Главная страница
Навигация по странице:

  • Осирис — бог возрождения, царь загробного мира.

  • Гор Гор был богом небес и хранителем фараонов

  • храм бога Вавилона Мардука.

  • известно из Библии: Пророк Илия избивает жрецов Ваала, Иеремия обличает соотечественников за культ Астарты. Во время раскопок Междуречья в XIX веке

  • клинописные таблички и камни с изображениями богов.

  • протошумерская письменность.

  • Астарта (Иштар) и Тиамат

  • Религия Месопотамии представляла развитую форму язычества и стала основой мировоззрения Древних Греции и Рима. 3. «Э́пос о Гильгаме́ше»

  • Реферат. зачет религии мир. Религия Древнего Египта одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Одной из самых известных цивилизаций древних времен была египетская цивилизация


    Скачать 54.36 Kb.
    НазваниеРелигия Древнего Египта одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Одной из самых известных цивилизаций древних времен была египетская цивилизация
    АнкорРеферат
    Дата26.03.2023
    Размер54.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазачет религии мир.docx
    ТипДокументы
    #1015022
    страница1 из 3
      1   2   3

    Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Одной из самых известных цивилизаций древних времен была египетская цивилизация. В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали. Уже в самом раннем периоде своего развития, который начался примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, египтяне имели  проработанную оригинальную систему верований.

    Благодаря многочисленным литературным, иконографическим и иероглифическим источникам мы узнаем много информации не только о религиозной системе Египта, но и о функции священников в этой системе, культе фараонов и, наконец, мы знаем о существовании пантеона богов и их значении. Однако, величественные пирамиды и сфинксы, мрачные гробницы жрецов и фараонов, таинственные древние свитки, хранящиеся в отстроенной Александрийской библиотеке, развалины древних храмов и старые кварталы городов до сих пор хранят в себе тайны прошлого

    . Тотемизм с течением времени переродился в культ животных. Происходило обожествление либо самого животного, либо антропоморфного божества (получеловека-полуживотного) с частью тела животного. Жрецы Древнего Египта Фараон занимался организацией религиозного культа, но не лично, а с помощью особой социальной группы жрецов. В то же время они были важным фактором в осуществлении сакрализации власти, а также были интеллектуальной элитой в государстве. Жрецы обладали знанием природных явлений, и одним из достижений египетских жрецов стало введение годового деления на 12 месяцев и 365 дней. Обладая высокими медицинскими познаниями, они довели до совершенства технологию бальзамирования тел. Жрецы занимали привилегированное положение в государстве, что выражалось, в частности, в налоговых льготах и освобождении от общественных работ. Некоторые храмы, благодаря своей собственности и влиянию, приобрели очень важное экономическое положение в государстве, были случаи, когда священники конкурировали друг с другом, чтобы получить право служить важному божеству.

    Верования египтян уделяют большое внимание культу мертвых, поэтому система верований в загробную жизнь весьма развита. Согласно их вере, смерть — это не конец существования, а лишь его трансформация; считалось, что жизнь после смерти может быть счастливее, чем земное существование. Исследователи получили много информации на тему верований в загробную жизнь, изучая древнеегипетскую Книгу мертвых. Мумификация умерших Согласно египетским верованиям, судьба человеческой души зависит от того, как человек жил на земле, после смерти каждая душа представала перед судом Осириса (богом подземного мира), который решал, будет ли душа жить вечно в постоянном благословении и удовольствии или нет. Важным фактором, дающим душе надежду на вечное счастье, был тот факт, что тело умершего было сохранено для бессмертной души — отсюда и практика мумификации трупов. Геродот в своих работах упоминал три способа бальзамирования тел: только фараон мог позволить себе самый дорогой способ, и даже низший слуга мог позволить себе самое дешевое бальзамирование. Процесс бальзамирования проходил в следующем порядке: Трупы тщательно мылись, Мозг извлекался из черепа с помощью металлического крючка, Специальным ножом вскрывалась брюшная полость, внутренние органы удалялись, затем они помещались в отдельных вазах, Тело подвергалось засолке в течение одного месяца, Тело подвергалось сушке в течение семидесяти дней. Мумифицированное тело должно было быть похоронено в специальном саркофаге  в сидячем положении со скрещенными на груди рукам. Мужчины после смерти должны были быть подстрижены, а волосы женщин оставляли той же длины, как они носили при жизни. В случае повреждения тело восстанавливали глиной, песком, смолой и опилками. Бальзамирование заканчивалось обертыванием тела в ткани, пропитанные благовониями и смолами. Боги Древнего Египта Религия Древнего Египта характеризуется обилием самых разных богов. Кроме «богов как таковых», обожествлению подлежали также фараоны, вельможи и прочие знатные личности. Важное место в представлениях жителей Египта занимают силы природы, особенно Нил и Солнце, неудивительно, что важнейшими были боги, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и боги, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). Считалось, что некоторые животные являются воплощением богов, и поэтому они должны быть окружены поклонением, например: описание — черный бык, птицы, например: ястребы и ибисы и даже кошки и крокодилы. Некоторым богам было дано человеческое изображение с головами животных, например: самый известный хранитель фараонов — Хорус появляется с головой сокола, Анубис, который был божеством-хранителем умерших, изображался с головой шакала. Бог Ра Самым важным богом египтян был Бог Ра, он был воплощением солнечного щита, властителя богов (прабога).

    Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Осирис Вторым по значимости был Осирис, считающийся богом плодородия, возрождающейся природы и правителем подземного мира (он был воплощением мертвых фараонов). Основные центры поклонения находились в Абидосе и Бусирисе. В иконографических источниках мы часто видим Осириса в компанией Исиды. Осирис — бог возрождения, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора.

    . Заметим, что в египетских текстах Осирис являлся символом умершего фараона, а символом живого и правящего фараона был Хор, сын Осириса, отомстивший за смерть отца и наследовавший его престол. Гор Гор был богом небес и хранителем фараонов. У него не было одного центра поклонения, ему поклонялись по всему Египту. Он выступал в образе сокола или человека с головой сокола. Птах Птах был первоначально защитником столицы в Мемфисе, покровителем ремесла и искусства. Главный центр поклонения находился в Мемфисе, а затем (после объединения Египта) по всей стране. Птах является одним из трех, следующим за Ра (Амон-Ра) и Осирисом, самых важных богов Египта. Амон Амон был хранителем столицы Фив, олицетворением природы, воздуха и ветра. Однако он был вскоре связан с богом Рае, поэтому было создано одно божество Амон-Ре. В то время их культы также слились.

    2. В 1899 году немецкие археологи приступили к исследованию странных обрывистых холмов, украшавших пустыню в окрестностях Багдада. Через год он представил научному миру легендарную башню – храм бога Вавилона Мардука. Раскопки в долинах Тигра и Ефрата открыли самую древнюю из развитых цивилизаций. Место её обитания называли Двуречьем, Междуречьем или Месопотамией.

     

    Территория Междуречья не раз упоминается в Библии – общей книге трёх мировых религий. Сначала здесь располагался райский сад Эдем, отсюда был родом Авраам, а позже возник город Вавилон. 

    В библейских текстах новый город и его цари предстают олицетворением худших пороков человечества, постоянно навлекают на себя гнев Бога. Но исследования письменных памятников Междуречья  показали, что верования вавилонян имели много общего с библейской историей. Какая религия более древняя, библейская или вавилонская? Ответ на этот вопрос даст изучение мифологии Двуречья.

    Как стала известна мифология Междуречья?

     

    До открытия шумерской клинописи о некоторых богах Месопотамии было известно из Библии: Пророк Илия избивает жрецов Ваала, Иеремия обличает соотечественников за культ Астарты.

    Во время раскопок Междуречья в XIX веке были обнаружены клинописные таблички и камни с изображениями богов. После расшифровки удалось подробно раскрыть мифологию шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев.

     До сих пор остаётся нерасшифрованной более древняя, протошумерская письменность. Многие таблички были утеряны или сохранились частично. Поэтому современные знания нельзя считать полными.

    Во что верили месопотамцы?

     

    Верования менялись на протяжении трёх тысяч лет существования цивилизации Междуречья. Каждый род, поселение или племя имели своих богов-покровителей. Самые древние, шумерские письменные памятники зафиксировали общие черты сложившегося религиозного мировоззрения:

    • Мужское и женское начала, боги неба и земли, породили других богов. Они имели человеческий облик и покровительствовали земледелию, скотоводчеству, войне и т.п.

    • Все боги бессмертны, а если и умирают, то вскоре воскресают. 

    • Человек создан из глины. Его назначение – служить богам, кормить их, строить им жилища.

    • Все умения и практические знания переданы человеку богами.

    • После смерти люди попадают в ад – мрачное подземное царство. Рай существует только для богов.


    Сколько богов было в религии Месопотамии?

     

    Среди многочисленного пантеона в разные времена выделялся один, самый могущественный бог. У шумеров это был Энлиль, у аккадов – Аба, вавилоняне возвеличили Мардука, ассирийцы, последние властители Междуречья, более других почитали Ашшура. Верховные боги обычно покровительствовали столицам царств, считались творцами человека.

    В пантеонах Двуречья были и женские божества. Часто они выступали олицетворением плотской любви или войны. Наиболее известна Астарта (Иштар) и Тиамат, культ которых распространялся далеко за пределы Междуречья и вызывал негодование библейских пророков.

    В религиозных системах Месопотамии насчитывается 18 основных божеств, которые почитались на протяжении всей истории региона. Общее число богов определить трудно. Они появлялись и исчезали вместе с племенами и поселениями. 
    Кочевые племена и сельские жители изготовляли божеств-покровителей из глины и дерева. Фигурки хранились в домашних алтарях и передавались по наследству главам семьи.

    С развитием науки, письменности и строительства божествам стали создавать величественные храмы. Появилось сословие жрецов и жриц. Боги переселились из домов в храмы. Для них устраивали комнаты со столами и кроватями для сна. Жрецы купали и кормили божество, соблюдая определённые обряды.

    Религия Месопотамии представляла развитую форму язычества и стала основой мировоззрения Древних Греции и Рима.

    3. «Э́пос о Гильгаме́ше», или поэма «О всё видавшем» (аккад. ša nagba imuru) — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока. «Эпос» создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет, начиная с XVIII—XVII веков до н. э. Его наиболее полная версия обнаружена в середине XIX века при раскопках клинописной библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии. Она записана на 12 шестиколонных табличках мелкой клинописью, включает около 3 тысяч стихов и датирована VII веком до н. э. Также в XX веке найдены фрагменты других версий эпоса, в том числе и на хурритском и хеттском языках.

    Главными героями эпоса являются Гильгамеш и Энкиду, о ком также дошли отдельные песни на шумерском языке, некоторые из них созданы ещё в конце первой половины III тысячелетия до н. э. У героев был один и тот же противник — Хумбаба (Хувава), охраняющий священные кедры. За их подвигами следят боги, которые в шумерских песнях носят шумерские имена, а в эпосе о Гильгамеше — аккадские. Однако в шумерских песнях отсутствует связующий стержень, найденный аккадским поэтом. Сила характера аккадского Гильгамеша, величие его души — не во внешних проявлениях, а в отношениях с человеком Энкиду. «Эпос о Гильгамеше» — это гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает.

    Также в эпосе отражены многие взгляды философии того времени на окружающий мир (элементы космогонии, история о «Большом потопе» в поздней редакции), этику, место и судьбу человека (поиски бессмертия). Во многом «Эпос о Гильгамеше» сравнивают с произведениями Гомера — «Илиадой», которой он старше на тысячу лет, и «Одиссеей».
    4. Древняя Греция или Эллада — государство внесшее свой неоспоримый, весомый вклад в развитии всего человечества. Многие мировые культурные аспекты были заимствованны именно из этого государства. В том числе огромное влияние оказала греческая мифология, уходящая в свою очередь своими корнями в религиозные учения древних греков. Знаменитый пантеон олимпийских богов известен каждому. Такие имена как Зевс, Аполлон, Афродита, прочно вошли в нашу современную культуру. Давайте остановимся по подробнее на особенностях и важных аспектах религии Эллады.
    Мифология

    Перво на перво необходимо четко определить, что греки исповедовали так называемый политеизм — разновидность религии где в основе стоит поклонение сразу многим богам. В противопоставлении соответственно монотеизму, где бог один. В отличие от монотеистических религий, политеизм или как его принято называть у нас язычество, зачастую не обладает каким либо священным текстом, лежащим в основе религиозного учения. Так и у древних греков не было такового. Однако все же определенные литературные источники для изучения все таки имеются. В первую очередь это произведения известных поэтов античности Гомера с его «Илиадой» и «Одисеей», а также Геосида написавшего «Теогонию». В указанных произведениях авторы в полной мере раскрывают перед нами весь значимый спектр олимпийских богов и историю сотворения мира.

    Согласно общей концепции в начале сотворения вселенной существовал только Хаос. Из него родилась Земля (Гея) и Небо (Уран). От союза последних двух на свет появились, так называемые титаны, во главе с Кроносом. Его сыном стал Зевс и другие олимпийские боги. По приданию Зевс захватил власть, низвергнув своего отца в подземное царство и победив титанов. Сам же бог-громовержец занял трон на Олимпе, поделив свою власть с двумя братьями Посейдоном — богом морей и Аидом — владыкой царства мертвых. Среди этих трех выделяются еще ряд основных богов.
    Афина — богиня-воительница, одна из почитаемых в Древней Греции, насчитывала около 73 пантеонов на территории государства.
    Артемида — богиня-охотница, в ее честь было воздвигнуто около 80 храмов.
    Аполлон (или Феб) — родной брат Артемиды, покровитель искусств обладал 50-ю храмами по стране.
    Также заслуживают упоминания Афродита — богиня красоты, Гермес — бог торговли, Гефест — покровитель кузнецов. Кроме озвученных выше имеется огромное число других более мелких богов, детей богов и героев.
    Олимпийские боги в жизни рядового человека

    Как уже упоминалось выше религия древних греков это прежде всего язычество, то есть поклонение разным богам. И это очень хорошо соотносится с государственным устройством этой страны. Древняя Греция представляла собой набор провинций и городов-полисов, каждые из которых жили своей жизнью и конкурировали между собой. Безусловно это была единая культурная и языковая среда, однако постоянное соперничество друг с другом и отсутствие ярко выраженной столицы, очевидно влияло и на религиозный уклад и образ мыслей людей того времени. В каждом уголке страны почитались свои боги, были свои священные места. Греки придавали огромное значение силам природы, а потому поклонялись деревьям, святым камням, тотемам, реками и источникам. С этими физическими местами связывались всевозможные истории связанные с олимпийскими богами.

    Повсеместно в наиболее важные религиозные праздники производились жертвоприношения. В качестве жертв выбирали наиболее красивых и опрятных представителей животных. К ним относились свиньи, быки, овцы или лошади. В некоторых случаях ими также могли стать дикие животные. Приготовленное на кострах мясо съедалось, кроме случаев жертвоприношений посвященных богам загробного царства. В последнем случае животное, после запекания на костре, целиком закапывалось в землю.

    Помимо обязательных общих ритуалов в праздники, существовали более мелкие, проводимые периодически в домах в основном главами семейств, возле домашнего очага.

    Мораль или ее отсутствие

    Боги подобны людям. Они выглядят как люди, едят, спят, пируют как люди. Они влюбляются, строят друг другу козни, предают и убивают. Единственные отличия от рядовых людей в том, что боги бессмертны и они божественно красивы. Именно красота тела и лица воспета во многих скульптурах того времени, выражающие основную ноту, указывающую на божественность. Во многом сила и слабость религии древних греков в отсутствии моральных норм и указаний, что хорошо, а что плохо. С одной стороны это дает определенную свободу мышления и возможность развитию в обществе всевозможных философских и научных измышлений, но и в тоже время не создает примера для нравственного внутреннего роста отдельно взятого человека. Олимпийские боги поступают порой весьма безнравственно и эгоистично. Взять например культ поклонения Дионису — богу виноделия и устраиваемые в его честь ежегодные весьма фривольные празднества.
    Роль религии в жизни государства

    В отличие от например Древнего Египта, религия Древней Греция не придавала жрецам и оракулам какой-либо серьезной политической власти и влиянию на жизнь государства. Религиозные деятели не могли свергать и назначать властителей или плести интриги. Жрец скорее был лишь исполнителем. В зависимости от областей он либо назначался пожизненно исполнять свои обязанности, либо избирался на время. Жрецами могли стать и мужчины и женщины любых возрастов, однако важным условием было целомудрие этих людей. За ними закреплялись обязанности по соблюдению ритуалов, жертвоприношений, совершению ритуальных омовений, а также совершение предсказаний.
      1   2   3


    написать администратору сайта