Главная страница
Навигация по странице:

  • Категории диалектики: часть и целое: И. Кант

  • Категории диалектики: часть и целое: Г. Гегель

  • Категории диалектики: возможность и действительность: Аристотель

  • Категории диалектики: возможность и действительность: И. Кант

  • Категории диалектики: возможность и действительность: Г. Гегель

  • Категории диалектики: необходимость и случайность: Демокрит

  • Категории диалектики: необходимость и случайность: Аристотель

  • Категории диалектики: необходимость и случайность: И. Кант

  • Категории диалектики: необходимость и случайность: Г.Гегель

  • Категории диалектики: причина и цель: Аристотель

  • Ответы для экзамена по философии. Ответы к экзамену по философии


    Скачать 115.35 Kb.
    НазваниеОтветы к экзамену по философии
    АнкорОтветы для экзамена по философии
    Дата27.03.2022
    Размер115.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_filosofia.docx
    ТипОтветы к экзамену
    #418840
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Часть как понятие может пониматься в 4 смыслах:

    1) в области количества: а) всякая величина, входящая в

    другую величину, б) единицы измерения;

    2) видовые понятия по отношению к роду;

    3) составные части понятия (род и вид в определении);

    4) элементы целого, получающиеся из соединения материи и формы.

    В итоге часть – это «то, на что можно разделить – все равно как – количественно определенную вещь»
    Он допускает элемент случайности: деление вещи «всё равно как». Идея части не применима к бесконечности, т.к та едина и тд. Понятие части к качеству неприменимо. Аристотель применяет идею части не только

    к физическим вещам, он указывает на ее относительность (в зависимости по отношению к чему определяем).
    Понятие целого определяется Аристотелем через понятие части. Оно имеет три аспекта:
    1) То, что имеет все полагающееся и объемлет объемлимое, образуя нечто единое; (где есть всё, что полагалось иметь - все части, детали на месте)
    2) Множество, объединенное в единство либо: а) общностью природы, либо б) связью. (общая цель)
    3) То, что имеет начало, середину и конец. Например, «целая жизнь».

    А. предполагает идею: есть вещи, где части существуют как выделенные внутри целого, как бы относительно отграниченные друг от друга, например, как части машины. Это называется дифференцированным целым. И есть целые (например, слиток золота, стакан воды, кусок глины), где как бы нет частей, но их можно получить (потенциальное существование части).


    1. Категории диалектики: часть и целое: И. Кант



    Кант разделил целое на органическое и неорганическое целое и, соответственно, на органические и неорганические части.
    Неорганическое целое = сумме частей. Ни одной частью нельзя пожертвовать, иначе целое исчезнет.

    Органическое целое больше суммы частей (то есть целое есть сумма частей + идея целого).
    Идея целого как части: когда даже утратив целое, по одной главной части можно потом восстановить всё целое. Можно вырвать растение и восстановить его полностью по одному черенку или корню. Уничтожить само здание церкви, но, сохранив алтарь, построить новое и тд.


    1. Категории диалектики: часть и целое: Г. Гегель



    Часть и целое – «самостоятельности». Это значит, что как понятия они правомерно существуют как бы независимо друг от друга. Поэтому мы можем в понятии использовать одно без другого.

    То есть можно употреблять, но нельзя понимать часть вне целого и понятие целого вне понятия части. Часть дома не отдельный дом, а всё-таки его часть.
    Целое – это всё наличное на данный момент. Всё существующее является органическим целым, потому что без любой своей части всякий объект, всякое целое – не оно само, а другое. Всякая часть важна, даже самая незначительная, потому, что в данный момент даже незначительное важно. И вне этой части, которая вроде бы случайна, но влияет на целое, целое рушится.



    1. Категории диалектики: возможность и действительность: Аристотель



    Невозможно то, что не имеет ни одной причины. Нет ни материи, ни формы, ни движения, ни цели – невозможно.

    ВОЗМОЖНО ТО, ЧТО ИМЕЕТ ХОТЯ БЫ ОДНУ ПРИЧИНУ. (если нет материи, формы, движения, то остается хотя бы цель, а значит действие становится возможным).

    Действительность – это обретшее свою материю и форму сущее, которое существует иным образом, чем возможность. (подчиняется законам логики; реально существует)

    Возможность – это способность неразумной вещи изменяться, а разумной – действовать. (не подчиняется законам логики; можно в рассуждениях уйти в бесконечность; связана с движением, потому что если бы не было возможности, то не было бы и движения; она реальна, а не просто мысленная конструкция)



    1. Категории диалектики: возможность и действительность: И. Кант


    Решает вопрос возможности и действительности только на уровне логики. Он их не связывает, но объединяет Возможность, существование (действительность) и необходимость в категорию Модальность (некий предпочитаемый нами способ мышления).

    Когда у нас возникает проблема, затруднение, что-то возможно. Фактическое состояние дел – это действительность, мы всеми органами чувств ее ощущаем. необходимость – это соединение действительности с общими условиями опыта.
    Цитата Канта:

    1. То, что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятие), - возможно. (*перевод – если что-то может осуществиться, потому что такое уже когда-то было или что-то похожее было, или это просто вполне вероятно, то это возможность)

    2. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), - действительно. (* то, что реально происходит, и мы можем это ощутить – действительность)

    1. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо" (*подтвержденная опытом, верным для всех, связь чего-то с тем, что реально происходит – необходимость.)



    1. Категории диалектики: возможность и действительность: Г. Гегель


    Рассматривает их онтологически (с точки зрения Бытия), связывает их вместе, потому что по-отдельности они не могут быть поняты.

    Новшество – разделение возможности на формальную и реальную.

    Формальная возможность – это любая непротиворечивая внутри себя вещь. (т.е возможно всё, что не противоречит себе).

    Реальная возможность – уже ближе к действительности, в некотором смысле и есть сама действительность. То, что уже вот-вот возможно к воплощению.

    реальная возможность – это формальная, то есть внутренне непротиворечивая, подкрепленная разнообразными условиями (обстоятельствами). (т.е то, что в принципе реально + уже есть условия для реализации).

    Определение из философской энциклопедии на основе Гегеля: «Возможность – объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность – объективно существующий предмет как результат реализации некоторой

    возможности» (тенденция – устойчивое направление развития явления).
    Формальная действительность – это «лишь снятая действительность или лишь возможность», «бытие или существование вообще». То, что просто существует без основания, например, проросшее на подстилке семя, оно еще не укоренилось, его действительность пока что формальная.

    Реальная действительность как таковая есть вещь со многими свойствами, точнее сказать – со всеми свойствами как тотальность, с реализацией всего мыслимого в ней. Т.е. уже укоренившееся семя, давшее ростки, выросшее и полностью функциональное растение. Действительное содержит в себе реальную возможность собственного изменения. Т.е это не только то, что уже есть, но то, чем может стать в будущем. Растение может расцвести и дать семена и плоды. Всё вместе то, что уже реально есть и полностью функционирует, и имеет возможность развития и есть реальная действительность. Но она содержит в себе элемент случайности.
    Идея абсолютной действительности: та реальная действительность, из которой убран элемент случайности. «единство необходимости и случайности»


    В современной философии итог такой: Реальная возможность, формальная возможность, абстрактная возможность, конкретная возможность, обратимая возможность, необратимая возможность, сосуществующая возможность, исключающая возможность, возможность явления, возможность сущности.


    1. Категории диалектики: необходимость и случайность: Демокрит


    О нём пишут, что он отрицает случайность, и всё в мире предопределено, а всё, что случайно, на самом деле воля Богов. Но по сути это не совсем верно. Случайность - «сопротивление, движение и удар материи» - необходимость получает у Демокрита физический смысл. Демокрит отрицает возможность случайности в смысле беспричинности. У всего есть причина, значит повсюду господствует необходимость. Например, Человек копает в саду землю и неожиданно находит клад. Однако находка его не случайна в том смысле, что она небеспричинна. И в этом случае существует какая-то причина находки сокровища: такой причиной было копание земли или посадка оливкового дерева.» Симплиций, комментатор Аристотеля, приводит пример этого положения.
    Если нельзя знать все причины в мире, значит, необходимость существует, а случайности нет только для мирового разума. Для человека же случайность объективна, так как от него не зависит. Значит, то, что от нас зависит, но мы этим пренебрегаем, случайным не является, это результат нашей лени или глупости. То же, над чем мы не властны, есть необходимость, причинно-следственная связь, которую нельзя просчитать. Для мирового разума это необходимость, для человека – случайность.
    Выводы.

    1. Случайность – не беспричинность. В этом смысле случайности нет.

    2. Случайность может быть субъективной (зависеть от человека) и объективной (не зависеть от человека)

    3. Обыденное мышление часто отрицает случайность, ища в хаосе порядок и смысл.

    4. Ученые не должны поддаваться пункту 3.
    Он полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего не возникает из ничего, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим движением атомов. Как пишет Диоген Лаэртский, у Демокрита "все детерминировано: причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь он называет необходимостью". Для Демокрита не существует случайности, все имеет свою причину, а это значит, что оно не может быть случайным. Даже такое

    явление, как пересечение двух независимых рядов событий, порождающих случайное совпадение, Демокрит называет необходимым, так как и здесь к этому событию привела причинная цепь явлений.


    1. Категории диалектики: необходимость и случайность: Аристотель



    Аристотель признает существование и необходимости, и случайности. Вот какие определения необходимости он дает.

    1. Необходимость – то, что не может быть иначе.

    2. Необходимость – это условие, без которого что-то не может состояться (дыхание для жизни).

    3. Необходимость – это принуждающая сила, которой невозможно сопротивляться.

    4. Необходимость – это правильное следование выводов из посылок.
    Аристотель предложил два варианта необходимости, которые можно обозначить как жесткую и мягкую необходимость. Сам он слов жесткая и мягкая не употребляет. Жесткая необходимость выражается в ее логическом содержании: необходимо то, что не может быть иначе. Мягкая необходимость заключается в том, что она осуществляется в большинстве случаев. Из этого следует, что противоположность случайности, необходимость, в частности, это то, что происходит всегда или в большинстве случаев. Что происходит всегда – необходимость жесткая. В это случайность не может вмешаться, что происходит пусть не всегда, но в большинстве случаев.
    Для Аристотеля необходимость и случайность – равноправные характеристики процессов. В эмпирии, на практике случайность есть. Хотя мир как космос управляется логосом (необходимостью). Вот как он определяет случайность.

    1) Случайность – это то, что находится в вещи не по необходимости и не в преобладающем большинстве случаев. Например, человек, роя яму, нашел клад; или образованный одновременно седой. Случайное не вытекает из

    природы вещи.

    2) Случайное – это то, что возникает спонтанно.
    Случайное событие наступает в результате пересечения независимых друг от друга причинно-следственных рядов, например, находка клада случайна для человека, копавшего яму для посадки растений. Ясно, что человек, нашедший клад, и тот, кто когда-то зарыл клад, действовали независимо друг от друга в силу своих собственных причин. Но вот один причинный ряд пересекся с другим во времени, и возникло случайное событие – находка клада. Следовательно, человек, перекапывавший землю и нашедший клад, находит его не случайно, в том отношении, что эта находка небеспричинна, в том смысле, что есть какая-то другая причина находки сокровищ – копание земли или посадка дерева. Здесь имеет место случайное пересечение необходимого – случайное появляется на пересечении необходимостей, и это одна из трактовок необходимого и случайного.
    Аристотель рассматривает два вида случайности.

    1) Случайность как акциденцию вещи. Акциденция – это то, что присуще вещи внешним образом, не из природы вещи.

    2) Случайность как не имеющее определенной причины начало следующей необходимости.
    Особая проблема – необходимое и случайное в действиях людей и их результатах. Позиция Аристотеля своеобразна. Рассуждения на эту тему в «Аналитиках» ведут к тому, что целевую причину Аристотель противопоставляет и необходимости, и случайности. Те предметы, которые появляются по намерению, появляются «не по необходимости,

    а ради чего-то…, но возникает оно не случайно».

    «Случайно же не происходит ничего, что происходит ради чего-нибудь».

    «Непреднамеренность – это случайная причина в той группе целесообразного, где оно определяется предварительным выбором.» Например, при строительстве дома возникает бесконечное множество случайных, то есть не предусмотренных замыслом, свойств.


    1. Категории диалектики: необходимость и случайность: И. Кант

    Кант рассматривает «необходимость» в связи с категорией «возможность» и «существование», объединяет их в категорию Модальность (некий предпочитаемый нами способ мышления).

    Когда у нас возникает проблема, затруднение, что-то возможно. Фактическое состояние дел – это действительность, мы всеми органами чувств ее ощущаем. необходимость – это соединение действительности с общими условиями опыта.
    В мире вещей в себе необходимости нет. Но у нашего ума есть иллюзия существования объективной необходимости: «Наш разум …содержит в себе основные правила и принципы своего применения, имеющие по внешнему виду характер объективных основоположений. Это обстоятельство и приводит к тому, что субъективная необходимость соединения наших понятий в интересах рассудка принимается нами за объективную необходимость определения вещей в себе»
    “Необходимость” и “случайность” — относительные понятия. Они имеют смысл, если указана область их определения — фрагмент действительности, по отношению к которому исследуемый объект идентифицируется как необходимые или случайные. В повседневном и научном мышлении такой фрагмент обычно конечен и в пространстве, и во времени. Это порождает трудность, зафиксированную И. Кантом: однозначная детерминация сама по себе не делает явление необходимым: породившее его явление само может оказался случайным и т. д. Представление о спонтанном, ничем не детерминированном начале причинного ряда, причине, не являющейся ничьим следствием. Кант называл такие причины свободными. Свободная причинность характеризует не мир феноменов (который причинен и необходим), а мир вещей в себе. Идея свободной причины, как способности начинать что-то без предпосылок, есть идея эмерджентного скачка, то есть абсолютной случайности, события, не укладывающегося ни в какую динамическую закономерность.
    Кант считал Н. и С. априорными способами мыслительной деятельности, внутренне присущими человеческому рассудку.
    Случайность Кант определяет чисто логическим способом. Случайность – это то, противоречащая противоположность чего возможна. В жизни есть место случаю потому, что мир изменчив. Что-то может произойти так, а что-то эдак. Но сам факт изменчивости мира не означает, что мы станем называть случайностью все то, что противоречит прошлой необходимости. Просто одна необходимость может сменить другую. Не все противоположное необходимости случайно.



    1. Категории диалектики: необходимость и случайность: Г.Гегель


    Всякое явление и необходимо и случайно. Тем самым необходимость и случайность полагаются как онтологически относительные. Случайность – это «Нося тот или иной характер, нечто подвергается воздействию внешних влияний и обстоятельств. Это внешнее соотношение, от которого зависят характер и определяемость некоторым другим, представляется чем-то случайным», «нечто такое, …чье бытие или небытие, бытие такого или другого рода, имеет свое основание не в нем самом, а в другом», это «зависимость от внешней объективности». По сути это внешняя причина по отношению к вещи.

    Гегель связывает случайность с необходимостью. По Гегелю, случайность – это форма проявления и дополнения необходимости. Случайность объективна, как и необходимость. И ее можно определить через необходимость. Т.е они определяются друг через друга.

    Он считает, что необходимость скрыта под видимостью случайности. По сути, он говорит, что случайность возникает там, где пересекаются два независимых ряда необходимости. Пример из учебника – загадка про Эсхила и орла. Орлу надо поесть, и он бросает добытую черепаху вниз, путая голову Эсхила с камнем, тем самым убивая его, Эсхилу надо поспать на природе, потому что ему предсказали, что он погибнет от того, что упадет ему на голову, он думал, что это будет потолок, поэтому стал спать под открытым небом. Два независимых ряда необходимости пересеклись в случайность.


    1. Категории диалектики: причина и цель: Аристотель


    Аристотель сопоставляет понятие причины с философским понятием начала (то первое, из чего).

    И выделяет четыре типа причин:

    – «входящий в состав вещи [материал], из которого вещь возникает» (медь для статуи, серебро для чаши);

    – «форма и образец, иначе говоря, понятие сути бытия»;

    – движение – «источник, откуда берет свое первое начало изменение или успокоение», «человек, давший совет», отец – причина ребенка, и «вообще, то, что делает, есть причина того, что делается, и то, что изменяет, – причина того, что изменяется»;

    – цель – то, ради чего, например, цель гуляния – здоровье.
    Три вида движения по Аристотелю:

    1) изменение количества (больше – меньше, тяжелее –легче, короче–длиннее и т.д.);

    2) изменение качества (умер – родился, свежее – тухлое, европейская обувь – китайская обувь и т.д.);

    3) изменение места (вещь перемещается в пространстве)
    Цель связана с формой. (какая форма у предмета, такая и цель его и наоборот. Форма обуславливает и свойства. Например, стол для еды, журнальный стол).

    1. 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта