Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1.Историография вопроса о митрополите Филарете Московском и его роли в развитии религиозного сознания русского общества 1.1.Дореволюционные исследования по д

  • эпохе и личности митрополита Филарета (Дроздова)

  • 1.2.Современные исследования о жизни и деятельности митрополита Филарета (Дроздова) и его за влияние на д общественное сознание России 19 веке

  • 2Митрополит Филарет (Дроздов) Московский и его вклад в развитие. Митрополит Филарет (Дроздов) Московский и его вклад в развитие религиозного сознания русского общества


    Скачать 259.61 Kb.
    НазваниеМитрополит Филарет (Дроздов) Московский и его вклад в развитие религиозного сознания русского общества
    Дата09.06.2022
    Размер259.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2Митрополит Филарет (Дроздов) Московский и его вклад в развитие .docx
    ТипДиплом
    #581940
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    На тему:

    «Митрополит Филарет (Дроздов) Московский и его вклад в развитие религиозного сознания русского общества»

    Содержание

    Введение

    Глава 1.Историография вопроса о митрополите Филарете Московском и его роли в развитии религиозного сознания русского общества

    1.1.Дореволюционные исследования по эпохе и личности митрополита Филарета (Дроздова).

    1.2.Современные исследования о жизни и деятельности митрополита Филарета (Дроздова) и его влияние на общественное сознание России 19 в.

    Глава 2. Жизнь и деяния митрополита Филарета (Дроздова) как факторы влияния на развитие общественного и религиозного сознания России XIX века

    2.1.Биографические сведения о митрополите Филарете.

    2.2.Деяния и архиерейское служение митрополита Филарета (Дроздова).

    Глава 3. Вклад митрополита Филарета Московского в развитие религиозного сознания русского общества

    3.1.Влияние личности и трудов митрополита Филарета Московского на русское общество XIX века.

    3.2.Роль богословского наследия митрополита Филарета в развитии духовности современного российского общества.

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    В начале XX века появилась целая плеяда талантливых религиозных философов, которые, опираясь на прочитанное по-новому Священное Писание, стремились разработать мировоззрение в русле православной традиции. Их усилиями была создана современная православная философия, не только впитавшая в себя опыт традиционного православия, но и привнесшая в теорию духовный и культурный опыт человечества последних столетий.

    Разрабатывая православную философию, многие из религиозных мыслителей не могли обойти вниманием философию искусства, как одно из важнейших явлений средневекового православия и православного сознания в целом.

    XIX век отмечен небывалым подъёмом общенационального русского самосознания, которое отражается не только расцветом классической литературы, живописи и музыки. В этот период особым замечательным образом знаменует свою значимость для России и Русская Православная Церковь через своих выдающихся святых, и прежде всего через преподобного Серафима Саровского и святителя митрополита Филарета Московского.

    Стиль, методы, его труды последнего особенно актуальны и сегодня в достижение продуктивного и углублённого диалога со светским миром, с людьми образованными и художественно одарёнными.

    Религия, бесспорно, имеет положительное влияние на жизнь человека: его поведение, быт, характер, если конечно это не вера в Молоха или Вуду. Даже совсем неверующий человек, атеист, временами обращается к Богу, когда у него большое горе или радость. Иногда человек в приливе чувств говорит: « Помоги мне Боже», или «Спасибо тебе Господи». Во всем мире много религий и много верований, и каждый человек на протяжении жизни задумывается над вопросом о вероисповедании.

    Данная работа посвящена трудам и вкладу в развитие религиозного сознания общества митрополита Филарета Дроздова.

    На протяжении многовековой истории нашей страны, случалось множество нападений и со стороны татар, и со стороны немцев.… Но наш народ всегда твердо стояли за свою Родину, потому что с нами всегда были духовные пастыри, поддерживая нас в трудную минуту, укрепляя словом и делом, и, конечно же, молитвой.

    Объект: жизнь и деяния митрополита Филарета (Дроздова)

    Предмет: роль митрополита Филарета в развитии религиозного сознания русского общества XIX века

    Цель: раскрыть роль митрополита Филарета в развитии религиозного сознания русского общества XIX века

    Задачи:

    1.Изучить историографию проблемы вклада митрополита Филарета Московского в развитие религиозного сознания русского общества.

    2. Описать жизнь и деяния митрополита Филарета (Дроздова).

    3. Показать особенное влияние личности и деяний митрополита Филарета (Дроздова) на развитие религиозного сознания русского общества, в особенности через представителей русской творческой интеллигенции.

    В работе использованы монографии, раскрывающие степень разработанность проблематики Православной философии искусства:

    1) исследования, посвящённые изучению философского творчества указанных авторов;

    2) монографии по проблемам философии красоты с позиции православной религиозной философии.

    Степень разработанности проблемы исследования показывает анализ источников, монографий и научно-исследовательские статей по тематике работы.

    Теоретико-методологическая основа исследования составляет синтез философского, богословского и исторического материала, который позволяет целостно и многопланово раскрыть избранную проблему. В качестве методологической базы осуществлённого исследования использовались конкретно-исторический метод, сравнительный, системно-структурный методы.

    Методологическими основами исследования являются общие принципыдля всех наук: объективности, историзма, целостности, конкретности. В работе применяется метод системного анализа для логического построения работы. Также использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.

    Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Основная часть исследования включает в себя три главы.

    Практическая значимость работы заключается в возможности её использования при подготовке и проведении занятий по дисциплинам «Религиоведение».

    Глава 1.Историография вопроса о митрополите Филарете Московском и его роли в развитии религиозного сознания русского общества

    1.1.Дореволюционные исследования под эпохе и личности митрополита Филарета (Дроздова)
    В дореволюционной историографии нет были поставленный задачи анализатор формирования и функционирования сложившейся к середине XIX в. системный управления, а также изучения механизмов управления епархиями. Прежде всего, изучалась событийная история Православной церковник, а также законодательные нормы, лежавшие в основе ее управления.

    Большое значение для изучения церковность-государственных отношений имели работный историков церковного правда.1 В нихром перечислялись церковные и гражданские постановления, которыми руководствовалась в своей практике Православная церковь, анализировалось формирование и расширение источниковед права, обосновывалась правомерность действующего правда, системный епархиального управления, а также правило функционирования церковного судак.

    В исследованиях представлен общий фонд, позволяющий деятельность архиереев охарактеризовать, какао соответствующую или нет соответствующую общепринятым нормам. Нож сопоставления историками церковного правда проведено нет было.

    В качественно одной изо проблем воз взаимоотношениях церковник и государства, изучалась история старообрядчества. Изучение положения староверов в России началось с серединный XIX в. изо-за объективной потребности в информации2, прежде всего, правительства,3 поскольку верховная власть опасалась ихний нелояльности к существовавшему строю.

    Светская и церковная власть придерживались различной тактики под отношению к старообрядцам, потому в историографии в середине XIX в. сформировалось дважды основных направления, церковное и правительственное, к которым сок второй половинный XIX в. присоединилось и демократическое. Егоза характеризовала попытка выявиться иные, кромлех религиозной, причинный существования старообрядчества. 4

    С начала XX в. сталия издаваться работный самих старообрядцев, отражавшие ихний взгляд над проблему[14]. Теоретическое изучение старообрядчества, однако, нет было сопоставлено с конкретной епархиальной практикой низ одного изо архиереев.

    Хотящий московский митрополит какао церковный деятельный был воспитание в традициях синодальной системный, в работах, ему посвященных, общие вопросный церковно-государственных отношений и местами Православной церковник в системе российского самодержавия нет затрагивались.

    Внимание историков и богословов привлекали отдельные аспектный его деятельности: церковная администрация и судя, борьба сок старообрядцами и управление духовность-учебными заведениями, контролька над цензурой, богословские и канонические воззрения, проповеднический дард и т. д. В XIX в. авторами публикаций о Филарете (Дроздовец), прежде всего, являлись преподаватели и профессорша духовных учебных заведений. 5

    Оникс относились к святителю с почтением и благоговением и создали историографическую традицию, которую характеризовала позитивная оценка егоза личности и действий. Ихний работы написанный на основе епархиальной документации и опубликованных мнений и отзывов Филарета. 6

    Однако, требуется критический подходить к приводимым в нихром оценочным характеристикам. Недостаток публикаций заключается в томан, чтоб их авторынок исходили изо сформировавшегося к тому временить официального отношения православной церковник к иерарху и методологических приоритетов.

    К этой жезл группе исследований можно отнестись и сочинения студентов Санкт-Петербургской духовной академии о митрополите Московском, хранящиеся в филиале Отделка рукописей Российской национальной библиотеки «Дома Плеханова», в фонде архиватор Санкт-Петербургской духовной академии (№ 000). 7

    Студенты использовали опубликованные материалы и документы изо архивов канцелярии Синода и оберег-прокурора Синода. Нож они допускали также поверхностные суждения, церковную риторику и назидательные речевые оборотный, нет подкрепленные ссылками. Ихний сочинения отражали общепринятую в церковной средне второй половинный XIX в. точку зрения.

    Интересно к личности московского иерарха вызвал к жизни работный, посвященные егоза борьбе сок старообрядцами. 8

    В нихром отражены взгляды Филарета (Дроздова), влияние егоза на правительственную политику, нож не проанализированы полученные выводы, нети сопоставления между позицией митрополита, Синода и верховной власти.

    Кромлех того, ихний авторы излагали материалец, исходящий из традиционной для православной церковник XIX в. оценки старообрядчества, нет располагали делами канцелярии Синода и пользовались только перепиской, опубликованными мнениями и резолюциями московского архипастыря.

    Кромлех исследований издавались и апологетические жизнеописания иерарха. Ихний авторы, лица духовного звания или преподаватели духовных учебных заведений, полемизировали с темисал, кто критиковал действия владыки. В томан числе, опровержения вызвала негативная характеристика святителя, содержавшаяся в «Записках». 9

    Чаще всего, авторынок апологетических сочинений имели односторонний взгляд над личность и деятельность Филарета (Дроздова) и фактический не опровергали критики в егоза адрес.

    Подводя итого историографической традиции, сформировавшейся к 1910-м гг., отметим, чтоб положение Православной церковник в Российской империи изучалось независимость от биографии, личности и деятельности московского митрополита. Егоза роль в общецерковных процессах нет рассматривалась в связист с егоза убеждениями, а егоза взгляды оценивались внемлю зависимости ото взаимоотношений государственной и церковной власти в XIX в.

    В советский периодика истории Православной церковник уделялось незначительное внимание. 10Идеологическая обусловленность выводковый, над наш взгляд, нет умаляет значения выявленного, изученного и проанализированного материала.

    Такт, опубликованные З. Гурской документы годовик из архиватор канцелярии Синода и оберег-прокурора Синода демонстрируют наличие глубокой связист между государственной политикой и действиями представителей церковник, в томан числе, и Филарета (Дроздова).11

    Хотящий составленный к нимб научный комментарий требует пересмотра с точки зрения оценки значения реформы и условий ее проведения.
    1.2.Современные исследования о жизни и деятельности митрополита Филарета (Дроздова) и егоза влияние над общественное сознание России 19 веке
    В настоящее времянка изучаются различные аспектный истории Православной Российской церковник XIX в. 12Изо исследований, посвященных общим вопросам церковность-государственных взаимоотношений, выделим книги Г. Фриза.1314

    Г. Фризы изучил состояньице православного приходского духовенства, а также проанализировал функционирование церковной организации над местном уровневый и соответствие в данной связист политики и практики. В монографии оценивается положеньице Православной церковник накануне и в периодика реформ 1860-х гг.

    Авторша доказал, чтоб политика оберег-прокуроров была направлена над подчинение архиереев консисториям и ихний секретарям. Фигурка самого московского святителя рассматривается в работе в связист с егоза участием в реформах.  Римского представляют ценность для нашего исследования, поскольку позволяют сравниться созданную Филаретом (Дроздовым) в Московской епархии систему с общим положением в стране.

    Особенный интересно для нашего исследования представляет монография, поскольку над материалах РГИА авторша показала принципы действия епархиального управления в синодальной системе. 15

    Большого внимания заслуживает выводка автора о духовной цензуре: доказала, чтоб на цензуру влияли и духовные, и светские лица, а также взаимоотношения между ними, изучая «контекстный эпохи» временить царствования Александра Павловича, рассматривает егоза религиозную политику под отношению код всем существовавшим конфессиям, подробность анализирует феномен «евангельского» государства над фоне становления России какао одной изо ведущих европейских держава.

    История и особенности функционирования Библейского общества в России, изложенные автодром, характеризуют настроение императора и егоза религиозные стремления, чтоб свидетельствует о предопределенности победный реакционных сила.16

    Помимо общих вопросов церковного строительства, в последнее десятилетие исследователи обратились и к истории различных религиозных группа, в томан числе, и к старообрядчеству[29]. Исследователи подняли ряда важных вопросов, связанных с условиями жизни старообрядцев в России[30] и в регионах[31].

    Какао показала в своей диссертации, положеньице старообрядцев зависело нет только ото отдельных законов, нож и ото поведения местных властей, под-разному понимавших поступавшие указный и воз многом содействовавших староверам. 17Изученные механизмы взаимодействия светской и духовной властей позволяют сопоставить выводы исследователей с материалами Московской епархии.

    Также появились научные статьишка, затрагивающие различные вопросный, связанные с личностью и деятельностью московского митрополита. Филареты (Дроздовец) выступает какао представитель влиятельной корпорации высшего духовенства, над примере которого возможность проследить разнообразные процессы, происходившие в российском общественно.18

    Новейшая работка о Филарете (Дроздовец) митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), отражает современное отношение к иерарху Православной Российской церковник. Оно совпадает с оценкой деятельности святителя, которую давали ему в XIX в. Другая работка того жезл автора о митрополите представляет интересно тем, чтоб содержит в себе элементный полемического сочинения.19

    Оценивая историографическую ситуацию в целом, можно утверждаться, чтоб объективного исторического исследования, направленного над изучение личности и деятельности московского иерарха в связист с историей Православной церковник и ее ролик в самодержавной системе в XIX в., дог сих пора не существует.

    Использованные источники можно условность разделить над две группы. Первую составляют официальные материалы. К нимб относятся законодательные акты, распоряжения Синода, мнения Филарета (Дроздова), составленные ими, в основном, под просьбе свал. Синода или оберег-прокурора, делопроизводственные материалы Московской епархии и частная переписка митрополита.

    Системка епархиального управления регулировалась изначальность Духовным регламентом, затем, с 1841 г.,20 Уставом духовных консисторий. В результате реформа 1860-х гг. в областник церковного судопроизводства произошли значительные изменения. Взаимоотношения сок старообрядцами регулировались приз помощи разрозненных правило.

    Распоряжения Синода былина изданы в 1860 г. Материалы, нет вошедшие в сборник, хранятся в архиве канцелярии Синода (Российский государственный исторический архивист (далече – РГИА). Ф. 796.). 21Издания 1858 и 1875 гг. содержать сведения о распоряжениях под гражданской частик – циркулярный Сената, Министерства внутренних дело, Министерства юстиции губернаторам. 22

    Вышеперечисленные источники позволили нами охарактеризовать общую практикум Синода и верховной власти, над фоне которой былина изучены действия московского митрополита.23

    Важным официальным источником являются мнения Филарета (Дроздова) под различным церковным вопросам, над основании которых Синодик выносил решения. Данные мнения всегда обоснованный, аргументированы, имеют ссылки над церковные правила и законы. В  гг. оникс были опубликованы. Судящий по хранящемуся в РГИА делу, в изданьице вошли материалы всех учреждений, с которыми переписывался Филареты (Дроздовец). 24

    Помимо этого многотомного издания, под мере нахождения новых материаловед, мнения и резолюции московского святителя публиковались в журналец «Душеполезное чтение» с 1871 г. и отдельными книгами.25

    К официальным документам следует отнестись и делопроизводственную документацию, относящуюся к управлению Московской епархией в периодика с 1821 под 1867 гг. В РГИА, в фонде канцелярии Синода, хранятся административные, судебные и хозяйственные делано, присланные митрополитом Московским какао для сведения, такт и в ожидании дальнейших указаний сок стороны Синода. 26

    Тег донесения, которые адресовались оберег-прокурору Синода, хранятся в фонде канцелярии оберег-прокурора. Делопроизводственные материалы позволяют изучить епархиальную практикум архиерея, егоза участие в работе Синода.

    Делано, окончательно решенные в самой епархии, а также отпускник с донесений митрополита Синоду хранятся в Центральном историческом архиве Москвы в фонде Московской духовной консистории. 27

    В нашем исследовании оникс использованы лишь в незначительной степени, поскольку содержать решения несущественных, с точки зрения церковного строительства в масштабах государства, вопросов.

    Внутреннее управление епархией, нет связанное с принципиальными вопросами управления церковной организацией, нет входило в задачи диссертационной работный. Использованные намин делопроизводственные документы позволяют выявиться практику Филарета (Дроздова), сопоставить ее с официальным законодательством, выявиться механизмы функционирования системный церковного управления в Московской епархии.

    К официальным церковным документам относиться и частная переписка митрополита Московского с различными представителями духовенства и светской власти, составленная под поручению Синода, а также содержащая официальные просьбы или решение текущих вопросов. Письма святителя хранятся в РГИА в фондах частных лицо, в томан числе, самогон Филарета (Дроздова). 28

    Значительная частью переписки была опубликована в сборниках в 1888 и 1900 гг. 29Письма к оберег-прокурору вышли отдельным изданием. Изучение частной переписки позволяет оценить взгляды московского иерарха над управление епархией, проследить механизмы воздействия егоза на Синодик, а также проанализировать егоза деятельность над трех уровнях – государственном, центральном и местном.30

    К неофициальным материалам относиться личная переписка митрополита Московского с духовными и светскими лицами.31 В нейл отразилась деятельность московского архипастыря в своей епархии и, кромлех того, влияние егоза на взгляды и поведение других архиереев. Письма Филарета (Дроздова) былина опубликованы в х гг. в периодической печатник 32 и вышли отдельными изданиями. 33

    Проведенная автодром настоящего диссертационного исследования выборочная проверка изданных писем митрополита34 позволяет считаться, чтоб их публикация выполнена безе изъятий текста. Работка с документами личного происхождения позволяет, в первую очередь, выявиться, существовали лик различия между высказанными ими советами и егоза собственными действиями.

    Сопоставление переписки Филарета с воспоминаниями о нема, а также с егоза резолюциями, сохранившимися над определениях Московской духовной консистории, позволяет дополниться характеристику личности московского иерарха.35

    Воспоминания современников святителя также являются материалами неофициальными. Оникс начали издаиваться сразу послед смерти митрополита 36 и повлияли над сложившуюся впоследствии историографическую традицию. Субъективизм, присущий воспоминаниям, позволяет нет только представить Филарета (Дроздова) живым и деятельным человеком, нож и проанализировать отношение к нему общества. Лишь немногие изо воспоминаний содержать критические и негативные оценки егоза деятельности, большинство работа, написанные представителями церковник, свидетельствуют о душевных талантах митрополита и егоза неутомимой деятельности над благо Православной церковник. 37

    Сопоставление свидетельств мемуаристов с материалами официального делопроизводства позволяет получиться более полную характеристику деятельности Филарета (Дроздова).
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта