляющий всем. Но уровень понимания Логоса определяется целым рядом моментов: грубостью-тонкостью психеи, активностью познающего субъекта, его состоянием. Большинство людей не могут понять Логос, так как у них грубые психеи. То есть ставится вопрос об индивидуальных различиях в познавательных способностях людей.
Гераклит выделяет 2 уровня познания: ощущения и разум. Он подчеркивает роль органов чувств в познании: "Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю". Среди органов чувств им выделяется зрение: "Глаза - более точные свидетели, чем уши". Но если ощущения постигают отдельные, лежащие на поверхности явления, то разум познает общее, невидимое глазом (сущность явлений). Отсюда делается вывод, что разум выше ощущений: Гераклит говорит о побудительных силах, потребностях, которые, в свою очередь, определяются образом жизни организма: "Свиньи грязи радуются, ослы - золоту предпочитают солому, птицы в пыли купаются, морская вода для рыб пригодна". Он отрицательно оценивает роль страстей, выступает за необходимость сдерживать желания, вожделения, отказываться от телесных удовольствий: "Не к добру людям исполнение их желаний…"; "Людям не стало бы лучше, если бы исполнялось все, чего они желают". Таким образом, в работах Гераклита выдвинут целый ряд важных психологических идей:
1) материальность (огненность) души;
2) зависимость законов души от Логоса;
3) внешняя и телесная обусловленность психики; дифференциация уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование);
4)соотношение познавательных и побудительных сил. Античная натурфилософская психологическая мысль
Второй этап в развитии античной философско-психологической мысли - натурфилософия, или философия природы. Это первая историческая форма науки, согласно которому все явления объясняются как часть природы, космоса. Натурфилософия возникла в V в. до н.э. и была представлена плеядой блестящих ученых.
Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) - "отец медицины", один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. Он изучал устройство человеческого организма, исследовал причины его болезней. Жизнь рассматривалась им как изменяющийся процесс. В ее основе - воздух, через который осуществляется связь организма с миром. Воздух приносит в мозг разум. Главной причиной различий между здоровым и больным человеком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся в организме различные "соки" (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл темпераментами. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь). Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась до настоящего времени).
Во-первых, на передний план выдвигалась идея о том, что различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми.
Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились им в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря современным языком, гуморальной (от латинского "гумор" - жидкость). Наряду с внутрителесной детерминацией, подчеркивается обусловленность развития человека и его психики внешними причинами: образом жизни человека, условиями его быта (пища, жилье), особенностями географической среды обитания человека, способом правления. Он утверждает, что жизнь человека зависит от естественных причин, подвластных разуму.
Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Единым и для души, и для космоса Демокрит признавал закон, согласно которому нет беспричинных явлений: все они - результат механического соударения атомов.
Демокрит утверждал невозможность существования небытия, писал, что в беспредельном пространстве, образуя несчетное множество миров, движутся по неизменным законам неделимые частицы - атомы ( от греч. "атом" - то, что не делится). Атомы - невозникающие, неразрушимые, неизменные. Все вещи и явления мира состоят из атомов. Даже боги - это не что иное, как сферические скопления огненных атомов. Чувственно атомы не воспринимаются, но постигаются умом. Человек также создан из различных видов атомов. Самые подвижные, гладкие, сферические, легко воспламеняющиеся - "привилегированные атомы", образующие душу и ум.
Поскольку душа рассматривается как разновидность вещества, то отвергается ее бессмертие: со смертью тела душа покидает его и ее атомы рассеиваются в пространстве. Душа зависит от тела, растет и стареет вместе с ним. Демокрит считает, что душу имеют все тела, даже мертвые, хотя у них ее очень мало. Болезнь - это изменение пропорции атомов. Демокрит дает естественно-научное понимание души: душа - продукт организации тела; она не существует вне тела.
Демокрит - автор учения о первичных и вторичных качествах. Он выделяет первичные, объективные атомарные свойства: твердость, тяжесть, плотность. Другие свойства существуют не объективно, а "во мнении" (в человеческом восприятии). Это - запах, цвет, вкус. Эти свойства вторичны; они являются продуктом соединения атомов. Таким образом, им делается вывод, что сенсорные явления (Сенсорная система — часть нервной системы, ответственная за восприятие определённых сигналов (так называемых сенсорных стимулов) из окружающей или внутренней среды.) обусловлены конфигурацией материальных частиц во внешнем мире.
Демокрит первым дифференцирует ощущения и восприятия, исследуя сферу зрения. С одной стороны, зрение включает цвета (ощущения), с другой - видимые образы (восприятия).
Демокрит выделяет 2 уровня познания: чувственное и рациональное. Если чувственное познание "темное", недостоверное, то мышление, обладая "более тонким познавательным органом", позволяет постичь истину.
Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли
Учение Сократа (469-399 гг. до н. э.) знаменует поворотный момент в развитии античной мысли. О Сократе, известно только со слов его учеников (Платон) и современников (Аристофан). Сам же он никогда ничего не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, призванным пробудить у других стремление к поиску истины путем особой техники диалога. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику "родить" ясное и отчетливое знание. Сократ был мастером устного общения. Его по праву считают пионером психотерапии.
Формула "познай самого себя" получила у Сократа особое звучание: она направляла мысль не к вселенскому закону (Логосу) в образе космического огня и не к внешнему миру, как у натурфилософов, а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать разумно, согласно пониманию лучшего.
Человек рассматривается Сократом как особое существо, отличное от природного мира. В понимание души вносится личностное содержание; она описывается Сократом не как материальное тело, а как разум и нравственные ценности ("Я сознающее").
Не отношение к другим людям, а отношение к самому себе, познание своей нравственной сущности как предпосылка духовного роста - главная тема Сократа: "Познай себя и стань таким". Сократ ищет моральные определители поведения человека, вносит этическую проблематику в учение о человеке, закладывая тем самым основы моральной философии. Он считает, что знание преобразует человека, является источником его развития. Сократ утверждает, что человек не достигает счастья лишь потому, что не знает, в чем оно состоит. Из-за незнания он принимает за добро то, что таковым не является.
Добродетели, личностные черты вытекают, согласно его мнению, непосредственно из знания. В этом проявился интеллектуализм Сократа в объяснении причин поведения человека, путей формирования его характера.
Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии
Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа. Он создал в Афинах свой "научно-учебный центр", названный Академией, у входа в который было написано: "Не знающий геометрии, да не войдет сюда". Возведя геометрические объекты в особую действительность, чуждую чувственному земному миру, Платон увидел в них сферу вечных идеальных форм, скрытых за небосводом в виде нетленного царства идеи. В философском плане Платон - основатель объективного идеализма, в свете идей которого он рассматривает и все психологические проблемы.
Основной постулат учения Платона - это признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей и утверждение первичности идей и вторичности, производности предметного мира.
Платон наряду с реальностью материального мира выделяет вторую реальность - надматериальную, идеальную, метафизическую. Он доказывает, что в основе поведения человека лежит не предметная детерминация (воздействие вещей), а этическая, когда человек руководствуется в своем поведении нормой, образцом, целью, идеей. Этот вид воздействия называется телеологией.
Исходя из такого понимания, Платон рисует строение мира, состоящее из бытия (мир идей); небытия (материальный мир, созданный Богом из 4-х стихий - воды, земли, воздуха и огня) и мира чувственных вещей (результата проникновения бытия в небытие). Высшая идея - идея "блага" - составляет мировую душу. Вторая мировая душа - зла. Эти две идеи дают начало всему. Кроме них, есть души звезд, планет, людей, животных. Душа призвана властвовать и управлять телом; она имеет активную функцию.
Душа и тело находятся в состоянии антагонизма, противопоставлены друг другу:
душа вечна, бессмертна; тело бренно; душа дает телу жизнь, она - активное начало; тело пассивно, инертно; душа - источник добра в человеке, тело - прибежище зла; попадая в тело, душа умерщвляется (но не становится смертной).
Вместе с тем, Платон доказывает бессмертие души, используя различные аргументы:
Душа не погибает, т.к. она близка к Божественному, и, в отличие от сложного, составного тела, она проста, несоставна, неразложима, а поэтому не погибает и не распадается, как тело, а существует вечно. Все телесное подчиняется Божественному. Когда душа вселяется в тело, оно начинает ей подчиняться. А что создано для власти и управления, то Божественно, а значит - вечно. Душа - начало жизни, соединяясь с телом, она дает ему жизнь. Но то, что привносит жизнь, не может быть смертным.
Тем самым Платон доказывает независимость души от тела. Тело для души - только временное прибежище. Основная обитель ее - мир идей.
Строение души - троично, т.е. состоит из 3-х частей:
1) высшая разумная часть;
2) низшая благородная часть, или "пылкая" (аффективные состояния и стремления);
3) нижняя вожделеющая часть души (потребности, влечения, страсти). Платон дает классификации индивидуальных характеров, характеров народов, форм правления. Люди и народы различаются по преобладанию у них определенных частей души. У греков, например, благородная душа, а у народов Востока - вожделеющая. Платон утверждает, что единственный путь совершенствования души - через знания. Он противопоставляет чувственный и мыслительный уровни познания:
чувственные явления пассивны, мышление активно; объект чувственного познания - материальный мир; объект мышления - идеи; органы чувственного познания - органы чувств; орган мышления - душа в ее высшей, разумной части.
Монистическое учение о душе Аристотеля.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) вошел в историю как основоположник психологии как науки: его трактат "О душе" - первый специальный историко-теоретический труд по психологии. Поступив в Академию (366 г. до н.э.), он становится учеником Платона. Несмотря на уважение к своему учителю, Аристотель создает свое оригинальное учение, отличающееся существенно от идей Платона. В 336 г. он открывает в Афинах собственную школу, названную Ликеем. Здесь, прогуливаясь с учениками по аллеям, Аристотель вел занятия. Поэтому научная школа Аристотеля получила название "перипатетика", что в переводе с греческого означает "прогулка", "гуляющие в садах". Аристотель являлся воспитателем будущего императора Александра Македонского (342-336 гг. до н.э.), который впоследствии, совершая военные походы, отправлял своему учителю образцы растений и животных из завоеванных им стран. Накапливалось огромное количество фактов - сравнительно-анатомических, зоологических, эмбриологических и других, ставших основой для эмпирического анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологических, легло в основу психологического учения Аристотеля. Аристотель создал новый подход к изучению и пониманию души как предмета психологического знания. Основным объектом исследования душевных явлений у него выступали не физические тела (как у натурфилософов) и не бестелесные идеи (как у Платона), а организм, с которым телесное и душевное составляют неразделимую целостность.
Устройство организма и его функционирование рассматривались в единстве.
Тело - субстанция, душа - то, что определяет ее жизнь и функционирование. Душа, по Аристотелю - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. У души нет самостоятельной субстанции; ею является тело, поэтому как тело не может существовать без души, являющейся источником его жизнедеятельности, так и душа не существует без тела. Давая определение души, он говорил: "Правильно думают те, кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом". Тем самым он создает монистическое учение о единстве души и тела, отвергая как взгляды натурфилософов, для которых душа была тончайшим телом, так и Платона, дуалистически разъединившего душу и тело.
Поскольку душа бестелесна, она не может быть разделена на части. Поэтому попытке выделения частей души Аристотель противопоставляет рассмотрение различных уровней способностей организма к деятельности, в которых воплощается и проявляется жизнь души.
При этом им намечается схема иерархии способностей как функций души:
а) вегетативной (представленной на уроне растений),
б) чувственно-двигательной (существующей у животных и человека),
в) разумной (присущей только человеку).
Функции души выступают в качестве уровней ее развития. Иерархичность их строения проявляется в том, что высшие функции предполагают низшие и развиваются на их основе: вслед за вегетативной (растительной) функцией формируется способность ощущать, на ее основе возникает и развивается способность мыслить. Тем самым в психологию вводилась генетическая идея. Функции души выступают как уровни ее эволюции. Аристотелем была открыта особая область психических образов, возникающих без непосредственного воздействия предметов на органы чувств, названная им "фантазиями" (представления памяти и воображения - в современной терминологии), описан механизм их функционирования - связь представлений (механизм ассоциации - в системе современной терминологии).
Объясняя развитие характера, он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Аристотель придает новый смысл основному принципу научного объяснения - принципу причинности (детерминизма). Среди различных типов причинности он выделил особую целевую причину - "то, ради чего совершается действие". Конечный результат процесса (цель) воздействует на его ход.
Эллинистическая психологическая мысль
В период эллинизма психологическая мысль развивается в русле следующих направлений:
перипатетики (развитие идей Аристотеля); стоицизма (развитие идей Гераклита); Школа стоиков возникла в IV в. до н, э. Ее основатели - Зенон, Хризипп. Наибольшего развития стоицизм достиг в римский период (Сенека). Согласно стоицизму, мировая пневма тождественна "божественному огню", иначе - Логосу или судьбе. Отсюда вытекает этический постулат стоиков - человек должен жить согласно Логосу, покориться судьбе. эпикуреизма (развитие концепции Демокрита) Лидер другой популярной школы философии периода эллинизма Эпикур (конец IV в. до н.э.) опирался на атомистическое учение Демокрита. Эпикур высказал идею, что атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Это позволило ему опровергнуть постулат о "жесткой" причинности, царящей в мире и в душе как разновидности атомов, и обосновать идею о самопроизвольности, спонтанности изменений, их случайном характере. Другим великим исследователем душевной жизни в ее связи с телесностью был древнеримский врач Гален (II в. н.э.). Вслед за Гиппократом Гален развил гуморальное учение о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны основные "соки" организма. Большое внимание он уделял аффектам (кратковременное эмоциональное состояние), утверждая, что первичным в аффективных состояниях является изменение в организме ("повышение сердечной теплоты). - платонизма (развитие идей Платона); раннехристианской патристики Представителем раннехристианских учений, развивающихся в русле античного мира, был Августин (IV-V вв.). Он подчеркивал главенствующую роль души, которая, по его мнению, управляет телом. Особую роль в психическом мире человека он отводил воле, возвышая ее над разумом, став, таким образом, одним из основоположников античного волюнтаризма (от лат. "волюнтас" - воля).
Хронологические рамки и особенности культуры средневековья История Средних веков охватывает длительный период - от IV до начала XVII вв. Этот период совпадает с эпохой возникновения, расцвета и упадка феодального строя. Для периода Средневековья характерен упадок культуры и образования, наступивший после крушения античного мира: исчезали города и крупные очаги культуры; оказалась утраченной значительная часть достигнутых в греческой цивилизации знаний, которые потеряли свое ценностное значение; резко снизился образовательный ценз населения. В IV в. был уничтожен научный центр в Александрии. В начале VI в. император Юстиниан закрыл просуществовавшую около тысячи лет Афинскую школу античной философии. Новым фактором культурного развития становятся мировые религии - буддизм, ислам, христианство, зарождающиеся еще в древнем мире, но в это время обретающие мировой масштаб. Возрастает их влияние на все стороны культуры и духовной жизни общества. Мировоззрение средних веков становится теологическим. Его основа - церковная догма. Авторитет Церкви являлся непререкаемым. Неверно оценивать эпоху средневековья как "перерыв в ходе истории", период культурного застоя. Несмотря на упадок естественных наук в целом, элементы естественно-научной, опытной мысли сохраняются и пополняются; развиваются гуманитарные области знания; создаются уникальные произведения искусства.
Эпоха средневековья представлена целой плеядой выдающихся мыслителей, деятелей культуры: П. Абеляр, Р. Бэкон, Авиценна, Дж. Бруно, Н. Коперник, Петрарка, В. Шекспир, Леонардо да Винчи, А. Рублев, Нил Сорский, О.Кассман, Рудольф Гоклениус и многие другие. Христианство привносит в общественное сознание и европейскую культуру систему общечеловеческих ценностей, которые становятся основой новой духовности и морали.
Преобразование психологических знаний с середины 19 века во вторую половину 20 века
Психологические учения Нового времени привносят с собой новый подход к науке, ориентированный на рациональность и доказательность.
Научная психология берет свое начало с конца 19 века, с основания в 1879г. в Лейпцигском университете первой психологической лаборатории. Ее возглавил Вильгельм Вундт (немецкийфизиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии ). Предметом изучения служат элементы психики, их связь и законы. В его понимании психика состоит из элементарных и сложных познавательных процессов, сложных и простых двигательных реакций. В своей лаборатории в качестве основных методов исследования он использует эксперимент, интроспекцию, анализ продуктов творчества.
Эдвард Титченер ( 1867- 1927) — англо-американский психолог-экспериментатор. Титченер впервые ввёл термин «структурализм» для обозначения исследовательского подхода Вундта. Он пытался разложить психику на некоторые составные элементы, которых он насчитывал до 30000, и которые он сравнивал с химическими элементами. Вместе с тем, он составил подробнейшие описания психических процессов и ощущений.
Эдвард Ли То́рндайк ( 1874- 1949) — американский психолог и педагог. Президент Американской психологической ассоциации в 1912 году. Проводил исследования изучая поведение животных. Они были направлены на выход из «проблемного ящика». Под этим термином Торндайк подразумевал экспериментальное устройство, в которое помещались подопытные животные. Если они выходили из ящика, то получали подкрепление рефлекса. Результаты исследований отображались на определённых графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных. Благодаря этим экспериментам Торндайк сделал вывод, что животные действуют методом «проб и ошибок и случайного успеха».
Развитие социальной и экономической сферы в 20 веке породили новые направления психологии:
- Бихевиоризм. (поведение), ведущее направление в американской психологии. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19-20 веков под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Так как в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанного на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Отсюда основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей "стимул - реакция" (S-R). Родоначальником бихевиоризма является американский психолог -Эдвард Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Джоном Уотсоном (1913) - основоположником данного научного течения. На формирование научных основ бихевиоризма большое влияние оказали работы В. М. Бехтерева и И.П. Павлова.
Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врождённых схем поведения (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения". Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению - "закон эффекта". Закрепление реакций подчиняется "закону упражнения", т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Основные идеи, методики исследования и термины бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику. В США эти науки, объединяемые изучением поведения, получили общее название "бихевиоральных наук"; это название сохраняется и до сих пор.
- Психоанализ — комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939 —австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.)в начале 20 века.
| |
|
|