воспитание школьников на архитектурных образцах. Нравственноэстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников санктпетербурга
Скачать 352.8 Kb.
|
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения. Выпускная квалификационная работа по теме: НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. студентки IV курса 2 группы дневного отделения Четвертных Светланы Ивановны Научный руководитель - к. п. н., доцент Смирнова Р.Н. Санкт-Петербург 1998 ПЛАН. Введение. 3-5 Глава 1.Теоретические основы проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт- Петербурга. 6-47
методической и искусствоведческой литературы. 5-17
с произведениями искусства. 32-35 Глава 2. Основные задачи, гипотеза, методика и организация исследования. 35-44
Библиография. 44-45 ВВЕДЕНИЕ. Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания. Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности. Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса. В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание школьников на архитектурных образцах православных памятников. В отличие от других - это совсем неизученная проблема. Раньше рассматривалась только историческая и, отчасти, художественная сторона русского Православия. Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону православной культуры. Сейчас возрождается традиции христианской религии, открываются церкви, вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию. Даже в некоторых обычных школах появились факультативы, занимающиеся изучением Христианства. Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравственно-эстетического воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности, поэтому религиозное воспитание надо рассматривать в контексте эстетического. Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности. Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы. В своей работе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-религиозное воспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства. В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с дворцами, великолепными городскими ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашем городе есть множество православных соборов и церквей. Хотя город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов других религий, Санкт-Петербург прежде всего православный город. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В отличие от малых городов, сел и деревень, школы нашего города могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у одного или нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эстетического воспитания. Таким образом нравственно-эстетическое воспитание детей на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - это достаточно сложная, ввиду ее мало изученности, но необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА. 1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: « Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного... В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти ... от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла».1 Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте. Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выделяет два принципа: «…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой».2 На этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что « нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической частью любого…воспитания».3 Мысль об эффективности комплексного нравственно-эстетического воспитания подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба «Комплексное воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического воспитания».4 Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития нравственно-эстетического восприятия и формирования эстетического отношения к жизни».5 Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений. В современной литературе рассматриваются некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания средствами искусства на уроках. Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе будущего»1 поднимает проблему старого и нового подхода к нравственно-эстетическому воспитанию. Автор утверждает, что « в сегодняшней массовой школе, ориентированной на использование искусства как средства обучения, из произведений искусства выхолащивается главное - его художественный образ. Старые программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненных имен, произведений и понятий), умений и навыков в рисовании, ограниченных рамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического творческого метода».2 Таким образом у детей формируется адаптивно-научный подход к искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-эстетического воспитания происходит потому, что в старой системе учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока. Школу Нового Н.А.Яковлева видит в создании новой системы педагогического процесса, где уровень воспитательной работы будет высоким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут интегрированы. О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишет И.А.Химик в статье «Организация самостоятельной работы на занятиях по мировой художественной культуре».1 Автор пишет: «В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обучению…пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов этого нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить интерес к предмету, организовать деятельность учащихся по добыче знаний».2 Автор предлагает новую форму проведения уроков типа «диалог искусств» с опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках. И.Л.Набок в статье «Идеологическое воздействие искусства как фактор эстетического воспитания личности»3 разрабатывает понятия «идеологическая функция искусства» и «идеологическое воздействие искусства», которым, по мнению автора, не уделено должного внимания в исследованиях по нравственно--эстетическому воспитанию. Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в новых школьных программах, отвечающих новым требованиям современной школы. Принимая во внимание межпредметные связи, нравственно-эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения искусства и литературы, так и через собственное творчество. Во многих школах существуют факультативы с эстетической и искусствоведческой направленностью: «История города», «Искусствоведение», различные художественные и музыкальные кружки. В них проводятся беседы об искусстве, музыке. Внеклассная работа так же может быть направлена на воспитание нравственно-эстетических потребностей. Нравственно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с восприятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ. В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т. д.. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности. Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п.. Внутрисистемные отношения зависят от возраста, индивидуально-типологического склада, уровня художественной образованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и школьным образованием, информацией, получаемой от средств массовой информации и др.. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-эстетическим нормативам, критериям нравственно-эстетического вкуса. Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру нравственно-эстетических потребностей. Возросшие способности в области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов личности в сфере нравственно-эстетических ценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной организации индивида. Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом. Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может, и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности. «Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, которая является критерием истины».1 Таким образом чувственное познание объединяет все психические процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия предметов и влияют на наши органы чувств. Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение. Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:
наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между предметами или между разными этапами явления. Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Но это качество необходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у младшего школьника. Для развития наблюдения обязательно пройти все этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для младшего школьника: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки можно устранить, если вести систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим индивидуальный подход. Некоторые особенности эстетического восприятия, характерные для младшего школьника. Сфера нравственно-эстетического отношения ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все его мироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собой поверхностность его нравственно-эстетического отношения. Открывая мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного. Несмотря на конкретно-сказочное восприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира дошкольника. На грани возрастов переоцениваются прежние ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Эти переходные процессы происходят и в сфере нравственно-эстетических отношений. Несмотря на ряд положительных преобразований, в этом возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяет фотографичность, диффузность построения образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению. Если говорить о более конкретных видах искусства, например, об архитектуре и скульптуре то здесь младший школьник никогда не обращается к такому моменту, как выбор материала для произведения или какого-либо фрагмента здания в качестве его смыслового знака. Учитывая возрастные особенности, можно успешно в системе развивать ребенка как личность, поднимая уровень нравственно-эстетической воспитанности. Это можно сделать, обращаясь к произведениям искусства, тем более что мы живем в таком прекрасном городе, где нас на каждом шагу окружают великолепные образцы искусства: живописи, скульптуры и архитектуры. Моя работа в большей степени посвящена архитектуре Петербурга, поэтому я, рассмотрев эстетические и психологические предпосылки восприятия искусства младшим школьником, обращусь непосредственно к восприятию ребенком архитектуры. ВОСПРИЯТИЕ АРХИТЕКТУРЫ. Перед восприятием архитектурного сооружения ребенок должен ознакомиться с ним. Ознакомление может происходить посредством прочтения какого-либо материала об архитекторе и сооружении, либо учитель может сам рассказать о них. В начальной школе можно применить оба метода ознакомления. Это позволит ребенку полнее представить архитектурное сооружение. Процесс восприятия архитектуры отличается от процесса восприятия других видов искусства. Рассматривая картину, гравюру или скульптуру, учащийся вступает в контакт с мыслями, чувствами ее автора, распознает, что волновало и побуждало к творчеству именно этого человека, как через призму его индивидуального мировоззрения отразились умонастроения эпохи. Иное дело - восприятие архитектуры. Здесь происходит углубление в более широкий круг социальных явлений, так как сама постройка зачастую несет в себе выражение жизненных потребностей и вкусов целой общественной группы, вводит школьника в более широкий социально-исторический контакт с прошедшей эпохой. Впечатление, получаемое от архитектурного произведения, складывается из целого ряда ощущений. Сюда входит ощущение величины здания, которая мысленно соотносится с величиной собственного тела, ощущение пространственной протяженности, которая познается мышечными усилиями при перемещении внутри здания или вокруг. Архитектура не только зрима, как картина или скульптура, она осязаема и физически (рука касается перил, подоконника, плечо поддерживает тугую дверь, скользит под ногами натертый паркет), и мысленно (мы как бы ощущаем теплую, гладкую поверхность дерева, колючую шероховатость каменной стены). Архитектура слышима: гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в деревянном жилом доме, приглушенное эхо голосов в просторном дворцовом зале. Так как архитектура - пространственное искусство, то именно ощущение пространства является одним из самых основных в восприятии данного искусства. Впечатление, полученное от снимка, может создать образ иного характера. Только восприятие в реальных условиях, в натуре, когда школьник сам может ощутить масштаб здания, прочувствовать непосредственную связь со средой его обитания, интерьером, внешним окружением, может дать полноценное представление о сооружении. Наш город дает прекрасную возможность школьнику ознакомиться с величайшими полетами архитектурной мысли. Архитектура - это не только дворцы, это еще и утилитарные постройки. Человек это сразу ощущает, так как на его настроение влияет характер наших зданий: сочетание их высоты и протяженности, смена цветовых и фактурных по-разному освещенных зон. В значительной степени важны и условия восприятия: точка зрения на здание и др.. В реальных обстоятельствах образуются различные углы зрения (ракурсы), зависящие от рельефа местности, от расположения здания (постройка находится на тесной улице или широкой площади, на возвышенности или в низине). Имеет значение и освещенность здания. В одном случае она способствует выявлению отдельных деталей, рельефа поверхности (при верхнем дневном свете), а в другом - создает цельный обобщенный облик (при вечернем небе, когда на фоне неба вырисовывается силуэт здания, а его детали становятся незаметны). Все это надо объяснять ребенку при показе архитектурного сооружения. Большое значение для восприятия архитектуры имеет «насмотренность» (запас образов), приобретенная в поездках и путешествиях. Такая база помогает не только лучше понять специфику здания, но и точнее различить в нем признаки определенного стиля, выявить художественные достоинства и недостатки. У младшего школьника еще маленький запас знаний и образов, поэтому, даже прогуливаясь по Петербургу и его окрестностям, нужно обращать внимание ребенка на здания, рассказывать историю их создания, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенности стилей. Уже в начальной школе можно научить детей различать стили и эпохи. Достаточно развитым можно назвать такое восприятие архитектуры, при котором человек умеет определить назначение, время создания, стиль даже незнакомой постройки, а так же способен правильно оценить значение отдельных приемов в создании целостного образа, почувствовать этот образ при знакомстве с постройкой. Обучая младших школьников восприятию архитектуры, нужно стремиться к этому идеалу. При восприятии данного вида искусства есть еще одно важное качество: наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у младшего школьника, который чаще всего пользуется мнением и оценкой взрослых. Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к искусству. При нравственно-эстетическом воспитании ребенка важно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание общественной, исторической и художественной ценности здания, на понимание того, что архитектура является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества. Формами работы над восприятием архитектуры являются прогулка и экскурсия с наблюдением и рассказом взрослого. Перед экскурсией можно проводить специальные подготовительные занятия, а после - итоговые. При проведении таких занятий нужно иметь в виду несколько моментов. Главное правило при любой работе с младшими школьниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты на их формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения искусства. Центральный акцент должен падать на эстетическое восприятие самой действительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должно рассматриваться прежде всего как средство активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий. Так же нельзя сводить работу по искусству к отзывам детей о произведениях в письменном виде. Большое значение в выявлении детских впечатлений об искусстве и активизации отношения к восприятию художественных произведений и архитектурных сооружений имеют «косвенные» методы: выбор детьми коротких музыкальных и поэтических произведений, соответствующих по эстетическому впечатлению предлагаемым произведениям искусства; рисунки по памяти на основе увиденного; просмотр циклов картин, фотографий, кинофильмов без развернутого словесного комментария с целью накопления запаса зрительных впечатлений и образов. Необходимо поощрять и устные высказывания детей, с целью накопления необходимых терминов из области различных видов искусства (формат, размер, цвет, пропорции, расположение…). Но работа со словом не должна быть единственной заботой учителя, она должна сочетаться с другими формами работы по произведениям искусства. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИКИ. Проанализировав педагогические журналы за последние 5-7 лет, я не нашла ни одной статьи об нравственно-эстетическом воспитании средствами православной архитектуры. Однако самому эстетическому воспитанию уделено большое внимание, особенно в журнале «Начальная школа» (статьи «Уроки культуры в начальной школе» Е.А.Софийской 1994’3, «Система эстетического воспитания в начальной школе» 1995’6 …). Т.Я.Шпикалова в статье «Воспитание памяти исторической, культурной, народной» 1994’1 предлагает разработку праздника «Расписная игрушка». На нем дети знакомятся с православными памятниками Московской Руси. Материал, предложенный в сценарии, помогает раскрыть красоту своего города, села. В журнале «Начальная школа» есть несколько статей о Православии. Из них я бы хотела особо выделить одну: «Занятия по этике Христианства с детьми младшего возраста» Ю.Печина 1992’11-12 . Автор рассказывает о педагогическом эксперименте, который был проведен в нескольких начальных школах и детском саду Новосибирска. Он пишет в статье: «Отношение школы к богатейшему наследию Христианства - актуальнейшая на сегодняшний день проблема». Эксперимент состоял в том, что ребятам читался курс о Христианстве. Стержнем всех занятий был поставлен миф об Иисусе Христе. Идея Бога, как понимает ее автор, есть продукт человеческого ума, способность возрождения, идея Бога - это «Мера Человечности людских поступков». В своем курсе автор не ставит цели доказать существование Бога, так как для развития детей важен смысл вещи, и поэтому можно смело обсуждать вопрос о вечной борьбе Бога и Сатаны и месте человека в ней. Одной из задач курса является развитие способности к творческому мышлению, к анализу своих поступков. Курс включает в себя 13 тем, которые так же предложены в статье. В журнале «Педагогика» 1994’6 А. Косик рассматривает некоторые проблемы Православия в статье «Просветительская деятельность православных братств на территории России». В последнее время все чаще стали задумываться о духовном, религиозном воспитании. Однако такая тема как воспитание на архитектурных образцах православных памятников не нашла пока еще отражения в периодической печати педагогического плана. |