Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОДЫ

  • Эволюция социологических концепций моды

  • Мода как социокультурное явление. Значение моды в обществе. Функции моды.

  • ФУНКЦИИ МОДЫ

  • Введение в теорию моды. Теория моды


    Скачать 202.85 Kb.
    НазваниеВведение в теорию моды. Теория моды
    Анкорkratky_konspekt_lektsy_po_teorii_mody.docx
    Дата22.06.2018
    Размер202.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkratky_konspekt_lektsy_po_teorii_mody.docx
    ТипДокументы
    #20612
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7


    1. Введение в теорию моды.

    «Теория моды» как отрасль гуманитарного знания, её современное состояние. Философские, культурологические, экономические и социологические подходы к изучению вопросов моды.

    Представление о моде складывалось в течение почти семи веков. За это время оно стало более кристаллизованным. Среди исторических, экономических, эстетических, социальных аспектов моды все отчетливее обнаруживает себя и ее психологическая сущность.

    Мода как совокупность правил ношения одежды

    Явление, обозначенное с середины XIV столетия понятием «мода», вероятнее всего, возникло в западно-европейских странах и спонтанно, с появлением все большего количества новых одежд различной формы и разных названий. Понятие «мода» (от лат. modus -мера, образ, способ, правило, норма) как нельзя точнее отражало особенности объединения существующего разнообразия одежд в костюме.

    Мода данного периода может рассматриваться как некоторый способ достижения установленных временем Так, например, средневековый феодал должен был быть гибким, ловким и подвижным. Новая одежда, подчеркивающая фигуру, как раз и создавала требуемый облик. Отождествление же моды и идеала произойдет по времени значительно позже.

    В XIV в. выражается в следовании определенным правилам одевания, в конкретных поведенческих навыках обращения с различными видами одежды, например, с В этом смысле все люди, жившие в то время, были модниками. Мода как способ создания костюма впоследствии не раз использовалась модельерами в качестве источника идей для создания новых модных направлений (например, ношение жакета на голом теле, жакет поверх другого жакета и т. д.).

    Мода как подражание

    Сравнительно частая смена форм костюма позднего средневековья, увлечение всякой новинкой в тех кругах, где она создавалась, ажиотаж подражания дают основания полагать, что именно в этот период зарождалась мода как социально-психологическое явление.

    два века потребуется для того, чтобы мода из способа чечовека преобразовалась в цель его действий.

    Интенсификация общения между королевскими домами и дворянством Европы XV-XVI столетий, их соперничество в могуществе и влиятельности, продолжительность пребывания иностранцев на земле того или иного государства - все это создавало предпосылки к появлению интернационального костюма и развитию моды.

    Эпоха Возрождения стала эпохой создания особого слоя социальной атмосферы общества, определяемого веяниями моды. Так, металлический каркас, силуэт костюма и плоеный крахмальный воротник завоевали всю Европу XVI в. и создали славу «испанской моде». И произошло это, несмотря на многолетнюю вражду между Испанией и западно-европейскими государствами, в первую очередь, Францией и Италией. Английские горожанки постепенно начинают подражать дворянскому костюму, стягивая фигуру жестким корсажем. Лишь чувство меры, утраченное в среде дворянства и крупного купечества, отличает их.

    Мода как проявление вкуса

    Мода вне политики и пытается быть вне социальных различий?! Возможно ли такое? Мода, словно Джинн, выпущенный из бутылки, породила массу вопросов, стала проблемой, научной проблемой.

    Английский философ конца XVIII в. Энтони Эшли Купер, лорд Шефтсберн обратил внимание на ту деспотическую власть, которую «правильная мода» приобретает над людьми, на то, как искажает она порой истинную человеческую сущность, естественный облик людей. И в то же время Шефтсберн признавал и благотворное влияние моды, называя модными господами тех, кому природный добрый гений или сила хорошего воспитания придали чувство того, что изящно и пристойно по самой своей

    Итак, формируется представление о моде как о правиле, позволяющем

    человеку изменять свой внешний вид, демонстрировать или, наоборот, скрывать черты характера. В основу правила было положено представление об эстетическом вкусе - способности человека к восприятию и оценке эстетических свойств явлений и предметов, к различению прекрасного и безобразного. Истинность этого правила определить достаточно сложно, как и предугадать

    Стремление украшать края одежды мелко вырезанными фестонами появилось при бургундском дворе в начале XV века под влиянием германских рыцарских доспехов, подвижные части которых были схожи с раковой шейкой (ecrevisse -

    Эволюция представлений о моде

    время, пространство и особенности движения. Его изменение зависит от привычек и духа времени, субъективную природу, а следовательно, его трудно прогнозировать.

    На наш взгляд, вместе с появлением моды совершается психологическая революция собственно костюма. Он постепенно перестает быть выражением обобщенного социального характера, социальных установок и стереотипов народов, что было особенно характерно для древних цивилизаций и средневековых государств. Так, в египетских костюмах Древнего царства (2780-2280 гг. до н. э.) подчеркивалась половая идентификация. Костюмы Нового царства (950 г. до н. э.) придавали внешнему облику человека черты изнеженности и изящества в соответствии с эстетическими идеалами времени. Социальная роль женщины отражена в костюмах народов передней Азии тыс. до н. э.) и Кри-то-микенском костюме (2600-1250 гг. до н. Героизм как социально-типическая черта подчеркнут в костюме Древней Греции (V в. до н. Костюмы Древнего Рима (V в. до н. э.-V в. н. э.) акцентируют величественность в мужском костюме, кокетство и красоту - в женском. Эмоциональный характер народа читается в этрусском костюме (VII - III в. до н. Христианское отношение к миру проявляется в костюмах Византийской империи (IV-XV вв.). Западно-европейский костюм эпохи позднего средневековья создавал облик нового светского человека и женственности. Костюмы последующих исторических периодов формируют новый тип личности, который условно назвать «модный человек».

    Мода как способ выражения индивидуальности

    Появление моды открывает в костюме более широкие возможности для выражения индивидуальности, активизирует творческий процесс воплощения человеком в костюме своих жизненных целей и ценностей. Неслучайно, именно с этого периода в истории костюма отражаются не только модные тенденции, но и называются конкретные личности, вносившие изменения (точнее, «капризы») в костюм своего времени: королева Кастилии Хуана Португальская, итальянские аристократки Лукреция Борджиа и Катарина Корнаро, французская королева Катарина Медичи, короли Франции Генрих III, Генрих IV и Людовик XIV.

    Очевидно, что в этом далеко не полном, но репрезентативном списке, лидируют французские короли - признанные законодатели придворной моды. Утверждаемая ими мода быстро распространялась по всей Европе и часто менялась (на протяжении XVII в. костюм знати изменялся 6 раз). Анализ французской придворной моды позволяет исследовать психологический механизм столь активного ее состояния. Следование королевской моде в тот период, вероятно, определялось, прежде всего, осознанным стремлением представителей высших сословий подчеркнуть свое расположение к автору новшества, признание его вкуса и, как следствие, желанием вызвать расположение к себе. Кроме того, следование королевской моде мотивировалось стремлением указать на свою принадлежность к знатному сословию, продемонстрировать свой образ жизни, приближенный хотя бы внешне к королевскому. Один из ярких примеров тому - мода французского дворянства на мужской костюм, создающий полудетский облик в подражание малолетнему королю Людовику XIV. Костюм этого периода состоял из сорочки, богато декорированной кружевом, бантами, короткой куртки-весты с рукавами до локтя и поколенных штанов-ренгравов.

    Мода как образ жизни

    В XVIII в. намечается тенденция к абсолютизации моды, независимости от условий, определявших ее в веке XVII. нас хоть - эту нитую фразу фаворитки Людовика Помпадур, отражающую отношение к миру в целом всего французского первого сословия, можно считать как нельзя более удачным девизом моды двора в. Мода этого периода ассоциируется с некоей мистерией духа и тела, выраженной в костюмах, подчеркивающих кукольную грациозность, сказочную условность, фантастические черты образа, далекого от реальной земной жизни. Декоративность костюма в стиле рококо нарушала естественные пропорции человеческой фигуры, подчеркивала контрастность ее верхней и нижней частей, отрицала практичность и удобство.

    Итак, в XVIII в. назревает конфликт при поиске адекватного ответа на вопрос «Что такое слепое подражание, выражение вкуса или образ жизни. Причина конфликта трактовка «моды» в различных смыслах - политическом, экономическом, философском, эстетическом.

    Столь противоречивая сущность моды отражается в сочинении философа И. Канта «О вкусе, отвечающем моде» (XVIII в.). Кант дает одно из первых определений моды: «Закон этого подражания (стремления) казаться не менее значительным, чем другие, и именно в том, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется Противоречивость моды автор объясняет отсутствием в ней внутренней цели. Моду в равной степени можно отнести и к «рубрике тщеславия», и к «рубрике глупости», «так как при этом имеется некоторое принуждение - поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе «Всякая мода уже по своему понятию представляет собой непостоянный образ - заключает И. Кант.

    Личностный

    Разрешение возникающих противоречий видится в концентрации внимания на роли и позиции личности в изменяющихся социальных отношениях после Великой французской революции 1789 г.

    Мода XIX в. приобретает личностный смысл. Открывается новая эра моды, ориентированная не только на общество, но и на каждую отдельную личность. Мир моды становится столь же многообразным, сколь многообразна природа личности. Скорее всего, поэтому все сложнее становится писать об истории костюма после вв. С этого периода историки костюма постепенно переключают свое внимание на исследование истории жизни и деятельности создателей моды.

    Отличительной особенностью моды XIX в. является проявление в ней социально-психологического смысла под влиянием изменившейся системы общественных ценностей, нового демократического типа отношений, новой роли и нового положения женщины в буржуазном обществе. Вероятно, последнее обстоятельство определяет интенсивное развитие именно женской моды, в то время как формы мужской одежды все более стабилизируются.

    Наиболее существенные характеристики моды рассматриваемой эпохи нашли свое отражение в научных трактатах современников.

    Г. Гегель («Феноменология духа») указывает на положительную роль моды в межличностном общении, прежде всего в формировании привлекательности одного человека для другого, рассматривает моду как механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатии. Он писал: «Издавна французам ставили в упрек легкомыслие, а также тщеславие и стремление нравиться. Но именно благодаря этому стремлению нравиться они достигли высшей тонкости светского обхождения и тем самым с особым успехом возвысились над грубым себялюбием первобытного человека. Ибо это обхождение состоит как раз в том, чтобы за своими интересами не забывать другого

    Другими словами, мода - это средство формирования аттракции (от attraction - притяжение, привлечение, тяготение). Аттракция - особый вид специальной установки одного человека на другого, в которой представлено в основном эмоционально-положительное отношение к нему.

    Весьма привлекательна «нагая мода» в стиле мадам Рекамье," платья периода Возвращение к романтическому прошлому не могло не сказаться на появлении модных тенденций в одежде, принимаемых всеми сословиями без исключения. Ведь, как справедливо утверждал В. Белинский, «романтизм есть ни что иное как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек

    За неоднократной резкой сменой западно-европейских мод, характерной для этого революционного, как в прямом, так и переносном смысле, угадывается личность, мечущаяся между и будущим в поисках смысла жизни. Поэтому в моде этого периода находит свое отражение и романтизм, и классицизм, допускается эклектика и даже отрицание (например, стиль

    Естественно, что столь неоднородное явление не могло не привлечь специальное внимание первых теоретиков моды. Н. В. Рейнгард в г. опубликовал небольшую работу под названием «Социальное и экономическое значение моды». Несмотря на четко определенные задачи работы, в ней на первый план все же выступают психологические аспекты проблемы.

    Анализируя влияние на моду двух психологических факторов - духа нововведения (стремления к обновлению) и наклонности к подражанию, подчеркивая при этом тот факт, что стремление к обновлению проявляется в немногих личностях, людях инициативы, героях, и только затем толпа воспринимает новое в силу Рейн-гардт имел в виду, вероятно, и стильность мадам Рекамье, и костюмы из бархата и шелка Наполеона, и мягкую фетровую шляпу Гарибальди, и одежду революционеров, окрашенную в национальные или символические цвета, и готовое платье от Исследователь указал на очень существенный момент, который впоследствии станет доминантой анализа модных явлений: мода открывается личностью и для личности, в которой ярко выражена т. е.

    XX век век технического и информационного прогресса, гуманизации всех сфер общественной жизни, век промышленного производства одежды -значительно и резко упрощает формы костюма. «Однако, - как замечает H. Каминская, - это упрощение только внешнее. Внутренняя, «духовная» жизнь костюма, его эмоциональная, эстетическая, нравственная стороны, образная выразительность продолжают

    Поль Пуаре патриарх haute одним из первых, как не парадоксально, восклицает в начале XX века: «Следовать моде - уже не модно, ...хорошо одетой может считаться только та женщина, которая изобретает что-то свое и смело этим пользуется. Тем же, кто привык покорно следовать моде, этого искусства не постичь Тем самым Пуаре заявляет о том, что у модной одежды должно быть два автора - модельер и тот, кто ее носит. Это заявление не теряет своей актуальности вот уже столетие.

    Отношение человека к моде противоречиво. С одной стороны, человек противостоит ей, чтобы сохранить свою индивидуальность, а с другой стороны, он покорно следует ей, чтобы не быть оторванным от своей социальной и культурной среды. П. Пуаре указывает путь разрешения данного противоречия: «Конечно, считаться с требованиями моды все же приходится, хотя бы для того, чтобы не казаться белой вороной и сохранить гармонию с окружающим миром. Но пусть это будет в пределах здравого

    Взгляды Пуаре наводят на мысль о существовании индивидуального модного пространства, имеющего сознательно установленные пределы. И сразу возникает целый ряд вопросов о структуре этого пространства, о том, как существуют и взаимодействуют элементы пространства, об особенностях проявления единства пространства и времени в контексте моды, о роли личности и общества в определении границ этого пространства и т. д.

    Частично ответы на поставленные вопросы обнаруживают себя в работе структуралиста Ролана Барта «Система моды». Барт считал, что «всякая новая мода - отказ наследовать, ниспровержение диктата прежней моды; мода осознает себя как право, как естественное право настоящего над Мода рассматривалась Бартом как знаковая система, регулируемая, прежде всего, бессознательными процессами. Несмотря на некоторое преувеличение роли бессознательных механизмов, что было характерно для представителей структурализма, автор отмечает влияние социальных норм, определяющих права моды, а также временную организацию исследуемого явления. А за утверждением Барта «мода осознает» стоит не кто иной, как субъект моды - человек, осознающий модные новинки, их социальную личностную значимость, переживающий по этому поводу эмоции, которые, в свою очередь, регулируют его поведение, приводят к отказу от диктата прежней моды.

    Мода как массовое поведение

    Интенсивное развитие на рубеже веков и в первые десятилетия XX в. Домов моды Дусе, Пакена, Руфа, Пату, Ворта, Лепонга, Бальмена, Лаферьер, Ред-фери, Ланвен, Шанель, Вионне и Скьяпарелли существенным образом отразилось в модном поведении людей. Их активность в освоении модного пространства была настолько велика, что не могла не оказаться замеченной исследователями моды. Социальный психолог Имори Богардус (Е. S. Bogardus) в начале 40-х отмечает: «Мода процесс, который постепенно создает массовое поведение

    Мода второй половины XX в. при определении моды акценты все чаще смещаются именно на поведение личности как предмет социально-психологического анализа моды, точнее, его сторону - конкретные действия человека по отношению к модным объектам.

    Мода - это специфическая и весьма динамичная форма стандартизованного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т.

    Однако и это, казалось бы, исчерпывающее определение не отражает всей обнажившей себя в XX в. сущности моды. Ученые, как и обыватели, оказались во власти моды и, прежде всего, ее объективно фиксируемого результата - массового увлечения новой вещью, идеей.

    Пожалуй, точнее других сущность моды отражают те, кто ее создает. Научный анализ проблемы без учета их мнений окажется не только неполным, но и лишенным жизни.

    Кристиан Диор: «Мода - понятие религиозное. В наш век, стремящийся разболтать один за другим все свои секреты, кормящийся лживыми признаниями и фальшивыми откровениями, она остается самим воплощением таинства, и лучшее ее чудесной силы в том, что никогда еще о ней столько не

    Кристиан Лакруа: «Часто о высокой моде ошибочно судят как о некоем воплощении гордыни. Разглагольствуют, что ее цель - демонстрация высокого социального положения и богатства. На самом же деле искусство моды - это попытка прорыва в таинства

    Пьер Карден: «Мода - это способ выражения. Другими словами, мода -это отражение индивидуальных качеств личности в и Кстати, именно П. Кардену принадлежит прогноз будущего моды, которое он связывает с исследованиями в области математики, экономики, социологии, психологии и даже философии.

    Мода как отношение

    Так что же такое мода? Некая объективная реальность, доступная для внешнего наблюдения? А может быть субъективное (прежде всего, эмоциональное) отражение этой реальности? Гипотетический ответ может быть прост: и то, и другое. Объективная реальность моды, представленная поведением субъекта моды, и субъективные переживания субъекта моды по поводу этой реальности определяют суть моды XX столетия - моды как отношения.

    Поэтому мода в широком смысле слова может быть определена как существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение людей к внутренним внешним формам культуры

    Прогнозы развития моды на третье тысячелетие связываются с появлением ультрасовременных материалов, оригинальных решений, чистых линий и утверждения стиля. Но это с точки зрения технологии и конструирования. А вот с точки зрения психологии в моде третьего тысячелетия все более актуализируется потребность модной аудитории в «постоянной экспериментальной проверке границ В связи с этим можно предположить рост интереса участников модного процесса (производителей, распространителей, потребителей) к психологическим детерминантам экспериментирования подобного рода, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие новой прикладной области - психологии моды.

    Итак, в процессе исторического развития костюма и моды под возрастающим влиянием человеческого фактора происходит постепенное уточнение понятия «мода»: «мера, правило, способ употребления» - «вкус» - «подражание» -«образ жизни» - «средство формирования аттракции» - «стремление инициативной личности к обновлению» - «право настоящего над прошлым» - «средство сохранения гармонии с миром» - «отношение» - «процесс экспериментальной проверки границ дозволенного».

    С течением времени у психологов появляется все больше оснований для утверждения, что мода - объект психологического исследования, а модные тенденции XX столетия позволяют уточнить его предмет - отношение человека к моде. Опосредованность моды психической и социальной жизнью человека придает ей специфические черты, изучение которых позволит расширить представление о самом человеке и еще об одной немаловажной сфере его жизнедеятельности. Несомненно, психология моды становится одной из перспективных прикладных отраслей психологического и в целом научного знания.

    ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОДЫ

    Предметом социологического анализа мода становится, когда сама социология оформляется как наука. Существенный вклад в социологию моды внесли Г. Спенсер, Г. Тард, Г. Зиммель, Т. Веблен, В. Зомбарт, Г. Блумер, Р. Барт, Ж. Бодрийяр и др.1

    В социологии условно можно выделить четыре подхода к определению феномена моды, оказавших существенное влияние на его современную трактовку

    Концепция подражания (Г. Тард, Г. Зиммель).

    1. Теория демонстративного поведения (Т. Веблен, В. Зомбарт).

    2. Концепция объяснения моды на основе коллективного поведения (Г. Блумер).

    3. Семиотический подход к изучению моды (Р. Барт, Р. Сеннет, Ж. Бодрийяр).

    По итогам исследований женской моды, Блумер сделал вывод, что установление, или определение, моды происходит в действительности через интенсивный процесс отбора. Но почему получается так, что выборы потребителей сходятся на немногих моделях? «...Выяснение причин сходства в выборах покупателей привело меня к тому, что покупатели поглощены и захвачены в высшей степени общим миром интенсивной стимуляции. Миром живого обсуждения того, что происходит в женской моде, лихорадочного чтения публикаций о моде и внимательного наблюдения за тем, кто какой ассортимент продуктов предпочитает. Но прежде всего, это был мир пристального интереса к рынку женской одежды, к преобладающим и ожидаемым вкусам потребительской публики в сфере одежды. Передо мной предстало со всей ясностью, что благодаря глубокому погружению в этот мир у покупателей развиваются в конце концов общие восприимчивости и схожие оценки. Если воспользоваться старым, но полезным психологическим термином, у них развивается общая "масса апперцепции", которая обостряет и направляет их различительные чувства, ориентирует и делает более чуткими их восприятия и направляет в определенное русло их суждения и выборы...». «...Покупатели становятся невольными суррогатами модной публики. Их успех — и даже профессиональная судьба — зависит от их способности уловить направление, в котором движется вкус этой публики»6.

    Блумер, в отличие от Зиммеля, полагал, что престиж элитарных групп вовсе не задает направление модного движения. Наоборот, он считал эти группы репрезентирующими и воплощающими собой это движение. Люди из других классов, сознательно следующие моде, поступают так потому, что это мода, а не в силу особого престижа элитарной группы. «Мода умирает не потому, что она отбрасывается элитарной группой, а потому, что она уступает дорогу новому образцу, более созвучному развивающемуся вкусу. Механизм моды появляется не в ответ на потребность в классовой дифференциации и классовом подражании, а в ответ на желание быть в моде, быть на высоте того, что числится хорошим, выражать новые вкусы, рождающиеся в меняющемся мире». Трансформация коллективного вкуса проистекает из разнообразия опыта, который проявляется в социальном взаимодействии в современном мире. Этот процесс ведет к невольному поиску подходящих форм выражения для движения в ногу со временем. Исходя из этого, Блумер выделяет важные черт механизма моды, а именно — ее историческую преемственность, ее современность, роль коллективного вкуса в ее функционировании и те психологические мотивы, которые предположительно ее объясняют.

    Труды Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Р. Сеннета (семиотическое направление) указывают на знаковость как сущностное свойство моды. Представители семиотического направления указывают на такие причины, как необходимость стимулирования постоянного сбыта товара в промышленном обществе (Р. Барт) и существование особого «влечения к моде» (Ж. Бодрийяр).

    Р. Барт писал о тройственной оппозиции «образ — знак — дело». Знак сходен с делом своей дискретностью (ведь практика всегда осуществляется по конкретному проекту, прилагается к определенной точке реального мира). В знаке может иметься и образная составляющая (особенно в знаках визуальных, точнее, опирающихся на визуальный материал), но она служит лишь для мистификации, натурализации его социальных смыслов. Если взять конкретную систему моды, то в ней эта оппозиция выражается с помощью трех видов сообщений, соседствующих на страницах модного журнала: 1) одежды-образа (фотографии или рисунка, обладающих лишь ограниченной знаковостью), 2) одежды-описания (текста, комментирующего образ) и 3) реальной одежды (вернее, технологических операций, излагаемых в «указаниях для пошива»).

    Сложным знаковым устройством обладает вторая система, которую как раз Р. Брат подвергает структурному анализу в своей монографии «Система Моды». Первая и третья системы в основном исчерпываются передачей визуального образа или инструкцией для практических действий, тогда как система одежды-описания насыщена коннотациями. Она располагается «между вещами и словами», связывает моду с внешним миром, но в то же время и тенденциозно деформирует этот мир. Здесь важны «мирские» значения модной одежды — прямо высказываемых модными журналами соотношения между той или иной одеждой и жизненными ситуациями, событиями, ценностями, которые она «выражает». «В результате возникает феномен «именования означаемых», специфичных для многих образцоы моды. Мода предстала как неординарный и богатый семиотический объект — мистифицированная система отношений между одеждой и жизнью, между образом, знаком и делом.

    Для семиотического направление характерно видение моды как комбинаторики знаков и акцентирование таких характеристик моды, как знаковость и принцип подстановочности. Индустрией моды образец создается виртуально, не как вещь, а как образ. Эта ситуация аналогична той, что описывает Ж. Бодрийяр, говоря о приоритете моделей над реальностью. В современном мире моды процесс распространения образцов через референтные группы симулируется. Модели в журналах и телерекламе подаются не просто как вещь определенного размера, цвета, фактуры, а как желаемый образ социального статуса, межличностных отношений и т.д. Фотографы и дизайнеры озабочены не столько показом всех черт модели, сколько созданием вокруг нее виртуальной социальной среды. Включаясь в процесс смены модных образцов, люди не столько приобретают и используют вещи, сколько приводят в движение модели социальной реальности. Мода, поскольку она становится индустрией, есть процесс воспроизводства социальной реальности в виде ее симуляции.

    В рамках семиотического подхода предпринимаются попытки синтезировать идеи концепций демонстративного потребления и семиотического подхода (П. Бурдье), что существенно расширяет возможности для анализа моды как социального явления. П. Бурдье пишет о концептуальных основаниях изучения стиля жизни. Стиль жизни как культура предпочтения, стиль жизни как потребление, стиль жизни как использование социально значимых ресурсов. Важным вкладом в современную теорию и социологию культуры является работа «Различие. Социальная критика суждения вкуса» (1979), в которой исследователь анализирует категорию вкуса, важнейшую для формирования социальных различий в обществе.

    По итогам многочисленных исследований, Бурдье выделяет существенные связи между многообразными социальными факторами и проявлениями вкуса в одежде, еде, мебели, досуговой деятельности и т.д. Автор показывает, что эстетические представления и вкусы не являются результатом свободного выбора индивида, но вытекают из его социальных условий социализации и наличного положения в обществе. Связи между системами классификации (которые называют вкусом) и условиями существования (т.е. тем, что социолог именует социальным классом), предстают внешнему наблюдателю в превращенной форме, как «выбор», совершаемый социальными субъектами. Социальные субъекты различаются по тому, как они производят различия между красивым и безобразным, вкусным и безвкусным, утонченным и грубым и т.п., в которых выражается их положение в объективной социальной классификации. Никто, по мнению Бурдье, не классифицирует себя более, чем сам субъект, когда он определяет, как ему приличествует одеваться, вести себя, говорить, куда ходить в свободное время и т.д. «Желание дистанцироваться, отличаться указывает на стремление человека существовать не только физически, но и социально, т.е. быть признанным другими. С помощью средств, находящихся в распоряжении индивидов, они приобретают наиболее престижные ярлыки и названия, или стараются добиться более престижной значимости для тех званий, которые они уже приобрели, либо усиленно содействуют созданию новых званий. В этой деятельности по приданию большего значения дистанцированию агент, как правило, не остается одиноким. Его личный интерес неотделим от интересов неких других агентов, даже если он их лично не знает».

    В современной отечественной социологической литературе анализу современного состояния моды в России посвящено значительное число публикаций. Существенный вклад в разработку социологический проблем внесли научные труды Е.Я. Басина, В.И. Ильина, В.М. Краснова, В.А. Крючкова, Т.Б. Любимовой, Л. Орловой, и др.

    Среди отечественных исследователей необходимо отметить выпущенную в 1973 г. Книгу «Мода: за и против», в которой авторы пытались проанализировать противоречивость моды как социального явления, а так же ее место и роль в отечественной культуре. Данная работа, несмотря на ранний год издания, относится к числу наиболее часто цитируемых в российской социологии моды.

    Одним из направлений анализа моды как социального явления в отечественной литературе является проблема соотношения моды и ценности. Так, статья Т.Б. Любимовой «Мода и ценность» посвящена анализу ценностной составляющей моды и предлагает типологию модных ценностей.

    В области социологии культуры обращают на себя внимание работы А.Б. Гофмана, а так же эмпирические исследования Л. Ятиной.

    А.Б. Гофман в своих работах приводит классификацию потребителей моды, а так же достаточно подробно вскрываются мотивы следования моде в обществе. В своей главной работе «Мода и люди» Гофман раскрывает сущность понятия моды, подробно описывает ее структуру.

    Современная мода обладает широкими социально-значимыми возможностями. Ее главная социальная функция — служить способом выявления новых культурных образцов. Известный французский кутюрье Пьер Карден дал такое определение моде: «Мода— это способ выражения. Другими словами, мода— это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте».

    Современная мода представляет собой специфический феномен. Мода — это индустрия. Производится скорее не сама модель, а «модность» — современность и оригинальность. Они выражают стремление к непохожести, индивидуальности, с одной стороны, и следование общему для всех «духу времени», с другой.

    Мода превращается в ценность, когда внешняя норма модного поведения принимается индивидом (интериоризируется), становится его внутренней потребностью, желанием. В этом случае мода выступает в качестве внутреннего компаса потребительского поведения.
     

    Эволюция социологических концепций моды

     Концепция (теоретики)

    "Золотой век" концепции

    Социальная сущность моды

    Способ создания образца

    Лидеры моды, референтные группы

    Подражание (Тард, Спенсер, Зиммель)

    До нач. XX в.

    Подражание высшему классу

    Подражание высшему классу

    Аристократия, элита

    Демонстративное потребление (Зомбарт, Веблен)

    До сер. XX в

    Демонстративное потребление

    Образец создается обезличенно (индустрией)

    Богемные слои среднего класса

    Обновление социокультурных норм (Блумер)

    До кон. XX в.

    Социально-культурное обновление

    Образец создается плюралистично (многими референтн. группами)

    Журналы мод, модельеры и манекенщицы, поп —звезды, звезды спорта, молодежь

    Индустрия моды

    С кон. XX в.

    Симуляция общества

    Образец создается виртуально (мир моды)

    Виртуальные референтные группы (подиум, TV, журналы)


    Мода как социокультурное явление. Значение моды в обществе. Функции моды.

    Мода представляет собой процесс, постепенно развивающийся внутри старых социальных форм. Появление моды в XII—XIII вв. в городах Западной Европы было связано с развитием городской культуры, с потребностью в новых формах коммуникации, более поверхностных и непродолжительных. Местом подобных контактов стали городские площади и улицы, где встречались паломники, посетившие святые места, купцы и странники, побывавшие в дальних странах, рыцари, возвращавшиеся из крестовых походов. Именно в городах появлялись новые культурные образцы и идеи, развивалось производство, сначала в виде городского цехового ремесла, ориентированного на изготовление изделий на продажу, затем в виде мануфактуры. Но местом рождения моды были прежде всего двор короля и дворцы придворной знати.

    Социально значимое значение мода приобретает в XIX в. в результате буржуазных революций (прежде всего Великой французской революции) и промышленного переворота, когда сформировалось общество «равных возможностей», в котором были отменены прежние границы и запреты и стало развиваться массовое производство, позволяющее удовлетворять потребности в разнообразных и дешевых товарах для массового потребителя, возникли новые каналы коммуникации и средства связи: почта, телеграф, железные дороги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Современная мода остается детищем городских мегаполисов.

    Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социально-психологическими механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием. Еще в XIX в. появились трактовки моды как подражания (Г. Спенсер: «Мода по своей сути является подражанием»). Решающую роль в истории моды сыграли два стимула: уважение и соревнование, которые проявлялись в подражании из уважения и в подражании из соперничества. Подражание из уважения (подражание из-за почтительности) преобладало при абсолютизме, когда вкусы короля становились безусловными модными стандартами. Короли и их приближенные были законодателями моды — ярким тому примером был «Король — Солнце» — король Франции Людовик XIV. В буржуазном обществе эта роль переходит ко всем, кто на виду: в XIX в. подражали актерам (Тальма, М.Тальони, С.Бернар), поэтам (лорду Дж.Байрону), политическим деятелям (С.Боливару, Дж. Гарибальди), в XX в. — кинозвездам, популярным поп- и рок-музыкантам, политикам, топ-моделям.

    Наряду с подражанием существует и противодействие отдельных лиц или социальных групп друг другу с помощью моды, например, английской аристократии и буржуазии (особенно членов религиозных сект) накануне и во время буржуазной революции в XVII в.

    В основе подражания лежит имитационный рефлекс. Более глубоким и широким явлением стало взаимное уподобление, которое называется социальной идентификацией и имеет прямое отношение к модному поведению. Идентификация — внутренний социально-психологический механизм общения, создающий основы для сознательного уподобления и одновременно сознательного обособления. Посредством моды проявляется уподобление человека членам своей группы и одновременно противопоставление членам других групп. Явление, заключающееся в идентификации с группой и оппозиции к общепринятой моде, получило название антимоды.

    Как правило, протест против официальной моды является внешним проявлением неприятия господствующих в обществе ценностей. Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Так, во время Великой французской революции антимодой являлась манера одеваться санкюлотов. Во второй половине XX в. негативное отношение к общепринятой моде стало присуще молодому поколению. После второй мировой войны протест молодых людей принял самые разнообразные формы, проявляющиеся в молодежных субкультурах: в 1940-е гг. — зути в США и зазу во Франции; в 1950-е гг. — битники и байкеры в США, тедди-бойз в Великобритании, стиляги в СССР; в 1960-е гг. в странах Запада — рокеры, «моды» (модернисты), хиппи; в 1970-е гг. — хиппи, бритоголовые и панки; в 1980-е гг. — панки, «новые романтики», рэпперы, «зеленые»; в начале 1990-х гг. — «гранж».

    Антимода часто превращается в массовую моду или по меньшей мере оказывает влияние на официальную моду. Так, в массовую моду превратились джинсы, которые в 1950—1960-е гг. были одеждой молодых людей, протестующих против господствующих порядков, — битников, хиппи, «левых» студентов. Именно альтернативные субкультуры содержат огромный инновационный потенциал, который осваивает современная мода. Например, у хиппи были заимствованы тенденция к индивидуализации облика человека в противовес обезличивающему характеру буржуазной униформы и единообразию официальной моды, а также интерес к использованию элементов культуры других народов и старых вещей, несущих на себе печать времени, эклектизм, с помощью которого каждый стремился выразить свое «я». У субкультуры панков были заимствованы кроме ярких цветов, агрессивных аксессуаров и т.п. еще и тенденция к эпатажу и пародированию традиции.

    Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества (дуализм Зиммеля). Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них. Мода исключает подлинный выбор, предлагая человеку готовые варианты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз проявляется защитная, компенсаторная функция моды.

    Американский социолог Дж. К. Гэлбрейт указал на то, что обладание модными стандартами и образцами связано с определенной психической реакцией. Эти блага вызывают у потребителя чувство личного успеха, равенства с соседями, освобождают его от необходимости думать, вызывают сексуальные потребности, обещают ему престиж в обществе, улучшают его физическое самочувствие, содействуют пищеварению, сообщают внешнему облику привлекательность в соответствии с общепринятыми стандартами, удовлетворяют психические запросы. В противном случае индивид чувствует себя ущемленным, вне нормы.

    Принадлежность человека к той или иной социальной или возрастной группе определяет возможность выбора его отношения к моде. Модное подражание приобщает личность к системе групповых ценностей. Следование моде тесно связано с конформизмом, который является частным случаем социальной идентификации. Конформизм предполагает некий конфликт между личностью и группой, расхождение их взглядов, желаний, интересов. При этом личность вынуждена приспосабливаться к ценностям группы, либо отказываясь от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые группой. Мода смягчает конфликт между необходимостью подчиниться конформизму и необходимостью индивидуального мышления, обеспечивая одновременно и то, и другое. Следование моде может быть формальным или активным. В случае формального следования моде ее предписания выполняются лишь в том случае, когда они не противоречат личным убеждениям человека.

    Последователи моды проявляют разную степень активности, что дает возможность классифицировать их по признаку модной ориентации. Наиболее активное участие в распространении моды принимают лидеры моды. Лидеры моды не создают ее. Они не появляются до тех пор, пока новая мода не создана. Как правило, создателями конкретной моды являются не ее лидеры. Лидеры — первые распространители модных стандартов и образцов. Выделяют официальных лидеров моды (лидеры интернационального или национального масштаба распространяют модные образцы через средства массовой информации) и неофициальных (лидеры в своей группе). Ранее лидерами моды были короли, их фавориты и фаворитки и придворные. В XIX в. эту роль стали играть актеры и публика в театре, в XX в. — деятели массовой культуры, поэтому их имена и образы использовали в рекламе разнообразных модных товаров (актрисы рекламировали мыло, певцы — шампуни, знаменитые спортсмены — туалетную воду и т.п.). В основе моды лежат именно массовые стандартизированные образцы, так как мода является формой массового поведения.

    Моду исследовали и как психологический феномен, изучая причины ее возникновения и изменения с точки зрения индивидуальной психологии. Мода удовлетворяет важные потребности человека в качестве механизма, разрешающего конфликт между социальным конформизмом и индивидуальной свободой.

    Г. Зиммель дал такое определение: «Мода представляет собой некоторую особенную форму из числа тех, путем которых жизнь пытается осуществить компромисс между тенденцией к социальному уравнению и склонностью личности к проявлению своей индивидуальности». Другие исследователи моды делали акцент на психологической функции моды, которая является способом эмоциональной разрядки, удовлетворяет потребность человека в новых ощущениях: «Смысл существования моды — нарушение постепенности развития ряда массовых явлений, периодическое радикальное изменение (один раз в шесть-восемь лет) — это встряска, с помощью которой человек освежает свои ощущения» (Л. Петров).

    Психологический подход к моде позволяет выявить психологические причины изменения моды: 1) причина сменяемости модного поведения — в психологическом законе «угасания ориентировки»: многократное воздействие приводит к тому, что ориентировочный рефлекс слабеет, гаснет, воспринимаемый образ теряет свое значение (модный объект теряет постепенно ценность современности); 2) новый раздражитель только тогда дает эффект, когда он превосходит «норму адаптации» к прошлым раздражителям. Новый образец может стать модным только тогда, когда прежний образец утратит модные значения. Поэтому важно предложить новое в нужный момент, когда для восприятия нового созреют условия.

    В истории моды было множество примеров неудачных попыток преждевременно внедрить новую моду. Например, в 1922 г. во Франции провалилась кампания по пропаганде длинных юбок, а в 1969—1972 гг. — попытка ввести в моду длину макси. Великие модельеры обладали чутьем, позволяющим им угадывать тот момент, когда потребитель уже «созрел» для восприятия новых форм. Французская писательница М.Дюрас так, например, написала об известном кутюрье И. Сен-Лоране: «Он из года в год предлагает женщинам не просто то, чего они ожидают, а то, чего они ожидают, не осознавая этого».

    Свою трактовку моды как психологического явления предложили психоаналитики (З.Фрейд, Э.Фромм, Дж.Флюгель и др.), которые связывали ее возникновение с бессознательными процессами. 3. Фрейд дал такое толкование происхождения моды: «Новая мода возникает из призывов к свободе, красоте и значимости». Психоаналитики трактовали следование моде как способ преодоления чувства неполноценности человека, возникающего в результате неудовлетворенности своим социальным положением. Приверженность моде компенсирует отсутствие престижа: «Изменение в одежде дает иллюзию изменения личности, домохозяйка в фартуке чувствует себя как служанка, в вечернем платье — она уже чувствует себя леди» (П.Нистром).

    Подобный подход к изучению моды привел и к ее эротической интерпретации, которая трактовалась как выражение сексуальных потребностей. Дж. Флюгель предложил теорию «движения эрогенных зон», которая объясняет изменения европейского костюма (прежде всего женского) исходя из того, что мода является важным моментом сексуального соревнования.
    ФУНКЦИИ МОДЫ

    1.Инновационная — мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные по сравнению с предыдущими, культурные образцы.

    2. Регулятивная — мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближайшему будущему.

    3.Психологическая — мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенсирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является способом эмоциональной разрядки, будучи элементом механизма защиты от психологических перегрузок, предлагая готовые образцы поведения личности в массовом масштабе.

    4.Социальная — мода приобщает человека к социальному и культурному наследию, помогает восприятию определенных социальных норм и ценностей и способствует воспроизводству определенной социальной системы. Кроме того, мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую функцию, одновременно обозначая и маскируя социальное неравенство.

    5.Престижная — мода обозначает социальный статус, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности.

    6. Коммуникативная — мода представляет собой одну из форм массовой коммуникации.

    7.Экономическая — мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формирование определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей.

    8. Эстетическая — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе. Современная мода отражает изменения, происходящие в обществе, соответствующие переходному периоду от индустриального общества к постиндустриальному (эпоха постмодерна), который отвергает иерархическую систему норм и оценок. Многообразие, плюрализм и принципиальный эклектизм постмодерна привели к тому, что в современной моде отсутствует единый для всех модный стандарт, как это было раньше (так же, как отсутствует понятие хорошего вкуса). Различные социальные группы имеют различные системы ценностей и соответственно различные множественные и постоянно изменяющиеся модные стандарты. Вместо одной «моды» мы наблюдаем много «мод», так как мода связана с образом жизни и особенностями поведения определенной социальной группы.

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта