Ответы для экзамена по философии. Ответы к экзамену по философии
Скачать 115.35 Kb.
|
ответы к экзамену по философии Понятие бытия и материи в истории философии. Натурфилософия милетской школы – Фалес (625–547 до н.э), Анаксимандр (610–546 до н.э.), Анаксимен (585–524 до н.э), всемирный огонь Гераклита (520-460 до н.э.), Демокрит (470-370 до н.э.). Бытие – это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). Материя - физическое вещество, в отличие от психического и духовного, в классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства. Два основания для существования всего в мире: Основа мира – духовное начало (идеалистические воззрения); Основа мира – материя. И от материального зависит всё остальное. (материалистические воззрения). Есть разные направления и смешения этих воззрений: Признающие главенство либо духа, либо материи: Вульгарный субъективный идеализм (солипсизм) – признает только субъективный дух, сознание, управляющее миром, который есть иллюзия, проекция моего ума. Субъективный идеализм – материя существует, но она вторична. Объективный идеализм – материальный мир существует, но он слишком изменчив и склонен к саморазрушению, поэтому необходимо устойчивое духовное начало для стабилизации мира (вера в Бога). Вульгарный материализм – есть прямая связь между материей и идеей. Ты то, что ты ешь, тело напрямую влияет на сознание и наоборот. Человек понимается только как представитель животного мира. (философы 19 века К. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер.) Естественнонаучный материализм - понимает человека и мир правильно, то есть научно. Все сложные идеи вырабатываются из простых. Простые приходят с жизненным опытом в том числе из внешней материальной среды. (английский философ 17 века Джон Локк.) Стихийный материализм – возник самый первый в 7 веке до нашей эры. Сейчас не используется. Отдельные его части влились в остальные теории. Основа мира по нему – мифологические начала (стихии природы). Механические материализм – 17-18 в. естественнонаучный + вульгарный. Диалектический материализм – (Маркс и Энгельс) – естественнонаучный + вульгарный. Признающие их равенство. Дуализм – равноправие духа и материи, их независимость друг от друга. Представители: Пифагор (6 в.до.н.э) – делит мир на совершенное и несовершенное. Декарт (17 век) - Субстанция – это начало, которое ни от чего не зависит и имеет причину в самом себе (Бог, и его подобие – человек). Все, что имеет причину в другом, является либо атрибутом (основным свойством – мышление, его не отнять), либо модусом (неосновным свойством (цвет глаз). Мир создан уже совершенным и всё автоматически стремится к совершенству. Душа влияет на тело, а тело на душу – нет. Материя: Определение прошло несколько этапов развития. 1 – натурфилософия. 6-4 в.до.н.э. реальный мир состоит из неделимых природных частей - элементов. Огонь, вода, воздух, земля, эфир. У Фалеса Милетского первый элемент – вода; у Анаксимена – воздух, который путем сгущения и разрежения порождает огонь, землю и воду; у Гераклита первичный элемент – огонь (в современности это теория происхождения вселенной путем «большого взрыва»); у Аниксимандра – земля, вода, воздух и огонь (их сумма дает «апейрон» – беспредельное); у Аристотеля есть все пять элементов. Демокрит – атомы отличаются по форме. 2 – субстанциональная теория (авторы – Платон и Аристотель). Материя – это материал, из которого сделаны все вещи, который делится до неделимых частей – элементов. Материя пассивна и хаотична. Поэтому, кроме материи, есть форма. Форма – это структура, которая располагает элементы в определенном порядке. Материя – это набор возможностей. Форма – одна из возможностей материи. Дерево – материя, стол – форма. Свойства материи. По Р. Декарту первичные, неизменные свойства – это трехмерность, измеряемость, положение в пространстве. По Д. Локку – это еще и понятие плотности. Вторичные свойства материи по Дж. Локку – это цвет, вкус, запах, звук, осязание. Современное понятие материи. Свойства протяженности (материи) по Рене Декарту (1596-1650): положение, число, фигура. Кризис в физике конца 19 – начала 20 века (1897 год, открытие электрона). Свойства протяженности (материи) по Рене Декарту Положение – расположение материального в пространстве относительно других тел. Число – измеряемость материального. Фигура - «...Всякая вещь продолжает по возможности пребывать в одном и том же состоянии и изменяет его не иначе, как от встречи с другими», т.е фигура не меняется просто так, только из-за внешнего воздействия. Трехмерность. длина, ширина, высота. Этап начинается после открытия электрона в 1907 году. Выясняется, что у материи нет первичных свойств. Все они изменчивы, и только движение остается, как атрибут, но оно свойственно и идеальным (духовным) объектам, не только материальным. Тогда получается разницы между ними нет. – кризис в физике (при скорости близкой к скорости света все атрибуты меняются, а на уровне атома и ниже, многие свойства вообще не определить.) Теории движения. Апории Зенона Элейского (490-430 до н.э.) – «Дихотомия» (деление пополам), «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела»; атомы Демокрита (470-370 до н.э.); теория иррациональных чисел пифагорейцев (4 в. до н.э.); движение как изменение у Аристотеля (384-322 до н.э.). Движение и покой. Движение – это атрибут материи, который наделен свойством изменения. Изменение бывает 4 видов: 1) изменение количества; 2) изменение качества; 3) изменение места (перемещение в пространстве); 4) гибель (исчезновение старого качества) и рождение (появление нового качества). Теории: Апории Зенона Элейского (490-430 до н.э.) – «Движения нет», т.е если понятие движения приводит к противоречию, то его нет. Доказательства: «Дихотомия» (деление пополам) – Допустим, нам надо пройти целый отрезок. Для этого сначала нужно пройти его половину. Но чтобы пройти половину отрезка, надо сначала пройти половину половины, потом половину половины половины и так до бесконечности. Так на конечном отрезке образуется бесконечное количество точек. Бесконечное количество точек на отрезке мы будем проходить бесконечное количество моментов времени. Следовательно, даже если мы начнем движение, мы никогда его не закончим. Вывод: движения нет. «Ахиллес и черепаха» - Ахиллес дает черепахе фору, то есть он находится позади нее. Черепаха и Ахиллес одновременно начинают движение. Когда Ахиллес прибежит в ту точку, где была черепаха, она успеет немного проползти вперед. Дальше Ахиллес прибежит в следующую точку, тем временем черепаха еще проползет вперед. Расстояние между ними уменьшается, но так как любой, даже самый малый отрезок делится до бесконечности, то Ахиллес никогда не догонит черепаху. «Летящая стрела» - Поделим путь стрелы на отрезки, где она покоится, то есть занимает место, равное своей длине. Путь стрелы – это сумма состояний покоя. Вывод: летящая стрела покоится. Атомы Демокрита (470-370 до н.э.) - Движение есть. Он открыл атом, но он у него неделим (до открытия электрона). Атом так мал, что его нельзя пройти по частям, только сразу. 1 задача – «Дихотомия» – отрезок делится до атома. От атома к атому (Демокрит представлял себе это как прыжки, сейчас говорят о том, что электрон «перепрыгивает» с орбиты на орбиту) мы проходим отрезок. Вывод: движение есть. 2 задача – «Ахиллес и черепаха». В пути Ахиллеса больше атомов, чем в пути черепахи, поэтому он ее не только догонит, но и перегонит. 3 задача – «Летящая стрела». Пока стрела не двигалась, в ее пути было ноль атомов. Затем количество атомов увеличилось. Вывод: если изменяется количество атомов, движение есть теория иррациональных чисел пифагорейцев (4 в. до н.э.); - Движения нет. На основании теоремы Пифагора о длине гипотенузы открыли иррациональные числа. Например, если взять прямоугольный треугольник с катетами, равными единице, то длина гипотенузы будет равна сумме квадратов катета. А это корень из числа 2. Корень из двух равен 1,46… Значит, длина гипотенузы равна 1,46, умноженная на Х атомов, что невозможно, так как атом неделим. Вывод: так как атом оказывается делим, то вторая теория неверна, и мы возвращаемся к первой теории («движения нет»). движение как изменение у Аристотеля (384-322 до н.э.). - Движение есть. Аристотель признал задачи Зенона Элейского неразрешимыми и предложил свое понятие движения. Движение – это изменение. Изменение бывает 4 видов: 1) изменение количества – если что-то становится больше или меньше по числу элементов (варианты – длиннее и короче, тяжелее и легче), то движение есть. 2) изменение качества* – если изменение количества приводит к возникновению нового объекта. Примечание: закон перехода количественных изменений в новое качество был сформулирован в 19 веке немецким философом Г. Гегелем; 3) изменение места – изменение положения объекта в пространстве; 4) гибель и рождение – исчезновение старого качества и появление нового. Движение и покой. Пример. Если развинтить ручку и оставить один стержень, то ручка сохранит свое качество, так этой ручкой можно будет продолжать писать. То есть в отношении 2 вида движения ручка будет находиться в состоянии покоя. Так- же ручка будет покоиться в отношении 3 и 4 вида движения. Но в отношении 1 вида движения (изменения количества) ручка будет двигаться, так как длина и вес стержня меньше длины ручки. Вывод: пример с ручкой доказывает, что в одном отношении объект может двигаться, а в другом отношении – покоиться. Следовательно, покой и движение относительны. Пространство и время. Парадоксы времени: парадокс Аристотеля, парадокс «Бессмертие Сократа». Статическая и динамическая модель времени. Виды времени: астрономическое, биологическое, психологическое. Пространство – атрибут материи, наделенный свойствами протяженности, трехмерности, симметричности, делимости, бесконечности. Время – атрибут материи, наделенный свойствами длительности, асимметричности, делимости, бесконечности. парадокс Аристотеля - Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее – это миг между прошлым и будущим, значит, и его нет. Так как нет ни одной части времени, то времени нет вообще. парадокс «Бессмертие Сократа» - (автор неизвестен). «Сократ мог умереть либо тогда, когда он жил, либо тогда, когда он не жил. В то время, когда он жил, он не мог быть мертвым. А если он умер тогда, когда он не жил, то он умер дважды, что невозможно. Следовательно, Сократ бессмертен». Статическая и динамическая модель времени. Формируется из двух предыдущих парадоксов. Статическая теория времени предлагает ввести понятие «вечности» как одновременное существование прошлого, настоящего и будущего. В вечности все части времени никуда не исчезают, они уже есть, а то, что время – иллюзия, объясняется несовершенством нашего ума, т.к мы не можем все части времени воспринять одновременно. Но есть недостаток у теории – потому что в таком случае должен быть либо сторонний творец времени, либо все части времени должны синхронизироваться в голове. Первое не доказано, второе – нереально. Плюс восприятие времени зависит от многих индивидуальных факторов. а) от интереса – чем интереснее дело, которым мы занимаемся, тем быстрее бежит время; б) от ожидания (чем сильнее ожидание, тем медленнее идет время); в) от количества событий* в единицу времени. То есть чем больше событий мы переживаем, тем длиннее нам кажется время, и наоборот, чем меньше событий, тем быстрее время. Поэтому для детей время идет, для взрослых – бежит, для стариков – летит. Динамическая теория времени находит замену «вечности» в понятии абсолютного (астрономического) времени, которое является эталоном для остальных видов времени – биологического, психологического и социального (исторического). К сожалению, астрономическое время не является абсолютом, так как оно может идти быстрее или медленнее в зависимости от скорости движения материального объекта. При скорости света, близкой к скорости света, время замедляется. Т.к. человек живет в мире низких скоростей, то если ему кажется, что время меняется, то это нереально. Виды времени: астрономическое – эталон времени, зависит от скорости движения объекта. Биологическое – время нашего организма. Психологическое – время, зависящее от нашего восприятия. если психологически время ускоряется, например, человеку интересно дело, которым он занимается, то астрономическое время его жизни удлиняется. Если же человек живет скучно, то ему кажется, что время замедляется, однако при этом реальный астрономический срок его жизни уменьшается. Понятие человека в античности и средневековье. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры в буддизме (6 в. до н.э.), разумное животное с тремя душами по Платону (427-347 до н.э.), дух, душа и тело по Оригену (185-254), понятие греха в средневековье. в античности человек – это свободный мужчина и эллин. Аристотель в «Политике» пишет, что не свободны от природы старики, дети, женщины и рабы. Почему? Потому, что свободный может ответить ударом на удар. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры в буддизме (6 в. до н.э.) – разделение на категории (варны) в обществе. Характерно для Индии до сих пор, хоть там и идёт борьба с кастовой системой, которая родилась из варн. В зависимости от касты/варны человек обязан заниматься каким-либо видом труда всю жизнь. Брахманы самая старшая варна – жрецы, учёные, Кшатрии вторая по важности варна – войны, правители, вайшьи (третья) - ремесленники, земледельцы, торговцы и банковские работники, шудры (низшая) – слуги, наёмные рабочие. разумное животное с тремя душами по Платону (427-347 до н.э.) – Душа человека бессмертна, состоит из трех частей (вожделеющая – в печени, страстная – в сердце, разумная – в голове). Таким образом человек - это животное, обладающее разумом и душой, состоящей из трех частей. дух, душа и тело по Оригену (185-254) – его учение тесно связано с религией, поэтому Дух – в первую очередь Святой Дух. Он противопоставляется телу. Говорится, что хотят они противоположного. Плоть (тело) грешна, Дух – свят, часть Бога в человеке, и присущ только человеку и Богу. Тело оживляется душами, и враждебно Духу. Душа – одежда тела, субстанция, чувствующая и подвижная, присуща всему живому на земле, она связана с плотью. понятие греха в средневековье. • Тело – низшее начало. • Душа – единство воли, разума и чувства. • Дух – часть Бога в человеке. • Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Прямой контакт тела и духа – редкость, нельзя вызывать его искусственно. • Грех (ошибка, промах) – это нарушение порядка, когда тело стоит выше души или душа выше духа. Отсюда грехи: чревоугодия, гордыни, отчаяния и тд. Когда материальное (тело), ставится выше духовного (веры в Бога). Современное понятие человека: Оно, Я и СверхЯ по З.Фрейду, родитель, взрослый и ребенок по Э. Берну. Фрейд 1926г. Почти повтор Платона. • Оно – темная часть сознания, подсознание – либидо (размножение), танатос (разрушение). • Я – возница (колесничий). • СверхЯ – светлая часть сознания – требования общества. Неофрейдист Эрик Берн о человеке: • Ребенок – Оно – подсознание, мыслит образами, при- митивно, не знает слова «нет», чувствует ложь. • Родитель – СверхЯ – родитель – говорит: «нет», «ты должен». • Взрослый – Я – говорит правду в серьезных случаях, мирит ребенка и родителя. Проблема истины в античности: гностицизм (мир познаваем, Аристотель, законы логики), Мир познаваем: 1) Рационализм (мир познается разумом) и сенсуализм (мир познается сначала чувствами, а потом разумом). Промежуточные теории: иррационализм (мир управляется волей, которая руководит чувствами и разумом) и интуитивизм (мир познается сначала в акте озарения, интуиции, потом выстраивается чувственная или рациональная картина). 2) Диалектика (мир познается через противоположности, так как он постоянно изменяется) и метафизика (мир устойчив, противоположностей нет) Аристотель в борьбе с софистами придумал Логику. I. Закон тождества: спорить надо об одном и том же (по месту, времени, качеству). Нельзя менять предмет спора (тезис). Нельзя использовать многозначные слова (на этом построены многие шутки, анекдоты). Нельзя «играть словами», меняя их смысл. Нельзя с помощью ударения (или знаков препинания) менять смысл выражений. II. Закон противоречия – два несовместимых (противоречащих) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере одно из них ложно. III. Закон исключенного третьего – два противоречащих понятия (или суждения) в одно и то же время могут быть либо истинными, либо ложными, третьего не дано. IV. Закон достаточного основания – любое утверждение должно иметь основание. У каждого следствия есть причина. Но существует запрет обратного следования – по следствию нельзя судить о причине. Ложное не может иметь достаточного основания вообще. Агностицизм (мир непознаваем, софисты, уловки в споре), Мир непознаваем потому, что в споре обычно побеждает не тот, кто прав, а тот, кто лучше умеет вести спор. Первыми агностиками были софисты. Софисты – платные учителя красноречия, появившиеся в 5 в. до н.э. в Греции. Они придумали уловки в споре (софизмы), которые позволяли обмануть собеседника. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение. Платон указывал на высокие гонорары за обучение у софистов, их самовосхваление и не всегда честные приёмы полемики. В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении. Негативное отношение к себе софисты получили из-за своих типичных приёмов: они очень увлекались формальными определениями, при этом, говоря современным языком, смешивая контексты. Использовались не только строго логические доводы, но и лингвистические нюансы. Аристотель в своей работе «О софистических опровержениях» выделял 13 видов софизмов, возникающих из-за двусмысленностей двоякого рода: 6 связанных с оборотами речи и 7 паралогизмов, или неправильно построенных рассуждений. Уловки в споре: Синонимы – одинаковые по смыслу, но имеющие разные эмоциональные окраски (бабушка, старуха), омонимы (два смысла одного слова. Дуло пистолета, дуло из окна и тд.) , ярлыки (лепится ярлык в начале беседы на собеседника, охарактеризовывающий его тем или иным образом, ставящий в заведомо невыгодное положение , амфиболия – неоднозначное построение фразы (казнить нельзя помиловать), инверсия – перестановка слов местами, от чего меняется смысл фразы) и тд. Подмена тезиса – предмета спора. «столкновение авторитетов» - если согласен с мнением большинства, обвинить, что нет своего мнения и наоборот. «После того, значит, поэтому» - проблема с основанием у следствия. Когда причина и следствие не совпадают, но кажется, что совпадают. «Купи чудо-таблетку и похудеешь» Логомахия (словоблудие): говорить много, быстро, менять тезис (предмет спора), вызывать гнев и растерянность в собеседнике, ставить вопросы вперемешку, пространно о многом говорить (лить воду). Аристотель называл софизмом «мнимые доказательства», в которых обоснованность заключения кажется верной и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа. Скептицизм (тропы Пиррона (365-275 до н.э.), Секста Эмпирика (160-210), Пиррон – основатель скептицизма. Согласно Пиррону, чтобы обрести спокойствие души, следует правильно ответить на три вопроса: 1) Что представляют собой вещи? 2) Как о них следует высказываться? 3) В чем будет польза от наших суждений? Ответы Пиррона: 1) О вещах нельзя сказать ничего определенного: ни того, что они прекрасны, ни того, что они безобразны, ни того, ни другого одновременно. Истина и ложь неразличимы. 2) Следует поэтому воздерживаться от любых категорических суждений о вещах. 3) Воздержание от суждений – лучший способ обрести спокойствие души. Следует различать сущность вещи и явление вещи – способ ее данности нашим чувствам. Человек имеет дело только с явлениями, но не сущностью вещей. Тропы (основания воздержания от суждений) Пиррона: Следует знать, что явление вещи и тем самым причина от догматического утверждения зависят от: – того, болен или здоров человек; – врожденных особенностей человека; – органов чувств; – условий восприятия; – положения, расстояния и места, которое он занимает; – того, с чем вместе вещь воспринимается; – соотношения частей вещи; – связи вещи с чем-либо другим; – частоты встречи с вещью; – обычаев, традиций, места, времени; – кто и как философствует». Ещё пять тропов принадлежат Сексту Эмпирику – ученик Пиррона, по его трудам (которые сохранились) говорим о самом Пирроне (его труды не сохранились). - указывает на расхождение философов во мнениях (например, по вопросу об определении первоначала). Отсюда скептики правильно заключают, что догматически принимать никакое учение нельзя. - указывает на уход в бесконечность при рассудочном обосновании любого положения (то, что обосновывает суждение, должно быть, в свою очередь, обосновано и т.д. до бесконечности). - “о гипотезе”. Он гласит: когда догматики видят, что они отброшены в бесконечную цепь доказательств, они выставляют что-либо как принцип, который они уже не доказывают, а просто принимают без всякого доказательства как аксиому или, точнее, гипотезу. Но с тем же правом (вернее, с тем же отсутствием права) можно без доказательства выдвинуть и противоположную гипотезу. - о круге в доказательстве указывает на то, что, не желая уходить в бесконечность или опираться на гипотезы, догматики обосновывают определенное суждение тем, что этим суждением обосновывается. То дают определение по кругу (человек – это человек, масло масляное и т. п.). - Даже если мы воздержимся от суждений, то что делать с основанием? Неизбежно придется либо догматически принимать какую-нибудь философскую теорию за основание, либо уходить в бесконечность, либо допускать уступку (бездоказательно), либо давать определение по кругу. Проблема истины в эпоху Возрождения и Новое время. Эмпиризм Ф. Бэкона (1561-1826).. Трудность познания: 4 идола познания: пещеры, рынка, театра, рода; 3 типа ученых: муравей, паук пчела. Ф. Бэкон предложил считать догматическими всякие дедуктивные теории: мышление от общего к частному. А вот индуктивные (от частного к общему) поддерживать, потому что они опираются на практический опыт. Так как даже самый широкий опыт дает лишь вероятностное знание, считать, что все открытия относительны, абсолютных истин нет. Все может быть опровергнуто со временем. Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» или «идолами»: «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде». «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врождённые, так и приобретённые. «Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы». «Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум». «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности». Ф. Бэкон выводит три типа ученых: паук, муравей, пчела. 1. «Путь паука» – получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума». 2. «Путь муравья» – такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод основан на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, ученые получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри. 3. «Путь пчелы», по Бэкону, – идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «внутрь» проблемы, понять ее сущность. Критерии истины Общие: 1) логичность – внутренняя непротиворечивость (первые три закона логики по Аристотелю); 2) практичность (закон достаточного основания Г. Лейбница – 4 закон логики). Критерии истины явленных вещей: 1) Повторяемость – открытие в науке считается доказанным, если его можно повторить. Один раз не считается, человек может быть болен, пьян, рассеян, объект может казаться другим на фоне других объектов и т. д. 2) Полнота восприятия – желательно воспринимать объект всеми органами чувств. 3) Непрерывность восприятия, его связь с другими восприятиями, памятью и разумом. 4) Свидетельства других людей, которым можно передать опыт. Критерии истины физических неявленных вещей: 1) По явленным следам. – влиянию их на нас (атом не ощущается, но атомная бомба вполне ощутимая) 2) Логичность. Критерии истины идеальных объектов (число, свобода, Бог): 1) Логичность – понятие должно соблюдать законы логики и общие правила логического построения суждений в теории. Категории диалектики: часть и целое: Аристотель Он противопоставил обыденное представление («часть находится в целом») и научное. |