Главная страница

Философия Нового времени. презентация. Мыслю, следовательно, существую


Скачать 15.82 Kb.
НазваниеМыслю, следовательно, существую
АнкорФилософия Нового времени
Дата20.09.2021
Размер15.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапрезентация.docx
ТипДокументы
#234298

“Мыслю, следовательно, существую” – Рене Декарт. Почему-то никто не говорит о Френсисе Бэконе или же о Готфриде Лейбнице, а ведь именно Бэкон оформил идею о том, что знание – это сила, а Лейбниц одновременно с Ньютоном создал математический анализ, без которого сложно вообще представить развитие науки, ведь именно наука сегодня представляется для всей цивилизации важнейшим двигателем и источником процветания. Так давайте же посмотрим на философию нового времени с точки зрения ее вкладе в науку. Рассмотрим две важнейшие философские программы того времени – Эмпиризм и рационализм.

Глава 1. В которой опыт – первый источник знания.

Если бы премия Дарвина существовала в новое время, то ее точно получил бы Френсис Бэкон, ведь он закончил жизнь простудившись на морозе, когда проводил эксперимент по консервированию курицы в снегу. На самом деле смерть очень показательная, учитывая то, что именно Френсис Бэкон был основоположником эмпиризма. Появление эмпиризма оформило новый подход к познанию истины. Эмпирики считали, что именно благодаря нашим органам чувств и опыту возможно что-либо познать. Именно с этого момента появляется хорошо известное нам понятие индукция в ответ декартовской дедукции, которую сегодня все мы знаем благодаря Шерлоку Холмсу. В чем же состоит индуктивный метод? (Эмпиризм – чувственные представления, которые мы получаем с помощью органов чувств – первый источник познания). Мы утверждаем общее положение, исходя из частных случаев, движение от частного к общему. Конечно, такой метод был известен еще со времен древних греков, но именно Бэкон хотел избавить его от очевидных недостатков. К примеру, если бы в начале 2020 года мы решили перечислить всех, кто заразился коронавирусом, чтобы опытным путем сделать какие-то общие выводы. Вероятнее всего во время опыта нам бы попадались исключительно китайцы и где-то после тысячного мы устали бы и захотели уже сделать вывод – коронавирус поражает только китайцев. Но мы то с вами знаем – это неправда. Значит индуктивный метод ввел нас в заблуждение, и все по причине того, что человек физически не может исследовать абсолютное число примеров какого-либо явления. Это одно из препятствий на пути познания. И надо сказать Бэкон занимался изучением этих препятствий, которые обозвал идолами. По его мнению, существует 4 вида идолов:

- рода

- пещеры

- площади

- театра

Первый вид мешает нам познать истину всего несовершенства способностей человека. Второй вид означает тот факт, что мы видим лишь тени в пещере, вместо реальных объектов. Идолы площади укрывают от нас истину в самом языке человека. Согласитесь, не всегда собеседник услышит из ваших слов именно то, что вы хотели сказать. Идолы театра – это неоспоримые авторитеты, некие устоявшиеся ложные точки зрения, порой мешают нам прийти к настоящей истине. Из философии Френсиса Бэкона следует запомнить тот факт, что он провозгласил переход от простого наблюдения к эксперименту, важнейшему элементу науки и по сей день. Он говорил, что опыт – первый источник знания, а само знание он считал силой. Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Философия Бэкона в сущности дает следующее определение истине. Истина – знание соответствует наблюдаемому предмету. Но программа эмпиризма, как я уже сказал, не была единственной. Рационализм, который провозгласил Рене Декарт был вторым способом познания истины, который спорил с эмпиризмом и развивался параллельно.

Глава 2. В который разум – первый источник знания.

Интересно, что двух основоположников важнейших направлений сразила одна и та же стихия – холод. Последний год жизни Рене Декарт провел в Стокгольме, обучая шведскую королеву. Изнеженный европейским климатом Декарт схватил горячку и слег с пневмонией. Но все же давайте о его жизни. Что подразумевала программа рационализма, которую он основал? В отличие от эмпиризма, в котором опыт – первоисточник знания, у рационализма – разум – первоисточник знания. Соответственно в ответ индуктивному методу, где опыт, эксперименты – это частное, из которых мы приходим к общим положениям, противопоставляется дедуктивный метод. В чем же разница? Здесь мы приходим от общих умозаключений к частным выводам, и разум здесь как раз таки рождает эти общие умозаключения. Разум создает неоспоримые аксиомы. Взять к примеру тот факт, что все люди смертны – это аксиома, общее положение. Значит из него мы можем прийти к частным выводам. Декарт смертен, Бэкон смертен, Гоббс смертен – они люди. Или взять того же Шерлока Холмса, который унаследовал этот метод.

ЭПИЗОД ИЗ СЕРИАЛА

Здесь мы видим общее утверждение, каждый левша держит предметы в левой руке – это аксиома и вот эти частности – кружка в левой руке, ручка в левой, нож в левой. Если говорить о препятствиях, которые мешают человеку в познании, то это предубеждения, стереотипы, по мнению Рене Декарта. И побороть их можно только сомнением. В итоге Рене Декарт создал философскую систему, в которой стремился найти неоспоримые, истинные утверждения. В этом ему помогал метод деления сложного на составные части, он считал, что каждая истина делится на более легкие истины. К примеру, зеленый цвет можно разложить на более простые цвета – желтый и синий. Так и предлагал познавать мир Декарт, раскладывая все идеи до первичных и неделимых сущностей. И надо сказать, Рене Декарт все таки достиг того, чего так искал. Он докопался до самой простой аксиомы, до, казалось бы, неопровержимого тезиса, вместе с которым, он стал величайшим философом, переплюнув на тот момент даже авторитет Аристотеля. Cogito ergo sun (мыслю, следовательно, существую). С этой фразой Декарт утвердил неоспоримость существования мыслящего субъекта. Он говорит, что сложно отличить реальность от сна, правду от иллюзий. Мы не можем делать здесь сто процентных утверждений, но тот факт, что если есть мысль, мы чувствуем эту мысль, мы осознаем, то это неоспоримое доказательство того, что мы существуем. С Декарта начался новый период философии, в которой роль познающего субъекта будет только расти, уже будет не столь важно каким методом мы познаем, а будет важно какие в человеке есть условия к этому познанию. С развитием двух течений было ясно, что обе программы требуют реформации. Надо сказать, что эпоха нового времени породила много ученых и философов и конечно в духе эпохе сомнения они не могли просто взять и беспрекословно принять все постулаты предшественников.


написать администратору сайта