Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект социологии

  • Предмет исследования

  • Объект исследования

  • Конфликт по Л. Козеру Л.

  • Конфликтная теория общества Р. Дарендорфа

  • Центральным определением социологии Хоманса является понятие социального действия.

  • Социология. Социологии. Социология это научное изучение общества и общественных отношенийОбъект социологии


    Скачать 262.82 Kb.
    НазваниеСоциологии. Социология это научное изучение общества и общественных отношенийОбъект социологии
    АнкорСоциология
    Дата05.01.2022
    Размер262.82 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаZachet_po_sotsiologii.pdf
    ТипЗакон
    #324356
    страница1 из 3
      1   2   3

    1 Объект и предмет социологии. Структура и функции
    социологии.
    Социология – это научное изучение общества и общественных отношений
    Объект социологии – общество.
    Предмет социологии – закономерности развития общества.
    Предмет науки – модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением,
    детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой – условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами.
    Он отражает специфику соответствующей науки.
    Предмет социологии – это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность, и которые выступают темами эмпирических исследований.
    Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.
    Объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие,
    социальные отношения и способ их организации.
    Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
    Объект исследования – 1) в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы; 2) в узком смысле – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.
    Функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:
    1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;
    2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;
    3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;
    4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;
    5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;
    6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

    7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.
    Отдельно стоит выделить трехуровневую структуру социологии:
    1. Высший уровень — общая социология (теоретическая социология,
    макросоциология).
    2. Средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня).
    3. Низший уровень — эмпирическая, прикладная социология
    (микросоциология, конкретные социологические исследования). Третий уровень социологии — научно-практическая деятельность, к которой относят исследования, выводы к ним, социальные программы.
    2. Современная западная социология, Теория конфликта, Теория обмена Хоманса
    Конфликтная модель предполагала, что каждое общество изменяется, испытывает конфликты, которые признаются всеобщими: каждый элемент и часть общества содействуют его изменению.
    Конфликт по Л. Козеру
    Л.Козер трактовал конфликт как "борьбу за ценности и притязания на обладание недоступными для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении". Он утверждал, что не стоит рассматривать конфликты только с деструктивной стороны, так как в них заложен конструктивный (позитивный потенциал).
    Козер определил следующие функции конфликта, способствующие позитивным социальным изменениям:
    -образование различных групп, установление и поддержание их нормативных и физических границ;
    -поддержание стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
    -адаптация групп и индивидов к изменяющимся условиям;
    -создание и поддержание баланса общественных сил;
    -получение сведений о проблемах в социальной среде;
    -стимулирование нормативного творчества и социального контроля;
    -создание новых форм социальных институтов.
    Козер считал, что нельзя полностью исключать деструктивный компонент из конфликта, так как его последствия могут быть неожиданными. Например, привести к
    распаду социальной системы, недоверию к социальным институтам, ценностям и нормам, принятым в обществе и т.д. Козер проанализировал влияние конфликта на закрытые и открытые общества. Он отмечал, что конфликты разделяют закрытые общества на враждебные группы и подрывают его устои, в то же время в открытых обществах, конфликты выполняют конструктивную функцию и способствуют социальным изменениям.
    Конфликтная теория общества Р. Дарендорфа
    В своей теории Р. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта, обращая внимание на то, что в наиболее развитых капиталистических обществах, конфликт подвержен процессу институционализации. Он разработал конфликтную модель общества, в которую включал четыре положения:
    -любое общество всегда находится в процессе изменения;
    -каждое общество всегда обладает элементами несогласия, приводящими к конфликтам;
    -каждый элемент общества может способствовать его изменению и интеграции;
    -каждое общество основывается на насилии одних членов общества другими.
    Согласно его теории, в историческом развитии характер конфликта в обществе изменился. Однако конфликт в обществе не устранился полностью, потому что в любой социальной структуре, по мнению социолога, присутствует борьба за перераспределение власти. Таким образом, противодействие и взаимодействие сопротивляющихся сторон и власти – это движущая сила развития общественных процессов. Подобное противостояние выражается в том, что в каждой общественной структуре есть правящие и управляемые. У них различный доступ к ресурсам развития, из чего вытекает неравенство их социальных положений и противоположность интересов. Таким образом, борьба за лидерство, захват дефицитных ресурсов, престиж и власть делают неизбежным социальный конфликт.
    Причем базой конфликта человеческих интересов служат не столько экономические причины, сколько "жажда" перераспределения власти. Бесполезно пытаться устранить глубинные причины социальных антагонизмов. Главными субъектами конфликта у Р.
    Дарендорфа выступают крупные социальные группы.
    Дарендорф выделяет различные уровни, на которых может проистекать конфликт:
    -между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку;
    -между социальными ролями, которые должен исполнять человек;
    -внутригрупповые конфликты;
    -конфликты между социальными группами;
    -конфликты на уровне общества в целом;

    -межгосударственные конфликты. Чтобы позитивно разрешить конфликт, по мнению
    Дарендорфа, необходимо учитывать три обстоятельства:
    1)Ценностные предпосылки: каждая сторона должны признавать интересы оппонента;
    2)Степень организации конфликтующих сторон: чем больше организованны участники конфликта, тем легче они достигнут договоренности;
    3)Принятие правил игры: конфликтующие стороны должна принимать установленные правила, выполнять взятые на себя обязательства.
    Дарендорф выделяет три основные варианта структурных преобразований власти по итогу разрешения конфликта:
    -полное изменение состава правящего слоя (преобразование революционного типа);
    -частичная замена правящего слоя (эволюционный вариант социального развития);
    -состав правящего слоя остается без каких-либо изменений, а вместо этого меняется политика, проводимая им (правящие слои общества включают в новую программу требования оппозиции и корректируют свою деятельность).
    Центральным определением социологии Хоманса является понятие
    социального действия.
    Социальное действие, по Хомансу, – непосредственные контакты индивида, в процессе которых происходит обмен ценностями, строящийся по принципу рациональности, т.е. люди взаимодействуют, исходя из определенного интереса. Они всегда стремятся получить большую выгоду при минимальных затратах.
    Предмет обмена – то, что имеет социальную ценность.
    Ценность отдельной личности состоит из качеств, подлежащих обмену. Но в сущности равных обменов не существует, что приводит к социальному неравенству.
    Согласно Дж. Хомансу, поведение человека обусловлено вознаграждениями, которые человек получал за свои поступки в прошлом. Так, социологом были определены принципы вознаграждения:
    1)Частота повторений определенного типа поведения зависит от частоты вознаграждений. Другими словами, чем больше вознаграждается какой-то тип поведения, тем чаще он будет повторяться.
    2)При вознаграждении за определенные типы поведения при определенных условиях,
    личность пытается воссоздать эти условия.
    3)Чем выше вознаграждение, тем больше усилий готов затратить человек ради получения этого вознаграждения.

    4)Если потребности человека близки к насыщению, то он будет прилагать гораздо меньше усилия по их удовлетворению.
    Таким образом, исходя из данных положений, Хоманс объясняет функционирование всех социальных процессов. Обмен вознаграждениями и наказаниями составляет основу социального действия, а человеческое поведение выполняет функцию платежа.
    3. Общество: понятие, теория происхождения, признаки и типология. Типология общества в различных социологических концепциях
    Общество – целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процесс их совместной деятельности (в широком смысле)
    Это - совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (в узком смысле)
    Признаки: (ЗУРАБ)
    1) Территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.
    2) Саморегуляция. Способность системы корректировать свою деятельность за счет социальных институтов (Государство, семья, школа, СМИ и тд.)
    3) Любые изменения и события, происходящие в обществе, в отличии от природных процессов не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей.
    4) Социальность – общественная сущность жизни людей, специфика отношений и взаимодействия.
    5) Наличие социальной структуры. Существование социальной общности и индивидов, различных долей собственности, культуры, науки.
    6)Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия между людьми, которые действуют относительно друг друга.
    7)Высший уровень самоорганизации.
    8)Существование в социальном пространстве и времени.
    Краткая характеристика подсистем (сфер) общества:
    1)Экономическая сфера – это сфера производства экономических товаров и услуг,
    удовлетворяющих потребности людей. Она включает процессы производства,
    распределения, обмена и потребления. Значит для этих процессов экономическая сфера является системой.

    2) Политическая сфера – это сфера управления обществом и государством. Является системой таких элементов, как государство, власть, закон, президент, парламент,
    правительство, суд, местное самоуправление, правопорядок, безопасность и т.д.
    3)Социальная сфера – это сфера ежедневных взаимоотношений индивидов и групп, к примеру, в семье, в образовании, здравоохранении и пр. Эта система состоит из социальной стратификации (деление индивидов по группам), социальной мобильности
    (возможность перехода индивидов из одной группы в другую), социальных норм
    (правил и норм поведения индивидов в группах и обществе).
    4)Духовная сфера – это сфера нематериального пространства – система, включающая в себя образование и воспитание, науку, культуру, религию, искусство, мораль. В
    социальной сфере, под образованием подразумевается посещение школы, отношения с одноклассниками и учителями. Под образованием в духовной сфере имеется в виду передача и получение знаний, формирование и развитие личности.
    Типология общества по Беллу.
    1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.
    2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность
    (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.
    3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.
    4) Эволюция общества, теория социальных изменений
    Социальные изменения –понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественной экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.
    Теории социальных изменений
    Среди теоретических моделей, использовавшихся для осмысления общих механизмов изменений на протяжении человеческой истории, по своей важности и значимости наиболее выделяются две. Первая — социальный эволюционизм, подход,
    пытающийся установить связь между биологическими и социальными изменениями.

    Вторая — исторический материализм, концепция, восходящая к Марксу, позднее развитая и дополненная множеством других авторов.
    5) Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире
    В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила широкое распространение и развитие; ее укреплению в науке и в общественном сознании способствовало осознание глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.
    Термин «глобализация» (от лат. «глобус») означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Глобализация процессов – это их повсеместность и всеохватность. Глобализация связана, прежде всего, с интерпретацией всей общественной деятельности на Земле. В современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных связей,
    взаимодействий и отношений.
    Таким образом, в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами многократно возросло общепланетарное единство человечества. Оно представляет собой принципиально новую суперсистему: несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов,
    государств и народов, социологи считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации.
    6) Культура как социологическая категория, структура и функции культуры, тип культуры, субкультуры, контркультуры, массовые и элетарные культуры
    . Можно сказать, что «культура — это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой». Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
    Структура культуры
    Фундаментальные элементы культуры
    · Познавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы,
    находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое...

    · Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).
    · Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.
    2.3. Функции культуры
    Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.
    · Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).
    · Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой
    · Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе - коммуникативная функция.
    · Информационная функция
    · Знаково-символическая (семиотическая) функция
    · Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет,
    совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.
    · Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.
    · Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.
    Интегрирующая и дезинтегративная функции

    Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.
    Контркультура – это разновидность культуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и демонстративно отвергает её нормы и ценности.
    Обычно яркие и мощные контркультуры возникают в периоды социально-политических кризисов.
    Массовая культура – исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации
    (прежде всего в США) и особенно расширившийся в период информационных технологий. Связан с массовым распространением технологий тиражирования культурных текстов и средств массовой коммуникации (медиакультура). Её
    особенности – общедоступность, серийность, машинная воспроизводимость. Имеет коммерческий характер.
    Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней.
    7) Социализация личности: понятия и механизмы. Этапы и агенты социализации.
    социализация — двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей;
    с другой — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Содержание процесса социализации — процесс становления личности,
    начинающийся с первых минут жизни человека, который протекает в трех сферах:
    деятельности, общения, самосознания. Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех этих трёх сфер. На каждом этапе социализации возникает «сплав» усвоения социального опыта и воспроизведения его.
    Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «развитие личности». Целостный процесс социализации можно представить в виде совокупности четырёх составляющих:
    · стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой
    определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, когда взаимодействуют два или более индивидов.
    · относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определённые экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития на жизненный путь тех или иных социальных групп;
    · относительно социально контролируемая социализация (воспитание) как планомерное создание обществом и государством правовых, организационных,
    материальных и духовных условий для развития человека, когда специально организуется деятельность с целью передачи социального опыта индивиду и формирования у него определённых, социально желательных стереотипов поведения,
    качеств и свойств личности;
    · более и менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный,
    асоциальный или антисоциальный вектор (самосовершенствование,
    саморазрушение), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.
    Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям:
    · Агенты первичной социализации- родители, братья, сестры, близкие родственники,
    друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
    · Агенты вторичной социализации - представители администрации школы,
    университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
    Первичная социализация. В процессе социализации происходит наделение физиологических актов социальным смыслом. То, что мы называем жестом, мимикой и пр. есть физиологические процессы, обусловленные социальным содержанием.
    Именно социальные программы регулируют данный физиологический процесс. При формировании интеллекта начинающего члена общества социальный фактор также оказывается решающим. Не следует смешивать умственные способности и интеллект:
    первые в основном обусловлены генетически, а второй – вырабатывается. Огромное влияние на формирование интеллекта оказывает именно социальная среда.
    Вторичная социализация. Одна из главных функций этого этапа – общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в образовательных институтах и получение формального и неформального образования. Подлинное формирование интеллекта, то есть приобщение индивида к миру научных систематизированных знаний начинается в школе. Уровень и качество образования,
    как целенаправленного и систематического получения новых знаний, выступает важнейшим фактором формирования индивидуального интеллекта.

    Вторичная социализация выполняет и ряд латентных (скрытых) функций. Одной из таких функций является выработка навыков функционирования в условиях формальной организации.
    Социализация зрелости. Вступление человека в эту стадию социализации затягивается до 25-летнего возраста, а то и старше.
    Для этого этапа характерна активная интеграция индивида в общество. Появляется желание найти в нем свое место. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если этого не происходит, то возможно следующее:
    - сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий
    (взаимоотношений) с людьми и обществом;
    - изменение себя, «стать как все»;
    - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
    Социализация старости. Старость в современном обществе означает неизбежное понижение социального статуса. Прежде всего, это связано с невозможностью продолжения индивидом прежней экономической активности с прежней интенсивностью. Это влечет за собой падение таких параметров экономического статуса, как активное распоряжение собственностью – у тех, кто ею обладает, и место в организации труда. Этому процессу обычно сопутствует снижение уровня доходов и состояния здоровья. Возникает ощущение социальной и профессиональной невостребованности, которое требует определенной психической адаптации.
    Появляется необходимость освоения новых ролей (пенсионер, иждивенец, дедушка,
    бабушка…).
    8) Социальный статус личности. Социальные роли и ролевая теория личности.
    Социальный статус — это определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Каждого человека характеризует не один, а несколько статусов. Р.
    Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный, или интегральный, статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с ним индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Это может быть также расовая принадлежность (например, негр) и социальное происхождение
    (дворянин) и т.д. Главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус,
    который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

    Социально-групповой - это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии,
    профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе
    (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.).
    Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.
    При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты:
    • статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые - что он должен делать;
    • статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности;
    • статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов
    • статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом;
    • статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу.
    Социальная роль - это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
    Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.
    Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т.е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль - это динамическая характеристика,
    определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом.
    Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено - ожидание
    (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил,
    стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.
    В процессе реализации социальных ролей могут возникать определенные трудности,
    связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к
    возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:
    • внутриролевые конфликты - это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе,
    ласковое обращение с Детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);
    • межролевые конфликты - конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);
    личностно-ролевые конфликты — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности
    (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).
    Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу.
    Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей» - перенос притязаний с одной роли на другую;
    «разделение ролей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.
    9) Система социальных связей. Социальное действие: структуры и типы. Теория соц. Действия.
    Социальные связи – это зависимость людей, реализованная через социальные действия, осуществляемая с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. М. Вебер выделил следующие типы социального действия:
    1) целерациональное действие – ясное представление человеком своей цели и средств ее достижения, с учетом реакции окружающих. Рациональность обычно всегда ориентируется на успех;
    2) ценностно-рациональное действие совершается через веру;
    3) аффективное действие происходит в состоянии бессознательном, на чувственном уровне;
    4) традиционное действие – привычка, инерция.
    В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы: • действующее лицо; • объект (индивид или общность, на которое направлено действие); • цель действия; • способ действия; •
    результат действия (реакция объекта).

    В социологии выделяют следующие разновидности социальных связей: социальный контакт и социальные взаимодействия. Если связь между людьми поверхностна и субъект связи может быть легко заменен другим человеком, то говорят о социальном контакте. Социальное взаимодействие (интеракция), в свою очередь, предполагает регулярное систематическое влияние индивидов друг на друга, в результате чего возобновляются и создаются новые социальные связи внутри общностей или между его элементами. В социальном взаимодействии участвуют не менее двух субъектов,
    которых называют интерактантами. Их интерактивные действия должны быть непременно направлены друг на друга, цель которых – вызвать определенную ответную реакцию со стороны партнера.
    Взаимодействие может иметь следующие виды:
    – непосредственное (межличностное) с многообразными модификациями, связанными с социальным положением субъектов и выполняемыми ими социальными ролями;
    – опосредованное (через посредников) – предполагает распределение ролей между участниками, наличие оговоренных норм, системы ценностей, регулирующих это взаимодействие.
    Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались, в основном, в рамках американской социологической мысли, в которой сильны были идеи утилитаризма,
    прагматизма и бихевиоризма. Бихевиористскому принципу «стимул – реакция» был придан широкий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматриваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа),
    действуя на другого, ожидает от последнего определенной положительной реакции.
    Концепция «зеркального Я: В процессе социализации происходит трансформация индивидуального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окружающими, т.е. осуществляется переход от интуитивного «самоощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на другого человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение.
    Причем это отражение не всегда совпадает с собственной оценкой человека.
    Социализация, по Ч.Кули, и означает необходимость согласования оценки и самооценки, превращение «индивидуального Я» в «коллективное Я».
    Теории символического интеракционизма. Символический интеракционизм (от лат.
    interaction – взаимодействие) – направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.
    Мид Джордж Герберт (1863-1931) – американский психолог, социолог, философ,
    создатель теории символического интеракционизма, рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое в ролевом взаимодействии – это принятие роли другого, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого «Я». Главная характеристика
    человеческого действия, по Миду, – использование символов. Ученый различает две формы или две ступенисоциального действия: общение при помощи жестов и символически опосредованное общение. Возникновение символически опосредованного взаимодействия Мид объясняет функционально – необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов, и атропологически – способностью человека к созданию и использованию символов.
    Общие идеи символического интеракционизма получили дальнейшее развитие в работах американского исследователя Г. Блумера (1900 – 1967), который в работе
    «Символический интеракционизм: перспективы и метод» исходил из определения значения объекта, исходя не из его свойств, а из его роли в жизни людей. Объект – то,
    что он значит в ожидаемом и реальном взаимодействии. Причем устойчивость значений делает взаимодействие привычным, позволяет его институциализировать. В
    самом взаимодействии можно выделить два уровня: несимволический (объединяющий все живое) и символический (свойственный только человеку). Посредством знаковой системы человек задает дистанции, т.е. структурирует внешний мир. Развивая и изменяя значения, люди тем самым изменяют и сам мир.
    Теория социального обмена – направление в современной социологии,
    рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.). Представители теории социального обмена (теории действия) – Дж. Хоманс и П. Блау. Хоманс Джордж Каспар
    (1910 – 1989) – американский социолог, согласно взглядам которого, люди взаимодействуя друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможные вознаграждения и затраты. Социальное действие, согласно Хомансу, – процесс обмена, который строится по принципу paциональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.
    В отличие от простого взаимодействия, социальные отношения отличаются тем, что они осознаются индивидами как длительные, повторяющиеся, а, следовательно,
    устойчивые. Таким образом, социальные отношения – это устойчивая система нормированных взаимодействий между двумя партнерами или более на основе определенного интереса.
    10)Типология общества в разных социологических концепциях.
    В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии,
    тирании, аристократии, олигархии, демократии.
    В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные
    (государство определяет все основные направления социальной жизни),
    демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).
    В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:
    1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;
    2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;
    3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;
    4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
    5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;
    6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.
    Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.
    Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода,
    дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.
    Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.
    11)Эволюция общества, теория социологических измерений.
    Социологические теории общества.
    На протяжении всей истории социологии ученые искали научные подходы и методы построения теории общества, отражающие действительные реалии социальной жизни.
    За время становления и развития социологии как науки
    вырабатывались различные концептуальные подходы к категории «общество».
    Рассмотрим некоторые из них.
    «Атомистическая» теория. Согласно данной теории общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. В рамках данной концепции развивал свою теорию Георг Зиммель , который полагал, что общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Эти взаимодействия всегда складываются вследствие определенных влечений или ради определенных целей.
    Например, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество других мотивов побуждают человека к деятельности для другого, с другим,
    против другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, т.е. к оказанию воздействий и их восприятию.
    Теории «социальных групп». В рамках этой теории общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В своей концепции Ф.Знанецкий говорил о народном обществе, означающем всевозможные группы и совокупности,
    существующие в пределах одного народа или католической общественности.
    Существует группа дефиниций категории «общество», согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.
    Функциональная концепция. В рамках данной концепции понятие общество трактуется как группа человеческих существ, представляющая систему действия .
    На основе различных концептуальных определений в социологии сложилась еще одна
    («аналитическая») дефиниция – общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, характеризуемое «внутренней организацией,
    территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством» . В
    зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия «самообеспечение»,
    «организация», «культура» и другие и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.
    Общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона,
    социальных институтов и т.д.(т.е. гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
    Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязей, возникающих в процессе деятельности между большими социальными группами (этнос, класс, организация, сообщество и т.д.), а также внутри них.
    Существует три основных подхода, которые позволяют дать свое понимание термина общество на основе объяснения этих отношений.

    В рамках натуралистического подхода общество рассматривается по аналогии с природой, как высшая ступень развития природы, хотя и не самое совершенное ее образование.
    12)Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.
    В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила широкое распространение и развитие; ее укреплению в науке и в общественном сознании способствовало осознание глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.
    Термин «глобализация» (от лат. «глобус») означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Глобализация процессов – это их повсеместность и всеохватность. Глобализация связана, прежде всего, с интерпретацией всей общественной деятельности на Земле. В современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных связей,
    взаимодействий и отношений.
    Таким образом, в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами многократно возросло общепланетарное единство человечества. Оно представляет собой принципиально новую суперсистему: несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов,
    государств и народов, социологи считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации.
    Глобалистский подход уже ярко обнаруживается в рассмотренных ранее концепциях
    «постиндустриального общества», «технотронной эры» и др. Эти концепции акцентируют внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей.
    Современный технологический прогресс создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия.
    Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой коммуникации и информации, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность.
    Наличие такой целостности диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности, в частности:
    – в обществе должна доминировать установка на приобретение нового знания;
    – овладение им в процессе непрерывного образования;
    – технологическое и человеческое применение образования;
    – выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой.

    Соответственно, должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития.
    Новые требования к личности таковы: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.
    Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов породила ряд серьезных проблем.Они получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических и т. д.
    13. Сущность и структура социальной организации
      1   2   3


    написать администратору сайта