Частное учреждение высшего образовани1. Особенности релиигиозного сознания студентов российского исламского института
Скачать 62.78 Kb.
|
Частное учреждение высшего образования «Российский исламский институт» Теологический факультет Кафедра исламской теологии Направление: 48.03.01 «Теология», профиль: Исламская теология Курсовая работа на тему: ОСОБЕННОСТИ РЕЛИИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА. Работу завершил: "___"_________ 2021 г. Студент 2 курса, 4191 гр. Очной формы обучения ____________________ Насыбуллина К.А. подпись Работу допустил к защите: "___"________ 2021 г. Научный руководитель Доцент, к.п.н. _____________________ Галявиева Г.Г. подпись Дата защиты: ____________________ Оценка защиты _________________ Заведующий кафедрой исламской теологии Профессор, д.полит.н. Мухаметшин Р.М. _________________________ Казань-2021 Оглавление ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования Введение. Мы живем в сложном, раздираемом противоречиями мире. Сквозь призму многоплановых и разнородных политических, экономических и культурных явлений проглядывает одна превалирующая тенденция в мировом масштабе, имя которой - глобализация. Несмотря на то, что многие ученые еще не пришли к единому определению этого феномена, все они едины в том, что сущность глобализации выражается прежде всего в нарастании единства и целостности современного мира, взаимосвязанности и взаимозависимости всех стран. С момента своего возникновения ислам является идеологической и политической основой формирования государственного, экономического и социального строя. Однако в этот, казалось бы, объективный процесс, обусловленный естественноисторическим развитием мирового сообщества, вторгаются геополитические устремления различных государств, в первую очередь, наиболее развитых, стремящихся загнать протекающие в мире глобализационные процессы в выгодное только им русло. А это ведет, в свою очередь, к попыткам той или иной развитой страны или группы стран навязывать всему остальному миру свои сценарии развития, что часто противоречит национальным традициям и образу жизни тех или иных народов. На сегодняшний день последователями ислама являются примерно 1,75 млрд чел., среди которых основную массу составляют сунниты - 83 %, а также шииты - 16 %. В последние десятилетия влияние ислама многократно усилилось, об этом свидетельствует факт увеличения численности населения именно в тех странах, где исповедуют ислам в различных его течениях. По разным подсчетам, приверженцами ислама являются от 20 до 23 % населения всех стран мира [5]. Цель исследования: Рассмотреть роль международных исламских организаций в глобализирующемся мире. Задачи исследования: Рассмотреть религиозный фактор в мировой политике. Изучить исламизм в контексте межцивилизационного взаимодействия. Выделить истоки исламского фундаментализма. Рассмотреть проблемы понятийной интерпретации «Европейского Ислама и Евроислама». Объект исследования: международные исламские организации в глобализирующемся мире. Предмет исследования: политическая роль исламских международных правительственных организаций в мирополитических процессах в условиях глобализации. Методология исследования. В работе использовались совокупность методов исследования исторический метод, метод системного анализа. Источниковая база исследования (Коран, Сунна, богословские труды, исламская литература). Теоретическая основа исследования. Важными для данного исследования оказались научно-концептуальные взгляды на международные отношения и мировую политику, содержащиеся в работах М.М. Лебедевой, П.А. Цыганкова, А.Д. Богатурова, О.А. Колобова, Н.А. Косолапова, A.M. Васильева, Ал. Ан. Громыко, К.К. Худолея, Н.А. Васильевой, С.М. Виноградовой, и других. Научная новизна работы. Всесторонне изучено взаимовлияние ислама на глобалистические процессы. Теоретическая и практическая значимость. Результаты могут быть использованы в качестве аналитического материала для различных государственных учреждений, занимающихся внешними связями. Структура работы (из скольких частей состоит). Глава 1. Глобализация религий и ее значение для международных отношений 1.1. Религиозный фактор в мировой политике На рубеже XX-XXI вв. в интеллектуальной среде, доминирующей темой была тема смены алгоритма эпох, под которой мы понимаем определенную рациональную и социокультурную линию развития человечества. С подачи постмодерна начались поиски нового типа рациональности. На сегодняшний день стали неактуальными споры о границах предметных областей, поскольку без междисциплинарного подхода невозможно охватить сложную реальность современного мира во всей многовекторности ее взаимосвязей. Более того, на современном этапе развития науки, имеющей в распоряжении накопленный огромный фактический материал, необходимы именно такие исследования, которые способны предложить анализ феноменов - будь то культуры, либо социума - в различных плоскостях, благодаря чему возможно раскрытие их глубинной сущности. Так, разговор о проблемных вопросах в международных отношениях невозможен не только без привлечения геополитических и экономических данных, но и без учета такого фактора, как религия. В традиции западноевропейской культуры, так или иначе отмеченной процессом секуляризации, религиозность была вытеснена (в сравнении с ее ролью в предшествующий период) в сферу частной жизни индивида. Возможно, в силу этого XX-XXI вв. ученые не всегда включали религию в исследовательское поле для оценки процессов, определяющих общемировой порядок. Конечно, конфликты на религиозной почве существовали всегда, однако они мыслились локально, считались делом нескольких вовлеченных акторов. Все изменилось с наступлением эпохи глобализации, которая не только затронула экономическую, политическую, культурную область человеческой деятельности, но и вторглась в религиозную сферу. Большое влияние на глобализацию религий оказала и продолжает оказывать особо актуальная сейчас компьютеризация. Однако первым толчком для выхода религиозной проблематики за пределы национального сообщества стала миграция, послужившая основой возникновения крупных национальных диаспор. Что касается Западной Европы, то к концу XX в. она была вынуждена признать проблематичность интеграции пришлого населения, имеющего иной цивилизационный фундамент. Во Франции, насчитывающей свыше 5 млн. иммигрантов, главным образом, из стран Магриба (Алжир, Марокко, Тунис), это тема приобрела особую остроту, поскольку, как отмечает Е. Б. Деминцева, «привив знание гуманистических лозунгов и идеалов своей культуры, Франция способствовала пробуждению в магрибинцах национального самосознания, желания политического самоопределения своих стран и отделения их от метрополии, и на этой основе - стремления к возрождению культурной самостоятельности и самобытности» [1]. Основанием, которое легло в основу идентичности значительной части иммигрантов, стремящихся сохранить свою этнонациональную специфику, стала исповедуемая ими религия - ислам. Более того, ислам и его выход в публичное пространство подорвали легитимность теории секуляризации, в крайнем своем толковании прогнозировавшей исчезновение религии из социального поля. Наоборот, значимость религии для мирового порядка возросла настолько, что это позволило ученым делать резюмирующие декларации для сборников исследовательских работ, наподобие: «Бог не умер, Он занимается политикой», «XXI в. будет веком религиозным», «Пробуждение религий» и т.д. [2, с. 142-143] Лейтмотивом исследований социальной значимости религии конца XX - начала XXI в. стал именно ее глобальный формат, ее влияние на политические, экономические и социокультурные взаимодействия не только внутри страны, но и поверх национальных и государственных границ. Социолог Е. А. Островская считает тему религиозных транснациональных сетей одной из самых неразработанных и вместе с тем остро актуальной, т.к. «незаметно для академической науки статистически малые религиозные меньшинства политических беженцев и новые диаспоры превратились в значимые единицы глобальной политики» [3, с. 200]. На современном этапе правомерно говорить о существовании глобальных диаспор, не изолированных в рамках границ национальных государств, но имеющих тесные связи как со страной исхода, так и с различными глобальными объединениями. Уже не одно десятилетие ученые работают над проблематикой так называемого исламского мира, сформировавшегося на этих связях. В. В. Наумкин и В. А. Кузнецов акцентируют внимание: «Реальное (а не умозрительное) существование исламского мира в качестве некой особой подсистемы в рамках общей системы мирополитических отношений обеспечивается посредством функционирования многочисленных исламских организаций и движений международного характера, которые связывают воедино исламские государства и мусульманские общины по всему миру» [4, с. 42]. В этом они солидарны с А. А. Игнатенко в том, что «исламские международные организации имеют четкую тенденцию к тому, чтобы стать системой, дублирующей систему международных организаций глобального масштаба или альтернативной ей» [цит. по: 4, с. 43]. Крупнейшая из них, своего рода «мусульманская ООН» - это Организация Исламского Сотрудничества (ОИС). В медиапространстве это объединение часто именуется инструментом внешней политики Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ), его учредителя. ОАЭ является также основателем еще одной крупной международной единицы - Лиги исламского мира, занимающейся исламским просвещением и курирующей благотворительную помощь мусульманам всего мира, а также Всемирной ассоциации исламской молодежи (ВАИМ). И это лишь некоторые примеры. «Идеологическое ядро исламского проекта глобализации составляют следующие элементы: обновление и реформация системы традиционного исламского образования и традиций толкования священных текстов Корана и собственно традиции создания толкований; реисламизация мусульманских стран, их последующая консолидация вокруг идей единой исламской нации или единого наднационального исламского государства, не привязанного к конкретным территориям, культурам, расам, языкам; создание единого экономического, а в перспективе и политического пространства глобального взаимодействия стран мусульманского мира», - так резюмирует Е. А. Островская ключевые приоритеты в консолидированной деятельности мусульманских объединений [5, с. 140]. Особая ситуация с исламом сложилась в Европе, где он стал связующим элементом для множественных национальных общин, получила определение де- территоризированный ислам. Не случайно, что этот термин ввел французский исследователь О. Руа: Франция насчитывает самую крупную в Европе иммигрантскую общность, в основном магрибинского происхождения. Как для общества в целом, так и для институций Французской Республики, выстраивание взаимодействия с исповедующей ислам диаспорой оказалось весьма непростой задачей. Она тем более сложна, что приходится учитывать влияние внешних сил, являющихся оплотом упоминаемого выше исламского мира. Его влияние оказалось значимо не только на международной арене, оно сказывалось и сказывается на внутренней ситуации в стране. К примеру, 2019 г. во Франции был отмечен политикой государства, имеющей целью минимизировать внешнее влияние религиозных учителей на диаспору мусульман. Одним из каналов такого влияния был факультатив в школах страны, преподающий культуру и язык страны происхождения для детей иммигрантов. Проблема заключалась в том, что в качестве преподавателей привлекались главным образом имамы из внешних стран (точнее, 9-ти: Алжир, Хорватия, Испания, Италия, Марокко, Португалия, Сербия, Тунис и Турция), ведущие занятия на своем, а не на французском языке. Это полностью исключило возможность контроля за содержанием с французской стороны. Президент Франции Э. Макрон, ссылаясь на борьбу с сепаратизмом, публично анонсировал запрет на использование любого иностранного языка в преподавании, возможном отныне исключительно на французском. Более того, внешнее финансирование мечетей, а также присутствие иностранных имамов на территории Франции было поставлено под вопрос, поскольку именно их деятельность в мечетях и мусульманских кварталах страны определяет умонастроение людей, особенно молодежи [6]. Действия Э. Макрона являются логическим продолжением плана противодействия исламизму, исчерпывающее определение которого было разработано Институтом Монтеня под руководством Хакима эль Каруи (2018 г.). По результатам работы целого коллектива, исламизм определен как «интерпретация мира, особое видение организации общества, в котором религии отведена заданная роль в осуществлении власти» [7] и признан несовместимым с ценностями Республики. Бесспорно, что усиливающийся контроль государства вкупе со случаями трагических покушений последних лет не способствовали снятию напряжения в обществе вокруг исламского вопроса. На 2022 г. это самая жаркая тема дискуссий кандидатов в президенты, выборы которого отведены в апреле этого года [8]. Во Франции очень всевозможны скандалы вокруг мягкого влияния мусульманского мира на внутреннюю и внешнюю политику страны. Самый значимый из последних - это подборка результатов журналистского расследования о финансовых вливаниях Катара в виде гуманитарных проектов как способа манипуляции внешней и внутренней политикой Франции [9]. Аналогичные, сильно медиатизированные, прецеденты нанесли значимый урон авторитету местных противоборствующих партий, при том, что голос неимеющих французское гражданство мусульман стал важной парламентской мощью. На этом фоне набирают популярность радикально правые настроения, транслятором которых является Э. Земур, чья книга «Французский суицид» стала бестселлером в стране и обеспечила ему приток сторонников [10]. Кого бы не выбрали в качестве главы государства французы в этом году, это событие будет иметь очень серьезные последствия для внутренней политики республики по отношению к некоренному населению и, как следствие, во многом определит взаимоотношения Франции с мусульманскими государствами. И. В. Следзевский, профессор исторических наук, заведующий Центром цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, профессор РГГУ, сопоставляя глобальные трансформации XXI в., приводит аргументы в пользу того, что «глобальное религиоведение и мировая политика становятся сопредельными и пересекающимися отраслями научного знания» [11, с. 32]. Более того, ученый рассуждает о возможном выделении новой предметной области в науке - международно-политическое богословие, «которое учитывало бы многообразные аспекты взаимодействия современности (модернизационных и глобальных транснациональных процессов и отношений), с одной стороны, и культурно-цивилизационной самобытности, уникального религиозно-исторического опыта народов, стран и регионов мира - с другой» [11, с. 33]. Как отметил И. В. Следзевский, мир поляризуется со все больше нарастающей конфронтацией, существующая система международных отношений находится в состоянии распада, и для сохранения мирового порядка острой необходимостью «становится деполяризация вызовов, которые начинают бросать друг другу Запад и мир ислама, перенесение питающих эти вызовы мировоззрений и моделей мироустройства в плоскость межцивилизационного - культурно-политического и межнационального диалога» [11, с. 37]. А созданная в свое время под эгидой ООН концепция «Мира без границ» (2002 г.), считает учёный, увы, не была освоена мировой общественностью. Это опять убеждает тот факт, что нравственная дихотомия мирового сообщества не может конкурировать с религиозной моделью. 1.2. Исламизм в контексте межцивилизационного взаимодействия Разные народы и государства, имеющие схожие по своему типу культуры, объединяются в определенные союзы, а другие, наоборот, распадаются на части. На основании анализа данных явлений можно сделать логический вывод, что с мировой политической сцены исчезают объединения с установкой на общую идеологию, в том числе и те, которые были сформированы и действовали вокруг сверхдержав. Им на смену приходят уже новые организации, которые достаточно мобильны и созданы на основе общей культуры и цивилизации. Как отмечает С. Хантингтон, есть определенные вызовы в контексте межцивилизационного взаимодействия, а именно происходит так называемое исламское возрождение - перехват и последующий транзит власти к новому исламскому поколению, которое более предано идеалам ислама, чем его предшественники. Данное поколение занимается формированием представительств сетевых общественных исламистских организаций по типу крупных международных сообществ для того, чтобы показать всей мировой цивилизации, что ислам - это единственный правильный выбор для решения различных социальных и политических проблем в обществе с размытой идентичностью, а также формирования нового смысла жизни и веры на фоне быстро растущих процессов глобализации [2, с. 197-199]. Как заметил русский философ В.С. Соловьев, «люди факта живут, но не они творят жизнь. Твoрят жизнь люди веры» [3, с. 19]. Данные мысли применимы и к исламу. Термин «ислам» в переводе с арабского языка означает «покорность, предание себя Богу», что выражает определенную позицию преданности и любви согласно положениям Корана, священной книги мусульман. Фундаментальной основой ислама является вера в единого Бога - Аллаха - и подчинение его воле. Ислам - по своему смыслу и масштабу монотеистическая религия мирового уровня. Она зародилась еще в VII в. на территории, которую местные жители, арабы, называли Джазират аль-араб (что в переводе означает «полуостров арабов») или сокращенно Аль Джазира. Как отмечает известный российский востоковед Е.А. Резван, жизнедеятельность такой исторической личности, как пророк Мухаммед, а также ранняя история ислама в полной мере могут свидетельствовать о том факте, что эта религия обладает сильной энергией «особой веры», которая способна мобилизовать миллионы людей и объединить их действия для достижения общезначимой глобальной цели [4]. Наиболее уместным при рассмотрении исламской политической мысли автор считает использование термина «исламизм», который представлен не только в качестве идеологии, а в виде комплексного явления, которое включает в себя три элемента одной системы, а именно религиозную, идеологическую и политическую составляющие. При определенной организации и взаимодействии таких категорий, как религия и политика, формируется уже абсолютно новая идеология радикально-политического ислама. Ислам на сегoдняшний день прежде всего является центром консолидации уммы (в переводе с арабского означает «община» или «нация»), тем центром, который определяет самоидентификацию населения по защите своих политических институтов. Для более детального научного исследования исламизма в контексте межцивилизационного взаимодействия необходимо определиться с понятийным аппаратом, а также его дефинициями. Как заметил отечественный ученый В.В. Наумкин, исследование научных вопросов, связанных с современным исламом, а также различными общественно-политическими движениями и их идеологиями, усложняется в связи с нерешенностью вопроса, который касается именно дефиниций данной проблематики исследования [6] Исламизм по своему представлению и смыслу является политическим явлением, прежде всего идеологией исламистского движения, а также еще и массовым политическим феноменом в некоторых мусульманских государствах, цель которых - формирование нового общественнополитического развития на основе догм первоначального ислама. Феномен «исламизм» формирует установку прежде всего на так называемые законы шариата, старые коранические традиции, последователи которых утверждают, что только на основании этого возможно истинное развитие и сосуществование исламских обществ современного толка [7, с. 63]. В авторской трактовке политолога И.Л. Морозова политический ислам характеризуется как достаточно разнообразное сочетание многочисленных политических стратегий, которые объединяет движущая идеологическая сила [8, с. 288]. На основании этого и происходит установление определенного влияния, направленного на разработку и реализацию будущих проектов, которые ориентированы на поддержку строгих коранических традиций, возращение к исконно прописанным заветам ислама. Как заметил российский ученый-востоковед Р.Г. Ланда, именно использование ислама в достижении определенных политических целей есть некая стадия социополитического развития исламских стран, которая последовала вслед за религиозно-политической идеологией панисламизма XIX в., а также национализмом XX в. [9]. В то же время, как отмечает исследователь В.В. Наумкин, определение исламизма используется и в так называемой «теории социального движения» [10]. Это социологическая концепция, которая применялась для обозначения различных исламских движений и формирования исламских школьных сообществ, которые ставят целью решение определенных политических задач, опираясь на положения доктрин, устанавливающих достаточно близкую связь между религией и политикой. Выводы к главе 1. Рассмотрение ислама, позволило сделать выводы , что он представляет собой определенную идеологию на политической основе, стратегия развития которой направлена на изменение действующего светского политического режима, а также реформирование общества и государственных институтов власти для последующей установки строгих традиций раннего ислама, определенных норм жизнедеятельности всего общества и каждого отдельного индивида в соответствии с положениями священной книги Коран и необходимостью соблюдения строгих законов шариата для каждого мусульманина. Исламский фундаментализм является составной частью политического ислама, т. к. предусматривает реализацию борьбы за политическую власть для достижения определенных целей именно в политической области. По своей форме он может быть различного вида, как умеренного, так и религиозноэкстремистского направления. |