Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Структура философского знания.

  • 3. Основные функции философии

  • 4. Становление философии.

  • 5. Философия и мифология.

  • 8. Философия средних веков

  • 9. Философия эпохи возрождения.

  • Основные типы б-я

  • 10. Философия Нового времени и Просвещения.

  • 11. Немецкая классическая философия.

  • Шпаргалки философия. Предмет и метод философии


    Скачать 288.5 Kb.
    НазваниеПредмет и метод философии
    АнкорШпаргалки философия
    Дата09.12.2021
    Размер288.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалки философия.doc
    ТипЗакон
    #297876
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. Предмет и метод философии.

    Философия - наука о всеобщ. закономерностях, к-м подчинены как бытие, т.е. природа и общ-во, так и мышление человека, процесс познания. Основным вопро­сом Ф. явл-ся отношение мышления к бытию, сознания к материи. Ф. как наука возникает из необх-ти выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и з-нов. В Ф. сущ-ет поляризация на два противоположных направления - материализм и идеализм, промежуточное положение м/у ними занимает дуализм. Уточне­ние проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф. различных сторон. К ним относятся онто­логия, гносео­логия (теория познания), логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф. Ролью Ф. в общ-ве явл-ся то, что изучение Ф. способствует развитию самосознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития чел-й культуры, дает тем самым мас­штаб для их оценки и связи отдельных звеньев знания в единстве мировоззрения.

    Диалектика–метод, при котором вещи, явления, рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

    Метафизика–метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично(игнорируются изменения, самодвижение, саморазвитие), однозначно(поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям).

    Догматизм–восприятие мира через призму догм–принятых убеждений. Присущ средневековой теологической философии.

    Электрика–метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций. Часто применяется для обоснования взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

    Софистика–метод, основанный на выведении ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок. Распространена в Древней Греции.

    Герменевтика–метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Распространен в западной философии.

    Одновременно и направлениями и методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.
    2. Структура философского знания.

    Структура философского знания:

    1) Ядро философии - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

    2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как человек познает мир и самого себя.

    3) Онтология - учение о бытии.

    4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития общества. От общей социологии отделились такие науки : этика, политология, религиоведение и др., которые существуют сегодня как самостоятельные науки.

    5) Историко-филосовский раздел - изучение истории философских учений.

    Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязательное для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как система умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности.

    Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеология исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеология либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает возможность познания мира.

    Аксиология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразуют окружающий мир, люди создают материальные и духовные ценности. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христианская мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, государство и социальная справедливость.
    3. Основные функции философии

    В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в обществе, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции:

    1. логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки зрения их соответствия законам логики)

    2. методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов познания предмета)

    3. эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности научного и технического творчества)( проявляется в возможности получен. новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа проблемы и путей ее решения)

    4. мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр. знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение людей)

    5. критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов)


    4. Становление философии.

    Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости» философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен. человеческого познания.

    Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя, распада Римской империи, войн и т.д.,но эти социальные потрясения способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего учения.

    Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную логику и схоластику.

    Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления ф-кого атеизма. Происходит как бы распад прежней проблематики: познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей природы.

    Постепенно познание природных явл. специализ.,учен. все больше заним. сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии. Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами.

    5. Философия и мифология.

    Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мифология

    Мифология – представляет собой осмысление и представления мира и человека в фантастических образах и сюжетах. Основные формы мифологии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.

    В основе первобытной и античной мифологии лежит олицетворение природы, т.е. уподобление ее человеку, человеческому способу существования.

    Объяснен природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил.

    Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.

    Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки.

    В недрах мифологии сформировалась религия.

    Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.

    Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей  основной признак религии – вера в сверхестеств.

    Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.

    Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом -ния их убедительности являлись логика и здравый смысл.

    Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.

    По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:

    1. жизненно практический или уровень обыденного сознания.

    2. теоретический.

    Первый базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и складывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур. крайне не однороден, т.к. не однородны его носители. На формиров. этого уровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов., интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур. включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. и познанный опыт каждого конкретного индивида.

     не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки преодолев. на 2-ом уровне теор.

    Второй: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое обоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а так же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер деятельности людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен. предметом теоретического анализа.

    Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае

    первому уровню соответствует мифология и религия

    второму - философия.
    7. Античная философия.

    Философия зародилась в странах Древнего Востока: Индии и Китае в I веке д.н.э. Европейская философия возникла в Древней Греции в V веке. Она развивалась в тесной связи с конкретными знаниями о природе. Специфика др.греч. философии: стремление понять сущность природы, мира в целом. Главный вопрос о первоначале мира: из чего все произошло. Фалес считал, что все вещи рождаются из воды, а разрушаясь, опять превращаются в воду, испарения воды питают Солнце, звезды… По Гераклиту огонь выступает в качестве начала Вселенной, он субстанция (– предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему) бытия, т.к. пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир – упорядоченный Космос, он вечен и бесконечен. Он ни кем не был создан, он просто был, есть и будет есть вечно живим огнем. На основе превращений огня и строится космология Гераклита. Предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая,, вновь обращаются в огонь. Взе изменения мироздания происходят подчиняясь необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – ЛОГОС. Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, образа мира. Вся природа, не останавливаясь, изменяет своё состояние, вся жизнь - это Движение.

    8. Философия средних веков

    До сих пор спорят как дотировать средневековую философию. (4...5 - 15в.н.э.). Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей эры в восточных провинциях Римской империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого строя. Именно с христианством связана средневековая философия. Идея Христианства лежит в идеи божьего спасения. Одной из главных и важных идей которую выдвинуло христианство это то, что все люди перед богом равны. Основным источником христианства была иудейская религия, христианская религия полностью приняла еврейский старый завет. В начале христианство в основном было религией угнетенных масс. Постепенно к этой религии присоединяются и другие классы общества. Но клир (место священников и т.д.) захватили именно богатые слои общества. Позже при Константине Великом христианство в Римской империи признается государственной официальной религией. Все языческие культы были запрещены. Халкидонский собор(451г) закрепил официально положение христианской религии в Риме. Христианская религия вырабатывает определенно мировоззрение, которое и называют христианской философией. Первой фазой христианства была патристика, которую делят на два этапа:

    1) на первом этапе заложена сильная единая церковь и изложены основные христианские догматы (325г. Николаевский собор).

    2) второй этап патристики характеризуется творчеством Августина. Патристику разделяют

    1) По роли в обществе

    а) апологическая

    б) систематическая

    2) По развитию

    а) западная

    б) восточная

    3) греческая и латинская. Второй фазой была эпоха схоластики (8-14..15в) В этот период христианская философия развивается более основательно. Схоластика делится на

    1) Ранняя схоластика 8...12в

    2) Расцвет 13в

    3) Поздняя схоластика 14...15в

    Для схоластики характерна связь с работами Аристотеля. Философия Аристотеля считались образцом.

    9. Философия эпохи возрождения.

    Возрождение интереса к античной фил. и культуре. 14-16вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что ф-я перестала играть роль служанки богословия. Наряду с авторитетом святого писания признаются на равных авторитеты античных мудрецов. Главные особенности фил. Ренессанса- антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм, пантеизм, тесная связь фил. и искусства. Возникла новая с-ма ценностей, где на 1 месте стоит чел. и природа, а затем религия. Происходит отделение религии от науки, а затем и от политики и морали. Время становления опытных наук. Повсеместно распространено чувство юности, молодости.

    Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. ЭВ была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой. Люди должны быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба. Наиболее выдающиеся деятели: Лютер, Кальвин, Цвингли, Бруно, Маккиавели, Да Винчи, Коперник, Кеплер, Галилей, Кузанский. На эпоху ренессанса можно взглянуть как на великую попытку начать историю заново, на акт обновления, регенерацию времени. Именно в ренессанской культуре была выработана идея о безграничном могуществе чел-ка.

    Пантеизм(Бруно). Согласно мировому целому мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Бруно усматривал цели фил-и в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся “Богом в вещах”. Важнейшим положением, было в утверждении бесконечности природы. Бесконечное могущество Бога не может ограничиваться созданием конечного мира. Бесконечные свойства Бога - бесконечность природы. Отстаивал идею о безграничной мощи познавательных способностей чел-ка. Жить надо во имя чел-ва.

    Гуманизм – образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

    Антропоцентризм – человек не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.
    14. Бытие

    Бытие-всё то, что существует во вселенной. Категория бытия в разные периоды жизни общества рассматривалась с разных точек зрения. В античный период идеи бытия впервые выдвинул Парменид. Платон под бытием понимал « Царство чистых мыслей и красоты». Аристотель рассматривал бытие, как весь мат.мир. В целом в античный период произошло соединение философского понимания бытия с религиозным сознанием. В средние века онтология базировалась на бытие бога. Потом проблему бытия всесторонне рассматривалась великими философами: Декарт, Лейбниц, Беркли, Фихте, Гегель, Фейербах и др.

    Основные типы б-я:

    механические, физические, химические, геологические, биологические, социологические, кибернетические, духовные.

    Субстанция:

    - обозначает единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма, которой противостоит дуалистическая трактовка мира. В домарксистском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, параматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Домарксистский материализм рассматривает ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира.
    10. Философия Нового времени и Просвещения.

    Данная философия возникла в Европе в XVII-XVIII веке, во время буржуазных, промышленной и научной революций в странах Европы. В это время происходит бурное развитие естествознания, механики, математики, астрономии, медицины (связанно с мореходством, развитием военного дела. Ученые: Коперник, Кеплер, Галилей, Декарт, Лейбниц). Происходит смена ручного труда машинным производством. Наука из служанки богословия превращается в производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных знаний, разработки общей методологии познания, появляется множество оригинальных философских систем. Девиз "наука ради практики" приходит на смену схоластическому выражению "наука ради науки".

    Основные представители: Декарт Рене, Френсис Бэкон, Спиноза Бенедикт, Гоббс Томас.

    Рене Декарт - родоначальник рационализма (дедуктивный метод познания) Нового времени, представитель дуализма (материя, обладающая протяженностью, сознание, то, что обладает способностью мыслить). Ему принадлежит фраза: "мыслю, значит существую".

    Френсис Бэкон - родоначальник эмпиризма (в противоположность рационализму, индуктивный метод познания), материалист, автор фразы "Знание- сила". По его мнению, существует 2 метода познания: эмпирический, догматический.

    Спиноза Бенедикт - представитель материалистического монизма, рационализма. Выдвинул идею протяженной и мыслящей субстанции (Бог-Природа).

    Для философии Нового Времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания. В процессе решения этих проблем возникли два основных направления - эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

    Эмпиризм(сенсуализм, гносеологическое учение, где главное место отводится активной деятельности чувств человека) возник и распространился в передовых странах Европы (Англия, Франция). Эта теория являлась философским обоснованием естественнонаучного и социального познания. Основной тезис: "В разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах, "чувства и опыт- источник знания, разум- лишь систематизатор чувственных знаний".

    Родоначальником эмпиризма был Ф. Бэкон, им был введен индуктивный метод, в основе которого наблюдения, анализ, сравнения и эксперимент. Он признавал существование вещей объективным и не зависящей от психических способностей человека. Бэкон выводил ощущения из действия вещей на органы чувств человека. Недостатком гносеологических теорий было узкое, ограниченное представление о субъекте познания, оторванность теории от проблем общества и истории.

    В отличие от эмпиризма, рационализм главными источниками знания считает мысли и понятия. Мир сам по себе разумен, следовательно, познаваем средствами разума. Рационализм противоположен сенсуализму. Истинное невозможно познать чувствами, они слишком слабо развиты по сравнению с могуществом разума.

    Основоположник рационализма философ и математик Декарт- считал врожденными (априорными?) основные идеи и свойства человеческого ума. Критерии истинности он усматривал в ясности и отчетливости человеческого мышления.

    Основным методом познания он выдвинул дедуктивный метод- для постижения истины необходим определенный метод познания, его нужно разделить на столько частей, на сколько возможно для лучшего преодоления. Сложное объясняйте простым- так говорил Декарт.

    Основные положения рационального метода познания:

    1. истина является врожденной.

    2. истина является абсолютно полной.

    3. истина является вечной и имеет абсолютный всеобщий характер.

    4. Источником и критерием истины является разум. Истина не может быть выведена опытным и практическим путем.

    5. Сущность человека заключается в его способности мыслить.

    Для Декарта мыслить- значит сомневаться. Исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Но, сомнение- не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания.

    Активно развивал идеи Декарта Г.В.Лейбниц - изобретатель дифференциального и интегрального исчисления. Он подверг сомнению опыт, т.к. опыт всегда относителен и условен, он не может дать всеобщего знания.

    Спиноза, продолжая развивать учение Декарта, создал сложную систему познавательных способностей человека, основой которой является интуитивное знание. В своем главном труде "этика"- он стремиться к последовательному обоснованию рационализма в познании. Спиноза выдвигает монистическую философию протяженной и мыслящей субстанции(Бог-Природа).


    11. Немецкая классическая философия.

    Немецкая классическая философия хронологически охватывает период с последней четверти XVIII по первую треть XIX в. Предста­вителями немецкой классической философии являются И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель и Л. Фейербах. Некоторые исследователи полагают, что к этому течению можно отнести также учения К. Маркса и Ф. Энгельса, но подобная трактовка не является общепринятой.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта