Ответы для экзамена по философии. Ответы к экзамену по философии
Скачать 115.35 Kb.
|
Понятие красоты. Красота как польза (Платон «Гиппий Больший»), красота как законченное целое у Аристотеля (трагедия выше комедии). Красота – объективное понятие. Его основание кроется в психофизиологической природе человека. Красивый – значит здоровый. Как бы ни менялись каноны красоты, основой их является функция выживания и деторождения. Если расширять понятие красоты от человеческого тела до общего понятия в вещах – искусственных или природных, то красоту обычно понимают по-платоновски. Это полезность или уместность вещи, то, что соответствует месту, времени, обстоятельствам. Каноны красоты, начиная от длины ног, формы глаз, носа и цвета кожи вроде бы различаются, но на самом деле едины. Их основа – функция приспособления к условиям окружающей среды, функция выживания. Полезность. Общие признаки красоты для всех времен и народов - это хорошая кожа и волосы, пропорциональное телосложение. Для вещей же красота немного другая. Аристотель в «Поэтике» пишет о том, что в чрезмерно малом по сравнению с человеком все части сливаются, а чрезмерно большое мы рассматриваем по частям и не можем вывести общее впечатление. То есть человек считает красивым похожее на него и соразмерное ему. Дело еще и в пропорции. Правильное сочетание частей в целом позволяет как вещам, так и живым объектам лучше выполнять свои функции. Так что меру и порядок, который составляет правильную пропорцию, можно назвать и функциональностью. Математическое определение красоты было выведено Пифагором (VI–V вв. до н.э.). Это принцип «золотого сечения» (термин ввел Леонардо да Винчи). - это такое деление целого на две такие части, при котором целое так относится к большей части, как большая к меньшей. Доскональный расчет канонов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова – 1/7 всего роста, кисть руки – 1/10, ступня – 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка. Искусство всё-таки искажает реальность. Но при этом греческие скульпторы были максимально реалистичны. Но с другой стороны, они не считали красивым, например, слишком большую грудь и делали ее меньше. Во все века были определенные искажения или влияние канонов на идеалы красоты и наоборот, даже сейчас. Комедия, по Аристотелю, — это «подражание низким людям», но не в том что отвратительно, а том что смешно. Смешное безобразно, но не вызывает страданий. Трагедия, по Аристотелю, — это «подражание действию» серьезному и законченном. При этом в трагедии присутствуют «сострадание и страх», посредством которых достигается катарсис (очищение). Душой трагедии является фабула. В трагедии все действующие лица должны обладать определённой характеристикой и определёнными характерами. Принцип – трагедия должна содержать удивительное. Страшное и жалкое в трагедии особенно поражают, когда случаются неожиданно. Красота трагедии состоит в том, что она закончена, цельна, осмыслена, то есть говорит по делу и в соответствии с обстоятельствами, характеры соответствуют логике повествования, изложена хорошим языком. В идеале – у нее хорошее музыкальное сопровождение. Судьба героя трагедии вызывает страх и сострадание, он человек благородных страстей. Прекрасное проявляется в величине и порядке, поэтому герой трагедии не может быть ниже среднего зрителя (нищий) или выше его (бог). Герой – человек, испытавший внезапный переход от лучшего к худшему (удар судьбы). Искусство, в отличие от истории, говорит не о том, что есть, а о том, что могло бы быть. Искусство – игра в возможные миры, лекарство от скуки. Главный герой из эстетических соображений идеализируется. По Аристотелю, у характера каждого действующего лица должны быть четыре составляющие: Благородство. Характеры должны друг другу подходить. Правдоподобность. Последовательность. Искусство как подражание природе (Платон и Аристотель). Функции искусства. Три типа телосложения (пикник, астеник, атлет). Искусство, начиная с эпохи Возрождения, все дальше и дальше отходит от канонов античности и следует канонам машинности. О таком применении искусства предупреждает Платон в «Государстве». У него искусство – это подражание подражанию, то есть тень теней. Материальная природа есть подражание миру идей. А искусство есть подражание материальной природе. То есть, по мнению Платона, истины в искусстве нет вообще. Искусство – ложь. Два представления о функциях искусства. 1) Платоновский. Искусство – это ложь. 2) Аристотелевский. Искусство – это правда. По Аристотелю: искусство описывает не все, а только интересное, редкое. То, что называется случайным событием. Причем в идеализированной форме. То есть искусство – это лекарство от скуки, развлечение. И не более. Например, то, что обыденно, не так интересно, поэтому книги, фильмы и сериалы про что-то удивительное и редкое более популярны. Так же искусство описывает не факты и события, а человеческие чувства, характеры. Субъективность искусства состоит еще и в том, что оно, в отличие от науки, зависит от личности создателя. Поэтому всегда нужно уточнять личность автора и его биографию, чтобы понимать, компетентен ли он писать о чем-либо. Искусство всё-таки искажает реальность. Аристотель в «Поэтике» пишет, что героя нужно изображать идеальным, не замечая его недостатков. Но при этом греческие скульпторы были максимально реалистичны. Но с другой стороны, они не считали красивым, например, слишком большую грудь и делали ее меньше. Во все века были определенные искажения или влияние канонов на идеалы красоты и наоборот, даже сейчас. Важнейшая функция искусства – компенсаторная. Искусство восполняет бедность жизни. Три типа телосложения были описаны в психологии и антропологии только в 19 веке. Однако, разумеется, художникам и скульпторам они были известны. 1. Вот узкосложенный тип – астеник. Удлиненные конечности, длина ног больше длины тела, ускоренный обмен вещество, жира и мышц меньше нормы. Проблемы с воспроизводством. 2. Вот широкосложенный тип – пикник. Длина ног равна длине тела. Бедра шире плеч, замедленный обмен веществ. Склонен к полноте, мышцы на грани нормы, отличный производитель. Лучший певец из-за широкой грудной клетки. 3. Вот атлетический тип. Плечи шире бедер, превосходная мускулатура. Идеальный обмен веществ. Производитель лучше астеника, но хуже пикника. Разумеется, есть и промежуточные типы. Но астеники и пикники не совмещаются. Потому что или у тебя широкие бедра и большая грудь, но для устойчивости укороченные ноги, иначе ты не устоишь на планете Земля по законам всемирного тяготения, или у тебя узкие бедра и небольшая грудь, тогда природа позволит тебе иметь длинные ноги. За все приходится платить. Природа дает одно, но отнимает другое. Понятие любви в античности. 7 видов любви: эрос, людус, сторге, филия, мания, агапэ, прагма. Античных философов мало интересовал вопрос, что такое любовь. В ней не видели тайны. Она просто есть, как есть космос, боги, люди, животные, растения и многообразные вещи, наполняющие космос. Любовь для древних греков не более загадочна, чем все остальное, разве что притягательнее многих иных вещей. Свои представления о любви литераторы и философы античности выражали обычно посредством мифологических образов. В диалоге Платона, «Пир», героиня Диотима рассказывает целый миф о том, как людей разделили на две половинки и эти половинки (мужчина и женщина, например) стремятся вновь объединиться, отсюда — любовь. То есть любовь — это страсть к восстановлению единства, которое уже когда-то было. Это дух всеобщего единения. И за этим единением, конечно, стоит опять же не только половая любовь (половая любовь в данном случае — это символ), а единое как таковое, единство как метафизический принцип. И это так и останется в западной философии: любовь будет пониматься как страсть к единству. А единство — это один из высших метафизических принципов на протяжении всей нашей интеллектуальной истории, основной метафизический принцип научного мышления вообще. Потому что, чтобы что-то понять, нужно это прежде всего собрать воедино. При этом любовь не только собирает воедино разрозненные части, вот эти самые половинки, но она и выделяет вещь или, скажем, индивида как специфический предмет, делает из просто вещи личность. Отсюда ее избирательность. Грубо говоря, где единство, там всегда есть и одиночество, выделение, выявление. Кажется, что любовь распадается на принцип просто симпатии и на принцип избирательности, но на самом деле это две стороны феномена единства. Платон вводит еще одно разделение: любовь, которая движется полнотой смысла и присутствием любимого или, например, происходит от факта встречи с любимым, то есть любовь избытка, любовь полноты, и любовь-нехватка, которая не знает, чего именно она ищет, и не может поэтому удовлетвориться чисто материальным обладанием. Последняя приобретает, как мы бы сегодня сказали, несколько истерический характер, и зачастую мы и называем любовью вот эту страсть-нехватку — немножко тщетную, суетливую, беспокойную страсть. Но любовь все-таки — это еще и другое, это и ощущение полноты, счастья, избытка, который, с другой стороны, некуда деть, то есть он тоже рождает беспокойство, но другого рода. Аристотель развивает мысль Платона о любви, но о любви-эросе он пишет очень мало, это ему не так интересно. Аристотель прежде всего использует слово «филия» — это тоже тип любви. И до сих пор мы используем корень «фило» в значении «любовь». Но любовь-«филия» имеет и вообще в греческом языке, и у Аристотеля прежде всего гражданское значение, поэтому этот термин у Аристотеля принято переводить как «дружбу». Аристотель пишет в трактате о политике о том, что в городе, в государстве необходима дружба, необходимы сети дружеских связей, которые бы пропитывали, пронизывали общество. Любовь в этом смысле — это всеобщая симпатия, она пронизывает, интегрирует государство за счет формирования всеобщих неформальных связей. То есть, получается, там, где Платон все-таки говорит о любви к возлюбленным (пусть даже их много), Аристотель говорит прежде всего о любви к друзьям, которых больше. Можно сказать, что дружба — это такая публичная версия любви, более ослабленная, не такая страстная. Она как раз ближе к платоновскому идеалу интеллектуальной, не материальной любви, к которой еще, правда, надо воспарить каким-то образом. Греческие авторы осмысляют любовь все-таки как единую стихию, в отличие от многих римских авторов, тоже поздней Античности, которые призывают разделять эти смыслы любви. Например, Сенека, крупнейший римский писатель, теоретик I века нашей эры, очень много пишет о дружбе, рассказывает о том, как важна дружба для него как римского патриция, оказавшегося, в общем-то, в какой-то момент в изоляции. Он пишет письма своему другу Луцилию и рассказывает о том, как он любил этого Луцилия, учит Луцилия тому, как по-настоящему дружить. Он подчеркивает, что дружба не имеет никакого отношения к половой любви, это сугубо духовная практика, духовная связь и, как мы знаем уже от Аристотеля, она должна быть направлена на личность друга как таковую. Путать такого типа любовь-дружбу с любовью-страстью нельзя. Любовь – это стремление к обладанию. 1. Только физическое (эрос); 2. Любовь – соревнование (людус); 3. Любовь из расчета (прагма); 4. Любовь – сумашествие (мания); 5. Любовь – дружба (сторге); 6. Альтруистическая любовь без отдачи (филия). 7. И самый совершенный вид любви, соединяющий тело (эрос) и душу (сторге), называется агапэ. Все стремятся к агапэ, так как хотят совершенства. Это описал Платон. Этика: на выбор утилитаризм И.Бентама (1748-1832) или протестантская этика Б. Франклина (1706-1790) Утилитаризм - нравственный поступок тот, что приносит пользу человеку. Это современный гедонизм: польза – максимальное превосходство удовольствия над страданием. Морально то, что приносит максимальную пользу для максимального количества людей. Счастье – чистое, длительное и непрерывное удовольствие; Основатель – Иеремия Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт Милль (1806–1873). Бентам считал, что нравственность должна быть основана на удовольствии. Идея пришла из античности. У Бентама возникает идея вывести добродетели из человеческих страстей, не против них, но из них. В этом разница. Отчасти она объясняется нелюбовью к аскезе, ограничением желаний. Бентам утверждает, что каждый человек стремится к своей собственной пользе. Так, все люди, хотя бы в некоторой степени, являются эгоистами. Это значит, что даже когда мы хотим сделать что-то хорошее для другого человека, мы, как правило, ищем в этом и свою собственную пользу. Поэтому даже если человек является аскетом и стремится к лишениям (причем не для кого-то, не для чьего-то блага и не для помощи кому-либо), то фактически он стремится к своей собственные пользе, потому что аскетизм нужен ему для духовного самосовершенствования. В конечном итоге всё упирается в человеческую пользу, хотя бы косвенную. Общество же – это «фиктивный индивид». Это похоже на современный обобщенный образ потребителя. Например, где-то в статистических джунглях все мы числимся как покупатели того или иного стирального порошка. Этот фиктивный индивид тоже не хочет испытывать страдания и хочет пользы для себя. Эта польза и есть общественная мораль. Этика христианства: суть этики, две притчи на выбор с комментариями Цель жизни – спасение души. Самая глобальная теория, так как предполагает достижение бессмертия – сначала души, а после второго пришествия Христа – тела. То есть получение бессмертного тела как у Адама и Евы в раю, которые не знали болезней и старости. Эта теория ближе всего к аскетизму, просто говорит, что в мире, искаженном дьявольским вмешательством, где есть смерть, болезни, страдание, грех, счастье в полном объеме или удовольствие без греха практически недостижимо. Что требуется для спасения? Пост – у протестантов его нет, у католиков – 1 месяц в году, у православных – в среднем 200 дней в году (каждая среда и пятница, три больших поста по 40–49 дней и несколько небольших). Допускаются послабления больным, детям, старым, тяжело работающим, путешествующим. Молитва (полчаса в день). В воскресенье сходить на службу в церковь (протестанты и католики сидят, православные перед лицом Бога стоят). Жертва: раньше отдавали десятую часть дохода на содержание церкви, сейчас кто сколько даст, чтобы священники и их семьи не умерли с голоду, смогли содержать храм. Причастие (у протестантов может быть всего 1 раз за всю жизнь), у католиков и православных желательно как можно чаще, хотя бы 1 раз в месяц, минимум для выживания – 2 раза в год, скажем, на Рождество и Пасху. И чтение Библии хотя бы по воскресеньям. И, конечно, жизнь по заповедям. 3. Притча о блудном сыне «У одного человека было два сына; однажды сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» 4. Притча о зарытом таланте «Человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: – Господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрёл на них. Господин его сказал ему: – Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. |