Социальная стратификация. Социология социальная стратификация
Скачать 1.44 Mb.
|
СОЦИОЛОГИЯ Социальная стратификация Вопросы лекции: Проблема социального равенства и неравенства в социологии Сущность социальной стратификации и ее основные особенности Критерии социальной стратификации Понятие социальной мобильности Теории социального неравенства и стратификации Социальное неравенство в современном мире 1. Проблема социального равенства и неравенства в социологии Изначально все мы как человеческие существа в своей глубинной сути равны, едины. Мы часть Космоса, Природы. При этом мы обладаем свободной волей – совершать поступки согласно нашему сознанию. И сколько сознаний – столько поступков самого разного качества, от высоконравственных до самых низких. Одни люди оказываются более нравственными, сильными, умными, активными, другие же – безнравственными, слабыми, неразвитыми, пассивными и т.д. Почему так происходит? Ответы на эти вопросы стремится дать философия и религиозные учения. В силу наличия свободной воли и великого разнообразия жизни в природе и обществе действует принцип Иерархии. Иера́рхия (др.-греч. ἱεραρχία — «священноначалие», от др.-греч. ἱερός — «священный» и др.-греч. ἀρχή — «начало; начальство; власть») — положение частей или элементов чего-либо в порядке от высшего к низшему. Принцип Иерархии предполагает, что более высшие уровни, элементы имеют больше власти, влияния, возможностей и вместе с тем ответственности за более низшие уровни и элементы. Такая взаимосвязь и соподчинение высших и низших элементов друг другу призваны обеспечить организованность и порядок как в природе, так и в обществе. Без таких иерархических отношений невозможно эффективное взаимодействие, а любой вид деятельности непродуктивен. Итак, принцип Иерархии лежит в основе общества, но как он конкретно воплощается? В ходе длительного исторического развития, эволюции общества сознание людей развивалось и выражалось в общественном устройстве, которое принимало самые разные формы с различными вариациями иерархических положений равных и неравных, сильных и слабых, уважаемых и неуважаемых и т.п. Соответственно, возникали и развивались различные отношения неравенства между людьми. Важную роль здесь играли представления о том, КТО должен признаваться главным, уважаемым и влиятельным и наоборот в обществе, ЧТО понимать под равенством, ЧТО понимать под справедливостью, ЧТО понимать под свободой и т.д. А эти идеи также развивались в разные эпохи и в разных культурах. Несоответствие представлений (иногда идеальных) и реальной ситуации активизировало размышления, дискуссии и борьбу за более равные отношения, понимаемые как более справедливые и свободные. Тем самым, вопрос о равенстве и неравенстве среди людей тесно связан с такими категориями как «сознание», «справедливость» и «свобода». Среди ученых до сих пор нет единого мнения относительно того, что само по себе представляет равенство и неравенство как социальные явления, а также каковы их причины и источники, возможности и ограничения. Рассмотрим понятие социальное равенство. Социальное равенство означает одинаковый доступ людей к социальным свободам, правам и благам; одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам. История идеи равенства людей берет свое начало еще в глубокой древности и находит отражение как в трудах как древних и современных философов. Социальное равенство оказывается тесным образом связано с таким понятием как «справедливость». Справедливость должна определять меру социального равенства, поскольку равенство обязано быть справедливым. В самых общих чертах справедливость можно рассматривать как соответствие (равенство) между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием. Анализ соотношения социальной справедливости и социального равенства невозможен без анализа свободы и соотношения этих понятий. Взаимосвязь этих трех понятий есть не только должное как единство идеалов; справедливость, равенство и свобода представляют собой объективные свойства различных общественных отношений. Конкретный, в данный исторический период достигнутый уровень социального равенства, социальной справедливости и свободы служит критерием прогресса в экономической, социальной, политической и духовной сферах общества. В этом отношении перечисленные категории взаимосвязаны. В методологическом плане эти понятия необходимо рассматривать в единстве противоположностей. Справедливое равенство, т. е. равенство возможностей и фактическое равенство всех перед законом, выступает гарантом социальной справедливости, а социальная справедливость является необходимым условием сохранения должной меры социального равенства. Под углом зрения справедливости рассматриваются и оцениваются не только отношения равенства, но и отношения неравенства. Например, есть точка зрения, где считается справедливым, если уровень жизни индивидов и социальных групп зависит от распределения ресурсов по заслугам. Так, чем больше ты духовно и личностно развиваешься, реализовываешь свой потенциал, участвуешь в изменении жизни общества, тем выше твой социальный статус. Тем самым, в обществе образовывается элита (в идеале) как действительно наиболее выдающиеся личности, представляющие данное общество. Это особые группы людей, достигшие в различных областях человеческой деятельности (в рамках права и справедливости) выдающихся или, по крайней мере, высоких результатов, имеющие высокие успехи и заслуги перед обществом, индивиды, достигшие наибольших успехов и наивысшего уровня в плане личностного развития. При этом элита может проявлять себя как в экономической сфере, так и в политической или духовной. В любом обществе имеются наиболее выдающиеся и передовые личности, следовательно, элитарность с необходимостью присуща любой социальной системе. При рассмотрении проблемы реализации справедливости нельзя абсолютизировать какой-либо аспект справедливости и приуменьшать роль других сторон справедливости. Очень многое в реализации справедливости зависит от уровня духовного развития людей. В этой связи рабское чувство зависти, мести и ненависти ко всем более талантливым и неординарным личностям движет некоторыми людьми, которые не хотят позволить более сильным личностям возвыситься над остальными, даже если они желают возвыситься честным путем. Справедливость требует того, что в социальной структуре должна быть естественная аристократия - меритократия (или правомерная элита) и более низшие слои общества. Наличие толпы не является обязательной, но лентяи и бездельники, к тому же требующие тех же благ, что и остальные, должны получить свое по заслугам и оказаться в надлежащем им месте в социальной иерархии. «Ленивые и нерадивые, боящиеся серьезных трудовых усилий, и физических и умственных, - это они завистливы к высоким заработкам, почетным званиям, чужому умению и мастерству. Они в нашем обществе не класс и не социальная группа. Но во всех социальных структурах они присутствуют, образуя консервативный, вязкий слой, глухой к любым призывам», - отмечает В.Е. Давидович. Зависть, месть и ненависть ко всему выдающемуся, к людям неординарным и талантливым делают человека рабом этих чувств, рабом по духу. Никакая страсть так не завладевает человеком, как зависть. «Человек, лишенный достоинств, неизменно завидует им в других, ибо душа человеческая питается либо собственным благом, либо чужим несчастьем; кому не хватает первого, тот будет упиваться вторым; кто не надеется сравниться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию», - писал Ф. Бэкон. В представлениях людей о справедливости, как правило, в качестве оценки и меры используются единые социальные стандарты к фактически неравным индивидам и конкретным ситуациям. Сторонники полного социального равенства видят справедливость в уравнивающей распределительной системе, которая несовместима с принципом справедливости и свободной честной конкуренцией. Уравнивание не способствует повышению уровня жизни индивидов и росту общенационального богатства. К тому же она не способна сохранить достигнутый уровень личного и общественного благополучия. Но в обществе можно создавать условия, которые могли бы обеспечить некоторый минимум различного рода благ для всех индивидов. Однако ни в коем случае эти блага не должны порождать иждивенческие настроения у людей, желающих пожить за чужой счет. Тем более что этот минимум напрямую зависит от экономических возможностей данного общества. Тем самым, представления о социальном равенстве зависят от того, ЧТО должно быть равным, одинаковым у всех, ЧТО люди считают справедливым. А это в свою очередь напрямую зависит от развития сознания людей и культуры. В этой связи проблема социального неравенства представляет собой сложное и комплексное явление, которое имеет множество определений. Например, в Оксфордском социологическом словаре неравенство трактуется как «неравные вознаграждения или возможности для разных индивидов в рамках группы или для самих групп в обществе». В социологическом энциклопедическом словаре на русском, английском, немецком, французском и чешском языках социальное неравенство определяется как специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Откуда произошло неравенство между людьми? Есть несколько социально-философских концепций, проливающих свет на природу неравенства: Эгалитаризм (фр. égalitarisme от égalité «равенство») – концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными социальными и гражданскими правами всех членов этого общества, как идеал — равенство возможностей. Противоположность элитаризма. Дж. Локк, опираясь на текст «Бытия» Ветхого Завета, утверждал, что с момента сотворения мира власть в нём никогда не была единоличной. Тем самым он выдвинул принцип «естественных, дарованных свыше (Богом – Н.О.) прав человека», таких как право на жизнь, свободу и собственность и доказал, что у человека есть естественная свобода: «Все, у кого одинаковые природа, умственные и физические способности, по природе равны и должны пользоваться теми же общими правами и привилегиями» , – писал ученый. Элитаризм (фр. élitisme, от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — концепция, постулирующая естественность и позитивность образования в обществе элитных страт. Согласно этой концепции, отсутствие процесса формирования элит — признак неразвитости застойности или дегенерации общества. Элита в таком понимании закрыта, её члены не приемлют или презирают не принадлежащих к ней людей. Элитаризм противопоставляется эгалитаризму. Элитарные идеологи обосновывали существование «избранных» божественным или природным происхождением. Они оправдывали более высокие социальные позиции и преимущества отдельных людей их приближенностью к Богу или принадлежностью к высшей расе, касте и т.п. Так британский философ и политик Джон Локк в своем известном труде «Два трактата о правлении» полемизировал с политическим философом сэром Робертом Филмером, утверждавшим, что монархическая власть и неравенство имеют божественное происхождение. Однако наибольшее развитие тема неравенства получила в социально-философских концепциях, включающих поиски источников неравенства в индивидуальных качествах человека или в социальных условиях его существования. Представители индивидуалистических концепций нивелировали социальные причины этого общественного феномена и утверждали, что источником фактического неравенства людей являются, прежде всего, их личные качества. Так, индивиды от рождения обладают неравными талантами и способностями, их затем отличает неравный уровень мастерства, желание или нежелание упорно работать или стремиться к самосовершенствованию, что приводит к экономическому неравенству, а в конечном счете – к нищете. При этом большое внимание в рамках данных концепций уделялось составлению длинных списков индивидуальных причин нищеты. Наиболее распространенными среди них признавались невежество, моральная и телесная нечистоплотность, склонность к преступлениям, невоздержанность, алкоголизм. При этом попытки решения данной проблемы носили двоякий характер. С одной стороны, поскольку способом решения проблем нищеты считалась благотворительность, создавались многочисленные благотворительные организации, которые занимались оказанием адресной помощи нуждающимся людям, а также вели воспитательную работу, направленную на искоренение обозначенных социальных пороков. С другой стороны, широкую популярность получила евгеника – теории Ф. Гальтона о наследственном здоровье человека и путях его улучшения, в том числе с помощью искусственной селекции «достойных» членов общества. Например, посредством поощрения деторождения в образованных семьях и лишения возможности производить потомство членов общества, замеченных в нарушениях моральных норм. Так, в свое время К. Пирсон, коллега Ф. Гамильтона, пионер использования математических методов в социальных обследованиях писал: «единственное средство, если оно вообще возможно, это изменить относительную фертильность хорошей и плохой частей в обществе». Сторонники социальных концепций исходили из следующей посылки: «источник социальных проблем нужно искать в политической и экономической системах общества». Под социальным неравенством они подразумевали «неодинаковый доступ к общественно ценимым благам, вытекающий из принадлежности к различным группам, или из занятия различных общественных позиций». Источник социального неравенства виделся им, прежде всего, в неравных отношениях собственности, изначально присущих народам и людям, проанализированных основоположником политической экономии А. Смитом, а затем – всему капиталистическому общественному строю, основанному на эксплуатации. В результате развития подобных концепций не индивидуальные различия, а именно социальные корни и сущность этого феномена стали постоянным и особым предметом внимания социологов. Изучая социальное неравенство, социологи стремятся выявить, В ЧЕМ люди неравны, ПОЧЕМУ они неравны, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ существует у людей к данному неравенству, КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ такого неравенства для общества, экономической системы, культуры и т.д. и многие другие аспекты социального неравенства. 2. Сущность социальной стратификации и ее основные особенности Итак, социальное неравенство характеризуется наличием неравных жизненных шансов и возможностей для удовлетворения потребностей внутри группы или общества. При этом такое неравномерное распределения благ, богатства, возможностей, вознаграждений и наказаний обладает некоторой структурой и воспроизводится из поколения в поколения. Описывая социальное неравенство, социологи говорят о социальной стратификации. Социальная стратификация — это система, посредством которой общество распределяет категории (группы) людей по иерархии. Группы объединяют людей по социальному статусу. Каждый статус предполагает обладание определенным количеством благ. Это обладание благами может быть закреплено в законах, нормах, обычаях и т.п. Так, люди-носители одних статусов имеют больше ресурсов, больше благ, чем люди-носители других статусов. Так в обществе возникает целая иерархия, то есть стратификация – иерархическое разделение людей на определенные группы на основе какого-то признака. Само понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где «страта» означает геологический пласт (см. рис. 1, 2). Социальная стратификация предполагает структурированные различия между группами людей. Общества также состоят из слоев, расположенных в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные внизу (см. рис. 3). Рис. 1. Страты в геологии. Пласты горных пород Рис. 2. Страты в геологии. Слои грунта Рис. 3. Социальная стратификацию по критерию «Доход» С понятием «социальная стратификация» связано понятие социальной дифференциации. Социальная дифференциация – это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда. Еще на заре своей истории люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом члены общества должны быть распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли. Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут различаться, они необязательно должны занимать определенное место по отношению друг к другу. Например, статусы младенца и ребенка дифференцированы, но один из них не считается выше другого – они просто разные. Социальная стратификация основывается на социальной дифференциации, но не идентична ей. Так, на протяжении истории человечества общество людей усложнялось все больше и больше. Общество все больше разделялось на различные группы, каждая из которых занималась определенным делом, имела определенные привилегии или наоборот, ими не обладала. Некоторые категории людей начали возвышаться над другими, что позволило им захватить больше денег, власти и авторитета. Постепенно возникла социальная стратификация. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ |