Главная страница
Навигация по странице:

  • Ошский технологический университет им акад. М.М. Адышева

  • АРХИТЕКТУРА Методические указания к курсовой работе «Архитектурная деталь. Отмывка» г. Ош – 2016

  • 2. Теоретическая часть 2.1 . Особый вид графики - отмывка. Светотень

  • МУ Отмывка в архитектуре. Методические указания к курсовой работе Архитектурная деталь. Отмывка


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеМетодические указания к курсовой работе Архитектурная деталь. Отмывка
    Дата16.11.2019
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМУ Отмывка в архитектуре.docx
    ТипМетодические указания
    #95495
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Министерство образования и науки Кыргызской Республики

    Ошский технологический университет

    им акад. М.М. Адышева

    Факультет архитектуры строительства

    Кафедра архитектуры, графики и дизайна

    АРХИТЕКТУРА

    Методические указания к курсовой работе

    «Архитектурная деталь. Отмывка»

    г. Ош – 2016
    УДК 72.21 (07)

    ББК 85.11я 7

    Рецензенты:

    Джусуев У.С. - к.т.н., доцент, зав. кафедрой

    С.Д. Дуйшоев - к.т.н., доцент


    Составитель Сатыбаев А.Т..

    Методические указания к курсовой работе «Архитектурная деталь. Отмывка» для студентов специальности 720200 «Архитектура», /сост. Сатыбаев А.Т. – Ош, 2016. – 32 с.


    Методические указания содержат теоретическую информацию о законах светотени, указания по подготовке и этапах выполнения курсовой работы, технике и способах отмывки. В указания включены терминологический словарь и иллюстрации.

    Методические указания разработаны в соответствии с ГОС КР. Рекомендуются студентам – архитекторам 1 курса.


    Введение


    Дисциплина «Архитектурная графика и композиция 1,2» является основополагающей в обучении студентов специальности «Архитектура». Курсовая работа «Архитектурная деталь. Отмывка» выполняется студентами 1 курса во втором семестре. Выполнение курсовой работы позволяет студентам закрепить изученные графические приемы и освоить приемы отмывки – одного из наиболее сложных приемов архитектурной графики.

    При изучении курса «Архитектурная графика и композиция» студент получает информацию в области архитектурной графики и композиции связанную с особенностями восприятия человеком объемно-пространственных форм, достижения их единства и целостности, эстетической выразительности средствами графики, знакомится с принципами и приемами, используемыми при создании чертежей и демонстрационных материалов.

    Графика – вид изобразительного искусства с преобладанием линейного способа изображения при помощи линии, тона, светотени и цвета.

    Архитектурная графика – это приложение средств и приемов графического искусства к изобразительным задачам, возникающим при создании проекта. Средства и приемы графики меняются в процессе архитектурного проектирования, начиная с эскиза и заканчивая разработкой рабочих чертежей проекта.

    На начальной стадии проектирования архитектурная графика используется как элемент композиционного поиска общей архитектурной идеи, как средство быстрой фиксации первоначальных вариантов замысла будущего сооружения, на этой стадии используются главным образом методы графического рисунка. Далее архитектурная графика используется как элемент разработки точного архитектурного чертежа, доведения его до законченного проекта, предназначенного для осуществления. На этой завершающей стадии проекта роль графики, как средства композиционных поисков, уступает место графическому выполнению проекта, где используются, главным образом, методы чертежа (ортогональные проекции, аксонометрия и перспектива).

    Техника отмывки применяется архитекторами с 17в. Этот прием позволяет наиболее полно и выразительно выявить объемно-пространственную форму сооружения и особенности ее декоративной пластики.

    Способ подачи демонстрационных чертежей объектов наиболее часто используется как в «ручном», так и в компьютерном исполнении.

    Прежде чем приступить к выполнению курсовой работы студент должен ознакомиться с историей возникновения и строительства архитектурного памятника, фрагмент которого является объектом проектирования. Знакомство начинается с изучения специальной литературы по искусству и архитектуре. По индивидуальному заданию изучаются чертежи памятника архитектуры для наиболее полного ознакомления с произведением, изучения его деталей и пропорций, конструктивных приемов, художественных средств выражения идей определенного времени, для лучшего запоминания облика сооружения.

    Особенностью курса является нацеленность изобразительных средств на решение архитектурных задач, в отличие от рисунка и живописи, развивающих общие изобразительные возможности.

    1. Цели и задачи курсовой работы


    1.1. Выполнение курсовой работы преследует цели: 
    - самостоятельно выполнить демонстрационные чертежи памятника архитектуры в карандаше, в ортогональных проекциях, с построением теней, в технике отмывка;
    - привить навыки графического изображения проектного материала;
    - развитие творческих способностей при изучении объективных закономерностей композиции, средств, приемов и правил отражения действительности в образной форме.

    1.2. Контрольная цель – овладеть одним из приемов графики - техникой отмывки. Формирование профессионального мировоззрения студентов.

    1.3. Учебная цель – развитие у студентов способностей к творческой работе. В процессе самостоятельной работы над проектом, накапливается профессиональный опыт, закрепляются графические приемы и выразительные средства, позволяющие наиболее точно донести до зрителя идею, конструкцию и материал сооружения. 

    1.4. Графическая задача – выполнить проект с высоким уровнем композиционно-графической проработки, используя приемы изображения и технику подачи, которые студенты изучали на практических занятиях в течение семестра.

    1.5. Композиционная задача – чертежи должны давать полное представление о назначении, композиционной и объемно-планировочной структуре сооружения. 
    2. Теоретическая часть


    2.1. Особый вид графики - отмывка. Светотень



    В течение многих столетий в архитектурной практике при выполнении чертежей складывались и вырабатывались разнообразные графические приемы, задачей которых было выявление и достижение максимальной выразительности и реальности изображения объекта.

    Зодчие прошлого использовали в своих архитектурных чертежах самые разнообразные материалы: карандаши, уголь, сангину, тушь, акварельные краски и многое другое. В зависимости от назначения чертежа, его вида применялся тот или иной прием графической подачи. В целом эти приемы можно разделить на два основных вида:

    1 – линейное выполнение - карандашное или тушевое,

    2 – выполнение с использованием цвета.

    Линейная техника выполнения подразумевает контурное изображение архитектурного объекта и применяется в тех чертежах, где не требуется выявление объемно-пространственных свойств объекта - это чертежи планов, разрезов, а также рабочие чертежи.

    При цветовом оформлении чертежа могут использоваться как корпусные, так и лессировочные краски. Корпусная техника кроющими красками применяется в архитектурных чертежах довольно редко, так как выявить объемность формы и передать воздушную перспективу этим приемом можно лишь с достаточной степенью условности. Лессировочная техника основана на прозрачности акварельных красок или специально приготовленного раствора плиточной (сухой) туши.

    Для выявления объемно-пространственной формы архитектурной детали или объекта на чертеже, техника отмывки является наиболее выразительным графическим приемом. Богатые возможности тонального изображения, основанного на законах воздушной перспективы, теории теней, технике и приемах отмывки, позволяют не только передать рельефность, пластику и цвет объекта, смоделировать его реалистическое изображение, но и выявить пространственное расположение всех его частей. Универсальность, наглядность отмывки позволяют применять ее при выполнении чертежей фасадов, архитектурных (аксонометрических) разрезов, генеральных планов и перспектив.

    Моделируя на чертеже объемно-пространственную форму при помощи отмывки необходимо решать и композиционно-графические задачи, заключающиеся в выявлении композиционных особенностей изображаемого объекта. Чтобы правильно передать характер архитектурной детали или фрагмента с помощью отмывки, необходимо учитывать положения теории теней и законы воздушной перспективы. Согласно которым собственные тени на телах вращения и криволинейных элементах светлее, чем падающие тени, так как участки собственной тени получают дополнительное освещение благодаря отраженному свету.

    Эти особенности влияют на композиционное решение, и тональное равновесие может быть достигнуто в том случае, когда правильно определяется градация насыщенности собственных и падающих теней. При отмывке архитектурной детали или фрагмента памятника, в композиции на листе должно обязательно учитываться их расположение в пространстве относительно других частей этого сооружения. Если деталь примыкает к плоскости стены, то падающие тени от детали на стену, не должны разрушать тонового равновесия, и композиционно-графическая задача заключается в тщательной тушевой проработке, как всей детали, так и ее элементов.

    В отмывке фасада или перспективы крупных архитектурных сооружений основная композиционно-графическая задача заключается в выявлении именно этих композиционных сторон изображаемого объекта при помощи определенного характера тушевки. Так, нижние части сооружения отмываются более насыщенными по колориту тонами, при этом если поверхность рельефная или имеет мелкие декоративные детали, то им придается обобщенный характер.

    Особенностью отмывки как одного из самых сложных видов графического выполнения чертежа является, с одной стороны, передача в одном тоне или в цвете материала отдельных элементов данной архитектурной детали или фрагмента и воздуха, а с другой – обобщение используемых цветов в единую, целостную гамму, наиболее полно характеризующую изображаемый объект. При этом оттенок раствора для отмывки выбирается в зависимости от материала сооружения: для камня – холодный, для дерева – теплый (при отмывке акварельными красками).

    Свет, играющий на поверхностях различных тел, предметов, сооружений, подчеркивает их объем, то есть трех мерность и определяет их положение в пространстве.

    Распределение степеней (градаций) освещенности на поверхностях объемных форм, обусловленное освещением и позволяющее воспринимать рельеф, называется светотенью. Как отмечалось выше, законы светотени лежат в основе всех тоновых реалистических изображений на плоскости, в том числе и в основе отмывки архитектурных чертежей.

    Свет может быть естественным (солнце, молния, звезды) или искусственным (лампы, фонари, свечи и пр.). Свет называется прямым, если он излучается непосредственно источником. Свет, отраженный от поверхностей освещенных прямым светом, называется отраженным. Рассеянным светом называют свет, который отражается от шероховатой поверхности в разных направлениях при освещении ее лучами прямого света.

    Все предметы в действительности всегда имеют комбинированное освещение, состоящее из суммы прямого, отраженного и рассеянного света. При работе над передачей объемно-пространственной формы при помощи отмывки, выбирается определенный источник света (солнце) с лучами, идущими по направлению диагонали куба (слева направо), и имеющими угол падения равный 45 градусам, т. е. источник света находится сверху, сзади и слева от рисующего. 

    Такой выбор направления световых лучей дает значительные преимущества при выполнении архитектурного чертежа, так как при этом достигается простота в построении проекций световых лучей и теней на объекте, а также значительно упрощается чтение и понимание чертежа. Интенсивность освещения зависит от угла падения лучей света на поверхность и убывает с уменьшением величины этого угла. Следовательно, наиболее яркая освещенность будет в точке, на которую луч света падает под углом 90 градусов, а теневой участок - в точке касания луча 45 градусов к поверхности (рис. 1).



    Рис. 1

    По законам физики сила света обратно пропорциональна квадрату расстояния предмета от источника света. Учитывая этот закон при отмывке света и тени, не следует забывать и то обстоятельство, что вблизи от источника освещения контрасты света и тени усиливаются, по мере удаления – ослабевают. Этот эффект зависит от воздушной среды, так как, чем дальше от зрителя находится объект, тем больший слой воздуха отделяет этот объект от источника света и тем менее контрастны освещенные поверхности и теневые участки.

    Тени в природе делятся на собственные и падающие. Собственные тени образуются непосредственно на самом объекте, на той его поверхности или его части (если это тело вращения), куда не попадают лучи прямого света. Причем тени на прямоугольных или граненых телах имеют четкие границы между освещенной и теневой поверхностью, а собственные тени на телах вращения или телах имеющих криволинейную форму – характеризуются мягким, плавным переходом от света к тени. 

    Светотень состоит из собственной тени, падающей тени, рефлекса, полутона и блика (рис. 2).



    Рис. 2

    Падающие тени образуются от тел, препятствующих попаданию света на другую поверхность. Падающая и собственная тени различаются по силе тона. Неосвещенное пространство, находящееся за объектом, дающим тень, поглощает часть лучей рассеянного в атмосфере света, в то время как участки собственной тени получают больше рассеянного и отраженного света, благодаря чему собственная тень всегда слабее и мягче падающей тени. Падающая тень становится слабее по мере удаления от тела, ее образующего, так как здесь вступают в действие факторы влияния воздушной среды и воздействия рассеянного света.

    Лучи отраженного света, попадая на участок собственной тени, вызывают появление в тени более светлых мест, которые называют рефлексом. Интенсивность рефлекса зависит от степени освещенности поверхности, отражающей свет, от цвета и фактуры поверхности на которой образуется рефлекс. В падающих тенях рефлексы выражены значительно слабее. При отмывке архитектурной детали, фрагмента или объекта впечатление объемности и пространственной глубины достигается благодаря передаче градаций светотени. Возникает необходимость в создании так называемого тонального масштаба.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта