Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Социально-этнические общности.

  • Список литературы

  • Социология семинар. Семинарское занятие. План занятия Социальнодемографические группы, категории, отношения


    Скачать 22.95 Kb.
    НазваниеСеминарское занятие. План занятия Социальнодемографические группы, категории, отношения
    Дата08.02.2023
    Размер22.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология семинар.docx
    ТипСеминар
    #925804

    Семинарское занятие.

    План занятия

    1. Социально-демографические группы, категории, отношения

    Социально-демографическая структура является 3-й среди дополнительных или вторичных видов стратификации (после соц. территориальной и этнической). Она базируется на том, что в любом современном обществе люди имеют разный возраст или разный пол. На все виды стратификации накладывается еще неравенства, связанные с этими признаками. Их 2 — пол и возраст. Социально-демографическая структура складывается из категорий, относящихся к разным поколениям: дети, молодежь, зрелое поколение, старики. Кроме того выделяют женщин и мужчин. По сути социально-демографическая структура состоит из 2 подструктур: возрастной и половой. Люди не равны между собой потому, что они делятся на женщин и мужчин, стариков и детей — в этом заключается стратификация, основание для выделения неравных категорий.

    Рост населения в стране возможен как за счет повышения рождаемости и снижения смертности, так и за счёт миграционных процессов. Последний фактор мы рассматривать не будем. Между ростом населения и его воспроизводством существует сходство и различие. Последнее состоит в том, что население может продолжать расти, а воспроизводство его уже начинает уменьшаться, и наоборот – численность населения может убывать, а его воспроизводство в это же самое время – расширяться.

    Сегодня основным фактором, который имеет наиболее существенное воздействие на демографическое будущее нашей страны, является рождаемость. Проблема повышения рождаемости в стране стоит достаточно остро. Один из ключевых показателей демографической ситуации – общий коэффициент рождаемости, определяемый отношением числа рождений в год к числу населения за тот же период на одну тысячу населения. Коэффициент рождаемости необходим для более точной оценки демографической ситуации, для составления демографических прогнозов и другого. Этих показателей несколько. Это целая группа, а не какой-то один коэффициент. Всю эту группу коэффициентов анализируют в комплексе.

    Наиболее верным показателем уровня рождаемости является коэффициент фертильности. Он характеризуется средним числом рождений у одной женщины в среднем за её жизнь [8, с. 114].

    Смертность - важнейший показатель естествен­ного движения населения.

    Уровень смертности определяется совокупностью биологических, экономических, социальных и культурных факторов при доми­нирующем влиянии социально-экономических факторов: благосостояния, обра­зования, питания, жилищных условий, санитарно-гигиенического состояния населенных мест, степени развития служб здравоохранения.

    Наиболее распространенным показателем интенсивности смертности является общий коэффициент смертности, простота и единство методики расчета которого (отношение числа умерших к средней численности населения на 1000 человек) позволяет проводить сопоставление уровня смертности в разных регионах мира, территориях одной страны в динамике за различные периоды времени. Когда говорят о высокой или низкой смертности, имеют в виду именно эти показатели. Однако общий коэффициент смертности зависит от возрастной структуры населения и потому не является точным отражением уровня смертности. Но для каждого определенного населения в данный момент этот показатель - важная характеристика, в которой находят обобщенное выражение действительные демографические процессы, происходящие в населении и влияющие на темпы роста его численности. Показатели смертности и ожидаемой продолжительности жизни населения являются основными критериями, характеризующими уровень общественного здоровья и тем самым - уровень и качество жизни.

    Миграции населения — это перемещения людей из одного постоянного места жительства в другое на более или менее длительное время [5, с. 89]. 
    Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения. Так трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности, а также долю мужского населения, т.к. мигрируют в поисках работы в основном мужчины. 
    2. Социально-этнические общности.

    Народность - это исторически сформировавшаяся языковая, эконом., территориальная и культурная общность людей [1, с. 96]. 

    Чаще всего в обыденной речи понятия «этнос» и «нация» употребляют как синонимы, как равнозначные понятия.

    Если говорить о политической практике, то слово «нация» и производное от него «национальность» употребляется в смысле «народ» и все население страны. И сегодня «нацией» называют граждан государства.

    Другая точка зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация.

    Такова, например, позиция Ю. И. Семенова. Он считает что эти понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. Нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества.

    Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей – таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа (менталитет), этнические стереотипы и т.д.

    Сущность нации наиболее четко проявляется в национальных движениях, относящихся к политической сфере. Национальные движения – это огромная общественная сила – направлены на достижение определенных целей, и, как правило, политических. Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Отечество это та территория на которой поживает население страны, а нация в этом случаи является соотечественниками. Такое сознание может родиться только в борьбе за создание единственного централизованного государства.

    Национальное самосознание — это совокупность взглядов и оценок, мнении и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений чле­нов национально-этнической общности о своей исто­рии, современном состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем месте среди других аналогичных общностей и характере взаимоотноше­ний с ними [3, с. 137]. Включает рациональные (собственно осоз­нание своей принадлежности к нации) и, отчасти, в меньшей степени эмоциональные (подчас неосознавае­мое сопереживание своего единства с другими пред­ставителями национально-этнической группы) компо­ненты.

    Формируется национальное самосознание:

    1) под воздействием истории нации и знаний этой истории. Оно покоится на свойствах человеческой памяти. Чувство исторических корней нации – первейший атрибут национального самосознания. Нация, пренебрегшая своей историей, ставит под вопрос и свое будущее.

    2) Вдумаемся в содержание такого признака нации, как общность территории. Территория – это не только определенный пейзаж. Территория – это Родина, та самая, за которую предки проливали пот и кровь. Родина – это то, к чему человек не может относиться равнодушно. Это та среда, в которой он живет, где его человеческие корни находят питательную почву. Любовь к родной земле, матери, к родному дому – один из путей утверждения духовности нации.

    3) Признак нации – это и общность языка. Но сам язык – это не просто совокупность условных знаков, с помощью которых люди общаются друг с другом. Это прежде всего то средство, с помощью которого человек приобщается к своим предкам, к своим потомкам, что делает его сопричастным к бесконечному ряду поколений. Потеря языка – это один из существенных этапов потери национального самосознания.

    4) У каждого этноса существует своя культура. Каждая культура – это исторически сложившаяся реальность, развивающаяся на основе национальных традиций. Хорошо известно, что если в силу каких-то причин традиции насильственно и резко обрываются, народ может утратить свою самобытность и перестает существовать как этническое целое.

    В целом ряде регионов национальная ситуация десятилетием развивалась таким образом, что наиболее слабым м уязвимым оказалось изучение прежде всего самими коренными жителями своей истории, языка, литературы, традиций, обычаев. Поэтому восприятие и усвоение исторического опыта нации, ее духовного наследия, ныне протекает в эмоциональной обстановке. Идет процесс сопоставления, соизмерения состояния и достижений «своей» нации с успехами других наций, с положением дел на общечеловеческом уровне. А это не совсем нормально.

    3. Семья как социальный институт

    В социальной структуре общества важное место принадлежит семье. В социологии семья исследуется как социальный институт и как малая социальная группа.

    Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

    Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [6, с. 120].

    Специфика этого социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением.

    Основными функциями семьи являются:

    - репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

    - экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

    - воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

    - коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
    Список литературы
    1. Боровик, В.С. Основы социологии и политологии: Учебное пособие для ссузов / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 447 c.

    2. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c.

    3. Кернаценский, М.В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / М.В. Кернаценский, Н.В. Шатина. - М.: Форум, 2010. - 224 c.

    4. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 272 c.

    5. Коротец, И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2013. - 256 c.

    6. Латышева, В.В. Основы социологии: Учебник для студентов ссузов / В.В. Латышева. - М.: Дрофа, 2004. - 240 c.

    7. Матвеев, Р.Ф. Основы социологии и политологии: учебное пособие / Р.Ф. Матвеев. - М.: Форум, 2010. - 256 c.

    8. Серова, Н.В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений / Н.В. Серова. - М.: ИЦ РИОР, 2005. - 129 c.


    написать администратору сайта