таймер. волшебная кисточка (1). Муниципальное учреждение отдел образования администрации серышевского района амурской области
Скачать 99.16 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕРЫШЕВСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ _______________________________________________________________________________________________________________________ Дошкольное отделение муниципального общеобразовательного автономного учреждения средней общеобразовательной школы с. Новосергеевка Согласовано Утверждено Педагогическим советом Директором ДО МОАУ СОШ с. Новосергеевка ДО МОАУ СОШ с. Новосергеевка _______________ Г.Н. Кирдун Протокол №__от «__» __2021 года «___»______________2021года Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» Возраст обучающихся: 5- 7 лет Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год Направленность: художественно эстетическая Вид: дополнительная Составитель (разработчик): Уровень: базовый Зозуля О.А. Должность: воспитатель с. Новосергеевка Пояснительная записка Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребёнка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребёнком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребёнка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребёнку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несёт вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удаётся детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далёкими от реальности. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребёнку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Новизна. Основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребёнком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте. Направленности программы: художественно эстетическая Уровень программы: базовый Педагогическая целесообразность программы связана с принципом модульного изложения дидактического материала на основе метапредметных связей и стилевого подхода к изучаемому материалу. Приёмы и методы, используемые на занятиях: Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений. Практические – упражнения, игровые методы. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация; словесные приёмы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка. Наглядные методы и приёмы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Все методы используются в комплексе. Программа предполагает использование различных форм и приёмов работы учащихся. Основной формой работы является учебное занятие. В ходе изучения программы и в зависимости от поставленных целей проводятся различные по типу занятия. В начале освоения программы - это занятия по изучению нового материала, далее проводится несколько занятий, позволяющих детям закрепить и прочно усвоить изученный материал. Также практикуются занятия, обобщающие и итоговые, на которых педагог выявляет степень усвоения знаний и навыков. Организация и проведение образовательного процесса строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению), восприятие явлений действительности, обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях. При отборе учебного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. На занятиях используется приём комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведётся непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. На занятиях используются потёкши, загадки, поэтические произведения. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развиваются коммуникативная функция речи, связная речь. Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребёнка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика, ведётся работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Виды нетрадиционных техник рисования. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские розетки или в плоские ёмкости, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. «Монотипия» (отпечатка). Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа, сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение. «Рисование свечой» Рисунок рисуется свечой, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится краска. тушь, цветные чернила. Рисование на мокрой бумаге. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается, как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску. Набрызг, рисование зубной щёткой. Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберём краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щётки, по направлению к себе. Кляксография. Вариант1.Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение. Трафарет. Вариант 1.Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт. Печатка. Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Можно изготовить самим из ластика (нарисовать на нем рисунок и срезать все ненужное). Рисование жёсткой кистью. Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка. Штриховка. Простым карандашом наносится набросок, затем его разукрашивают прямыми линиями сверху - вниз, слева - направо… Рисование солью. Мокрый, ещё не высохший рисунок, посыпается солью (можно манкой). Восковые мелки и акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным. Свеча и акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым. Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройдённое время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счёт применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлечённости темой и техникой и способность к цветовосприятию. Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, жёлтые кружки, зелёные квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трёх. Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приёмов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, возникает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, верёвочками, восковыми мелками, свечей и др. Режим занятий. Содержание программы ориентированно на добровольные разновозрастные группы детей переменного состава от 5 до 7 лет, численность детей– 12-20 человек из группы, занятия проводятся во второй половине дня по 25 минут с 10 минутным перерывом на отдых и проветривание помещения. Занятия проводятся 2 раза в неделю/ 9 месяцев / 72 часа. Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира. Задачи программы: Образовательные: - обучать основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению, посредством передачи в рисунках формы, пропорций, объёма, перспективы, светотени, композиции; Воспитательные: - эстетически воспитывать учащихся, формировать их духовную культуру и потребность в постоянном общении с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника; Развивающие: - развивать зрительную память, пространственные представления, творческое воображение, эстетическое восприятие, эстетический вкус, эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности; - формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности и произведениям изобразительного искусства, интерес и любовь к изобразительному искусству. Методическое обеспечение образовательной программы. В кабинете, где проходят занятия, обязательно наличие доски, ПК, видео и аудиоаппаратуры, наглядных пособий (репродукции картин, фотографии, образцы рисунков). Материалы и инструменты необходимые для работы в нетрадиционной технике рисования. Листы бумаги разной фактуры и размера. Краски: гуашь, акварель. Восковые мелки. Цветные карандаши и простой карандаш. Кисточки разного размера, жёсткая кисть. Баночки для воды, тряпочки. Поролоновые губки. Тычки (сделанные самими). Зубная щётка. Восковая свечи. Трафареты разной формы и на различные темы. Ватные палочки. Контейнеры для краски при рисовании ладошкой или пальчиком. Овощи (картошка, морковь и др. твёрдые овощи), пробки для работы со штампами. Листы бумаги тонированная в другие цвета. Образцы работ. Соль, манка и другие виды крупы. Природный материал. Трубочки для коктейля. Учебный план
|