Главная страница

хор Солнечный доп.образования. Программа художественной направленности хор Солнечный Возрастной диапазон учеников 12 13 лет 20222023 учебный год


Скачать 195 Kb.
НазваниеПрограмма художественной направленности хор Солнечный Возрастной диапазон учеников 12 13 лет 20222023 учебный год
Дата01.06.2022
Размер195 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлахор Солнечный доп.образования.doc
ТипПрограмма
#561850

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карталы»

Филиал МОУ «СОШ №1 г. Карталы» - «Специальная (коррекционная)

школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»


Согласовано:

Заведующая филиалом

________________Миронова Е.Л.


Утвержено:

Директор МОУ «СОШ №1 г. Карталы»_______Вёрткая С.А.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

художественной направленности

хор «Солнечный»

Возрастной диапазон учеников: 12 -13 лет

2022-2023 учебный год

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы: Карпова А.А.

г. Карталы

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Пояснительная записка………………………………………………………………….

3 стр.

  1. Учебно-тематический план…………………………………………………..................

7 стр.

  1. Содержание программы………………………………………………………………..

9 стр.

  1. Методическое обеспечение программы………………………………………………

11 стр.

Приложение…………………………………………………………………………………

15 стр.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: художественная

Новизна программы.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.      

Актуальность программы.  

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству определяет актуальность данной программы и способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.            

Педагогическая целесообразность

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

Цель и задачи образовательной программы:

Цель: создание условий для формирования основ музыкальной культуры и эстетического вкуса ребенка.

Задачи:

- Обучающие:

Совершенствовать музыкальный слух посредством овладения детьми  вокально-хоровых навыков. 

Расширить музыкальный кругозор                                                                 

- Воспитывающие:

Воспитать у детей организованность, внимание, трудолюбие,  умение работать в коллективе.

Приобщать к культуре и традициям народов России

- Развивающие:

Развивать музыкальные способности у детей.

Развивать певческие навыки и способности детей.

Развивать творческие способности и возможности выступления на сцене

-развитие и постановка правильного (певческого) дыхания

-развитие психических процессов (восприятие, память, внимание);

-развитие мелкой моторики, мимики и пантомимики, дикции);

-коррекция эмоционального состояния.

Обучение вокальному искусству является одним из наиболее доступных и понятных форм работы с детьми, поэтому  она  поставлена с учетом и применением здоровьесберегающих технологий:

-«Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека»  Д.Е. Огороднова

-«Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой

-«Фонопедический  метод  развития голоса» В.В. Емельянова

Отличительные особенности программы достичь комфортных условий для творческой самореализации. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, активной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.

  • в возможности начать обучение с любого момента, поскольку все виды музыкальной деятельности взаимосвязаны;

  • в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;

Возраст детей: На занятия принимаются дети с 12-13 лет по интересу, при наличии слуха, ритма, умение интонировать.

Сроки реализации программы:

Продолжительность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы один год (36 часов).

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

40 минут

1 раз

1 час

36 часов



Формы и режим занятий

Режим занятий:

Продолжительность занятия

Периодичность занятий в неделю

Количество занятий в год

40 минут

1раз

36 часов


Формы занятий:

  • обучающее занятие (всем составом и отдельными группами);

  • тренировочное занятие (группами, индивидуально);

  • коллективно-творческое занятие;

  • контрольное занятие (отдельные группы, всем составом);

  • индивидуальное занятие;

  • беседы по истории хора и истории музыки (группы);

  • музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке, музыкальные игры) (отдельные группы, всем составом);

  • неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива).

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

В результате освоения программы обучающиеся

будут знать начальные основы хорового искусства, вокально - хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива; будут иметь представление о профессиональной терминологии

овладеют понятиями: легато , нон легато , стаккато ; понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете , октете)

будут уметь представление об авторском замысле музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

приобретут навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом; практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей; приобретут практические навыки исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

у обучающихся сформируется ценностное отношение к учебно-познавательной деятельности

Формы контроля:

-самостоятельные работы в различных техниках мультипликации;

-творческие задания;

-анкетирование;

-исполнение разученных песен.

Формы подведения итогов реализации программы

 Входная и заключительная диагностика проводятся (в начале и в конце года).

Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения - определение уровня усвоения программы каждым учеником. Формы проведения : исполнение разученных песен а капелла и в хоре.

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(36 часов)

Названия разделов

Темы

Теория

Практика

Всего

1.Работа над певческим дыханием на примере исполнения разучиваемого произведения

Вводное занятие.

Правило пения и охраны детского голоса.

0,5

0,5

1

Работа над певческим дыханием. Разучивание песни ко дню учителя

0,5

0,5

1

Работа над певческим дыханием. Разучивание песни ко дню учителя

0,5

0,5

1

Работа над певческим дыханием. Исполнение песни ко дню учителя.

0,5

0,5

1

2.Работа над дикцией на примере исполнения разучиваемого произведения

Работа над дикцией. Разучивание гимна Российской Федерации

0,5

0,5

1

Работа над дикцией. Разучивание гимна Российской Федерации

0,5

0,5

1

Работа над дикцией. Разучивание гимна Российской Федерации

0,5

0,5

1

Работа над дикцией. Исполнение гимна Российской Федерации

0,5

0,5

1

Работа над дикцией. Разучивание гимна Российской Федерации

0,5

0,5

1

3.Работа над интонированием на примере исполнения разучиваемого произведения

Работа над интонированием. Разучивание песни ко всемирному дню инвалидов

0,5

0,5

1

Работа над интонированием. Разучивание песни ко всемирному дню инвалидов

0,5

0,5

1

Работа над интонированием. Разучивание песни ко всемирному дню инвалидов

0,5

0,5

1

Работа над интонированием. Исполнение песни ко всемирному дню инвалидов

0,5

0,5

1

Работа над интонированием. Разучивание песни к Новому году.

0,5

0,5

1

Работа над интонированием. Разучивание песни к Новому году.

0,5

0,5

1

Работа над интонированием. Разучивание песни к Новому году.

0,5

0,5

1

Работа над интонированием. Исполнение песни к Новому году.

0,5

0,5

1

4.Работа над сценической культурой исполнения

Работа над сценической культурой. Разучивание произведения ко дню Защитника Отечества.

0,5

0,5

1

Работа над сценической культурой. Разучивание произведения ко дню Защитника Отечества

0,5

0,5

1

Работа над сценической культурой. Разучивание произведения ко дню Защитника Отечества

0,5

0,5

1

Работа над сценической культурой. Исполнение произведения ко дню Защитника Отечества

0,5

0,5

1

5.Работа над унисоном на примере разучиваемого произведения

Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню 8 марта.

0,5

0,5

1

Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню 8 марта.

0,5

0,5

1

Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню 8 марта.

0,5

0,5

1

Работа над унисоном. Исполнение песни ко дню 8 марта.

0,5

0,5

1

Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню Победы

0,5

0,5

1

Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню Победы

0,5

0,5

1

Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню Победы

0,5

0,5

1

Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню Победы

0,5

0,5

1

Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню Победы

0,5

0,5

1

Работа над унисоном. Исполнение песни ко дню Победы

0,5

0,5

1

6.Работа над хоровым ансамблем на примере исполнения разучиваемого произведения

Работа над хоровым ансамблем. Разучивание песни к празднику «Последний звонок»

0,5

0,5

1

Работа над хоровым ансамблем. Разучивание песни к празднику «Последний звонок»

0,5

0,5

1

Работа над хоровым ансамблем. Разучивание песни к празднику «Последний звонок»

0,5

0,5

1

Работа над хоровым ансамблем. Исполнение песни к празднику «Последний звонок»

0,5

0,5

1

Отчётный концерт




1

1







17,5

18,5

36


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Работа над певческим дыханием на примере исполнения разучиваемого произведения. (4 ч.)

Теория. Правильное взятие дыхания… Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

Практика: Упражнение на дыхание
Раздел 2. Работа над дикцией на примере исполнения разучиваемого произведения (5 ч.)

Теория: как правильно петь определенные слова, положение голосового аппарата. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

Практика: отработка дикции на определенных детских песнях.
Раздел 3. Работа над интонированием на примере исполнения разучиваемого произведения (8 ч.)

Практика: Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Исполнения произведений русских классиков. Пение соло и в ансамбле.

Работа над динамикой и голосоведением.

Теория: Понятие динамики. Как можно исполнять песню на форте. пиано, меццо форте, меццо пиано и т.д.
Раздел 4. Работа над сценической культурой исполнения на примере исполнения разучиваемого произведения. (4 ч.)

Теория: Что, такое сценическая культура. Требования к выступлению хора. Сценическое движение и образ в песне. Что такое сценическое движение. Связь между ритмом и движением, красочностью сценических образов, удивительным перевоплощением, эмоциональным настроем. Виды сценического движения.

Практика: Работа над образом и сценическим движением в песне. Выступление на сцене.
Раздел 5. Работа над унисоном на примере разучиваемого произведения (10 ч.)

Теория: Понятие унисон. Унисо́н (итал. unisono, от лат. unus — один и sonus — звук) — однозвучие, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты.

Практика: Работа в песне над унисоном.

Работа над собственной манерой исполнения
Раздел 6. Работа над хоровым ансамблем на примере исполнения разучиваемого произведения. (5 ч.)

Теория: Что такое ансамбль, какую роль играет ритм. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

Практика: Работа над ансамблем в песне.

Подробное содержание программы с темами и количеством часов отражается в Календарно-тематическом планировании (Приложение 1)


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Обеспечение программы методическими видами продукции

В основе программы – методы и приемы, способствующие развитию художественно-эстетического вкуса учащихся, навыков межличностного общения, реализации творческого потенциала.

Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

- эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).

Рекомендации по проведению практических работ

Практическая работа проводится в виде исполнения песни в хоре с применением полученных навыков в ходе занятий.

Дидактический и лекционный материалы

Памятка для педагога при проведении занятий:

Вокально-хоровые навыки

1. Певческая установка

Укрепление навыков, приобретенных в младших классах.

2. Работа над дыханием

Дыхание при усилении и затихании звучности. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Распределение дыхания на выдержанном звуке. Приемы цепного дыхания. Полнота звучания при «сцепленном дыхании» и его непрерывность.

3. Работа над звуком

Закрепление навыков по формированию гласных. Углубленная работа над пением «легато». Нон легато и стаккато. Крещендо и диминуэндо на выдержанном звуке. Выравнивание и укрепление диапазона.

Сопрано ДО1 – СОЛЬ2

Альты ФА мал(СОЛЬ мал.) – МИ2

Бережно относиться к голосам мальчиков при наступлении мутационного периода.

4. Работа над дикцией, звукообразованием

Дальнейшее укрепление артикулярных навыков. Короткое произношение согласных. Декламация текста – произношение его в музыкальном ритме песни. Добиться филирования звука, широко использовать различные приемы звуковедения от широкой кантилены до легкого стаккато. Развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах.

5. Вокальные упражнения

Акцентировать внимание на развитие многоголосных навыков, различного характера звуковедения, расширения диапазона голосов.
Ансамбль и строй

1. Работа над текстом и партиями

Соотношение партий в многоголосии, зависимость их друг от друга. Например: интервальное соотношение, противоположное и параллельное движение голосов, одинаковый или различный ритм. Освоение навыка в четком произношении текста в случаях несовпадения его между партиями. Переплетающийся текст в произведениях полифонического склада.

2. Работа над строем и ансамблем

Более сложное двухголосие «а капелла» и с сопровождением. Стройное пение 2,3,4-голосия. Тщательное выравнивание партий по количеству голосов и звучанию, добиваясь чистого строя и общего ансамбля. Ровное звучание аккорда. Ансамбль при условии выделения ведущей партии хора, то же при пении с солистом (в последнем случае хор является аккомпанементом). Пение нетрудных примеров полифонического стиля. Имитационные эпизоды и их нюансировка. Точная интонация при хроматизме и модуляции.

3. Упражнения на развитие ладового чувства и строя

Все упражнения, указанные в младшем хоре, усложняя элементы двухголосия, сольфеджирование партий без поддержки инструмента всем хором и по одному. Пение трех и четырехголосных аккордов, секвенциобразных построений из аккордов, диссонирующих аккордов с разрешением.
Работа над исполнением музыкального произведения

1. Разбор музыкального произведения с точки зрения его литературного и художественного содержания

Музыкально-теоретический разбор: строение мелодии, ее виды, двух-трех частная форма, лад, тональность, смена лада.

2. Исполнение

Ровное звучание партий при постепенном нарастании и ослаблении звука. Нюансы от рр до ff. Координация метро -ритмических и динамических элементов.
Зачётные требования

спеть вокальное упражнение (пройденное);

- спеть группой гармоническое упражнение;

- спеть партию из пройденного произведения;

- спеть ансамблем «а капелла» пройденное произведение.
Пение произведений

Беседы о разучиваемых произведениях.

Народная песня. Рассказы о фольклоре, жанрах музыкального народного творчества. Раскрытие содержания, особенностей  (лада, метро-ритма, голосоведения, структуры, формы и др.) каждой исполняемой песни, анализ ее текста, разъяснения непонятных слов.

Произведения советских композиторов и др. современных авторов и классика. Сообщение  об авторах музыки текста, анализ музыкального и поэтического текста.

Практические занятия: Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа. Разучивание сочинения с сопровождением и без него, раздельно по партиям и со всем хором, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

Пение учебно-тренировочного материала

Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения.

Практические занятия: Показ упражнений. Разучивание и впевание упражнений. Контроль за качеством их исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся), формирование самоконтроля.
Пение импровизаций

Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения.

Практические занятия: Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. Импровизации на заданную тему, в различном характере, с различным ритмическим рисунком, коллективное сочинение песен.
Слушание музыки

Использование руководителем вокально-хорового материала,  осваиваемого учащимися на занятиях хора, а так же произведений, которые они изучают по специальному инструменту. Опора на знания, умения, навыки, которые участники хора приобретают на других занятиях.

Практические занятия: небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям. Организация музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей и фильмов.


Музыкальная грамота

Закрепление знаний, умений, навыков, получаемых на уроках сольфеджио.

Практические занятия: чтение нот в любых тональностях. Достаточная свобода ориентации в нотных текстах.
Материально – технические условия реализации программы
  • учебный кабинет, актовый зал;
  • магнитофон, фонотека (аудио и видео-материалы);
  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками, проекционный аппарат, экран;
  • оргтехника для обеспечения детей текстам песен;
  • использование сети Интернет;
  • школьная библиотека


Приложение 1

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Названия разделов



Темы

К.Ч.

Дата

1.Работа над певческим дыханием на примере исполнения разучиваемого произведения



Вводное занятие.

Правило пения и охраны детского голоса.

1






Работа над певческим дыханием. Разучивание песни ко дню учителя

1






Работа над певческим дыханием. Разучивание песни ко дню учителя

1






Работа над певческим дыханием. Исполнение песни ко дню учителя.

1




2.Работа над дикцией на примере исполнения разучиваемого произведения



Работа над дикцией. Разучивание гимна Российской Федерации

1






Работа над дикцией. Разучивание гимна Российской Федерации

1






Работа над дикцией. Разучивание гимна Российской Федерации

1






Работа над дикцией. Исполнение гимна Российской Федерации

1






Работа над дикцией. Разучивание гимна Российской Федерации

1




3.Работа над интонированием на примере исполнения разучиваемого произведения



Работа над интонированием. Разучивание песни ко всемирному дню инвалидов

1






Работа над интонированием. Разучивание песни ко всемирному дню инвалидов

1






Работа над интонированием. Разучивание песни ко всемирному дню инвалидов

1






Работа над интонированием. Исполнение песни ко всемирному дню инвалидов

1






Работа над интонированием. Разучивание песни к Новому году.

1






Работа над интонированием. Разучивание песни к Новому году.

1






Работа над интонированием. Разучивание песни к Новому году.

1






Работа над интонированием. Исполнение песни к Новому году.

1




4.Работа над сценической культурой исполнения



Работа над сценической культурой. Разучивание произведения ко дню Защитника Отечества.

1






Работа над сценической культурой. Разучивание произведения ко дню Защитника Отечества

1






Работа над сценической культурой. Разучивание произведения ко дню Защитника Отечества

1






Работа над сценической культурой. Исполнение произведения ко дню Защитника Отечества

1




5.Работа над унисоном на примере разучиваемого произведения



Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню 8 марта.

1






Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню 8 марта.

1






Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню 8 марта.

1






Работа над унисоном. Исполнение песни ко дню 8 марта.

1






Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню Победы

1






Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню Победы

1






Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню Победы

1






Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню Победы

1






Работа над унисоном. Разучивание песни ко дню Победы

1






Работа над унисоном. Исполнение песни ко дню Победы

1




6.Работа над хоровым ансамблем на примере исполнения разучиваемого произведения



Работа над хоровым ансамблем. Разучивание песни к празднику «Последний звонок»

1






Работа над хоровым ансамблем. Разучивание песни к празднику «Последний звонок»

1






Работа над хоровым ансамблем. Разучивание песни к празднику «Последний звонок»

1






Работа над хоровым ансамблем. Исполнение песни к празднику «Последний звонок»

1






Отчётный концерт

1







написать администратору сайта