Главная страница
Навигация по странице:

  • VI. Результативность опыта…………………………………………17 VI. Библиографический список……………………………………..20

  • I. Информация об опыте. Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

  • В. С. Кузина

  • Особенности Искусство не просто изучается, а проживается детьми

  • Основные виды деятельности

  • II. Актуальность опыта. Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

  • III. Ведущая педагогическая идея опыта.

  • Длительность работы над опытом Диагностический этап

  • IV. Теоретическая база опыта

  • Обучение декоративной работе

  • VI. Результативность опыта

  • Самообразование. ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЕ. Самообразование Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства Автор опыта


    Скачать 37.05 Kb.
    НазваниеСамообразование Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства Автор опыта
    АнкорСамообразование
    Дата20.08.2022
    Размер37.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТЕМА САМООБРАЗОВАНИЕ.docx
    ТипУрок
    #649577

    Самообразование

    «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

    Автор опыта: Смирнова Василина Юрьевна

    учитель изобразительного

    искусства

    2018

    Содержание

    I. Информация об опыте……………………………………………..3

    II. Актуальность опыта……………………………………………….6

    III. Ведущая педагогическая идея опыта…………………………...7

    IV. Теоретическая база опыта………………………………………..9

    V. Технология опыта…………………………………………………..9

    VI. Результативность опыта…………………………………………17
    VI. Библиографический список……………………………………..20

    "Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой".
    В.А.Сухомлинский


    I. Информация об опыте.

    Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

    В любой профессии, в любом труде творческая способность является основойдвижения вперёд. Уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.

    В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков.

    Моя задача как учителя - способствовать развитию и воспитанию высоко - нравственной творческой личности, заметить еще неокрепший росток, не позволить его сломить, а помочь ему окрепнуть, сформироваться и стать полезным для общества. Необходимо предоставить ученикам возможность больше общаться с искусством.

    На уроках необходимо научить ученика различать основные виды и жанры изобразительных искусств, анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. При выполнении заданий, ученику необходимо предлагать различные материалы (гуашь, акварель, природные и подручные материалы), это способствует творческому подходу в исполнении работы. Чередование видов деятельности (рисование с натуры, по памяти, по представлению, воображению), способствует разностороннему развитию ученика.

    Эстетическое воспитание направлено развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

    В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание программы Б. Н. Неменского В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. Их основные ориентиры отражает представленная ниже таблица.

    Особенности образовательных программ

    обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе

    Цели
    Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.

    Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного.

    Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.
    Содержание и средства
    Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.).

    На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.

    Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.

    В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы.

    Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий:человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство.

    Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

    Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.

    Особенности
    Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.

    Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.

    Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки.

    Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ.

    Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.
    Я работаю по программе В.С. Кузина. Программы для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 5-9 классы. (Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. .– М.: Дрофа, 2010).

    Она ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на решение задач патриотического воспитания и духовного развития личности.

    Концепция и задачи:

    1 формирование духовной культуры личности;

    2) овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

    3) развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству?
    Основные виды деятельности:

    • рисование с натуры (рисунок, живопись) включает в себя изображение объектов действительности, а также рисование их по памяти и по
      представлению;

    • рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

    • декоративная работа;

    • лепка;

    • аппликация;

    • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

    II. Актуальность опыта.

    Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

    Сегодня классическое наследие (не только изобразительное, но и музыкальное, литературное) приобрело еще большее значение, чем вчера, в эпоху относительной стабильности. Именно сейчас, когда выбрасывается за борт идеология, так долго казавшаяся нам безупречно истиной, так легко и вроде бы убедительно отвечавшая на любые вопросы, так щекотавшая самолюбие сознанием нашей правоты и прогрессивности, человеку нужны духовные опоры, те бесспорные для каждого ценности, без которых жизнь теряет смысл. Что это за ценности? Да те самые, которые человечество веками отбирало, формируя представление о личности, доброте, порядочности, умение честно трудиться, хранить верность, помогать ближнему, наконец, воспринимать красоту! Разве всем этим не богато искусство? И разве проявления всего этого мы не ищем в нем?

    Основная задача - целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся творческой личности средствами изобразительного искусства.

    Я стремлюсь к тому, чтобы вызвать у школьников интерес и любовь к искусству, развивать художественный вкус, научить видеть красоту в жизни и искусстве, сопереживать художественным образом.

    Кроме того, искусство успешно прививает потребность в труде, учит находить в нем радость, самому создавать её.

    Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интересов. Выполненные на уроках художественные работы учащихся могут использоваться как подарки для родных и друзей.

    Во внеурочное время школьники занимаются в изостудии. Таким образом, они закрепляют и углубляют полученные на уроках знания и умения. Это доказывает особую значимость и актуальность нашей работы по воспитанию школьников средствами изобразительного искусства.

    III. Ведущая педагогическая идея опыта.

    Накопленный веками опыт человечества указывает только один путь к цивилизации - через сильное образование. Нужно дать человечеству такое образование, которого он достоин, которое ценится обществом и служит его прогрессу.

    Сегодня все согласны с тем, что школа должна выявлять и развивать дарования, способности личности. Любая человеческая деятельность, в том числе и педагогическая, складывается главным образом из двух составляющих частей: творческой и технологической. Вот что подчеркивал в этой связи французский писатель Анатоль Франс: «Две опасности,- говорил он,- угрожают искусству: мастер, который не является художником, и художник, который не является мастером». Отсюда второй практический принцип, следующий из только что сказанного, состоит в том, что не должно быть учителя, не умеющего и не должно быть учителя не творящего!

    Нельзя не вспомнить слова В. А. Сухомлинского: «Красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства». Отсюда главную цель художественного образования я вижу, прежде всего, в формировании духовной культуры личности, приобщении общечеловеческим ценностям, овладении национальным культурным наследием. Конечной целью художественного воспитания в школе является: формирование художественного вкуса, подготовка учащихся к восприятию произведений изобразительного искусства, применение полученных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства в своей практической деятельности.

    Основной педагогической идеей моей работы, является то, чтобы каждый урок был направлен на развитие и формирование творческого начала у учащихся, на овладении основами изобразительного искусства.

    Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. На своих уроках я использую игровые элементы, упражнения, рассчитанные на активизацию познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию.

    Изобразительное искусство не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Художник Константин Коровин сказал: «Только искусство делает из человека- человека». Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям. Основываться на научных данных. Отсюда второй принцип обучения научности. Следом за ним назовем принцип наглядности. Информация, полученная на уроке, должна быть подкреплена зрительным восприятием.

    Принцип сознательности и активности учащихся - также один из важнейших дидактических принципов.

    Во время занятий необходимо предоставлять ученику самостоятельность, особенно если речь идет об одаренном ученике, где формируется творческая личность. Виктор Цыплаков говорил так: «Мой метод в том, чтобы наблюдать, как развивается талант, не мешая, а, поддерживая все ценное, обещающее…Легко сбить художника с собственного пути».

    Сознательное, активное и самостоятельное работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и более прочному закреплению его. Кроме, того, сознательность и активность является предпосылкой для углубления и расширения научных знаний, развивают интерес к делу, способствуют к творческим началам.
    Длительность работы над опытом


    1. Диагностический этап:

    Был выявлен уровень художественного и эстетического развития, творческих способностей, креативности. Выявлены противоречия между желанием детей заниматься творчеством и возможностями материальной базы школы в соответствии с современными требованиями.

    Изучалась научная педагогическая, психологическая, художественная и искусствоведческая литература по выдвинутой проблеме. Были определены основанные подходы по реализации творческого развития школьников.

    2. Прогностический этап:

    На этом этапе по проблеме творческого развития личности школьников были определены цели и задачи, продуманна и подобрана система уроков и внеурочных занятий и мероприятий по изучению видов изобразительного искусства.

    Сформулирована основная идея опыта. Определены прогнозируемые результаты обучения. Предполагаются положительные результаты по развитию и воспитанию творческой личности через осознанное и системное освоение видов изобразительного искусства.

    3. Организационный этап:

    На данном этапе была подготовлена методическая литература, дидактический материал, раздаточный материал, таблицы, опорные схемы, поэтапные разработки, рисунки, иллюстрации.

    4. Практический этап:

    В течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках. Оно позволило сделать вывод о целесообразности применения данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использования, развития познавательных процессов личности ребенка, особенно творческого мышления и фантазии, развитию и воспитанию творческой личности. Это хорошо проявилось в участии работ детей на муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах.

    IV. Теоретическая база опыта
    Сущность опыта заключается в создании условий для формирования и развития творческих способностей школьников через освоение разнообразных художественных материалов, техник исполнения и их привлечении в процесс создания оригинальных художественных изделий в ходе учебной и внеурочной деятельности.

    Мой опыт, возникший на базе программы В.С. Кузина, определяет направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально- оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

    Системы принципов и методов по развитию и воспитанию творческой личности школьников средствами изобразительного искусства, комплектов нетрадиционных форм уроков, занятий, внеклассных мероприятий, где доказана реальность их использования, эффективность использования регионального компонента на основе изобразительного искусства.

    Новизна опыта заключается в том, что в нем проблема развития творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства решается комплексно через систему урочных и внеурочных занятий.


    V. Технология опыта
    Познавательная и творческая активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самореализации и самореализации учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной и творческой деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
    Развивать познавательную и творческую активность у учащихся следует с детства. Рисовать любят все дети: они берутся за карандаш даже тогда, кода их никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира. Однако к переходному возрасту (11-15 лет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается. Чтобы этого не произошло, учителю необходимо разрабатывать уроки так, чтобы процесс обучения изобразительному искусству строился на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развивались творческие начала.

    Размышляя об эффективности обучения, я рассматриваю различные пути проведения занятий.

    1)На мой взгляд, если идти по прямой, кратчайшим путем к достижению цели, то надо учить только тому, что нужно для достижения именно этой цели.

    2) Необходимо построить процесс обучения так, чтобы регулярно и многократно повторялись на практике все эти выделенные нами для изучения 14 пунктов. (Компоновка на листе, построения, тон, цвет, мазок, гармоничное сочетание красок, штрих, светотень, перспектива, анатомия и пропорции человека, закономерность складок, правила составления композиции, технология наложения красок, степень образности в передаче явлений). Для решения этого вопроса я использую внутрипредметные связи, применяю параллельную систему обучения.

    3) Работа с одаренными детьми

    4) Занятия строю по профессиональному ряду: рисование с натуры, рисование на темы и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. (Мет. В.С. Кузина).

    Основным видом учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству является урок.
    Большую роль отвожу урокам рисования с натуры. Рисование с натуры включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов в действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками. Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки выполняются в течение 7-15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока) Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся я даю им задания рисовать по памяти и по представлению. Учащимся с натуры предлагаются рисовать фрукты, овощи, геометрические тела, игрушечные машины, цветы, спортивные кубки, мячи, а также натюрморты из этих предметов, рисовать с натуры, по памяти и по представлению можно фигуру человека, животных, птиц в статических позах и в движении, так же деревья различные постройки. Рисование с натуры фигуры человека является одним из самых важных и нужных уроков в учебной программе по изобразительному искусству. При обучении рисования фигуры человека мой урок мой урок проводится по методике В.С. Кузина и личного опытапроходит в следующем порядке. В начале урока проводится беседа по репродукциям художников: В.А.Серова «Портрет актрисы М.Н. Ермоловой, В.Л. Боровиковского «Портрет А.Б. Куракина», В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах»

    Во время беседы подчеркиваю значение умения рисовать фигуру человека для выражения тематических сюжетов в различных жанрах изобразительного искусства, обращаю внимание учеников на выразительность сюжета, ясно читаемое содержание изображаемой сцены, на художественные достоинства картины. Разбираю подробно характерные позы, движения, разница пропорций фигур у детей и взрослых.

    Творчество школьников зависит от степени заинтересованности учителя к обучению творчеству, поэтому после репродукций художников, демонстрирую личные работы и это производит желаемый эффект у учащихся, что способствует повышению интереса к предмету и авторитету учителя.

    Ученические работы, их анализ хороших сторон и мелких ошибок, помогают учащимся сопоставить свои способности и конечную цель работы.

    Прежде чем нарисовать фигуру человека нужно знать пропорции фигуры, с помощью педрисунка на доске я рисую схему, т.е. конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. В целях закрепления знаний провожу анализ строения фигуры одного из учащихся, вызвав его к доске. Затем демонстрирую последовательность выполнения рисунка с помощью учебных таблиц с поэтапным выполнением рисунка.

    В целях изложения правил композиции, мной используется следующий метод. На доске демонстрируются фигуры человека различной величины, учащиеся должны правильно подобрать величину фигуры к формату, правильное размещение фигуры и, конечно же, формат по вертикали или горизонтали методом подбора, после данных упражнений учащиеся выполняют задание.

    В течение урока ведется фронтальная и индивидуальная работа с учащимися, во время работы я демонстрирую работы как лучшие, так и с ошибками для стимуляции и своевременного устранения ошибок в процессе рисования. В конце урока проводится коллективное обсуждение работ, и выставляются оценки.

    Именно такие уроки развивают у школьников наблюдательность, точность и внимательность в изображении, зрительную память, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его, в том числе в процессе рисования закладываются основы графической грамотности, способствующие развитию образного восприятия.

    Не менее интересно я организую проведение уроков рисования на тему. Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению, которыеспособствуют развитию кругозора, фантазии, интереса к предметуизобразительного искусства.

    Каждый вид занятий имеет свою специфику, меняются цели и содержание образования в зависимости от возраста учеников, образы, сюжеты, композиции диктуются временем.

    Рисование на темы – это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе представленных целенаправленных наблюдений, по воображению. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

    При выполнении иллюстраций к литературным произведениямдети показывают свои знания, которые они получили на уроке литературы, помогают воспроизвести события, композиция в данном случае становится более многогранной. Здесь композиция переплетается с сюжетом и играет очень большую роль в рисунке. Демонстрация лучших и работ с ошибками помогает устранять недостатки, в детских работах. Я стараюсь пробуждать в детях творческое воображение и фантазию, научить быть добрым.

    Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (выполнение упражнений на основе образца). Учащие знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

    Большой интерес у школьников вызывают занятия декоративно-прикладным искусством, которые включены в учебную программу по изобразительному искусству. Задачи данного курса я вижу в развитии трудовых умений и навыков учащихся, в психологической и практической подготовке их к померному труду, в формировании эстетического вкуса, творческого отношения к действительности и умения посильно преобразовывать ее "по законам красоты".

    Любой человек, независимо от возраста и профессии, независимо от того, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем, они сделаны эти первые жизненные и культурные ориентиры. Создатели традиционных игрушек, как сказатели и песенники, тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Так в 6 классе ученики знакомятся и с удовольствием выполняют дымковскую игрушку. Уроки способствуют эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства. Закрепляют знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке. Развивает умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках.

    В содержание раздела «Аппликация» входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ. Над аппликацией мы работаем в каждом классе. Так, например в 6 классе на тему «Фрукты в вазе» учащиеся самостоятельно составляли композиции из предложенных предметов. У каждого получается интересная по-своему композиция натюрморта.

    Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представление об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениях народного художественного творчества.

    Решение поставленных перед школой задач в области художественного воспитания во многом способствует сеть массовой внеклассной работы, закрепляющая и дополняющая разделы школьной программы по изобразительному искусству.

    В основу системы художественного воспитания заложен принцип преемственности в изобразительной деятельности учащихся.

    «Кружковцы» закрепляют знания и умения работать с литературой, выбирают интересные и неповторимые сюжеты, для этого они изучают как историю, так и современные явления, в общественной жизни, чтобы найти то, что тронет душу зрителя, не оставит его равнодушным. Учащиеся с удовольствием участвуют в конкурсах рисунков и плакатов, достигая при этом хороших результатов.

    Моя задача, как руководителя, направить, пережить с учеником данное событие, миг, явление, вложить в него энергию, творческий порыв и желание выразить то, над чем он задумался и что хочет выразить в своей работе. При работе над тематической композицией проявляются как творческие способности, так и умственная активность, это поиск сюжета. Историческое обоснование того или иного события, архитектурные постройки, одежда, обычаи, т.е. происходит постоянный поиск, моя задача направить ученика в нужное время, место, определиться в поиске задуманной композиции единственной и неповторимой, чтобы не оставить равнодушным зрителя.

    Данные занятия предусматривают общеэстетическую подготовку учащихся, продолжают и дополняют темы уроков, дают дополнительные по сравнению со школьной программой знания и умения, отводят место подготовке общешкольных мероприятий и выполнению коллективного и индивидуального творческого замысла.

    Для учащихся школы, имеющих направленный интерес к художественной деятельности организована работа объединения дополнительного образования «Изостудия». Наиболее охотно дети занимаются пейзажной живописью, графическими рисунками. Занятия проводятся по моей составленной программе. В основном мы занимаемся разными видами изобразительного искусства. Дети выполняют простые композиции, затем они постоянно усложняются. Композиции в основном придумывают сами дети. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал увлеченность своей работой.

    Одним из составляющих факторов в моей работе и педагогичес­кой практике, является конечный результат работы, который ни в коем случае не должен оказаться незамеченным и остаться без оценки, пусть словесной, подбадривающей, наставляющей. Для углубленного усвоения знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства в школе провожуработу с одаренными детьми. Бесспорно, что у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны взрослых. Если опираться на мой опыт, то в педагогической практике нет таких учеников, которые без помощи учителя сделали "выдающуюся" работу независимо от талантливости. Но в то жевремя довольно часто многие ученики под руководством взрослых достигают больших высот в самостоятельной и творческой деятельности.

    В работе с одаренными детьми на учителя ложиться особаяответственность. Казалось бы, у ребенка есть способности, с ним приятно работать, легко усваивает материал, быстро устраняет ошибки, но на самом деле это очень кропотливый и ответственный труд, основанный на поисковой работе.

    Ученик, имеющий творческое лицо должен обладать пятью качествами:

    1. Способностью к рисованию.

    2. Имеет природную склонность к рисованию.

    3. Склонностью к познанию и повышению квалификации.

    4. Умственной активностью.

    5. Способностью к творчеству.

    Работая с одаренными детьми, стараюсь убедить их посмотреть на свою работу глазами художника, всмотреться, увидеть, сделать, но только с творческим подходом. Ученик должен перерабатывать натуру, дополнять, убирать лишнее. В работе талантливого ученика есть степень образности в передаче явления, события, сцены. У таких учеников в работе передано самое главное, характерное, а у обыкновенных учеников в картине изображено случайное, нехарактерное. Гете сказал: «Человек, который стремится нарисовать собаку точь-в-точь как в натуре, не стремится создать произведения искусства, а тщательно пытается создать вторую собаку».

    Шаблонности, вот что я стараюсь избегать в работе со способным учеником. Именно неповторимость, оригинальность и простота, основанная на творчестве, - вот мой критерий и стержень обучения, который я стараюсь вложить в сознание учеников.

    Самой большой наградой для учителя, является успех ученика, а если есть успех, значит, нет ошибки, нет впустую потраченного времени, а есть новая личность не способная уничтожить прекрасное, а, наоборот, сотворить и создать красоту, и подарить ее людям. Особое место в обучении занимает пейзаж. Наверное, потому, что он пронизывает школьную программу и программу кружковых занятий. Он заставляет видеть нас и красоту природы, и ее состояние. Если всмотреться внимательно, то глаз художника открывает иной мир и только умение рисовать помогает подружиться с неповторимой красотой природы.
    VI. Результативность опыта
    Анализируя опыт, было выявлено, что дети любят заниматься творчеством. Большинство учащихся усваивают знания по изобразительному искусству на «4» и «5» . В результате применения данного опыта наблюдается динамика роста не только в качестве знаний учащихся, но и уровня участия в конкурсах.


    написать администратору сайта