Модульные сетки. Модульная сетка и ее роль в создании многополосной продукции
Скачать 1.28 Mb.
|
Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (МФПУ) Кафедра «Дизайна» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Основы производственного мастерства» Тема: Модульная сетка и ее роль в создании многополосной продукции Выполнил: студент___курса Факультета_______________ Группа__________________ Сулейманов В.А. Г. Москва 2018 Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» КАФЕДРА «ДИЗАЙНА» УТВЕРЖДАЮ Зав.кафедрой__________________ «______»_______________20____ г. ЗАДАНИЕНа курсовой проект студента курса___________________________________группы______________________________________________________________________________________ (Ф.И.О.) Тема_______________________________________________________________________________________________________________________________На материалах_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Содержание работы и сроки выполне СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Модульная сетка как инструмент дизайна печатных изданий известна в течение многих десятилетий проектной деятельности. Как система управления визуальной информацией, сетка рационально организует поверхность листа, делая восприятие более лёгким. Действительно, чем меньше отличий в размере и пропорциях иллюстраций, тем спокойнее впечатление от дизайна. Такая система договорённостей заставляет дизайнера быть более осторожным в использовании графических ресурсов. Предварительные оценки издания, анализ возможных проблем при его вёрстке способствует развитию аналитического мышления и даёт решению логическое и материальное обоснование. Если текст и иллюстрации выстроены в соответствии с определённой концепцией, информационные приоритеты выделяются явственней. Удачно сконструированная сетка даёт возможность легко справиться с поставленными задачами графического дизайна. Она позволяет завёрстывать текст и иллюстративный материал систематически и логически; организовать текст и иллюстрации компактно, соблюдая их собственный внутренний ритм; объединять визуальный материал на основе ясной структуры. Такие свойства модульной сетки, используемые в построении книг, плакатов или web-страниц есть органичный подход к направлению потока информации. Элементы упорядочены так, что все части вместе архитектонично соединены и скоординированы в типографском пространстве. Информация, представленная ясно и логически выверено, с системно представленными титулами и подзаголовками, текстами и иллюстрациями будет не только быстро и легко читаться, но будет лучше понята читателем. Поэтому в настоящее время всё большую популярность приобретают принципы модульной организации многостраничного издания. Функциональное удобство пользования сеткой обеспечивается кажущейся простотой этого рабочего инструмента, который позволяет при встрече с проблемами вёрстки концептуально решать их с наименьшими временными затратами. Сетка представляется основой визуального упорядочивания концептуальных идей в проектировании многополосных изданий. Она стоит на страже баланса творческой свободы и правил типографии в фундаментальных вопросах, касающихся порядка и хаоса, присутствующих во всём графическом дизайне. Неуклонно растущий интерес дизайнеров-графиков к использованию структурного членения полосы, в частности модульных сеток, наталкивается на отсутствие серьёзных исследований в данной области. Предварительный анализ лучших образцов дизайна отечественных и зарубежных книг, журналов и брошюр показывают, что проектировщики не в полной и не в должной мере используют мощный инструмент структурирования. Часто такая работа строится по формальным принципам, диктуемым используемым программным обеспечением. Для чего нужна модульная сетка. Модульная сетка позволяет логически структурировать информацию, облегчая тем самым её восприятие. Правильно построенная сетка позволяет легко справиться с вёрсткой как многостраничных изданий, так и небольших одностраничных рекламных макетов. Как правило, ясный и собранный макет оставляет правильное, положительное впечатление. Чёткое и законченное композиционное изложение информации, эстетически более логичное, чем хаотичное. Использование модульной сетки позволяет целиком сосредоточится на информации. Построение модульной сетки. Модуль может быть размером в 2 квадратных метра, 3 на 3 миллиметра или 12 на 12 пикселей. Всё зависит от той системы измерений в которой мы его используем. В веб-дизайне в основном используются модули размером 12, 16 или 24 px. Некоторые рекомендуют брать за основу межстрочное расстояние, что в принципе тоже логично. Модульные сетки могут быть абсолютно разными. Наиболее примитивной будет сетка, состоящая из одинаковых квадратов, выстроенных вплотную. Более сложные модульные сетки используют большее количество элементов. К примеру, мы берём за основу модуль Х и получаем сетку с шагом 3Х по горизонтали и 4Х по вертикали. При этом как вертикальные, так и горизонтальные блоки разделяются между собой модулем Х. Это более сложная сетка, но от этого она не менее интересна и вполне функциональна. Сетку можно построить перед тем как приступить к разработке дизайна, в этом случае мы будем вписывать дизайн в модульную сетку, либо мы можем выровнять наш готовый дизайн по сетке. Оба варианта будут правильны, тут нет каких-либо ограничений. Типографская сетка в журналах и газетах Типографская сетка является скорее разновидностью модульной сетки из-за специфических особенностей типографского дела. Журналы просто не могут обойтись без сетки. Чёткая и лаконичная структура притягивает взгляд и облегчает чтение больших объёмов информации. Модульная сетка не является чем-то обязательным и её использование также дело личных предпочтений и вкусов. Использовать её можно по-разному. Редакторы газет одни из первых оценили все прелести модульной вёрстки и на протяжении длительного времени облик газеты незначительно изменился. Мы можем взять в руки газету вековой давности и сравнить её с современной, я думаю, что общие черты не претерпели сильных изменений. (рис.1 Модульная сетка) (рис.1 Модульная сетка) 1. Цель и проверка актуальности Источником для исследования служат книги, сайты, журналы, каталоги, рекламные брошюры, проектирование которых велось с использованием модульных сеток. В первую очередь это касается зарубежных изданий по архитектуре и дизайну, т. к. именно они в 1950-1960-е гг. стали пионерами построения макета на позициях типографики неофункционализма. Соответствующая отечественная печатная продукция, в частности книги и альбомы издательств «Искусство» и «Книга», относится к более позднему периоду 1970-80-х гг. В этих изданиях наиболее часто встречаются примеры модульного конструирования. Отсутствие научно-обоснованных исследований модульных систем в отечественной науке привело к тому, что теория проектирования печатной продукции с использованием сеток остаётся малоизученной. Состояние знаний об изучаемой проблеме в нашей стране нельзя назвать системным. Поэтому исследование модульного проектирования представляет значительную ценность для развития теории графического дизайна, в дизайн-образовании и, конечно, в практической деятельности современных дизайнеров-графиков. Настоящая работа опирается на теоретический опыт использования модульных сеток и систематизирует полученный материал. Это делает настоящее исследование полезным руководством к действию современного дизайнера, приступающего к дизайну многополосного издания. 1.1. Терминология Модульная сетка - система построения визуальной информации на основе блоков – модулей. Модуль - Основой модульной сетки является модуль. Модулем может выступать любая мера длины, площади или объёма взятая за единицу модульной сетки. Гарнитура - это набор группы шрифтов; семья шрифтов с общими стилистическими особенностями. Классификаций гарнитур множество, самая общая - антиква, гротески, рукописные, акцидентные и тд. Существует великое множество гарнитур, обладающих собственным именем, произошедшим от эпохи создания (Таймс), от имени создателя (Гарамон), национальной принадлежности (Голландер) или какой-то технической особенности (Компакт). Фактически, это фамилия семьи. Шрифт — набор символов, составляющих единую стилистическую и композиционнуюсистему. Если говорить проще, то разнообразные вариации с высотой, толщиной, наклоном, размером и расстоянием между буквами на тему одной и той же гарнитуры и есть шрифт. Соответственно, группа шрифтов разных видов и размеров, имеющих одинаковое начертание и стиль — это гарнитура. Кегль — это размер высоты буквы. От самой высоко выступающей палочки и плечика до самой низко свисающей закорючки и хвостика. Интерлиньяж - расстояние между двумя строками. Обычно принято устанавливать интерлиньяж на 1/5 часть больше кегля — так, при наборе 10-м кеглем интерлиньяж составляет 12 пунктов. В художественных целях интерлиньяж может быть увеличен или уменьшен, но поскольку от него зависит читаемость текста, то небольшой интерлиньяж применяется нечасто — максимум, в заголовках. Кернинг (англ. kerning) — это интервал между двумя буквами в зависимости от их формы. Например, если в заголовке или логотипе рядом находятся две буквы со сложным характером — с сильно выступающими элементами, образующие слишком большое расстояние между ними, то рационально их немного сблизить, чтобы визуальная плотность была равномерной. Кернинг предусматривает, что в программу верстки заложен авто подбор расстояния между конкретными парами букв, как например AV, TA. Кернинг бывает, как положительным (когда знаки раздвигаются), так и отрицательным, если знаки приближаются друг к другу. Трекинг — это изменение меж буквенных пробелов с определенной целью: сделать текст более разреженным и светлым, или более плотным и темным. Еще трекинг используется при верстке, чтобы увеличить или уменьшить количество строк, дабы избавиться от висячих предлогов, слов и строк. Хорошим тоном является числовое значение трекинга, не превышающее +/- 25. Висячая строка — это строка, которая оторвана от своего абзаца и «висит» в одиночестве на предыдущей или последующей странице. Дизайнерам и верстальщикам, стремящимся к прямоугольному совершенству полосы, она режет глаз и оскорбляет чувство прекрасного; кроме того, это ухудшает восприятие печатного текста. Висячая строка - отщепенец в типографском обществе и вышеупомянутый трекинг как раз-таки всячески с этим отщепенством борется Графема - это единица письменной речи. Проще говоря - буква, если письменность строится на алфавите, или иероглиф/слоговый знак -в неалфавитных системах письма типа японской Глиф - если графема - это буква, то глиф — ее написание. Еще глиф — это специальный символ, которого может не быть на клавиатуре. Например, разной длины тире или буквы-звуки, которые не предусмотрены на клавиатуре Выключка — это ни что иное, как выравнивание текста; способ расположения неполной строки относительно вертикальных границ полосы набора. Выключка бывает влево, вправо, по центру и по формату (то есть по ширине). Леттеринг - это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему; проще говоря — созданная шрифтовая композиция. Полоса - запечатанная площадь страницы, на которой размещается текст и иллюстрации. Проще простого: страница — это мера счета, нумерации печатных единиц, а полоса — мера печатного объема величиной во всю страницу. Полосу заполняют с той или иной плотностью и регулярностью, так что внутри нее могут быть свои пробельные элементы – воздух, составляющий неотъемлемую принадлежность текста. С этой оговоркой полосу можно считать полезной площадью страницы – в отличие от окружающих ее полей 1.2. Предпечатная подготовка издательской деятельности 1. Предпечатная подготовка начинается с определения размеров листа бумаги, на котором будет печататься изделие. Далее определяются размеры припусков на обрезку. Для разных изделий они различны, а иногда они и вовсе отсутствуют. Припуски на обрезку необходимы, чтобы предотвратить возможные результаты неточной обрезки, когда по краю изделия остается белая рамка. В общем случае необходимо растянуть фон, чтобы его размер включал припуски на обрезку. Если припуски малые (1-2 мм) — иногда просто увеличивают размеры макета с учетом этих припусков. При этом необходимо убедиться, что после обрезки изделие будет выглядеть нормально (особенно чтобы не обрезать тексты, конструктивные элементы, не являющиеся фоном). 2. Далее определяется тип раскладки изделий и их количество на листе бумаги. При необходимости учитываются тиражи, если будут печататься различные изделия. 3. Кроме раскладки макета на листе бумаги должны присутствовать специальные технологические элементы: шкалы, монтажные маркеры (метки) и маркеры (метки) для обрезки. Снизу первый печатаемый элемент (нижняя шкала) должна находиться на расстоянии не меньшем 1 см от нижнего края бумаги. Если используются пластины, а не фотопленка, то также необходимо знать расстояние нижней шкалы от нижнего края пластины. 4.Подготовка макета: Все шрифты преобразовать в кривые; Цветные растровые изображения преобразовать в цветовую модель CMYK, с разрешением 300 ppi. Заливки и абрисы всех конструктивных элементов также преобразовать в CMYK; прозрачности, линзы и тени и эффекты желательно превратить в растровые изображения в модели CMYK; Следует обратить внимание, чтобы черные тексты малых размеров были только одного черного цвета, а не делились на четыре; Также следует очень внимательно отнестись к оверпринтам (наложениям заливок и абрисов), т.е. такой печати, когда под конструктивным элементом нет дырки (выворотки), (черный цвет чаще всего идет оверпринтом по-умолчанию); Далее, воспользовавшись функцией предварительного просмотра для печати графического редактора, надо выяснить все ли правильно будет печататься при сепарации с учетом последовательности наложения красок. (рис. 2. пред печатный макет) 5. Готовый для печати макет с припусками на обрезку раскладывается на листе бумаги, проставляются маркера для обрезки, монтажные шкалы, учитываютсятиражи. Подготовленный таким образом файл передается на изготовлениепластин или фотопленки. Это общие правила предпечатной подготовки. В каждом конкретном случае имеются свои особенности, учет которых необходим для того, чтобы изделие наиболее полно соответствовало макету. Еще хочется сказать, что в процессе предпечатной подготовки все время необходимо представлять, как должно выглядеть изделие в готовом виде, а также как оно может выглядеть, если возникнут проблемы при его печати. Это позволит избежать многих досадных и дорогостоящих ошибок. |