Главная страница

Мода как социально - психологическое явление. Мода как социально психологическое явление


Скачать 54.53 Kb.
НазваниеМода как социально психологическое явление
АнкорМода как социально - психологическое явление
Дата18.05.2023
Размер54.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМода как социально - психологическое явление.docx
ТипРеферат
#1140081
страница1 из 3
  1   2   3

Мода как социально - психологическое явление

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности исследования явления моды……………………………..6

1.1 Характеристика понятия «мода»……………………………………………..6

1.2 Мода как объект исследования гуманитарных наук……………………….14

Глава 2. Мода как феномен социальных и психологических наук……………21

2.1 Мода как социальный институт……………………………………………..21

2.2 Социально-психологический феномен моды………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы……………………………………………33

Введение
В современном обществе, где активно развивается социально ориентированная экономика, выходят на первый план проблемы потребления и потребительского поведения. Потребление начинает играть основную роль в процессе воспроизводства, подчиняя другие его составляющие – производство, распределение, обмен; выходит за пределы экономической сферы, проявляющейся во всех социокультурных практиках. Ведущая роль потребления в социальных отношениях приводит к изменению этих отношений, что позволяет исследователям описывать современное общество как общество потребления, наиболее значимой характеристикой которого является использование потребительских практик при формировании собственной идентичности, стиля, образа жизни.

Активным агентом конструирования выступает общество, формирующее потребительские ориентации и задающее определенные потребительские стандарты. Распространение массовой потребительской культуры сопровождается утверждением определенного набора ценностей: культа удовольствия, комфорта, достатка, личного эгоизма [18]. 

Мода как универсальный и многогранный феномен привлекает к себе внимание представителей разных областей гуманитарного знания: философов, социологов, экономистов, культурологов, лингвистов, психологов, историков и т.д. Изучение особенностей моды как социальной нормы и ценности в обществе потребления приобретает особую актуальность, поскольку позволяет выявить и описать общие тенденции в жизнедеятельности современного человека и перспективы развития человечества в целом.

Изучение социальной природы моды, ее зависимости от коллективных настроений, норм и ценностей – извечная проблема философии и социологии (А. Б. Гофман, М. Н. Топалов, Р. Б. Фишман, З. Б. Елькина). В частности, в истории моды, костюма и модной одежды, выражена специфика формирования и распространения модных тенденций в соответствии с особенностями развития общества и производительных сил (Н. М. Мерцалова, М. Н. Каминская). Исследование моды как обособленного проявления ценностного отношения человека к миру, также как к сфере художественной деятельности людей осуществляется эстетикой (И. В. Григорьева).

В семиотике мода, как правило, анализируется с позиций знаковой системы, являющейся средством смыслового выражения. Семиотическому анализу подвергается проблема выявления взаимосвязей между модой как знаковой системой и теми, кто ее воспринимает, интерпретирует и трансформирует содержащиеся в ней сообщения (Ю. М. Лотман).

В психологических и социальных исследованиях мода воспринимается как одно из действенных средств воздействия в процессе коммуникации (Г. М. Андреева, А. В. Коваленко, Б. Д. Паригин).

Проблемы потребления и потребительского поведения являются объектом изучения новой отрасли социологического знания – социологии потребления. Также эти понятия продолжают исследоваться в рамках философии, психологии, экономики и других дисциплин. Ведущими учеными, рассматривающими потребление с позиции социологии и философии, являются Л. Волочкова, О. Гофман, В. Ильин, В. Козловский, Н. Лисица, В. Минина, В. Пилипенко, В. Радаев, Я. Рощина, В. Тарасенко, Е. Суименко и др. До становления социологии потребления как самостоятельной отрасли основными темами исследований потребления были: социальное неравенство, социальная стратификация (П. Бурдье, М. Вебер, Т. Веблен, В. Зомбарт), мода (Г. Зиммель), массовая культура (Г. Маркузе), общество изобилия (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт)

Объект – мода.

Предмет – мода как социально-психологический феномен.

Цель: изучить моду как социально-психологический феномен.

Задачи:

1. Охарактеризовать понятие «мода».

2. Изучить моду как объект исследования гуманитарных наук.

3. Определить моду как социальный институт.

4. Рассмотреть социально-психологический феномен моды

Основными методологическими источниками являются статьи из журналов по теме исследования, монографии, учебники, сборники конференций.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Особенности исследования явления моды
1.1 Характеристика понятия «мода»
Слово «мода» (французское «mode» и немецкое «Mode») происходит от латинского «modus» - мера, правило, предписание, способ, образ. Именно в значениях «способ» и «образ» оно и использовалось веками во французском языке и продолжает использоваться по сей день.

Не случайно довольно часто «научные» суждения и трактаты о моде мало чем отличаются от жизненных соображений и в лучшем случае основаны на здравом смысле, а в худшем – противоречат ему.

В русский язык слово «мода» пришло в XVII ст. и распространилось в XVIII ст. В эпоху Петра оно означало «образец». Во второй половине XV ст. она утвердилась настолько, что возникла пословица: «То не грешно, что в моду вошло». С 1779 г. в России стал выходить журнал мод «Модное ежемесячное издание». В дальнейшем слово «мода» и производные от него «модник», «модничает», «модена» (нарядница), «модится», «модистый» и т.п. вошли и в крестьянский язык, и в разные областные диалекты.

В XVII-XIX вв. в разных языках это слово было тесно связано со словом «обычай»; нередко эти слова использовались как взаимозаменяемые, в одинаковых или близких значениях. Так, старинная французская пословица гласит: «В каждом краю – своя мода», то есть в каждом краю существуют свои особые обычаи. Когда А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет: «К чему бесплодно спорить с веком? Обычай - над всем», - то, как видно из контекста, «обычай» здесь он понимает как синоним «моды» (это слово, кстати, также часто встречается в романе). Еще Адам Смит в своем произведении «Теория нравственных чувств» (1759) рассматривал моду как разновидность обычая. Впоследствии такое толкование укоренилось в разных странах. Так, в многотомном французском «Большом универсальном словаре XIX века» Пьера Ларусса читаем: «Мода отличается от обычая, как вид от рода. Мода – это прошлый обычай». В словаре В. И. Даля мода определяется как «ходячий обычай; временная, изменчивая причуда в жизненном быту, в обществе, в крое одежды и в нарядах» [8].

В этой начальной языковой «привязке» моды к обычаю отразился тот факт, что обычай «старше» моды и долгое время являлся доминирующим механизмом. В дальнейшем, когда мода выделилась в самостоятельное социальное явление, значения слов «мода» и «обычай» оторвались друг от друга и их все чаще стали толковать как антонимы, то есть слова, противоположные друг другу по значению. В современных толковых словарях моду, как правило, уже не связывают с обычаем, отражающим изменение в употреблении этого слова в обыденном языке. Тем не менее и в современном языке отчасти сохранилось употребление слова «мода» в значении, близком прежнем, а именно в значении «обычай», «привычка». Выражение «взять в моду», иногда используемое в обыденном языке, означает «усвоить привычку».

Нередко слово «мода» означает быстропроходящую популярность чего-либо или кого-нибудь. Когда это слово употребляется во множестве, оно обозначает, как правило, образцы одежды, наиболее популярные в определенный промежуток времени, например, в словосочетании «моды сезона» или «журнал мод».

Примеры современных базовых значений слова «мода» можно найти в таких двух авторитетных справочно-энциклопедических изданиях, как четырехтомный «Словарь русского языка» и «Большая Советская Энциклопедия». В первом из них мода определяется прежде всего как «господство в определенной общественной среде в определенное время тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности в одежде». В ВРЭ мода толкуется как «непродолжительное господство определенного вкуса в какой-нибудь сфере жизни или культуры», а в более узком смысле – как изменение «форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно короткого промежутка времени».

Подобные определения встречаются во многих других изданиях.

Дизайнер, основным содержанием деятельности которого является создание культурных образцов, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, должен иметь целостное представление о природе такого феномена, как мода. Дизайнеру одежды для успешной работы в модной индустрии особенно необходимы знание основных закономерностей моды, понимание моды как социального явления, знакомство с социально-психологическими и экономическими аспектами ее развития, с основными методами прогнозирования моды, а также знание инновационных и циклических механизмов модных изменений. Все это дает возможность не просто копировать и создавать модные образцы, а осознанно влиять на моду и управлять ею. Мода, являясь важным фактором эволюции не только костюма, но и современного общества в целом, выступает в качестве одного из регуляторов социальных и экономических отношений в современном обществе [9].

Изучать моду как особый феномен человеческой культуры начали еще в конце XVIII в., трактуя ее как эстетическое явление, связанное прежде вся с изменением эстетического идеала и вкуса в области искусства и в костюме. Исследователи моды конца XIX - XX в. рассматривали моду прежде всего как социальный и психологический феномен, анализируя социальные причины ее происхождения и развития, а также социальные, экономические и культурные последствия ее действия. Моду изучали с самых разных точек зрения - социальной психологии и психоанализа, с позиций экономики рыночного капитализма и культурологии, и в каждом случае мода представала как важнейший компонент современного человеческого общества, определяющий динамику его развития.

В каждом европейском языке есть слово, аналогичное русскому «ми лат. modus - мера, правило, предписание, образ действия): французское mode, итальянское moda, немецкое Mode, английское mode (чаще употребляется fashion).

Мода является одной из форм массового поведения в современном обществе. Исходя из этого, можно предложить следующие определения понятия «мода»:

- мода - это особый способ, образ, мера обработки социальной информации (определение психолога Л.Петрова);

- мода - тип реагирования, свойственный значительному количеству людей. Она зачастую проявляется как периодическая смена объектов выбора, как новыйобраз действия или мышления (определение американского социального психолога Э. Богардуса);

- мода - серия повторяющихся изменений в предпочтениях социальных групп (определение американского социального психолога Э. Росса). Мода наряду с обычаем и социальными институтами (правом) является формой социальной регуляции поведения. Мода - специфическая регуляция, обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение российского теоретика моды А. Гофмана) [4].

Мода распространяется на все явления культуры - на все, что относится к материальным и духовным ценностям и находится в процессе изменения: искуccтво (живопись, литературу, музыку, театр, кино, дизайн), науку, технику, политику, спорт. Дизайн является областью культуры, где активно действуют механизмы моды. Мода влияет на все предметное окружение современного человека - оформление интерьеров и витрин магазинов, дизайн бытовых приборов и организацию массовых праздников, индустрию развлечений.

Но чаше всего мода проявляется в оформлении внешности человека - в его одежде, прическе, макияже, манере поведения, в его вещном окружении. Это привело к распространению своеобразных «мифов» или заблуждений относительномоды (кстати, достаточно опасных для самих дизайнеров) - между понятиями «мода» и «одежда» часто ставится знак равенства, а создателями моды считают известных кутюрье и дизайнеров одежды, так как именно костюм и поведение человека быстрее всего реагируют на все изменения моды. То, чтов костюме человека отражаются его желания и стремления, его представления о самом себе и отношение к окружающим людям, а также его социальный статус, дало основание канадскому социологу М.Маклюэну назвать одежду и дом человека «продолжением нашей кожи».

Может быть мода на вещи (одежду в том числе), свойства вещей, идеи, действия, слова, т.е. на все то, что является модными образцами (и мини-юбка, и цвет волос, и марка автомобиля, и отдых на горнолыжном курорте или тропических островах, и манера двигаться и танцевать). Зависит это от того, будет ли их считать модными достаточно большое количество людей.

Структура моды состоит из следующих элементов:

Модные стандарты - способы или образцы поведения или действия;

Модные объекты, которые могут быть материальными и нематериальными: вещи, идеи, слова, свойства объектов;

Модные значения, или ценности, моды;

Модное поведение участников моды - поведение, ориентированное на модные стандарты, объекты и ценности.

Когда модный стандарт или объект приобретает модное значение (т.е. большое количество людей считает его модным), он «входит в моду», когда он утрачивает модное значение - «выходит из моды». Каждое проявление моды вставляет возможность ее последователям стремиться к достижению определенных целей: казаться современными, выделяться или, наоборот, не выделяться в толпе, сообщать окружающим определенную информацию о себе. Роль моды как средства общения особенно велика в современных крупных городах-мегаполисах, где общение между людьми носит поверхностный и кратковременный характер (на улице, в транспорте, общественных местах), и информацию о человеке передает его костюм - как правило, ту информацию, которую он сам хочет сообщить.

Большое значение в структуре моды имеют ценности, среди которых выделяют первичные (атрибутивные, или внутренние) и вторичные (денотативные, или внешние) [5].

К первичным ценностям моды относятся современность, универсальность, демонстративность и игра.

Современность - фундаментальная ценность в структуре моды. Однако положительная оценка современности свойственна именно современной западной цивилизации, которая и породила моду. В архаических и традиционных обществах современность и нововведения воспринимаются как недостаток. В традиционных обществах универсальным социальным регулятором является обычай, функции которого в современном обществе выполняет мода. Не всякое нововведение становится модным, так же как и не всякие новые модные стандарты и образцы являются действительно новыми. Бывает мода на «старину», например, в начале 1970-х гг. в моду вошел стиль «ретро», когда более современными казались предметы антиквариата или новые вещи, специально сделанные «под старину».

Экологический стиль вызвал моду на использование в одежде не самых новых высокотехнологичных синтетических материалов, а традиционных, которые известны уже несколько тысячелетий - льна, хлопка, шелка. Кроме того, естественному стремлению человека к новизне противостоит не менее естественная потребность в сохранении культурных традиций (экология культуры). Новое в моде - это всегда новое по отношению к непосредственно предшествующей моде. Ценность современности позволяет последователю новой моды ощущать себя «идущим в ногу со временем», приспосабливаться к стремительно меняющемуся миру [20].

Универсальность(диффузность) связана с тем, что мода не признает никаких границ, кроме временных. Универсальность не является повсеместно распространенной ценностью, например, она не существовала в архаическом и сословном обществах. В социально значимом масштабе мода возникла в XIX в., когда окончательно сформировалось буржуазное общество, но уже в начале XVI в. можно было говорить о первой общеевропейской моде на основе итальянского костюма, затем по всей Европе распространились «испанские моды». Развитие моды отражало изменения, которые происходили во всех сферах общества: бурный рост производства, возникновение новых средств коммуникации и транспорта, усиление культурных контактов между народами. Если в феодальном обществе культурные образцы были постоянно и неподвижно закреплены за определенными социальными группами, то в буржуазном обществе они становятся более текучими и подвижными. В движении культурных образцов от одной общности к другой, от одной социальной группы к другой, из одной страны в другую и выражается универсальность как одна из важнейших модных ценностей. В свое время советский ученый В.М. Краснов выделил три формы проявления моды в истории в связи с универсальностью:

1) единичная мода (в первобытном обществе);

2) особенная мода (в сословном обществе);

3) всеобщая мода (в капиталистическом обществе).

Сушествуют явления, имеющие отношение к ценностям современности и универсальности, сходные с модой, но отличающиеся от нее более короткими сроками развития и степенью распространения, - это так называемые «внутренние течения в рамках моды» (это понятие ввел американский социолог Э. Богардус). К ним относятся fad (прихоть, чудачество, быстропроходящее увлечение, которое охватывает не все общество, а отдельные социальные группы и появляется из-за стремления к новизне), craze, или фетиш (форма массового увлечения внутри моды, которая отличается склонностью к преувеличению, мания).

Демонстративностьсвязана с тем, что мода является одной из форм коммуникации, и демонстративность дает возможность участникам модного поведения передавать другим определенную информацию о себе, особенно если речь идет о коммуникации, которая носит непродолжительный и поверхностный характер. В первую очередь мода позволяет продемонстрировать свой социальный статус или создать иллюзию более высокого социального статуса [7].

Такая ценность моды, как играсвязана с тем, что мода является эвристической творческой деятельностью, стимулирует поиск нового, создание нового и открытие старого в качестве нового. Культурология XX в. рассматривает игру как универсальный элемент человеческой культуры. В постмодернизме игра становится способом создания культуры путем бесконечного комбинирования культурных ценностей и знаков. В современном дизайне игровые элементы имеют важноезначение, так как игра направлена на развитие творческих способностей человека, для нее важен сам процесс деятельности, а не ее результат (связь с концепцией сотворчества потребителя в дизайне). Игра является формой постижения мира, а мода - одной из форм игрового поведения со своеобразными «правилами игры» (модные стандарты). Моде присущи основные черты игры - добровольность, ограниченность во времени (но не в пространстве), выход за пределыобычной жизни (мода создает иллюзии изменений в жизни человека и иллюзии, связанные со статусом в обществе), существование определенных «правил игры». Мода также связана с понятиями ролевой игры и «социальной роли», когда обозначается определенный социальный статус или имитируется более высокий социальный статус [17].

Вторичные (внешние) ценности моды определяются конкретной ситуацией и категорией участников моды, которые могут преследовать противоположные ценности: социальное равенство или элитарность, красоту или удобство и т.п. Одни и те же модные образцы позволяют своим обладателям преследовать разные цели. Так, потертые джинсы для одного - это возможность выделиться, похвастаться их престижной маркой, а для другого - возможность, наоборот, не выделяться, демонстрировать свою «демократичность» и «скромность» в потреблении.

Вторичные ценности демонстрируют отношение человека к миру и самому себе, к обществу и социальным институтам, к природе (экологические ценности). Выбирая те или иные модные образцы, один человек тем самым как бы заявляет «Я такой же, как все», другой: «Я имею то, что имеют те, на кого я хочу быть похожим», третий: «Я имею то, чего не имеют другие», четвертый: «Я не такой, как другие». Выбирая определенную моду, человек демонстрирует и свое отношение к моде вообще.
1.2 Мода как объект исследования гуманитарных наук
Мода как объект исследования гуманитарных наук опирается на ряд теоретических конструкций, напрямую связанных с повседневной жизнью. Именно данный факт долго опровергал необходимость ее научного исследования. Наиболее четко состояние научного анализа феномена моды определяет французский социолог Жиль Липовецкий: «в то время как мода все быстрее диктует свои быстротечные законы, завоевывает все новые области жизни человеческого общества и вовлекает в свою орбиту все социальные слои и все поколения, она оставляет абсолютно безразличными тех, кто призван освещать и разъяснять движущую силу и принципиальный механизм современного общества». Социально-культурные трансформации в ХХ веке (научно-технический прогресс, развитие промышленного производства, компьютеризация, виртуализация, иконический поворот) сформировали определенные условия для теоретического объяснения развития и влияния моды на индивидуума и социум; и актуализировали формулировку моды как объекта научного исследования ряда наук (философии, социологии, психологии и других), отдающих первичность определенному аспекту. Наибольшее распространение получил междисциплинарный подход исследования моды, позволяющий проследить подобные и противоположные взгляды ученых, которые впоследствии становятся предпосылками для создания ее теоретической базы. Социальный аспект феномена моды налицо в теории дифференциации, идентификации, семиотике, что актуализирует социально-философский анализ данной проблемы.

Опираясь на определение философии как науки о самопознании Л. Свендсен обосновывает необходимость именно философского анализа моды, заключающегося в том, что ее значимость «должна стать объектом подлинного философского исследования». Мы предлагаем перенести акценты по рассмотрению самопознания индивида на полифункциональность моды и ее проявлений, их интеграцию для создания единого социального пространства. Философия выполняет интегрирующую функцию, позволяющую унифицировать все существующие концепции гуманитарных наук. Каждая структурная дисциплина философии способна предоставить новые направления рассмотрения моды, что уже сделано в ряде теоретических концепций современных исследователей. Так, онтологический статус моды рассмотрен с помощью категорий время, изменчивость, современность, продолжительность (Г. М. Куц, Ю. Г. Легенький); аксиологический аспект содержится в анализе ценностей и эстетических категорий, их влиянии на бытие индивида и развитие общества; антропологический аспект раскрывает первоначальное зарождение моды в миметических формах, их эволюцию; и другие философские направления исследования [13].

Есть определенные перспективы социально-философского анализа пространства моды. Одной из главных задач социальной философии является «получение интегративного знания об обществе как имеющей историю систему, достигшего определенного уровня настоящего развития, функционирующего в тесном взаимодействии экономических, социальных, психологических, то есть материальных и духовных факторов, имеющих или не имеющих исторические перспективы развития». Данная задача социальной философии позволит создать интегративную комплексную теоретическую концепцию моды, способную акцентировать внимание на определенном этапе развития или ее отдельном свойстве, социальных детерминантах, репрезентациях в современных условиях, что будет способствовать дальнейшему научному постановлению данного вопроса.

Для обозначения социально-философских аспектов рассмотрения моды как объекта исследования необходимо охарактеризовать уже существующие теоретические подходы к данному вопросу. В рамках данной статьи мы остановимся на классификациях теоретических концепций, которые возникают в основе современных междисциплинарных исследований и требуют социально-философского анализа, что позволит выделить главные направления рассмотрения феномена моды.

Наибольшее распространение при обосновании генезиса моды получила теория социальной дифференциации. Согласно которой модные новообразования формировались исключительно в высших слоях населения, низшие классы общества лишь следовали тенденциям одевания высших слоев. Данная теория не отвечает современным условиям развития моды. Именно поэтому Липовецкий обосновывает необходимость создания нового научного подхода. С нашей точки зрения, при рассмотрении моды как социального феномена невозможно исключить вышеупомянутую теорию. На философском уровне можно осмыслить специфику данной теоретической конструкции: уточнить особенности социального строя общества, его влияние на население (не стающее главным отличием генезиса моды). В данном случае не учитывается способность моды создавать дифференциацию не только в зависимости от социального положения, а также профессии, события (праздничные и повседневные одежды), идентификации разнообразных групп, различных социальных новообразований. Также следует отметить, что мода в форме знака кодирует социальное положение индивида. Развитие моды как социального института не направлено исключительно на создание визуального образа индивида, сужающего ее предмет действия.

Для моды как объекта исследования философских наук необходимо отметить решение ее проблемных вопросов на двух уровнях. Первый уровень занимают концепции, определяющие моду как институциональный объект. Второй уровень рассматривает исключительно индивидуальные особенности по отношению к первому уровню. Необходимо отметить, что в теоретических конструкциях, посвященных анализу моды (Р. Барт, Г. Зиммель, Т. Зомбарт) вышеупомянутые уровни находятся в постоянном взаимодействии, динамике.

Автократическая теория моды связана с персоналиями дизайнеров или представителей элиты, с их новшествами, повлиявшими на поведение широких слоев населения. Большинство исследователей в качестве примера подобных личностей называют: короля Англии и Шотландии Чарльза II, короля Франции Людовик XIV, дизайнера Поля Пуаре и многие другие исторические фигуры. Эта теория моды сохраняет свою актуальность при рассмотрении классификации субъектов моды. Исследователь А. Б. Гофман выделяет три вида участников модного пространства: производители (те, кто создают продукты моды в идеологическом и материальном проявлениях), потребители (те, кто в своей деятельности применяют продукты моды), распространители (те, кто выступает связующим звеном между производителем и потребителем). Для описания субъектов пространства моды К. Михалева, которая строит свой анализ на базе социальной истории и системно-организационных практик моды, вводит в научное обращение понятие «гейткипинга», под которым понимает (от англ. gatekeeping арбитр) «правила вписывания индивидуального творчества в общий культурный контекст путем определения, интерпретации и установления четких границ». Данный термин включает в себя деятельность всех субъектов, влияющих на формирование и распространение модных тенденций (редакторы журналов, стилисты, фотографы, все, у кого «была возможность регулярно встречаться с элегантными людьми» [2].

Субъективный аспект феномена моды позволяет К. Михалевой определить моду как систему групп, «продукт цепочки большого количества индивидуальных решений, сделанных людьми из разных уровней модной индустрии, связанных в одну общую структуру». Вопрос формирования социальной группы, процесс идентификации ее отдельных последователей, взаимодействие с разнообразными структурами общества выступает объектом анализа социальной философии. Автократическая теория моды в социально-философской плоскости также может быть рассмотрена биографическим подходом и анализом понятия творчества.

Современные исследователи выделяют более десяти основных концепций моды, способных взаимодополнять друг друга, что соответствует специфике изучаемого феномена: историческая (проблематика определенного периода); философско-эстетическая (абсолютизация предметного мира); экономическая (потребление); социальная (дифференциация социальных слоев); психологическая (подражание, потребность в новом); художественная (обновление культурных образцов); коммуникативная (отбор культурных при взаимодействии); семиотическая (кодировка и декодирование знаков); игровая; виртуалистическая (репрезентация в различных формах реальных событий и вещей в виртуальном мире); эротическая (усиление привлекательности).

Социальная философия способна выполнить интегративную функцию во взаимодополнении друг друга разнообразных концепций. Необходимо отметить, что некоторые концепции, на наш взгляд, представляют не только теоретический подход к объяснению феномена моды, но являются ее важными особенностями, свойственными ей независимо от исторических и социальных периодов. Такими особенностями мы считаем коммуникативную и семиотическую составляющие структуры моды. В коммуникативной концепции мода становится транслятором определенных кодов, образов, закодированных дизайнерами и декодирующих аудиторию (потребителей).

Социология изучает механизмы функционирования моды в социуме. Именно социологи уделяют изучению феномена моды наибольшее внимание, так как социология занимается исследованием современного общества и, соответственно, следит за всеми изменениями, происходящими в нем. С точки зрения А. Б. Гофмана мода – это один из способов социальной регуляции как индивидуального, так и группового поведения. К особенностям моды также относится ее цикличность: очень часто те элементы одежды, которые были популярны в далеком прошлом, становятся «новинками». Можно предположить, что подобная цикличность моды трактуется восприятием времени человеком как «циклической модели». В обществе мода занимает весьма важную нишу, являясь своеобразным зеркалом для социума, в котором существует. В то же время лексикосемантическое поле мода является весьма обширным, так как понятие «Мода» может быть представлено манера организации быта, явление культуры, отлаженная индустрия и др.

Немецкий философ и социолог Г. Зиммель представил так называемую «элитарную концепцию» феномена моды, где, базируясь на психологических особенностях поведения различных общественных групп, описал механизмы функционирования моды, а также события, послужившие ее зарождению. В соответствии с данной концепцией более низкие слои общества, подражая элите, стремятся встать с ней на один уровень, показывая свою иллюзорную общность с аристократией. Соответственно, можно утверждать, что мода имеет вертикальный характер, стандарты моды со временем переходят от элитарных слоев общества к более низким, распространяясь, таким образом, во всем социуме – так возникает массовая мода. В XX веке американский социолог Г.-Дж. Блумер раскритиковал элитарную теорию моды, сославшись на преувеличение роли элиты в формировании моды. Он утверждает, что именно средний класс определяет моду, ввиду своего неустойчивого социального положения [15].

Мода, оказывая значительное влияние и на лексический состав языка, может быть также объектом изучения лингвистики. Эволюцию моды можно признать экстралингвистическим фактором, который влияет на лексический состав языка, обогащая его. Разумеется, что как технический, так и научный прогресс, а также развитие любой индустрии обогащают язык, однако именно феномен моды является экстралингвистическим фактором, детерминирующим развитие словарного состава лексико-семантического поля «Мода». Более того, мода помогает человеку формировать языковую картину мира и с точки зрения когнитивистики может быть рассмотрена как категория, содержащая в себе множество концептов (концепт Обувь, Одежда, Ткань, Цвет, Дизайнеры и др.) [1].

Итак, в данном параграфе мы пришли к выводу, что мода является весьма многогранным явлением, которое проникает во многие сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому его изучением занимаются не только специалисты индустрии моды, но и историки, социологи, искусствоведы, а также лингвисты.


  1   2   3


написать администратору сайта