Главная страница
Навигация по странице:

  • Предметом исторической науки

  • Понятие исторического источника, их классификация. Историческим источником называется

  • Методы. К специальным историческим методам относятся

  • Занятия восточных славян

  • Верования восточных славян

  • Общественный строй и племенные союзы

  • Периодизация эпохи первобытности.

  • Общая схема эволюции человека.

  • В неолите

  • Особенности древневосточной цивилизации. Термин «Древний Восток»

  • Хронологические рамки Древнего Востока

  • Причины образования древнерусского государства Объединение славянских племен для противостояния более могущественным соседям

  • Разрушение родового строя и родовых связей

  • Хронологические рамки Античности

  • Ответы экзамен история. Рассказ, повествование


    Скачать 1.81 Mb.
    НазваниеРассказ, повествование
    АнкорОтветы экзамен история
    Дата20.03.2021
    Размер1.81 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаISTORIYa_EKZAMEN.docx
    ТипРассказ
    #186591
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    ИСТОРИЯ

    1. Охарактеризовать историю как науку (предмет, функции, источники, методы).

    Слово история происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование».

    В настоящее время термин история имеет несколько значений:

    1. так называется всякий процесс развития в природе и в обществе;

    2. а также обозначается прошлое, хранящееся в памяти людей.

    Предметом исторической науки является все проявления жизни человечества, сообществ во всём их многообразии.

    Главной задачей истории является осмысление прошлого человечества необходимое для определения современного состояния общества и предвиденье его развития в будущем.

    Функции истории:

    1. Описательная (нарративная)

    2. Познавательная (когнитивная)

    3. Прогностическая

    4. Практически-рекомендательная

    5. Воспитательная (культурно-мировоззренческая)


    Понятие исторического источника, их классификация.

    Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации).

    В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников.

    1) выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности:

    — вещественные

    — письменные,

    — изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),

    — фонические.

    Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.

    2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника нате или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников.

    Так, источники  периода феодализма можно разделить на

    1) Публично-правовые акты:

    А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.

    Б) договорно-законодательнеого вида  — жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.

    В) судебно-процессуального вида – с XV в.

    2) Частные акты:

    А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч. 

    Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.

    3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,

    4) частные письма.

    Методы.

    К специальным историческим методам относятся:

    1. Идеографический – описание событий

    2. Сравнительно – исторический – явление изучается в пространстве

    3. Историко – генетический – от начала до конца

    4. Ретроспективный – причины и последствия, произошедшие в прошлом

    5. Хронологический


    2. Восточные славяне в VI-IX вв.: занятия, религия, общественный строй.

    Занятия восточных славян

    К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

    Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

    Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

    В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
    Верования восточных славян

    Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

    У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

    В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

    Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

    Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

    Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
    Общественный строй и племенные союзы

    Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

    Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

    В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

    Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

    VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

    Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
    3. Охарактеризовать эпоху первобытности.

    Первобытная эпоха человечества (первобытнообщинный строй) занимает период времени с момента выделения человека из животного царства около 35 млн лет назад и до возникновения первых классовых обществ это 4-го тысячелетия до н. э.

    Периодизация эпохи первобытности.

    1. Основано на различных материалах и техники орудий труда (археологическая)

    - Каменный век (с момента возниконовения человека до 3-го тысячелетия до н. э.)

    В свою очередь каменный век делиться на:

    • Палеолит (древний каменный век)

    • Мезолит (средний каменный век)

    • Неолит (новый каменный век)

    • Энеолит (меднокаменный век)

    - Бронзовый век (4-го тысячелетия до 1-го тысячелетия до н. э.)

    - Железный век (1 тысячелетие до н. э.)

    1. Обусловлена появлением ледника закрывшего половину планеты:

    - До ледниковый период (теплый субтропический климат)

    - Ледниковый период

    - Послеледниковый период

    1. Обусловлена отличиями в орудиях труда материалами из которых изготавливались; качеством жилья, степень организации введения хозяйства.


    Этапы.

    1. Предыстория хозяйства и материальной культуры.

    2. Примитивно присваивающие хозяйства (ранний-средний палеолит)

    3. Развитое присваивающие хозяйство (поздний палеолит, мезолит, в некоторых областях неолит.)

    4. Зарождение производящего хозяйства.


    Общая схема эволюции человека.

    1. Австралопитековый человек

    2. Раннее гоминиды (питекантроп и синантропы)

    3. Человек современного типа (неандертальцы, верхние палеолитические люди)


    В палеолите накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупных животных. Охота дополнялась простым собирательством. Значительным достижением человечества стало добывание огня. 300-200 тысячи лет назад к палеолиту относят родовой организации общества. Появление экзогамии – запрет на браки внутри общины. К концу палеолита человек расселялся в Европе, на Кавказе, в Средней Азии, Сибири, возможно Америке.

    В неолите у человечества складывается производящее хозяйство. Этот процесс ученные называют неолитическая эволюция.

    Вывод:

    Эпоха первобытности запечатлевается разложением рода, племенного строя, частной собственности и соответственно социального расслоения населения.

    4. Раскрыть особенности развития древневосточных речных цивилизаций.

    Особенности древневосточной цивилизации.

    Термин «Древний Восток» ввели в научный оборот античные авторы, так они обозначали страны расположенные к Востоку от греко-римского мира. Первоначально Древним Востоком называли исключительно Древний Египет и страны Двуречья (между Тигром и Евфратом; Месопотамия). Раскопки рубежа 19-20 веков помогли расширить смысл выражения Древний Восток, в который стали входить Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Палестина, Древняя Сергия.

    Хронологические рамки Древнего Востока охватывают несколько тысячелетий с конца 4-го тысячелетия до н. э. – до середины 1 тысячелетия каменной эры.

    Периодизация Древнего Востока.

    I период связан с формированием городов, государств (Аккад, Урук). Они существовали в Двуречье (конец 4 тысячелетия до н. э.).

    II период – эпоха централизованных царств (3-2 тысячелетия до н. э.). Возникают цивилизации Закавказья, Иранского нагорья, Аравийского полуострова, Они тесно взаимодействовали с Царством Ближнего Востока. Древняя Индия и Древний Китай занимались изолированно.

    III период – первая половина 1 тысячелетия до н. э. эпоха возникновения Великой Империи (Новоассирийской, Нововавилонская, Ахеменидская, Цинская).

    Общие черты цивилизации

    1. Экономическим основанием являлось мелиоративное земледелие (ирригационное земледелие).

    2. Земля и вода находились в собственности государства.

    3. Государственная власть строилась на принципах цивилизации с развитой бюрократией.

    4. Абсолютную власть государства представлял правитель.

    5. Форма правления в Древнем Востоке – восточная деспотия (боязнь)

    6. Население находилось в полной зависимости от государства.

    7. Большинство населения проживало в замкнутых сельских общинах – коллективизм.



    5. Образование древнерусского государства. Норманнская теория.

    Две теории

    Происхождение Древнерусского государства связывают с 862 годом, когда славяне из-за распрей между племенами пригласили «третью» сторону – скандинавских князей Рюриков для наведения порядка. Однако в исторической науке есть расхождения по поводу происхождения государства на Руси. Существует две основные теории:

    • Норманнская теория (Г. Миллер, Г. Байер, А.Л. Шлецер, Н.М. Карамзин): ссылаясь на летопись «Повесть временных лет», создание которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, ученые пришли к выводу, что государственность на Руси – дело рук норманнов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора;

    • Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков): последователи данной концепции не отрицают участия приглашенных варяжских князей в становлении государства, но полагают, что Рюрики пришли не на «пустое» место и данная форма правления уже существовала у древних славян задолго до описываемых событий в летописи.

    Причины образования древнерусского государства

    • Объединение славянских племен для противостояния более могущественным соседям: В начале IX века славянские племена были окружены более сильными государствами. На юге раскинулось большое государство – Хазарский каганат, дань которому были вынуждены платить северяне, поляне и вятичи. На севере – выносливые и воинственные норманны требовали откупа от кривичей, ильменских словене, чуди и меря. Только объединение племен могло изменить существующую несправедливость.

    • Разрушение родового строя и родовых связей: Военные походы, освоение новых земель и торговля привели к тому, что в родовых общинах, основанных на имущественном равенстве и ведении хозяйства сообща, появляются более сильные и богатые семьи – родовая знать;

    • Общественное расслоение: Разрушение родового и общинного строя у славян привело к появлению новых слоёв населения. Так образовался слой родовой знати и дружинников. К первым относились потомки старейшин, которые сумели нажить больше богатства. Ко вторым, дружинникам – молодые воины, которые после военных походов не возвращались к земледелию, а становились профессиональными воинами, защищавшими правителей и общину. Слой простых общинников в знак благодарности за защиту воинам и князьям преподносили дары, которые в дальнейшем превратились в обязательную дань. Кроме того, выделился и слой ремесленников, которые отошли от земледелия и обменивали свои «плоды» труда на продукты. Появились и люди, живущие исключительно за счёт торговли – слой купцов.

    • Развитие городов: В IX веке большую роль в развитии общества играли торговые пути (сухопутные и речные). Все новые слои населения – знать, дружинники, ремесленники, купцы и земледельцы стремились селиться в поселках, стоящих на торговых путях. Таким образом, количество жителей увеличивалось, менялся общественный строй, появлялись новые порядки: власть князей превращалась во власть государственную, дань – в обязательный государственный налог, небольшие города – в крупные центры.

    Два центра

    Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине IX века к образованию на карте современной России двух центров – двух ранних древнерусских государств:

    • на севере – Новгородский союз племён;

    • на юге – объединение с центром в Киеве.

    К середине IX века князья Киевского союза – Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от «подношений» дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра в одно государство – Русь или Киевская Русь. Эту дату принято считать образованием Древнерусского государства. В 907 и 911 г. Олег совершил успешные походы на Константинополь (Царьград). В результате этих походов он “установил свой щит на воротах Царьграда” и заключил выгодные торговые договоры с греками. При Олеге в состав Древнерусского государства были включены древляне, северяне и радимичи.

      1. Раскройте особенности античной цивилизации.

    В начале 1 тысячелетия до н. э. Древневосточная цивилизация утратила приоритет в общественном развитии и уступила место новому культурному центру, получившему название, Античная Цивилизация.

    К ней относятся история и культура Древней Греции и Древнего Рима.
    Хронологические рамки Античности: 11-9 в. до н. э. – 5 век н. э.
    Периодизация Античности: в Древней Греции принято выделять следующие периоды:

    1. Гомеровский (11-9 века до н. э. Одиссея)

    2. Архангельский (8-6 века до н. э.)

    3. Классический (5-4 века до н. э.)

    4. Эллинистический (4-1 века до н. э.)

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта