Главная страница

Навечерия пасхи. Пасха. Светлое христово воскресение навечерие пасхи в святую ночь


Скачать 85.23 Kb.
НазваниеПасха. Светлое христово воскресение навечерие пасхи в святую ночь
Дата26.02.2023
Размер85.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНавечерия пасхи.docx
ТипДокументы
#955355
страница1 из 3
  1   2   3

ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

НАВЕЧЕРИЕ ПАСХИ В СВЯТУЮ НОЧЬ

1. Согласно многовековой традиции, Святая Ночь — это ночь бдения во славу Господа (Исх 12, 42). Верные, послушные словам Евангелия (Лк 12, 35), держа в руках горящие свечи, должны уподобляться людям, ожидающим своего Господа, чтобы Он, возвратившись, нашёл их бодрствующими и соделал участниками Своей трапезы.

2. Навечерие этой ночи, вершина и благороднейшее из всех торжеств, должно быть единственным в каждом храме. Оно устроено таким образом, что после Светильничного Богослужения и провозглашения Пасхи (первая часть Навечерия) Святая Церковь вспоминает великие дела, которые Господь Бог сотворил от начала для Своего народа, слушая внимательно слова и обетования Божии (вторая часть Литургии Слова); затем, при приближении дня Воскресения, Церковь со своими новыми членами, возрождёнными крещением (третья часть), призывается к трапезе, которую Христос Господь уготовал Своему народу Своей смертью и воскресением (четвёртая часть Навечерия).

3. Все обряды Навечерия Пасхи совершаются ночью: строго запрещается совершать их до наступления ночи, закончить же надлежит до восхода солнца в воскресенье.

4. Месса Навечерия, даже если она служится до полуночи, является Пасхальной Мессой Воскресения Господня.

5. Те, кто участвовал в Мессе ночью, могут повторно причаститься на Мессе днём. Священник, служащий или сослужащий Навечерие Пасхи, может повторно служить или сослужить Мессу днём.

Навечерие Пасхи занимает место Часа Чтений.

6. Священнику обычно помогает диакон. При его отсутствии обязанности его чина, за исключением указанного ниже, исполняет сам предстоятель или сослужащий священник. Священник и диакон одеваются в облачения белого цвета, как для Мессы.

7. Надлежит приготовить свечи для всех, участвующих в Навечерии. Освещение храма гасится.
Часть первая

ТОРЖЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО НАВЕЧЕРИЯ,

ИЛИ СВЕТИЛЬНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОГНЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПАСХАЛА
8. В подходящем месте вне храма разжигается костёр. Когда там собрался народ, приходит священник со служителями, один из которых несёт пасхал. Процессионные крест и свечи не используются. Если же невозможно разжечь огонь вне храма, используется обряд, описанный ниже, № 13.
9. Священник и верные осеняют себя крестным знамением, в это время священник произносит «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», затем как обычно приветствует собравшийся народ и кратко наставляет его о Навечерии этими или подобными словами:

Возлюбленные братья и сёстры!

В эту святую ночь,

когда Господь наш Иисус Христос перешёл от смерти в жизнь,

Церковь приглашает своих детей, рассеянных по всей земле,

собраться вместе для бодрствования и молитвы.

Ибо, творя воспоминание Пасхи Господней,

слушая слово Божие и празднуя Его Тайны,

мы обретаем надежду

приобщиться к торжеству победы Христа над смертью

и жизни с Ним в Боге.

10. Затем священник, простирая руки, благословляет огонь.

Помолимся.

Боже, через Сына Твоего Ты дал верующим огонь Твоей славы.

Просим Тебя, освяти этот новый огонь,

через пасхальные торжества

воспламени в нас желание небесных благ

и удостой нас прикоснуться чистою душою

к торжеству вечного света.

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.

11. После благословения нового огня один из служителей держит пасхал перед священником, который резцом чертит на свече крест. Затем ставит над ним греческую букву Альфа, под ним — букву Омега, и между перекладинами креста — четыре цифры текущего года, произнося при этом:

Христос — вчера и сегодня (проводит вертикальную черту);

Начало и Конец (проводит горизонтальную черту);

Альфа (ставит букву Альфа над вертикальной чертой);

и Омега (ставит букву Омега под вертикальной чертой);

Ему принадлежат времена (ставит первую цифру года в верхнем левом углу креста);

и века (ставит вторую цифру года в верхнем правом углу креста);

Ему слава и владычество (ставит третью цифру года в нижнем левом углу креста);

во веки и в вечность. Аминь (ставит четвёртую цифру года в нижнем правом углу креста).


Α



2

2

2

0

Ω


1 2. После начертания креста и других знаков священник может вонзить в свечу пять крупиц ладана крестообразно, громко говоря при этом:

1. Ранами Своими святыми

2. и славными

3. Защищает

4. и хранит нас

5. Христос Господь. Аминь.
13. Там, где условия препятствуют разжечь костёр, благословление огня приспосабливается к обстоятельствам. Народ собирается в храме. Священник со служителем, несущим пасхал, следует к дверям храма. Народ, насколько возможно, поворачивается к священнику. Совершается приветсвие и увещание, как выше в № 9, затем благословляется огонь и приготовляется пасхал, как выше в №№ 10-12.

14. Священник возжигает пасхал от нового огня со словами:

Свет Христа, воскресающего во славе, да рассеет тьму в сердцах и душах.
В том, что касается вышеописанных элементов, Конференции епископов могут установить и другие формы, более соответствующие культуре народа.
ПРОЦЕССИЯ

15. Когда пасхал зажжён, один из служителей берёт горящие угли из огня и кладёт их в кадило, священник, обычным образом, наполняет кадило. Диакон или, при его отсутствии, другой подходящий служитель берёт от служителя пасхал, и выстраивается процессия. Служитель с дымящимся кадилом идёт перед диаконом или иным служителем, несущим пасхал. За ним следуют священник со служителями и народом, при этом все держат в руках незажжённые свечи.

В дверях храма диакон останавливаетется и, поднимая пасхал, поёт:

С. Свет Христа.

Н. Благодарение Богу.
Священник зажигает свою свечу от пасхала.

Затем все следуют в храм, во главе идёт диакон с пасхалом. Если используется кадило, то служитель с дымящимся кадилом следует перед диаконом.

16. Затем диакон, дойдя до середины храма, останавливается и, поднимая пасхал, второй раз поёт:

Cвет Христа.

Все отвечают:

Благодарение Богу
Все зажигают свечи от пасхала и идут далее.
17. Подойдя к алтарю, диакон, повернувшись к народу, приподнимает пасхал и в третий раз поёт:

Cвет Христа.

Все отвечают:

Благодарение Богу.

Затем диакон устанавливает пасхал на большой подсвечник, приготовленный около амвона или посреди пресвитерия. Зажигаются светильники в храме, за исключением свечей на алтаре.
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ПАСХИ
Провозглашение может возвещаться, в отсутствие диакона, самим священником или другим сослужащим пресвитером. Если же по необходимости провозглашение возвещает певчий мирянин, он опускает слова «Посему и вы…» до конца предначинания и приветствие «Господь с вами».
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ПАСХИ (длинный вариант)

Да ликуют сонмы ангелов в небе,

да ликуют силы небесные,

и да возвестит труба спасения

победу столь славного Царя!

Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом,

и, наполняемый сиянием вечного Царя,

весь мир да познает своё избавление от мрака!

Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света!

И да исполнится это место великого гласа людского.

(Посему и вы, возлюбленные братья и сёстры,

представ перед чудесным сиянием этого света,

призывайте вместе со мною милосердие Всемогущего Бога,

чтобы Он, удостоивший меня незаслуженно

быть в числе Его служителей,

наполнил меня сиянием Своего света

и сподобил воспеть славу этой свечи.)
(С. Господь с вами.

Н. И со духом твоим.)

С. Вознесём сердца.

Н. Возносим ко Господу.

С. Возблагодарим Господа Бога нашего.

Н. Достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно

всем сердцем и душой

многогласно славить невидимого Бога Отца Всемогущего

и Его Единородного Сына

Господа нашего Иисуса Христа;

Он за нас предвечному Отцу заплатил долг Адама

и Своею Кровью милостиво изгладил начертание древней вины.

Ибо ныне — пасхальные торжества,

когда совершается заклание истинного Агнца,

и Его кровь освящает двери верных.

Это ночь,

в которую некогда отцов наших, сынов Израиля,

Ты вывел из Египта

и перевёл через Красное море сухими стопами.

Это ночь,

когда тьму греховную рассеял столп света.

Это ночь,

которая ныне во всём мире верующих во Христа,

освобождённых от мирских пороков и тьмы греховной,

возвращает к благодати и собирает в общение святых.

Это ночь,

когда, разрушив узы смерти,

Христос от ада взошёл победителем.

Ибо тщетным было бы наше рождение,

если бы Он не искупил нас!

О, сколь чудесно Твоей милости о нас благоволение!

О, сколь неизреченно богатство любви:

ради искупления раба, Ты предал Сына!

О воистину необходимый грех Адама,

который изглажен смертью Христа!

О счастливая вина,

заслужившая столь славного Искупителя!

О воистину блаженная ночь —

та единственная, что удостоилась знать время и час,

когда Христос воскрес от ада!

Это ночь, о которой написано:

и ночь будет светла как день;

и ночь — свет мой в ликование мне.

Освящение этой ночи изгоняет зло, смывает вину,

возвращает падшим невинность и унывающим радость,

изгоняет вражду, рождает согласие

и покоряет всякую власть.

По благодати этой ночи

прими, Отче Святой, вечернюю жертву хваления,

которую в торжественном приношении этой свечи —

плода трудов пчелиного роя —

совершает руками Твоих служителей святая Церковь.

Но теперь мы знаем, что возвещает эта свеча,

которая пылает огнём во славу Божию;

и её сияние не угасает,

хотя её пламя разделяется, раздавая свет.

Его питает тающий воск,

который дала мать-пчела

для создания этого драгоценного светильника.

О воистину блаженная ночь,

в которой соединяется земное с небесным,

человеческое с Божественным!

Итак, мы молим Тебя, Господи,

пусть эта свеча, освящённая во славу имени Твоего,

продолжает гореть не угасая,

чтобы рассеять мрак этой ночи.

И пусть она, принятая, как приятное благоухание,

соединится с небесными светилами.

Пусть её пламя сияет до той поры,

когда его встретит Утренний Свет,

Солнце незакатное — Христос, Сын Твой,

Который, взойдя от ада, озарил Своим мирным светом

человеческий род

и живёт и царствует во веки веков.

Аминь.
Часть вторая

ЛИТУРГИЯ СЛОВА
20. Для бдения этого Навечерия, матери всех бдений, предлагается девять чтений, а именно семь из Ветхого Завета и два из Нового (Послание и Евангелие). Все они должны быть прочитаны, где это только возможно, чтобы был сохранён характер бдения, предполагающий продолжительность.

21. Однако, если того требуют серьёзные пастырские обстоятельства, можно уменьшить число чтений из Ветхого Завета. Однако, всегда следует принимать во внимание, что чтение Слова Божия является основополагающей частью этого Навечерия Пасхи. Должны быть прочитаны по меньшей мере три чтения из Ветхого Завета, то есть из Закона и Пророков и пропеты соответствующие ответные псалмы. Никогда не опускается чтение гл. 14 книги Исхода со своей песнью.


22. После окончания Провозглашения Пасхи все гасят свечи и садятся. Перед началом Чтений священник обращается к народу с такими или подобными словами:
Возлюбленные братья и сёстры,

торжественно начав Пасхальное Бдение,

благоговейно выслушаем Слово Божие.

Будем размышлять о том,

как Бог в минувшие времена спасал народ Свой,

и, когда пришла полнота времён,

послал нам Своего Сына как Искупителя.

Помолимся, чтобы Бог наш

совершил в нас дело пасхального спасения

и привёл к полноте искупления.
23. Затем следуют Чтения. Чтец идет к амвону и читает Первое Чтение, затем псалмист или певчий произносит Псалом, народ повторяет припев.

Затем все встают. Священник говорит: «Помолимся».

И после того как все некоторое время молятся в молчании, произносит молитву, соответствующую чтению.

Вместо Ответного Псалма допускается некоторое время сохранять священное молчание, в таком случае опускается пауза после «Помолимся».


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ, КРАТКИЙ ВАРИАНТ

Быт 1, 1. 26-31a

Чтение книги Бытия.

В начале сотворил Бог небо и землю. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 33(32)

Припев: Милости Господней вся земля полна.
Ибо слово Господне право, *

и все дела Его верны.

Он любит правду и суд; *

милости Господней полна земля.
Словом Господа сотворены небеса, *

и духом уст Его — всё воинство их.

Он собрал, будто груды, морские воды; *

положил бездны в хранилищах.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — *

племя, которое Он избрал в наследие Себе.

С небес призирает Господь, *

видит всех сынов человеческих.
Душа наша уповает на Господа: *

Он — помощь наша и защита наша.

Да будет милость Твоя, Господи, над нами, *

как мы уповаем на Тебя.

24. Молитва после первого чтения (о сотворении человека):

Боже, Ты чудесным образом сотворил человека

и ещё чудеснее искупил его.

Молим Тебя,

помоги нам силою духа противостоять соблазну греха, *

чтобы мы достигли вечной радости.

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ, КРАТКИЙ ВАРИАНТ

Быт 22, 1-2. 9-13. 15-18

Чтение книги Бытия.

В те дни: Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник и разложил дрова. И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвёл Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна, и принёс его во всесожжение вместо сына своего. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 16(15)

Припев: Храни меня, Боже, в Тебе моя надежда.
Господь есть часть наследия моего и чаши моей. *

Ты держишь жребий мой.

Всегда видел я пред собою Господа, *

ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; *

даже и плоть моя успокоится в уповании;

ибо Ты не оставишь души моей в аде *

и не дашь святому Твоему увидеть тление.

Ты укажешь мне путь жизни:

полнота радостей пред лицом Твоим, *

блаженство в деснице Твоей вовек.

25. Молитва после второго чтения (о жертве Авраама):

Помолимся.

Боже, Отче всех верных,

даруя благодать усыновления,

Ты по всей земле умножаешь детей Твоего обетования;

Пасхальной Тайной Ты исполняешь клятву,

данную слуге Твоему Аврааму,

сделать его отцом всех народов. *

Помоги народу Твоему

достойно принять благодать Твоего призвания.

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.
ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ

Исх 14, 15 — 15, 1

Чтение книги Исхода.

В те дни: И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли. А ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними. И покажу славу Мою на фараоне и на всём войске его, на колесницах его и на всадниках его. И узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его. И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевым, и пошёл позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошёл в средину между станом Египетским и между станом Израилевым, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь. И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного, и привёл в замешательство стан Египтян. И отнял колёса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь воюет за них против Египтян. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простёр Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в своё место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян; и увидели сыны Израилевы Египтян мёртвыми на берегу моря. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию, и говорили:

Не произносится: Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Исх 15

Припев: Господа Бога с радостью прославьте.
Пою Господу, *

ибо Он высоко превознёсся;

коня и всадника его *

ввергнул в море.
Господь крепость моя и слава моя, *

Он был мне спасением.

Он Бог мой, и прославлю Его; *

Бог отца моего, и превознесу Его.
Господь муж битвы, Ягве имя Ему. *

Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море,

и избранные военачальники его *

потонули в Красном море.
Пучины покрыли их; *

они пошли в глубину, как камень.

Десница Твоя, Господи, прославилась силою; *

десница Твоя, Господи, сразила врага.
Введи его и насади его на горе достояния Твоего, *

на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи,

во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! *

Господь будет царствовать во веки и в вечность.
26. Молитва после третьего чтения (о переходе через Красное море):

Помолимся.

Боже, и в наше время мы созерцаем

сияние древних чудес Твоих:

как, явив силу десницы Своей,

Ты избавил один народ от преследования фараона, *

так и все народы Ты спасаешь водами возрождения.

Сподобь всех людей стать сынами Авраама *

и обрести достоинство народа избранного.

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.
ПЯТОЕ ЧТЕНИЕ Ис 55, 1-11

Чтение книги пророка Исаии.

Так говорит Господь: Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое своё за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно, и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне; послушайте, и жива будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождём и наставником народам. Вот, ты призовёшь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, но напояет землю, и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Ис 12,

Припев: В радости идите к источнику спасенья.
Вот, Бог — спасение моё: *

уповаю на Него, и не боюсь;

ибо Господь — сила моя, и пение моё — Господь; *

и Он был мне во спасение.

И в радости будете почерпать воду *

из источников спасения.
Славьте Господа, *

призывайте имя Его;

возвещайте в народах дела Его; *

напоминайте, что велико имя Его.

Пойте Господу, ибо Он соделал великое; *

да знают это по всей земле.

Веселись и радуйся, жительница Сиона: *

ибо велик посреди тебя Святой Израилев.
28. Молитва после пятого чтения (о спасении всех людей):

Помолимся.

Всемогущий, вечный Боже,

единственная надежда мира,

Ты через пророков Твоих

возвестил тайны нынешних времён.

Укрепи намерения преданного Тебе народа, *

ибо только по Твоему вдохновению

возрастает всякая добродетель.

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.

СЕДЬМОЕ ЧТЕНИЕ

Иез 36, 16-17a. 18-28

Чтение книги пророка Иезекииля.

И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял её поведением своим и делами своими. И Я излил на них гнев Мой за кровь, которую они проливали на этой земле, и за то, что они оскверняли её идолами своими. И Я рассеял их по народам, и они развеяны по землям; Я судил их по путям их и по делам их. И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Моё, потому что о них говорят: «они — народ Господа, и вышли из земли Его». И пожалел Я святое имя Моё, которое обесславил дом Израилев у народов, куда пришёл. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Моё, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотское. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом.

Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 51(50)

Припев: Чистое сердце, Боже, сотвори во мне.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, *

и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего, *

и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего, *

и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, *

и нечестивые к Тебе обратятся.
Ибо жертвы Ты не желаешь, — *

я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу дух сокрушённый; *

сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже.

30. Молитва после седьмого чтения (о новом сердце и новом духе):

Помолимся.

Боже, Ты подготавливаешь нас

к празднованию Пасхального таинства

Писаниями обоих Заветов.

Дай нам познать Твоё милосердие, *

чтобы, принимая нынешние блага,

мы укрепились в ожидании будущих.

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.
31. После последнего чтения из Ветхого Завета со своим Ответным Псалмом и Молитвой зажигаются свечи на алтаре. Священник начинает гимн «Слава в вышних», который все продолжают. При этом звонят в колокола в соответствии с местными обычаями.

32. После гимна священник обычным образом читает Вступительную молитву:

Помолимся.

Боже, эта святая ночь

сияет славой Воскресения Христова.

Оживи в Церкви Твоей дух усыновления, *

чтобы, обновлённые телом и душою,

мы служили Тебе чистым сердцем.

Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,

Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, *

Бог, во веки веков.

33. Затем чтец произносит чтение из Нового Завета.
ЭПИСТОЛА Рим 6, 3-11

Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

Братья: Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Слово Божие.

34. После чтения Послания все встают. Священник трижды провозглашает «Аллилуйя», постепенно повышая тональность; возглашение все повторяют. Если необходимо, «Аллилуйя» запевает псалмист.

Затем псалмист или певчий произносит Псалом 118(117), на который народ отвечает «Аллилуйя».
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 118(117)

Припев: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Славьте Господа, ибо Он благ, *

ибо вовек милость Его.

Да скажет ныне Израиль: *

Он благ, ибо вовек милость Его.
Десница Господня высока, *

десница Господня творит силу!

Не умру, но буду жить *

и возвещать дела Господни.

Камень, который отвергли строители, *

соделался главою угла.

Это от Господа, *

и есть дивно в очах наших.
35. Священник обычным образом наполняет кадило и благословляет диакона. На чтение Евангелия не используются свечи, но только кадило.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 16, 1-8

Чтение святого Евангелия от Марка.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Иисуса. И весьма рано, в первый день недели приходят ко гробу, при восходе солнца. И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален, а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Слово Господне.
36. После Евангелия не следует опускать проповедь, хотя бы краткую.

  1   2   3


написать администратору сайта