Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель работы

  • Определение понятия «духовно-нравственные ценности» русского народа.

  • Мораль

  • Народное художественное творчество

  • курсовая жиронкиной а.а. вариант 2. Роль народного художественного творчества в воспитании и образовании детей


    Скачать 77.99 Kb.
    НазваниеРоль народного художественного творчества в воспитании и образовании детей
    Дата17.09.2019
    Размер77.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая жиронкиной а.а. вариант 2.docx
    ТипКурсовая
    #87049
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Государственное автономное профессиональное

    образовательное учреждение Московской области

    «МОСКОВСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»
    ТАЛДОМСКИЙ ФИЛИАЛ

    (Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов)

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине: «Методика преподавания творческих дисциплин»
    на тему: «Роль народного художественного творчества в воспитании и образовании детей»
    Работу выполнила:

    студентка 4 курса,

    специальности НХТ,

    ЖИРОНКИНА Александра

    Александровна
    руководитель:

    КОНДРАТЬЕВА Т.А.

    г. Талдом

    2018 год

    Оглавление


    Введение 3

    Раздел I. Народное художественное творчество как основа духовно-нравственного воспитания детей. 5

    1.1Определение понятия «духовно-нравственные ценности» русского народа. 5

    1.2Жанры народного художественного творчества и их воспитательное и образовательное значение. 16

    Раздел II. Возможности практического приобщения детей к Народно художественному творчеству. 29

    2.1 Этнохудожественная деятельность учреждений образования и культуры. 30

    2.2 Организация фестивалей и концертов 37

    2.3 Экскурсии и путешествия 41

    Заключение 48


    Введение


    Важным направлением в работе учреждений культуры является обращение к своим историческим корням. Возрождение и сохранение народных традиций - работа кропотливая и многообразная. Любовь к родному краю начинается с детства и надолго сохраняется в душе человека, если его правильно воспитали. И основы этого воспитания, несомненно, закладываются в коллективах художественного народного творчества.

    Народное искусство отражает основные ценности жизни, воззрения, идеалы. Зародившееся в глубокой древности, оно является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания, а так же народная художественная культура близка детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером.

    Народное художественное творчество в развитии детей играет огромную роль: Воздействуя на чувства и мышление ребенка, формирует новые ценностные ориентации нравственного плана.

    Актуальность

    Народная традиционная культура была почвой, взрастившей человека – носителя этой культуры. От поколения к поколению духовные ценности народной культуры передавались средствами народной педагогики.

    НХТ является подлинной сокровищницей педагогической мудрости. Благодаря ему народ сохранял свою культуру, свою нравственность, своё духовное богатство. И именно приобщение детей к НХТ поможет решить задачи воспитания нравственно и духовно богатой личности, поэтому данная работа является актуальной в современном обществе.


    Цель работы: раскрыть значение народного художественного творчества в системе этнохудожественного воспитания детей.

    Задачи:

    1. Выявить духовно-нравственные ценности русской народной культуры.

    2. Изучить воспитательные возможности народного художественного творчества.

    3. Отразить цели и задачи художественного образования.

    4. Рассмотреть систему организации этнохудожественого воспитания детей.

    5.

    6. Определить формы приобщения детей к народному художественному творчеству.

    Раздел I. Народное художественное творчество как основа духовно-нравственного воспитания детей.


    В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

      1. Определение понятия «духовно-нравственные ценности» русского народа.


    В любую историческую эпоху исключительно важное значение общество придавало духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. От духовно-нравственного состояния общества зависит благополучие и благосостояние этого общества. В каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности: в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке и т.д. Такую регулирующую функцию, в современном жизнеустройстве выполняют правовые нормы, установленные современным обществом и закреплённые в нормативных и правовых документах, законодательных актах и пр.
    Однако, взаимоотношения между членами общества регулируются не только писаными законами. Издревле в каждом обществе складывались нравственные нормы общества, обусловленные его традиционной культурой

    Нравственные нормы обязательного характера не имеют, но именно они являются необходимыми слагаемыми духовного, а, соответственно, и экономического, и политического, и социального процветания общества, его благополучия.

    Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Или - это внутренняя мотивация тех или иных поступков личности, т.е. это те нормы и правила, которые инициируются самим человеком, исходят от него, это его внутренний духовный стержень.

    Мораль - это внешний свод правил и этических норм.

    Духовность - высший уровень развития зрелой личности, на котором основными смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Другими словами - духовность это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными

    Нравственное развитие - в наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети воспринимают общественные понятия о правильном и неправильном. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах.
    Каждый народ, пройдя долгий и сложный путь своего исторического развития, выработал свою систему духовных и материальных ценностей -культуру.
    Культура - это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики. Народная традиционная культура была почвой, взрастившей человека – носителя этой культуры. От поколения к поколению духовные ценности народной культуры передавались средствами народной педагогики.

    Народная педагогика - это область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания.

    К средствам народной педагогики кроме игры и игрушки, относятся все виды устного народного творчества, народные праздники, народные воспитательные традиции, декоративно-прикладное творчество, верования.

    Народное художественное творчество - это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество зародилось в глубокой древности, это историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

    На протяжении длительного времени наши предки вводили подрастающее поколение в единую систему целостного мира семейно-обрядовой и календарно-праздничной культуры. Роль детей в познании основ народной художественной культуры была довольно значимой. Благодаря этой культуре, формировались такие качества личности, как: милосердие, доброта, чувство меры, справедливость, терпимость, коммуникативность, трудолюбие, отзывчивость и др.

    Целью неписаной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, общины, семьи. Эта система готовила одновременно и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.

    Народная художественная культура, включая все ее виды и жанры, обладает большими воспитательными возможностями, т.к. несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. В процессе знакомства с художественным языком народного художественного творчества обогащается собственное творчество детей, становится ярче и образнее речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, диалектов, имеющих место в русской речи. Все это способствует постижению духовных, морально-этических норм (воспитывающая функция народного художественного творчества, в целом, народной художественной культуры).

    Что же касается народной художественной культуры и как части ее народного и декоративно-прикладного творчества, как Российского уровня, так и регионального, то в них Природа являлась всегда выразителем Красоты, Добра, Гармонии; источником нравственных идеалов, мудрости.

    Знакомясь с былинами, легендами, танцами, песнями, ремеслами, дети, молодежь видели образцы героизма, духовности, нравственности, житейской мудрости, справедливости, патриотизма, смекалки, которыми были наделены герои, творцы. Среди них были любимые персонажи, реально существующие люди, на которых хотелось быть похожими.

    Какую бы сторону духовной жизни крестьян мы ни стали бы рассматривать, организующим началом в ней была семья и община. Семья не только вела совместное хозяйство, воспитывала детей, но и была носителем глубоких традиций, хранительницей социального коллективного опыта. С точки зрения православных понятий семья как бы представляла «малую церковь», она была призвана блюсти основы христианской жизни каждого своего члена.

    Семья с малых лет ребенку прививала основы духовности и нравственности, а община воздействовала на взрослого человека посредством общественного мнения. Эти параметры касались и художественного творчества. С детства приобщали и к разным жанрам фольклора, а когда дети становились старше (в отрочестве) - вне семьи, они самостоятельно могли решать жизненно-важные проблемы, обучать художественному ремеслу своих детей. Семья растила не просто ребенка, она воспитывала будущих мать и отца.
    Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Народное художественное творчество непосредственно связано с красотой окружающей природы, которая воспета в произведениях НХТ.

    Традиции народа тоже являются формой и средством народной педагогики. Они как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Взаимоотношения между людьми определялись следующими правилами.
    Взаимопомощь и милосердие. Помочи, дожинки, навозница, вздымки, печебитьё, капустники, супрядки - все эти мероприятия предполагали участие в работе по помощи односельчанам «всем селом». И были «пронизаны» народным художественным творчеством: и во время работы и после исполнялись песни, соответствующие традиции. Сама работа, обогащённая поэтикой песни воспитывала в подрастающем поколении уважение к ближним, милосердие.

    Честь и достоинство, значение репутации. Не пустым было выражение «держать слово». «Моё слово - золото», «Не давши слово - крепись, а давши - держись», «Уговор - дороже денег» - все эти пословицы отражали реальные взаимоотношения между людьми. Умение держать слово особенно проявлялось в сделках, которые крестьяне заключали между собой без письменных документов. Крестьянское понятие чести включало в себя также для мужчин - отсутствие оснований для оскорблений и умение ответить на незаслуженные поношения; для девушек - чистоту; для женщин - верность. Безнравственные поступки выносились на суд мира не только через прямое осуждение их на сходке, но и в других формах. Любое сколько-нибудь широкое сборище в деревне, от крестин до поминок и от хоровода до помочей - могло служить для обращения к общественному мнению. При этом широко использовались художественные формы. Это было возможно потому, что крестьяне в массе своей свободно владели множеством фольклорных форм, умели импровизировать в рамках данного жанра. Претензия, выраженная в традиционной фольклорной форме, соответствующей обстоятельствам, считалась уместной там, где был совершенно невозможен прямой «выпад» на людях. К таким фольклорным формам можно отнести, например, частушки, или «вытьё по покойнику», в котором плакальщица могла жаловаться и на своих собственных обидчиков. Репутация девушек и парней находила отражение в величальных песнях, исполнявшихся в хороводе, а песни эти, в свою очередь, способствовали формированию репутации.
    Трудолюбие для крестьян - важнейшее качество человека. Оно воспитывалось в крестьянских семьях с малых лет, мальчиков начинали приучать к работе с 9 лет - стеречь лошадей, ухаживать за скотиной, и т.д. С 11 лет - садиться на лошадь и боронить пашню (бороноволок). «Свой бороноволок дороже чужого работника» В 17 лет мальчик уже работал на сенокосе. Параллельно с сельскохозяйственными работами происходило обучение ремеслу. Полноценным работником юноша становился на 20-ом году, но уже с 18-ти считался женихом и имел право участвовать в сходках.

    У девочек на первом месте стояло обучение домашнему мастерству. Прясть на самопрялке начинали учить на одиннадцатом году, на 13-ом - вышивать. В 14 лет девушка училась шить рубахи и вымачивать холсты, а в 16 лет - ткать на кроснах. С этого же возраста девушка начинала доить корову и выезжать на сенокос. В 17 лет хорошая хозяйка должна сама установить ткацкий стан, а в 18 лет - полноценная работница и невеста должна уметь выпекать хлеб, стряпать и обрабатывать лён. Крестьяне резко осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Трудовые навыки учитывались при выборе жениха и невесты, девушку наблюдали за работой, и оценивали её украшения и одежду, выполненные своими руками. Потому обязательной частью приданого были рушники, сорочки, скатерти, выполненные самой невестой. На свадьбе невеста развешивала их по дому, демонстрируя, таким образом своё мастерство. В некоторых местностях осуществлялся и специальный осмотр девичьего рукоделия, например, на выставках невест и на «перебасках», где устраивалось соревнование нарядов в доме у молодой.(воспитательное значение декоративно-прикладного творчества) Трудовому обучению способствовали подражательные игры, которые начинались с 4-8 лет. Подросткам, не умеющим справляться с работой, соответствующей возрасту, придумывали всякие обидные прозвища - «неткаха», «непряха», «безлапотник» и смеялись над ними.
    Отношения побратимства были широко распространены. Побратимство - вступление в отношения любви и взаимных обязательств не по родству, а намеренно, через обряд обмена крестами. О глубоких исторических истоках обычая свидетельствуют русские былины. В отношения названных (или крестовых) братьев вступают почти все основные былинные герои. Крестовый брат в былинах - заступник и поддержка в трудных делах, соратник в бою с врагом. «Мне Алёша Попович - крестовый брат Крестовый брат - паче родного»
    Отношение к старшим - безупречное уважение и подчинение. При этом делами сыновей занимался отец, а дочерей - мать. Сын подчиняется отцу до выделения своей семьи в отдельное хозяйство, дочь - до выхода замуж. После этого власть отца и матери терялась. Тут проявлялась нравственная основа их отношений - уважение, любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей. Уважение к старшим могло проявляться в свадебных корильных песнях, где невеста корила родителей, что они отпускают её из родного дома.
    Знакомясь с былинами, легендами, танцами, песнями, ремеслами, дети, молодежь видели образцы героизма, духовности, нравственности, житейской мудрости, справедливости, патриотизма, смекалки, которыми были наделены герои, творцы. Среди них были любимые персонажи, реально существующие люди, на которых хотелось быть похожими.

    Огромную роль в духовно-нравственном воспитании играет традиционный народный календарь. Весь уклад крестьянской жизни выстраивался в соответствии с природными ритмами, являясь частью ансамблевости предметно-пространственной среды. Синтез природного и народного зримо воплощается и по сей день в народном художественном творчестве. Народный календарь раскрывает единство жизни человека и культуры в системе «Человек - Природа - Культура».

    Отношения природы и человека можно рассматривать как отношение двух культур, которые по-своему «социальны», «общежительны», обладают своеобразными правилами поведения. Культура Природы может существовать без человеческой культуры, а человеческая культура без первого существовать не может, т.к. создавая художественный образ, форму изделия, вещи-образы, мастер руководствуется ритмами, конфигурациями природных объектов, цветовой гармонией, удивительным чувством меры, свойственного этому волшебному творческому источнику - Природе с ее культурно выстроенной жизненной структурой.

    Второй комплекс представлен семейно-обрядовой культурой. В обрядовой культуре до сих пор сохранились следы древней ритуальности, те добрые традиции, которые формируют культуру труда, привносят здоровье, сплачивают людей, а также вселяют привязанность к родным местам, словом, те нравственные основы различных сторон жизни человека, семьи, которые были неотделимы от веры. Православие являлось одновременно сутью мировосприятия человека и образом его жизни. Христианская трактовка добра, милосердия, благочестия переплетались с такими понятиями, как: трудолюбие, взаимопомощь, милосердие и т.д. Эти понятия прививались детям с раннего возраста и составляли духовно-нравственную основу всего уклада жизни.

    Не только в хозяйственных делах и художественном творчестве проявлялись яркие черты личности, но и в период праздника. Каждый праздник мыслился как единение рода по вере, по духовной культуре.

    Народная философия истории раскрывает суть третьего комплекса. В спектр предметной направленности народной философии истории входят: былины, народные песни, сказания, легенды, топонимика и др. Сюда же относятся художественные ремесла и промыслы.

    Каждый предмет, изделие, вещь-образ народного и декоративно-прикладного искусства, а также орнамент, украшающий их поверхность, являются своеобразным источником нравственных и духовных исканий человека - творца. И по сей день они требуют пристального внимания к анализу и синтезу содержащейся в них информации, умения выявлять отношение и уровень проникновения создателя в реалии того или иного временного пространства (эпохи). Мир народной художественной культуры носит комплексный, междисциплинарный, интегративный характер.
    Этнокультурные традиции являются системообразующим звеном в народной педагогической культуре. Народная педагогика представляет собой совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившихся в этнических традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, в устойчивых формах взаимодействия детей с друг другом и со взрослыми.

    В настоящее время интерес к народной педагогике не является случайным, так как она - часть духовной культуры, формирующей основы этики и морали. Примечателен тот факт, что принципы народной педагогики у всех народов имеют много общего, ибо исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. Это особенно важно для нас сегодня, когда происходят межнациональные конфликты, нравственное обнищание и пересмотр духовных ценностей.

    Смысл воспитания в народной педагогике заключается в укреплении преемственности поколений, обеспечении осознания принадлежности к своим корням.

    В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания складываются на основе православных традиций, являющихся неотъемлемой частью духовной жизни славян.

    В крестьянской общине семья была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу. Авторитет родителей был для детей достаточно большим. Взаимоотношения родителей и детей были основаны на безусловном послушании последних независимо от их возраста. Многодетностью в семьях гордились. Воспитание детей и подростков осуществлялось опосредованно, как бы исподволь. За ними закреплялись посильные обязанности. Для каждого возраста круг обязанностей был четко определен. Дети рано узнавали цену хлеба, и отношение к продуктам было чрезвычайно бережным, уважительным.

    Следует заметить, что ребенка с раннего детства постепенно приучали к выполнению незначительной домашней работы, а также поручений родителей и старших братьев и сестер. Чаще всего привлекались к мытью посуды; необходимо было принести небольшие поленья к печи; присмотреть за домашней птицей, поднести лыко для плетенья лаптей, нитки для вязании вещей, краски для росписи и др. Трехлетний мальчик мог чистить картошку, мести пол, подать какую-либо необходимую вещь, отыскать отцовский кушак, или другой вид одежды. Девочка пяти лет могла перепеленать и покормить маленького ребенка. Занятие предлагалось детям по силам, поэтому у детей возникало ощущение радости от сопричастности к общему делу.

    Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает, передача традиций в процессе взаимодействия поколений прежде всего в семье. Особенно плодотворны идеи и опыт народной педагогики, как в общественном, так и в семейном воспитании. Это четко прослеживается в трех главных принципах этнопедагогики.

    Культ матери (начало рода). Первым и главным лицом в традиционном воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи.

    Культ ребенка (продолжение рода) Традиционные представления о ребенке как объекте и субъекте воспитания реализуются в народной педагогике в особом внимании и заботливом отношении к детям, в том числе сироте, приемышу, падчерице, пасынку, товарищам по играм, соседским детям и т.д.

    Культ предков (продолжение традиций). У каждого человека независимо от культурной традиции, которую он впитал, есть потребность ощущать себя представителем определенного сообщества, чьи знаки отличия он будет носить с тщеславием и с убежденностью защищать. Речь идет о принадлежности к конкретным родовым традициям, об осознании себя не просто наследником конкретных людей, но потомком и продолжателем дел огромного числа поколений.

    Вся содержательная часть народной педагогики была направлена на овладение правилами повседневного, в том числе и обрядового поведения. Значимым для каждого члена сообщества считалось знание традиций, обычаев своего края, семьи. Этнопедагогическая система готовила не только будущих хозяина и хозяйку (родителей), но и воспитывала полноправных членов социума.
      1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта