Название теории
| Суть теории
| Представители
| Достоинства
| Недостатки
| Образ
| Теологическая
| Смысл данной теории заключается в следующем: государство – это результат Божественного промысла; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.
| Иоанн Златоуст, Фома Аквинский Жан Маритен
| 1)Эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется одновременно смонорелигией. 2)Эта теория отражала объективные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освящалось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность3) Теологическая теория происхождения государства упрочила в умах людей необходимость соблюдения законов и порядков, установленных законодателями. В обществе наблюдались согласие, порядок и духовность.
| 1)Религиозная теория имеет тот недостаток, что рассматривает происхождение государства лишь с одной стороны, не обращаясь к другим причинам и факторам: политическим, социальным, экономическим и множеству других. 2) Является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.
3)Если власть дана от Бога, то она священна и совершенна, а потому не требует улучшений или изменений. Хотя исторический процесс постоянно доказывает нам обратное: с течением времени взаимоотношения внутри общества усложняются, требуя все новых и новых решений возникающих противоречий
|
| Договорная (естественно-правовая теория)
| Эта теория основывается на 2 положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния 2) государство возникает в результате заключения общественного договора
| Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Александр Николаевич Радищев
| 1) её авторы отметили одну из характерных человеческих черт: ему присущи страх и чувство самосохранения. Именно это толкает его к объединению, к достижению компромиссов с другими людьми, способствует возникновению желания поступиться чем-либо, дабы чувствовать себя спокойно и уверенно. 2) договорная теория провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. 3) договорная теория носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества. 4)договорная теория опиралась на достоверные исторические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.). В этих соглашениях оговаривалось их материальное обеспечение, которое предоставлялось в обмен на управление городом, на защиту города.
| 1)Теория не доказана. Факт заключения договора о создании государства никак не подтвержден. Процесс образования государства согласно данной теории предстает механистичным, в виде разового акта. Вместе с тем он представляет процесс эволюционный, длительный и постепенный. 2) В рамках этой концепции первобытное общество идеализируется или представляется в схематичном виде, когда на каком-то этапе своего развития задумывается о создании неких властных институтов.
3)Для возникновения государства необходимо несколько объективных предпосылок, экономических и материальных, а объяснить столь сложный процесс наличием одного только договора нельзя.
4)Поскольку договор составляется раньше, чем само государство, он может не иметь юридической силы.
|
| Патриархальная теория
| Государство появилось в результате разрастания семьи. Власть главы государства производна от власти отца семейства.
| Конфуций, Аристотель, Роберт Фильмер, Михайловский
| 1)Формирует авторитетное отношение к власти (государство как семья) 2)Обеспечение общественной безопасности, порядка благодаря подчинению единой воле главы государства – отца.
3)Сохранение веры народа в целостность, устойчивость мира.
4) Определение главных функций, обязанностей и роли главы государства в соответствии с нравственными нормами.
| 1)Глава государства не может быть отождествлен с главой семьи, поскольку он является основателем государства, но не народа (тогда как отец является основоположником семейного рода).
2)Монарх фактически не связан родственными узами с большей долей населения, т.е. не является непосредственной главой семьи каждого.
3)В то же время люди народа также объективно не могут быть родственниками, несмотря на сформировавшуюся общность.
4) Формирование государства вряд ли может быть обосновано процессом расширения семьи, так как зарождение семейного и государственного института происходило практически одновременно.
|
| Теория насилия (внешнего и внутреннего)
| Суть теории внешнего насилия: Возникновение государства рассматривается как результат действия военно-политического фактора – завоевания одних племён и народов другими.Принудительный аппарат, который создают победители для управления побеждёнными, превращается в государство. Суть теории внутреннего насилия: Дюринг считал, что собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой (большинства над меньшинством).
| Представители теории внешнего насилия: Людвиг Гумплович Карл Каутский
Представители теории внутреннего насилия: Евгений Дюринг
| 1)Данная теория подтверждается историческими фактами. Действительно, возникновение практически любого из государств сопровождалось насильственными процессами. Так, представители учения считали примером возникновение государственности у германских племен в V – VI вв. в результате захвата Рима, а также создание англосаксонского и франкского государств, нового королевства Англии и т.д. Ярким примером внутренних насильственных противоречий является историческая война между северными и южными штатами Северной Америки, что в итоге привело к образованию США.
2)Непосредственным последствием завоеваний приверженцы насильственной теории называют появление частной собственности. Этот процесс, по их мнению, обуславливает постепенное установление в племени оседлого земледельческого образа жизни и, как следствие, закрепление власти государства.
3)Аппарат власти и принуждения состоит из представителей племени завоевателей. Это подтверждается историческими фактами и является целесообразным с точки зрения поддержания порядка и сохранения государственности.
| 1)Эта теория не является универсальной, с ее помощью невозможно объяснить возникновение государственности во всех регионах мира. Например, естественным образом, без всякого подавления и вмешательства со стороны, возникли государства в Китае и Египте.
2)Захваты власти и территорий являются вторичными по отношению к возникновению государственности. Представители теории приводят в пример завоевание Рима германцами. Однако на самом деле государство у римлян уже существовало. А германские завоеватели создали свой государственный аппарат лишь по истечении времени, воспользовавшись прообразом римского государства.
3)Дюринга можно упрекнуть в том, что он без оговорок в качестве аксиомы принимает тот факт, что государство стоит на стороне большинства граждан. Это не всегда так.
|
| Ирригационная теория (Гидравлическая
| В Древнем Египте, где в начале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью строительства каналов и водоподъёмных устройств. Сложные и трудоёмкие ирригационные работы требовали умелой организации. Её стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Считают, что эти «организаторы» впоследствии, расширив свою компетенцию, и стали государственными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор.
| Карл Август Виттфогель
| 1)Она основана на известных исторических фактах. Первые государства возникали в речных долинах и использовали ирригационную систему для выращивания культур. Наиболее известными древними государствами являются Шумер, Вавилон, Древние Египет и Китай. 2) Для возникновения государства действительно необходимы люди обладающие организаторскими способностями
| 1)Государство существовало и до строительства ирригационных сооружений 2)Ирригационные сооружения не цели, а средство достижения благосостояния общества 3)Излишне категоричное выделение отдельных элементов процесса становления государства как основных и базовых. При этом ирригационные факторы были свойственны преимущественно лишь отдельным регионам Востока. 4) представители ирригационной (гидравлической) теории преуменьшают значение социальных, экономических, военно-политических и иных факторов, которые также оказали огромное влияние на процесс происхождения государств.
|
| Расовая теория
| Теория основывается на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.
| Жозеф Артюр де Гобино Фридрих Ницше
| 1)Признание физиологических, психологических и интеллектуальных различий между народами.
2)Признание разного уровня развития стран.
3)Отрицательное отношение к смешению культур.
4)Отрицание материальных благ как фактора, определяющего принадлежность к высшей расе.
| 1)Отсутствие научного обоснования 2)Использование для расовой дискриминации.
3)Нарушение прав человека.
|
| Теория инцеста
| Исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновения государства явился существовавший в первобытном обществе запрет инцеста. Для реализации этого запрета необходимы были специальные органы внутри родовой общины, которые следили бы за соблюдением запрета, применяли жёсткие меры наказания к тем, кто его нарушал, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные органы и стали прообразом будущей государственной организации.
| Клод Леви-Стросс, А.П.Бутенко
| 1)Создатель Леви-Стросс исходил из непреложного исторического факта, наличие которого нельзя опровергнуть, а именно того, что общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака. 2)правильно указывается, что переход общества к экзогамии был выдающимся рубежом в развитии человечества. Запрет инцеста был выходом общества из длительного исторического периода его развития, показавшего, что кровосмешение ведет к вырождению рода, ставит его на грань гибели, что отказ от права иметь женщину своей группы может устранить эту гибельную опасность. 3)верно и то, что сам по себе этот запрет не исполнялся всеми членами первобытного общества добровольно и во многих случаях необходимо было применять принуждение 4)запрет инцеста наложил глубокую печать на первобытное общество
| 1) не принимается во внимание момент, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом.Переход общества от присвоения средств для жизни к их производству или переход общества от собирательства к производящей экономике -- вот тот рубеж, который отделяет его от мира животных. 2)Вызывает сомнение и утверждение А.П.Бутенко о том, что переход общества к запрещению инцеста был сознательным. Вряд ли люди представляли себе всю цепочку негативного действия кровосмешения. Даже в наши дни в странах, страдающих из-за переизбытка населения, агитация и пропаганда малодетных семей, сопровождающаяся убедительными аргументами на этот счет и пониманием населения необходимости воздерживаться от многодетности, не могут предотвратить избыточный рост населения, например в Индии.
|
| Органическая теория
| Государство-это организм,постоянные отношения между частями живого существа;продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической
| Герберт Спенсер, Вормс,Прейс
| 1)поскольку люди — существа биологические, то правильно будет учитывать влияние биологических факторов;
2)впервые за многолетние периоды исследований рассматривала власть как результат естественного развития человека.
3)государство воспринимается как единое целое
| 1)социальные проблемы не имеют много общего с физиологическими (это разные уровни жизни, подчиненные разным законам);
2)природные законы не поддаются проектированию на общество;
3)при таком подходе государство не воспринимают как социальный организм 4)теории свойственна абстрактность, ее невозможно проверить на практике;
|
| Психологическая теория
| Согласно психологической теории, государство и право порождаются эмоциями ипереживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причинами возникновения государства Л.И. Петражицкий считал определённое состояние психики людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов, шаманов привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.
| Л.И. Петражицкий,Д. Фрэзер, З. Фрейд Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин, М.А. Рейснер
| 1)Теория предопределяет законы социальной жизни законами естественными. Поступательный процесс развития государства теория объясняет естественными потребностями человека. 2)в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым был сделан сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, господствовавшего в науке в те годы.
| 1)Теория не объясняет механизма образования государства.
2)Хотя психологические факторы играют важную роль в процессе образования государства, нельзя абсолютизировать их роль и сбрасывать со счетов иные факторы: экономические, политические, военные и др.
|
| Спортивная теория
| Возникновение государства автор напрямую связывает с происхождением игр и физических упражнений, в также спорта в целом.
| Хосе Ортега-и-Гассет
| 1)Теория опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олимпийских игр, традиция проведения которых жива и поныне. 2)сила и ловкость имели в то далекое время большое, если не решающее, значение. 3)организаторы инициации, Олимпийских игр – это люди почтенного возраста, имевшие большой жизненный опыт, отличавшиеся мудростью. С позиций прожитых лет они и оценивали состязания. Здесь вполне допустима ассоциация с вождями – организаторами жизни людей в протогосударственном образовании, которые тоже были людьми отнюдь не юного возраста. Вожди, помимо осуществления ими управленческих функций, являлись также хранителями социальных норм. Вот почему им не в диковинку было и разрабатывать правила проведения спортивных состязаний, правила оценки результатов соревнований. Профессор Т.В. Кашанина отмечает что, резонно считать эти правила зачатками права, и в частности судебных прецедентов, законов, которые всегда есть творение государственной власти.
| 1)спортивная теория не объясняет процесс возникновения государства во всех регионах земного шара. 2)данная теория не объясняет глубинных процессов образования государства. Это результат того, что её сторонники берут для рассмотрения интересующего вопроса (вопроса о происхождении государства) всего лишь одну сторону жизни человечества – воспроизведение самого человека. 3)авторы данной теории оставляют за скобками материальные условия жизни людей.
|
| Патримониальная теория
| Эта теория основывается на том, что государство возникло от патримониума – права собственности на землю. То есть исходя из того, что некий «вождь» имел право владеть, пользоваться и распоряжаться участком земли, он автоматически получал и права на людей, работающих и живущих на ней.Формировалась данная собственность из завоевания или занимания свободного пространства – то есть иногда насильственно, а иногда мирно. И государственное имущество, казна, армия образуются из частной собственности правителя и его финансирования.
В данной теории акцент делается на аппарат управления и силовые структуры – способствующие укреплению авторитета правителя среди народа.
| Карл Людвиг Галлаер
| 1)Отличается логичностью и опирается на широкие исторические данные. Реальное подтверждение тому находят в сложившемся укладе разных стран: России, Англии, Франции, Германии и даже Древнем Китае. 2)Государь дарует землю. Жалование земли – как один из рычагов поощрения подданных и выражения доверия. Благодаря чему происходило разделение управления землей, а не сосредоточение в одних руках.
3)Органы управления формируются из приближенных слуг. В концепции демократичных взглядов этот нюанс мог бы расцениваться как минус, но в условиях формирования государства с нуля, где большая часть населения безграмотна, это считается плюсом, ведь люди, имеющие представление о власти, о правителе, способны принимать более верные решения.
| 1)Рассматривается только одно направление создания государства, игнорируя другие факторы. В характеристики теории говорится только о том, что земля перестает быть «частной», но не упоминается о завоевании этой земли, а ведь посягательство – это самое распространенный вид правообладания. Тем самым патримониальная теория имеет много общего с насильственной концепцией.
2)Преувеличено значение частной собственности на землю. Собственность – это не исходная точка, авторы не берут во внимание этнические, религиозные и иные принципы. 3)Игнорирование традиций. Личная власть ставилась выше привычных правил и принципов. В отличие от патриархального уклада, патримониальная теория опирается на воинственный авторитет, что в еще один раз относит ее к концепции насилия.
|
| Диффузионная теория
| Диффузную теорию разработал Ф. Гребнер. В переводе с латинского языка ее название трактуется как «распространяющаяся, растекающаяся, рассеивающаяся». Немецкий этнограф опровергал положения коллег о том, что развитие человеческого общества идет в соответствии с историческими законами. Он полагал, что движущей силой развития цивилизованных способов управления в социуме является передача опыта эффективного социального взаимодействия от одного народа другому.
Главным механизмом возникновения правовой власти он считал подражание. Изучая историю разных стран, ученый обнаружил, что к правовому регулированию социально-экономической и политической жизни разные поселения пришли в разное время. Этот факт лег в основу его концепции: между соседними поселениями в том или ином виде существовало взаимодействие, в результате которого люди перенимали обычаи и традиции. Точно также от одной общины к другой распространилось представление о государственных методах управления.
Пробуя централизованную организацию жизни, народ пришел к выводу, что она наиболее выгодна и удобна, чем первобытнообщинный тип жизни. Поэтому государственность вскоре заняла доминирующее положение.
| Ф.Гребнер
| 1)Централизованная власть рассматривалась автором как высший этап развития общества. Диффузная теория происхождения государства основывается на том, что появление правового регулирования политической и экономической жизни в том или ином обществе знаменует успешное завершение им предыдущих стадий развития. К моменту зарождения государственности в обществе изменился уклад производственной сферы, сформировались критерии оценки человеческого труда, ценился не только физический труд, но и интеллектуальный. 2) Автор представил логичное видение процесса становления новой формы правления, обратив внимание на взаимодействие разных народов. 3) Становление государственности обусловлено, по мнению автора, естественным стремлением народа сделать свою жизнь лучше. Во все времена люди сравнивали свои условия жизни с условиями организации быта соседей. Придя к выводу, что соседние племена испытывают меньше трудностей, они стремились выяснить, что способствует комфортной жизни. Так, централизованное управление перенималось разными народами как главное условие благополучия. 4) Анализируя опыт других народов, люди учитывали как положительные стороны новой формы организации власти, так и отрицательные моменты этого процесса. В результате приемниками удавалось избежать ошибок. Вдумчивый подход к инноватике обусловил некоторые индивидуальные особенности органов власти в разных странах.
| 1) Теория подробно описывает процесс распространения новой формы организации жизни в человеческом сообществе, однако ничего не говорит о том, как зародилась государственность, где и почему образовался ее первоисточник. 2)Концепция не поясняет, почему в некоторых обществах данная рациональная форма организации общественной жизни не прижилась. Некоторые племена до сих пор используют общинную форму. 3)Автор говорит о том, что люди перенимали опыт соседних поселений, однако не уточняется, каким образом это происходило. Если обратиться к историческим фактам, то можно прийти к выводу, что в период становления правовой системы власти разные народы являлись скорее конкурентами в борьбе за ресурсы, чем союзниками в становлении цивилизованных форм организации общественной жизни. 4) Диффузная теория не раскрывает глубинных причин возникновения государственности. 5) Автор концепции не говорит о предпосылках возникновения государства. В теории уделяется недостаточное внимание изучению периода, который предшествовал новой форме организации общественной жизни.
|
| Экономическая теория
| Истоки данной теории восходят к взглядам Платона, объяснявшего причины появления государства общественным разделением труда.Согласно этой теории государство – это результат исторического прогресса, а ведущим звеном человеческого прогресса являются экономические преобразования. Именно изменения в области экономики приводят к образованию государства.
| Платон, Анри Сен-Симон
| 1)Экономическая теория происхождения государства отличается логической стройностью 2) подтверждается исторической действительностью
| 1)по мнению большинства исследователей государства нельзя недооценивать и другие факторы происхождения государства (психология людей, политические и религиозные предпосылки).
|
| Классовая теория
| Смысл заключается в том, что рассматривается один из различных вариантов возникновения государства, как естественное развитие общества. Подразумевается, что это развитие происходит со времен первобытного общества. Ключевым фактором здесь выступает экономика. Человек и в целом общество развивались, уделяя особое внимание именно своим потребностям. Только благодаря материальным потребностям людей смогло возникнуть государство.
| Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.Ленин
| 1)Ярко продемонстрирована взаимосвязь права и экономики, в полной мере раскрываются признаки государства. 2)В теории особенное внимание уделяется той мысли, что материальные блага сыграли важную роль для общества. Именно из-за них изменилась трудовая деятельность, начали иначе вестись хозяйства и по-другому относиться к формам собственности. Все это плавно переросло в появление государства. Материальные блага до сих пор играют главную роль – у кого в руках деньги, то и власть тоже 3).верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку.
| 1)не только экономические изменения, происшедшие в недрах первобытного общества, повлияли на образование государства. 2)государство защищало не только интересы имущего класса, как утверждают создатели классовой теории происхождения государства, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории. 3)К. Маркс и Ф. Энгельс в свое время заметили, что в мире процесс возникновения государства происходил не по одной схеме. Они говорили о странах с азиатским способом производства. И тем не менее, при формулировании окончательных выводов о происхождении государства Энгельс предпочел об этом «забыть». Почему? Потому что эти страны (а их в мире большинство) ломали его схему, объясняющую процесс образования государства.
|
| Теория специализации
| Основой теории специализации является следующий тезис: закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира.При переходе к производящей экономике, со временем производственный труд стал специализироваться.
| Т.В.Кашанина
| 1)Теория специализации универсальна, т.е. пригодна для объяснения процессов государствообразования всех стран и народов, в каком бы регионе они ни находились
|
|
| |