Учебная Программа По Философии (Казарян А. Т.). Учебная Программа По Философии (Казарян А. Т. Планы семинарских занятий по дисциплине философия для студентов 1 курса дневного отделения мгуп
Скачать 388.5 Kb.
|
…………………………………………………………………………………………………… МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ ......................................................................................................................................................... УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ МГУП (факультеты – ДКИР, ДКЖУР, ДКИ) ) Составитель - Казарян Александр Торгомович Москва 2008 ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИРаздел I. Предмет и задачи философии. Происхождение философии как философская проблема. Миф и философия. О природе мифологического мышления. Проблема символа в мифологии и философии. 1. Общая характеристика античной философии. А). Философия «досократиков». Милетская школа философии. Философия Пифагора: музыкально-космологическая, этическая и концепция числа. Орфико-пифагорейское учение о душе. Учение Гераклита о Логосе и «становлении». Учение Парменида о бытии и небытии, истине и мнении. Апории Зенона. Понимание бытия и небытия, природы и человека в философии Эмпедокла, Анаксагора и Демокрита. В). Софисты и греческое Просвещение. Философия Сократа: учение о методе и этика. Диалог Платона «Апология Сократа». Учение Платона об идеях. Проблема «материи» в философии Платона. Учение Платона о познании. Диалектика Платона. Учение Платона о душе и добродетелях. Платон о государстве. Онтология Аристотеля. Учение о четырех «причинах» сущего. Теория знания Аристотеля. Учение Аристотеля о категориях. Этика и учение о государстве Аристотеля. С). Философия неоплатонизма. Учение Плотина о Едином, Уме и Душе. 2. Общая характеристика основных проблем раннехристианской философии: философия и религия, философия истории, апофатическое и катафатическое учение о Боге, учения о душе человека, диалектика и логика (Тертуллиан, бл. Августин, Ареопагитики, преп. Иоанн Дамаскин и др.). 3. Основные проблемы средневековой философии: проблема веры и знания, спор об универсалиях. Онтологическое доказательство бытия Божиего у Ансельма Кентерберийского. Философия Фомы Аквинского: учение о гармонии веры и знания. 4. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Основные представители возрожденческого неоплатонизма. Учение Николая Кузанского об «абсолютном максимуме и минимуме». 5. Общая характеристика новоевропейской философии. Учение Декарта о «сомнении». Мышление и «врожденные идеи», доказательства существования Бога по Декарту. Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Этика Спинозы. Основные проблемы монадологии Лейбница. Учение о «предустановленной гармонии» и теодицея Лейбница. Учение Канта о чувственности и рассудке (категории рассудка). Проблема синтеза, «вещь в себе» и «вещь для нас» в философии Канта. Учение Канта о разуме и возможностях его конститутивного и регулятивного применения. Космологические антиномии Канта о доказательствах существования Бога. Этика Канта: учение о личности, свободе, долге, «легальности и моральности». Учение Канта о душе и Боге. Философская вера Канта. Тождество бытия и мышления как исходный пункт философии Гегеля. «Логика» Гегеля: основные определения и категории: учение о бытии, сущности и понятии. Общая характеристика учения о «природе». Гегель об «абсолютном Духе» и высших формах его выражения в искусстве, религии и философии. Философия истории Гегеля. Христианство как «абсолютная религия» по учению Гегеля. «Философия мифологии и Откровения» Шеллинга. Учение Фейербаха о человеке: сущности и существования человека. Антропотеизм Фейербаха и его «религия любви». Общая характеристика «первого позитивизма». Атеизм, диалектический и исторический материализм Маркса. Концепция общественно-экономической формации и философия истории Маркса: коммунизм как утопический проект. Учение Ницше о нигилизме, переоценке всех ценностей, воле к власти и сверхчеловеке. 6. Общая характеристика современной философии: неокантианство, философия жизни, неопозитивизм. Феноменология Гуссерля. Экзистенциализм: учение Хайдеггера о бытии и сущем, «заботе», времени, «экзистенции»; философия Ясперса (сознание и экзистенция, подлинное бытие и «пограничные ситуации»). Философия истории и культуры Шпенглера. Психоанализ (Фрейд, Юнг) и современная философия. Проблема взаимоотношения философии и религии в XX в. (Жильсон, Бальтазар, Барт, Тиллих). 7. Краткий обзор истории русской философии и ее основных направлений - философии славянофилов и западников, философии всеединства, софиологии, персонализма и др. (А.С.Хомяков, П.Я.Чаадаев, К.Леонтьев, В.С.Соловьев, Н.Н.Федоров, Вяч.Иванов, Н. А.Бердяев, С.Л.Франк, Л.Шестов, свящ. Павел.Флоренский, С.Н. Булгаков). Раздел II. Христианство и античные истоки европейской философии (древняя философия в оценке Климента Александрийского). О значении разработанного в античной философии логико-понятийного языка для античной науки и христианского богословия. Философия, знание и наука (их взаимосвязь и отличия). Основное деление философских наук. Метафизика и онтология. Проблема бытия и сущего в философии (исторический обзор основных подходов). Проблема субстанции в новоевропейской философии. Проблема познания в философии. Учение об истине. Вера и знание. Истина в философии и христианском богословии. Чувственное и рациональное в философии. Проблема интуиции в философии. Опытное и внеопытное знание. Методы философии. О соотношении логического и внелогического. Логика формальная и диалектическая. Система категорий в философии. Феноменология и герменевтика. Проблема мира в философии (обзор основных концепций мира). Философское и христианское понимание мира. Пространство и время (основные концепции). Философские учения о человеке. Проблема души и тела. Душа и Дух. Проблема сознания. Сознательное и бессознательное. Сознание и экзистенция. Тема личности в философии. Сравнительный анализ философской и христианской постановки проблемы человека. Предмет этики. Проблема обоснования нравственных норм в философии. Этика гетерономная и автономная. Философская этика и христианство. Учения о добре и зле. Проблемы свободы воли и предопределения в философии. Предмет социологии как философской науки о возникновении, существовании и устройстве общественной жизни. Человек и общество. Философия власти. Принципы разделения властей. Философские учения о государстве и праве. Философия истории: принципы построения и основные концепции философии истории. Тема прогресса в философии истории. Как возможна христианская концепция истории? Предмет эстетики: основные понятия и категории. Философия и вера. Атеизм в древней и современной философии. Критические замечания к вопросу о «философии религии». Основные принципы построения «философии религии» в немецком идеализме (Кант-Гегель-Шеллинг-Шлейермахер). Поиски синтеза философии и христианского богословия в западноевропейской и русской мысли. Экзаменационные вопросы для студентов 1 к.
Парменида'>ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ (ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР) Тема I Философия досократиков. Учения Пифагора, Гераклита и Парменида Общая характеристика философии досократиков (учение о началах и природе). Краткая характеристика основных учений Милетской школы философии. Философия Пифагора. Общая характеристика пифагореизма и основные этапы его исторического развития. Учение о числе и числовой гармонии. Пифагорейское учение о космосе. 4). Политические и нравственно-религиозные идеалы пифагорейства. Философия Гераклита. Эфесского. Учение Гераклита о Логосе: а) основные значения термина «Логос»; б) метафизика вечно сущего Логоса (Огонь – Судьба – Логос); в) учение о «Логосе души». Тема бытия и небытия в учении Гераклита; анализ фрагмента В49а (по Дильсу). Пространство и движение, время и вечность в учении Гераклита. 4) Противоположности (их типы и переход друг в друга). Элейская школа. Философия Парменида. Общая характеристика Элейской школы. Парменид о бытии и небытии (ничто), едином и множественном. «Путь знания» и «путь мнения» в философии Парменида. Апории Зенона. Вопросы
Литература обязательная. Тексты: Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С. 275-299; Или - Электронная библиотека по философии. Т.9. Антология мировой философии. Учебная литература: Асмус В.Ф. Античная философия (любое издание, начиная – М., 1976). Главы I-II. Дополнительная литература: Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы: 1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996. Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997; Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 2003; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991; Соколов В.В. Историческое введение в философию. МГУ [М.], 2004. 2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Лосев А.Ф. Гераклит. Парменид. Зенон Элейский. Пифагореизм // Философская Энциклопедия. (В 5 Т.) М., 1960-1970. Т.1.С.352-354. Т.2. С. 169-174. Т. 4. С.215-216, С.260-262; Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. [Элейская философия] С.5-10, [Пифагореизм] С.11-20; Лебедев А.В. Пифагор. Пифагореизм // Философский Энциклопедический Словарь. М., 1983. С.494-496. 3) дополнительные тексты Пифагора, Гераклита, Парменида, Зенона Элейского / Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989; Античная философия (Фрагменты и свидетельства) М., 1940. С.21-23. 27-37. 46-50; Маковельский А.О. Досократики. Ч.I-III. Казань,1914-1919. 4) специальные исследования: Кессиди Ф.Х. Гераклит. М., 1982. С.61-183; Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. М. 1990. С.30-55; Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980. Контрольные вопросы по Теме I. для самостоятельной проверки знаний Объясните следующие высказывания: Пифагор «Пифагорейцы утверждают, что вещи существуют по подражанию числам». «Пифагор, сын Мнесарха, первый назвавший философию этим именем, [признает] началами числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями, элементы же, называемые геометрическими, [он считает] состоящими из тех и других [начал]». Гераклит «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим». «Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь [есть бог], судьба же – логос [разум], созидающий сущее из противоположных стремлений». «Душе присущ самообогащающийся логос». «Признак мудрости согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино». «Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно [каждый] имеет свое особое разумение». «Ведь все человеческие законы питаются единым божественным». «В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем». Парменид «Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса. Есть бытие, а небытия вовсе нету; Здесь достоверности путь, и к истине он приближает. Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует. Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, Мысли тебе не найти». |