Главная страница
Навигация по странице:

  • Мифологическое мировоззрение.

  • Религиозное мировоззрение

  • ОВФ – Что в основе мира, дух или материя Что первично Познаваем ли мир

  • История философии. Функции

  • Исторические типы и направления в философии.

  • Элиаты: Ксенофан, Парменид, Зенон.

  • Эпикур(342

  • Идеалистическая линия. Сократ, Пифагор, Палтон.

  • Средневековая философия.

  • Тертуллиан(160

  • Схоластика: Фома Аквинский

  • Реалисты

  • Д. Скотт. Эпоха Возрождения.

  • Эмпиризм(Опытный). Бэкон

  • Немецкая классическая философия.

  • Материалистический Идеализм.

  • Бытие, субстанция, материя.

  • Краткий конспект по философии. Лектор Тузов Виктор Васильевич


    Скачать 222 Kb.
    НазваниеЛектор Тузов Виктор Васильевич
    АнкорКраткий конспект по философии.doc
    Дата12.03.2017
    Размер222 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКраткий конспект по философии.doc
    ТипДокументы
    #3677
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Лектор: Тузов Виктор Васильевич.

    Философский словарь, Основы современной философии.

    1 сентября 2004 года.

    Философия – форма общественного сознания, форма духовного рационально-теоретического освоения мира, действительности. Философия – взгляд на мир как целое, или мировоззрение.

    1. Знать чем она занимается.

    2. Какие проблемы решает и как.

    3. Что из себя представляет как часть человеческой культуры.

    4. Научиться по иному смотреть на мир, более широким взглядом, видеть то что не доступно видеть неразвитому в этом отношении мышлению

    Мировоззрение – общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности. Она включает убеждения идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и другое. Предшественниками Философии были религия и мифология.

    Мифологическое мировоззрение. – это взгляд на мир и место человека в нем, которое основано не на теоретических доводах, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них.

    Религиозное мировоззрение: Так же как и мифологическое Религиозное мировоззрение обращается к фантазиям и чувствам, любви переживаниям, но в отличии от мифа оно не смешивает земное и небесное, а разводит их на 2 противоположных полюса. Всемогущая сила БОГ над природой, бытие Бога переживается человеком как откровение, как откровение человек знает, что душа его бессмертна. Религиозное сознание изменяется, приобретая разные формы, но все Религии объединяет то, что в центре любого Религиозного мировоззрения стоит поиск истинного пути жизни и все дела человеческие оцениваются с этих позиций, т.е. по абсолютному критерию. Религия не требует доказательств, разумного обоснования своих положений, истины веры, выше истин разума. В отличии от религии философия – это теоретическое сознание, оно элитарное. Являясь целостным взглядом на мир… Философия выражает идеалы, цели, ценности, которые реализуются действием определенных сил общества(политические партии).

    ПРИЗНАКИ ФИЛОСОФИИ:

    В зависимости от того как философы решают основной вопрос философии, он становиться либо материалист, либо идеалист.

    ОВФ – Что в основе мира, дух или материя? Что первично? Познаваем ли мир?

    Гностики(познаваем), Агностики(непознаваем).

    Разновидности:

    - Наивный или античный материализм древних греков.

    - Механистический материализм.

    - Вульгарный материализм(примитивный, упрощенный)

    - Диалектический идеалист. Мир в голове(комплекс ощущений).

    Объективные идеалисты(есть Божественное начало, которое сотворило мир и его мы можем познавать)

    Субъективный(мир в голове субъекта).

    Предмет Философии:

    Для материального: Изучение наиболее общих законов природы, общества, мышления, объектом изучения становиться окружающий мир, который рассматривается как сложная многогранная система. Научное знание безразлично к смыслам, целям и ценностям человека, оно глубоко личностно, обязывает к определенному образу поведения. Философская истина объективна, но переживается каждым по своему и только в этом случае оно становится убеждением => Философия есть стратегия жизни учение о том каким надо быть, чтобы быть человеком. В отличии от науки философия рассматривает отношение человека к миру. Сокровенная мысль философов – вывести человека из сферы обыденности, придать жизни смысл, открыть путь к совершенным ценностям.

    Науки: Антология, Гносеология, Диалектика, Социальная философия, Логика, Этика, Эстетика, История философии.

    Функции: 1) Мировоззренческая, 2) Методологическая, 3) Гносеологическая.

    Практика – Семинар.
    Стремление постичь сущность мира.

