Главная страница

Публичные выступления. Публичное выступление Поэтами рождаются, ораторами становятся


Скачать 24.36 Kb.
НазваниеПубличное выступление Поэтами рождаются, ораторами становятся
Дата21.12.2021
Размер24.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПубличные выступления.docx
ТипДокументы
#312443

  1. Публичное выступление

«Поэтами рождаются, ораторами становятся» Марк Туллий Цицерон

Для большинства из нас разговор с приятелем — это нормальное и приятное времяпрепровождение. В то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство, что вызывает множество проблем в преподнесении информации и общении с аудиторией. Причина этому, по мнению О. О. Бороздиной, в том, что в ходе публичного выступления меняется наша роль.

В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, сможем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него. Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от се размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей.

В качестве причин возникновения скованности и страха перед публичным выступлением специалисты чаще всего называют чрезмерное погружение в собственные переживания; недооценку собственных возможностей; недостаток практического опыта или воспоминание о неудачном выступлении (провале); недостаточную подготовленность оратора к выступлению

Известный судебный деятель А. Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке». И действительно, сразу видно, если выступающий плохо разбирается в своей теме: он использует сложные, клешированные конструкции, канцелярский язык выражения, специальную лексику, которую, вполне возможно, и сам не понимает и т. д.

Несмотря на кажущуюся простоту подготовки к той или иной теме, стоит учитывать, что на каждую минуту хорошего выступления приходится в среднем 20—25 минут предварительной подготовки. Весьма интересными и поучительными здесь будут слова А. Линкольна, приведенные в книге «Психология делового общения»: «Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя «испечь» речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Обдумывайте сс в свободное время, вынашивайте се, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте се с друзьями. Делайте се предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время — когда вы принимаете ванну или едете по делам».

Чтобы выступление было интересным, выступающий должен четко определить цель своего выступления. Либо он хочет проинформировать аудиторию о чем-то, либо переубедить, заинтересовать в чем-то или даже вдохновить на определенную деятельность. В зависимости от поставленной цели выступление будет иметь соответствующую форму. Выбор цели позволяет четко сформулировать основную идею выступления и определяет стратегию поведения оратора.

Еще об одной составляющей этапа подготовки к выступлению Людмила Алексеевна Введенская, заслуженный профессор и доктор филологических наук, в книге «Культура и искусство речи». Выступающему, пишет она, необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой и в подтверждение своих слов приводит цитату Поля Сопера, посвятившего жизнь риторике и искусству речи: «Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке и других местах сначала покажутся сложными. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрели самое важное — исследовательские навыки и неутомимое желание знать досконально все по интересующему вас вопросу».

Стоит упомянуть и о целесообразности написания текста своего выступления на бумаге. Конечно, это дело нелегкое, и многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять. Ее можно показать товарищам, дать на просмотр специалисту, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в уме.

Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т. п.

Особенно начинающим ораторам, которые еще не научились работать с публикой и которым тяжело свободно и без напряжения излагать материал, Л. А. Введенская советует писать текст своего выступления.

Тут важно сделать небольшую оговорку. Данные рекомендации не призывают выступающего читать с листа заготовленную речь. Напротив, «чтение по бумажке» - одна из ключевых ошибок многих выступающих. Дело в том, что, когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная — это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие — борются с ним.

Интересное сравнение по этому поводу приведено в книге «Психология делового общения». Его автор, лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брэгг, сказал: «…собрать слушателей, а затем читать им написанный материал — это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле»

Поведение во время выступления не менее важно, чем подготовка к нему. Есть некоторые советы для первого знакомства с аудиторией и произведения хорошего впечатления:

* не начинайте выступление, не дойдя до своего рабочего места (трибуны, стола);

* выдержите небольшую паузу (не более 5—6 секунд), чтобы слушатели имели возможность рассмотреть вас, привыкнуть к вам;

* удобно расположите на трибуне свои записи (план выступления, конспект, тезисы);

* «пристройте» свои руки так, чтобы они вам не мешали (поскольку именно руки в наибольшей степени выдают наше волнение);

* осмотрите присутствующих, установив с ними визуальный контакт;

Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет потеряно зря. По словам А. Ф. Кони, «первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, должны отвлечь, “зацепить внимание”».

Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Существует множество своеобразных зацепляющих «крючков» выступлений. И здесь тоже важно понимать, какое впечатление произведут те или иные слова. Как пишет О. О. Бороздина, многие неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы, но это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое вступление, нетрудно представить, как к нему будут относиться слушатели.

Однако все свое внимание на зачине концентрировать не стоит. Аристотель в «Риторике» писал: «Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех других частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно, помещать (это старание) в начале, когда все слушают с наибольшим вниманием»

Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике же приходится нередко сталкиваться с обратным - с эффектным, поражающим воображение началом и «серым» продолжением. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.

Еще один важный аспект публичных выступлений – эмпатия (…). Нужно всегда ставить себя в положение слушателя. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его. «Кто эти люди, которые меня слушают?», «Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать?», «Будет ли ново для них то, что я хочу сказать?» - обязательно стоит задавать себе такие вопросы.

Слишком затягивать свою речь не стоит. Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт

В качестве особых приемов, позволяющих не только удержать внимание слушателей во время выступления, но и донести до них основную идею, специалисты по ораторскому искусству называют следующие: драматизация речи (эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий), повтор (многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное во фразе), цитирование (ссылки на авторитеты, которые украшают речь, если цитатами не злоупотребляют), противопоставление (должно быть ясным, но неожиданным для слушателя), намек, провокация (заявление, вызывающее несогласие аудитории (а следовательно, привлекающее ее внимание), а затем позволяющее оратору вместе со слушателями приходить к конструктивным выводам) и юмор — классический прием, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность.

Многие из выступающих применяют эти средства неосознанно, но при подготовке выступления нужно сознательно выстраивать эти средства в структуру речи. Ораторские приемы должны быть представлены в полном объеме.

В конце речи обязательно должен быть представлен результат выступления. Речь, лишенная конкретного результата, — время, проведенное впустую. Обязательно нужно резюмировать, кратко повторить в заключение суть изложенного, напомнить слушателям основные положения выступления. Следует помнить, что последнее впечатление самое сильное, и если заключения нет — суть выступления ускользает от слушателей.

Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление и запомнится слушателям надолго.

Говоря о публичных выступлениях, нельзя не упомянуть про культуру речи говорящего (хотя, конечно, это относится и к тем, кто участвует в диалоге). Слова — оболочка мыслей, и, если слова выбраны неудачно, самые ценные мысли так и останутся у их владельца.

Эта тема особенно полно раскрыта в книге О. О. Бороздиной «Психология делового общения». Культура устной речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Речь должна соответствовать определенным требованиям. Во-первых, она должна быть правильной, то есть соответствовать принятым литературно-языковым нормам (правильность ударения, формы слова и т. д.). Может показаться, что неправильная речь не сильно искажает выступление и влияет на его успех. Однако это не так. Стоит выступающему исказить слово, изменить ударение, неправильно построить предложение, и аудитория моментально реагирует. Когда мы слышим слово в непривычной форме, процесс восприятия прерывается (нужно дополнительное время на ее осознание). Если ошибки встречаются часто, это раздражает.

Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи. Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, велика вероятность, что он неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове поставлен знак ударения. Забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Следует помнить, что язык — не только чуткий показатель интеллектуального и нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности

Когда речь идет о подготовке к выступлениям, то представляется целесообразным разграничивать повседневную подготовку к выступлениям и подготовку к конкретному выступлению.

По мнению Л. А. Введенской, хорошему оратору нельзя ограничиваться лишь подготовкой к конкретному выступлению, важно помнить и о повседневной подготовке. Она включает в себя прежде всего самообразование в самом широком смысле слова, т. е. приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

Кроме того, повседневная подготовка предполагает создание оратором собственного архива. Необходимо целенаправленно относиться ко всему, что нас окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал, делать выписки из книг и газет, собирать афоризмы и крылатые фразы.

Еще одна вещь, на которую выступающий должен обращать внимание - техника речи.

Основные элементы речевой техники — фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков). Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют оратору привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует регулярно выполнять упражнения по технике речи.

Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Выступающему необходимо постоянно совершенствовать свои навыки подачи материала, работы с аудиторией, расширять кругозор и повышать культуру речи. Кроме того, полезным будет обращать внимание не только на свои выступления. Проанализировав речи других ораторов, особенности их выступления, удачные и неудачные моменты, можно вынести что-то и для себя, взять на заметку какие-то приемы. Оратору необходимо выявить свои сильные и слабые стороны и на основе этого анализа вырабатывать и совершенствовать стиль выступления, позволяющий в максимальной степени использовать собственные возможности. Только в этом случае у оратора будет хороший контакт с аудиторией, а его речь произведет впечатление и запомнится слушателям надолго.


написать администратору сайта