2 уровень. Лурье С. Я. Демокрит. Л., 1970, с. 252253 (фр. 194)
Скачать 14.57 Kb.
|
I. «Первоначалом всего [они - ?] провозгласили неделимые тела. [Он - ?] сказал, что первоначала целого – пустое и полное, причем «полное» он назвал существующим и плотным, а пустоту – «несуществующим». Вот почему он говорит, что «существующее» существует ничуть не в большей мере, чем «несуществующее», и что испокон веков «существующее» движется непрерывно и быстро в пустоте» (Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970, с.252-253 (фр.194) Ответ: Представленная точка зрения принадлежит античным атомистам Демокрит, Левкип, Эпикур. Во фрагменте речь идет об онтологии – даются характеристики первоначал. «Полное» первоначало в атомизме – это атомы, а «пустое» - это пустота.. В качестве альтернативной точки зрения можно б привести неатомистические учения, - в частности, Аристотель и иные сторонники идеи невозможности существования пустоты и бесконечного. II. «Если мы будем внимательно наблюдать новорожденных, у нас будет мало оснований думать, что они приносят с собой на свет много идей. Ибо, за исключением, быть может, неясных идей голода, жажды, тепла и некоторых болей, которые они испытывали в чреве матери, у них нет ни малейшего проявления каких-либо определенных идей, в особенности идей, соответствующих словам, составляющим те общие положения, которые принимаются за врожденные принципы. Можно заметить, как впоследствии они постепенно проникают в их душу, причем приобретается только то, что доставляет им опыт и созерцание встречающихся им вещей, и ничего больше. Уже этого одного было бы достаточно, чтобы убедить нас, что они не являются запечатленными в душе первоначальными знаками». (Дж. Локк «Опыт о человеческом разумении» // Локк Дж. Сочинения: 3-х т. Т. 1 / Под ред. И. С. Нарского. М., 1985, с.135) Ответ: Цитата выражает гносеологическую позицию сенсуалистов и принадлежит Джону Локку. В цитите отражается чувственное-априорное (приобретенное через опыт / врожденное), невозможно не заметить отражение спора рационалистов сенсуалистов в Новое время, на основного оппонента Дж. Локка (картезианской школы). В качестве противников представленной в являются картезианцы или иные философские школы, отстаивающие априорность ментальных содержаний (напр., платоники) III. «Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым. Ибо «зло» — не пустое слово, не отвлеченное понятие, не логическая возможность и не «результат субъективной оценки». Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас; как бы некоторое, живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Встречая отказы и запреты, наталкиваясь на стойкие пресечения, поддерживающие духовные и моральные грани личного и общественного бытия, оно стремится просочиться сквозь эти препоны, усыпить бдительность совести и правосознания, ослабить силу стыда и отвращения, принять приемлемое обличие и, если возможно, то расшатать и разложить эти живые грани, эти зиждущие формы личного духа, как бы опрокинуть и рассыпать волевые стены индивидуального кремля. Духовное воспитание человека состоит в построении этих стен и, что еще важнее, в сообщении человеку потребности и умения самостоятельно строить, поддерживать и отстаивать эти стены. Чувство стыда, чувство долга, живые порывы совести и правосознания, потребность в красоте и в духовном сорадовании живущему, любовь к Богу и родине — все эти истоки живой духовности в единой и совместной работе создают в человеке те духовные необходимости и невозможности, которым сознание придает форму убеждений, а бессознательное — форму благородного характера». (И.Ильин «О сопротивлении злу силою» // Цит. по: Иван Ильин. Ответ: Основы христианской культуры, с.4) В характеристике отметим, что речь идет об этической проблематике и что автор (Иван Ильин) полемизирует со сторонниками идей непротивления злу (явным образом – с Л.Н.Толстым) и несуществования зла. В комментариях участник олимпиады может как развить идеи И.Ильина, так и оспорить их, следую за различными версиями этики ненасилия, недеяния и т.д. |