    Онтология – учение о бытии( о существующем).

    Наше представление о мире: состав, структура, картина бытия, субстанция, материя( движение, пространство, время).

    Диалектика – как все развивалось.

    Исторические типы и направления в философии.

    1. Космо-центризм.(космос).

    2. Тео-центризм.(Бог).

    3. Антропо-центризм.(человек).

    Основные направления античной философии. Принцип космо-центризма. Линии материализма в З.С. культуре.

    6-7 века до н.э. а Китае, Индии, Греции возникла философия. В этот период она включала в себя все знания. И уже в этот период формируется два направления: Материализм и Идеализм. Возникает особый принцип взгляда на мир космо-центризма, т.е. в основе всего лежит единый космос и он включает в себя природу, богов, людей, как необходимые части. Все составные части подчиняются законам(логосу) космоса.

    Сначала возникает материалолистическая философия. В 7-6 вв до нашей эры появляется Милетская школа(Фалес, Анаксимандр, Анасксимен). Фалес: вода – первоначало; Анаксимандр – качественно неопределенное вещество – апейрон (не вещество), оно неопределенное, бесконечное, беспредельное; Анаксимен – первоначало воздух.

    Философы видят мир развивающимся. Анаксимен – воздух разряжается(огонь)-> сгущаясь(->ветер->облако->вода->земля->камни и т.д.). Основа движения – борьба противоположностей(белого, холодного). Такой взгляд на мир называется диалектика. Наиболее ярко такой взгляд на мир выразил Гераклит из Эфеса(544-484 гг. до н.э.) Мир – движется бесконечно и беспрерывно обновляется природа. Он не создан ни Богом, ни человеком, он существует объективно. Основа мира – Огонь. Стадии развития огня объясняют структуру и движение мира и показывают два пути развития: ВНИЗ: огонь-> воздух->вода->земля; а наоборот – путь вверх. Один преодолеет превращается в свою противоположность. Основа движения – борьба противоположностей. Познание начинается с чувственного познания, его описание того что дают органы чувств не дают познание. «Многознание уму не научает» - Гераклит. Знание – проникновение в скрытую основу вещей. «Мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы прислушиваясь к природе поступать сообразно».

    г. Элия и философы Элиаты: Ксенофан, Парменид, Зенон. Для этих философов мир представлялся как единое вечно сущее бытие. Мир, бытие неизменен и постоянен. Движение возможно, если есть бытие и небытие. Если доказать, что небытия нет, то учение о движении рушится. «Если мыслить о небытии, то ты делаешь его сущим. Это нечто, а не что-то», - Парменид. Если нет небытия, то и нет перехода от бытия к небытию и наоборот. Бытие не может возникнуть из нечего. Закон говорит, что движения нет. Подвижно лишь фикция.

    Демокрит(460-370 гг. до н.э.) создает учение об атомах. Мир состоит из атомов и пустоты. Пустота так же реальна как и атом. Атомы имеют разную форму. Сферическую форму атомов имеет душа и огонь. Все взаимосвязано. Закон причинной связи пронизывает мир. В мире нет случайных явлений или предметов. Атом неуничтожим, неизменен, непроницаем и обладает телесностью(массой), и атомы находятся в постоянном движении, сталкиваются возникает вихревое движение – образование тел. Существует селекция атомов.

    Эпикур(342-270) – вводит теорию случайности. Столкновение атомов случайны, атомы отталкиваются друг от друга. Внутри атома есть источник движения.

    Аристотель(384-322) – создает систему категорий, которая пытается отразить мир. В центре системы стоит категория сущности – основа, которой принадлежат все остальные категории. Каждая конкретная вещь есть сущность, остальные категории фиксируют разные стороны. Материя – субстрат, т.е. из чего все состоит. Материя без формы лишена определенности, т.е. она есть, но ее нет. Материя – возможность. Форма – активное начало, создает движение.

    Идеалистическая линия.

    Сократ, Пифагор, Палтон.

    Пифагор – в основе всего мира лежит число.

    Платон(429-347 гг. до н.э.) – мир идей и мир теней. Мир теней с которым мы имеем дело каждый день, а другой находиться на хребте неба. Философ обязан познать мир «идеи». Человек – идея человек, помещенная в некоторый объект. Мир «идеи» вечен, от него зависят все чувственные вещи мира.

    Римские философы развивали идеи греческих философов и все больше внимания уделяли этим. Вместе с греческим и римским миром ушла античная философия.


    Средневековая философия.

    Из разрушительного римского мира сохранилось только христианская церковь. Церковь была богатейшим и культурным центром. Поэтому развитие философии было связано с церковью.

    Тертуллиан(160-230 гг.) – православный римский адвокат: «Разум ничто, размышление о религии – ересь. Верно, потому что абсурдно».

    Августин «Блаженный»(354-430гг.) – богослов. Он ищет Бога в природе и не находит. Ищет в человеке и открывает проблему свободы воли человека. «Воля свободна, но только в границах божьего предположения. В зле и грехе виноват дьявол. Бог есть бытие, истина и благо. В нем основа вещей или низменные вечные идеи. Время есть мера движения».

    Схоластика: Фома Аквинский(1225-1274 гг.) Основа природы Божественный разум. Мнения природы познается через нее. Все что постигает разум дается верой. Но даже для того, что доступно разуму дается верой. Большинство догматов недоступно разуму». Разум имеет значение для веры. Лучше будешь верить тогда, когда обоснуешь.

    Средневековая философия уступает и в глубине постижения мира и в богатстве идей, т.к. все подчинено догматам веры, а также в Античном мире философия развивалась в рамках города, а в средние века в рамках деревни, т.е. разные культуры. Средневековая философия сделала достижения: Схоластическая философия подняла 3 проблемы:

    1. Разумность веры: разум имеет право на существование.

    2. Противоречивости.

    3. Соотношение общего и отдельного(проблема Платона). Вылилось в два течения: реализм и номинализм.

    Реалисты: реально существуют лишь общие понятия. Они существуют до вещей, до природы.

    Номиналисты: существуют лишь индивидуальные тела природы, которые познаются при помощи органов чувств и разума. Общие понятия образуются благодаря познанию индивидуальных вещей. Общих свойств реально нет. Это сходство и различия в самих вещах. Сходство закрепляется лишь в языке. Д. Скотт. Эпоха Возрождения.

    Гордо распространяется по всей Европе. Возникает светская культура. Появляется некая свобода мысли. Развитие капитализма требовало научных знаний и иного отношения к человеку. Буржуазное общество требовало от человека правильной жизни и работы. Нужен был новый научный подход.

    Николай Кузанский – епископ.

    Николай Коперник.

    Леонардо Да Винчи.

    Томас Мор «Утопия».

    Т. Компанелло. «Город солнца»

    Этот период связан с революциями и формациями в Европе и Англии: Ф. Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

    Человек стоит в центре жизни.

    Эмпиризм(Опытный).

    Бэкон: главная задача – свести счеты со схоластикой. Главное – решать человеческие проблемы, успех зависит от способности управлять природой. Нужен новый метод познания природы. Метод: нужен фундамент для новой науки, для этого нужно расчистить сознание от предрассудков и проверить новые факты. Они устанавливаются с помощью экспериментов. Метод – анализ.

    Гоббс: продолжил учение Бэкона и систематизировал его. Высказал идею общественного договора. Общество – совокупность людей, чтобы понять общество, нужно понять человека. Сущность человека – эгоизм. Все люди волки. Общество – война всех против всех. Государство(Левиафан) – третья сила. Его задача держать в узде общество. Монархия – лучшая форма правления.

    Дж. Локк: разрабатывал принципы сознания. Сознание человека изначально есть чистая доска. Человек приобретает качества в процессе обучения, вырабатывая привычки. Есть источник и есть ощущения человека, все что в разуме изначально присутствует в ощущениях – сенсуализм. Есть внутренний источник – иллюзии, но они лишь состояние организма => они возникают от внешнего раздражения. Есть нервные ощущения - геометрические свойства; вторичные – качественные свойства. Разум – операции со следами ощущений, мы их комбинируем и сводим к чувственному познанию.

    Рационализм: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

    Декарт: отвергает схоластику. Отправной пункт философии – сомнения, но это не скептицизм. На опят опираться нельзя, он обманчив. В мышлении есть суждения, которые постоянны и истинны. Опираясь на них построен мир. «Я мыслю, следовательно существую». Мир надо разделить на мир физики и духа, их связывает только Бог.

    1. Основа физических процессов – пространство(протяженность).

    2. В мире физических процессов действует принцип причинности.

    3. Сохранение количества движения.

    4. Принцип близкодействия(процесс распространяется от точки к точке).

    Д. Беркли, Д. Юм – идеалисты.

    Беркли(1561 – 1626)

    Юм(1711 – 1776) Субъективные идеализм.

    Д. Беркли « Вещи – совокупность наших ощущений. Вещи существуют лишь тогда, когда мы их воспринимаем. Реально существует лишь то, что Бог вызывает в нашем сознании. Иллюзия возникает в сознании, а реальность порождается Богом в нашем сознании».

    Д. Юм: - скептик и атостик(отрицает возможность познания). Ощущения субъективны. Он строит свое учение о бытие, космологию, этику, философскую религию, и теорию познаний. Мир - совокупность представлений. Источник всех знаний – переживания, впечатления и представления или идеи. Закон – результат привычки все воспринимать в определенном последовательности. Человек творит законы природы складывая и систематизирую свои представления.

    Оба ученых поднимают проблему объекта и субъекта

    Р. Оуэн (1771-1858) – социалист утопист. Проводил социальные реформы на своих предприятиях. Подверг критике капиталистический строй.

    Русская философия.

    Философских систем построено не было. Мысль была направлена на социальные проблемы. Ломоносов, Радищев, группа Славянофилов: Хомиков, Киреевский и др., Западники: Бакунин, Герцен, Белинский.

    Чернышевский развивал учения Маркса и Гегеля.

    Лавров, Ткачев, Михайловский.

    Соловьев – религиозный философ.

    Немецкая классическая философия.

    Классическая – образец для подражания образец в постановке проблемы поиска и т.д.

    И. Кант (1724 - 1804) В Кенигсберге. «Критика чистого разума» и «критика практического разума». Критика – исследование границ познавания возможностей разума.

    Выделение гносеологии , как раздел философии. Ввел теорию познания субъект и объект познания. В мышлении субъекта заложены априорные предпосылки познания, которые реализуются при взаимодействии с объектом познания. Например: пространство и время, которые заставляют воспринимать мир именно так, а не иначе. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства не могут мыслить. Только из их взаимодействия возникают знания. Сложным является и объект. В нем есть две стороны: Явления то, что мы воспринимаем и сущность, то что мы не воспринимаем. Человек познает мир с помощью своих понятий, т.е. из них строит мир. Знания – научная конструкция мира. Какой мир в действительности знать невозможно.

    Иогат Котелиб Фихте(1762-1814)

    Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775 – 1854) – идеалист. Природа есть бессоюзное состояние духа. Развитие природы – движение от бессознательного к порождению сознания.

    Г.В. Гегель(1770 - 1831) – «Феноменология духа», «Наука логики» - всеобхватывающий характер. Ими были сформированы основные законы диалектики. Законы и категории образуют единую конструкцию, с помощью которой субъект познает. Он реалист. Исходит из тождества бытия. Развитие природы – это развитие природы. История общества – есть движение человечества к свободе.

    Абсолютная идиллия – знание о том, какой должен быть мир. Одна проблема – бессознательное состояние природы.


    Наличное Бытие

    (Качество, Количество).
    Составление А.И.

    Процесс развития.



    1. Возникновение

    2. Уничтожение


    А.И.

    Природа



    А.И. – развивается внутри себя.

    Л. Фейербах – положил начало

    господства немецкого идеализма.

    Материалистический Идеализм.

    Диалектика + Идеализм.

    Плеханов – внес вклад в развитие вопроса о роли народных масс и личности в истории. О роли идеологии. За рубежом: развитие Марксизма.

    В соц. технократический материализм: Вит. Гегль, Горберг, Панцекут.

    Историзм: Грамши, Вольпе.

    Структуализм: Лукач, Корш, Альтеоссер.

    Гуманистическая антропология: Пачи, Касик, Шафф, Блох.

    По мимо Марксовых идей существуют другие течения и взгляды: большое разнообразие школ, идей, концепций. Возникли подходы, которые отвергали классику: Ницше, Шпенглер, Кырнынор, Хосс Ортиа-и-Гассет. Большое внимание уделяется спонтанности специфике и значению нерациональных элементов. Бессознательными процессами, инстинктами, интуиции, эмоционально-волевыми актами, т.е. на место классике приходит нерациональный абсолют. И Иррациональным становится ведущим направлением философии. Постпозиционизм и экзистенционализм.

    Неотомизм – Фома Аквинский.

    Бытие, субстанция, материя.

    Философская категория бытия заключает сложный комплекс.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта