Главная страница

Познание и Логика- Эссе. Соотношение исторического и логического в научном познании


Скачать 49 Kb.
НазваниеСоотношение исторического и логического в научном познании
Дата23.12.2021
Размер49 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПознание и Логика- Эссе.doc
ТипРеферат
#315045




ЭССЕ

ТЕМА: СООТНОШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Познание и разум как объект философского анализа 4

2. Взаимосвязь исторического и логического

в процессе познания и практики 6

Заключение 7

Список литературы 8

ВВЕДЕНИЕ



Различие между историческим и логическим методами относительно, они взаимосвязаны и нераздельно используются в научном познании. Принцип единства исторического и логического выступает ключевым моментом, одной из важнейших сторон диалектического метода.

Диалектика исторического и логического выражает существенный аспект диалектической логики, раскрывающей общие законы познания объективных процессов развития.

Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков.

Философия же дает систему знания о мире как целом и она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, то есть о разуме, о познании, о нравственности и прочее.

Целью данной работы выступает рассмотрение соотношения исторического и логического в научном познании.

Задачи работы:

-охарактеризовать познание и разум как объект философского анализа;

-рассмотреть взаимосвязь исторического и логического в процессе познания и практики.

  1. Познание и разум как объект философского анализа


Познание — это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов. Источником незнания является окружающий человека внешний мир, который воздействует на человека и вызывает у него соответствующие ощущения, пред­ставления, понятия. Человек видит леса, поля, горы, воспринимает солнечное тепло и свет, слышит пение птиц, ощущает запахи цве­тов. Если бы эти существующие вне сознания человека предметы не воздействовали на него, он не имел бы о них ни малейшего представления. Причем человек не просто воспринимает предметы и явления мира, а активно, практиче­ски воздействует на них1.

Объ­ектом познания, его источником является материальный мир, субъектом познания, его носителем является человеческое общество.

Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Основной формой чувственного познания является ощущение. Ощущение – это наиболее элементарная форма чувственного познания.

Большое значение ощущений в процессе познания состоит в том, что они дают материал, который позволяет судить о пред­мете. Весь дальнейший процесс познания опирается на те сведения о предметах, которые дают ощущения. Помимо ощущения, формами чувственного познания являются восприятие и представление. Восприятие есть целостный и вместе с тем структурированный символ (образ), состоящий из нескольких ощущений, а представление – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления.

Восприятие — это более высокая форма чувственного познания, так как оно отражает предмет в его чувственной непосредственной целостности, в совокупности его внешних сто­рон, особенностей.

Картина, даваемая органами чувств, необы­чайно богата и красочна, однако она ограниченна и далеко не полна, то есть чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения, то есть при помощи логических категорий.

Практика является исходным пунктом и основой познания, так как само познание возникло на основе практики и главным образом под влиянием материаль­ного производства. С первых шагов своего существования человек был вынужден трудиться, добывать себе средства к жиз­ни, а в процессе труда человек преоб­разует силы природы, заставляя их служить собственным интересам, постепенно познавая их. А дальнейшее развитие производства требовало все новых и новых знаний, знания законов и основ логики.

Понятие – это элементарная форма мысли, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. Понятие – мысль, соотносящаяся с отличительными признаками исследуемого объекта.

Суждение – мысль, не только соотносящаяся с некоторой ситуацией, но и являющаяся утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Умозаключение есть вывод нового знания1.

2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО

В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИКИ
Взаимосвязь исторического и логического – это главный, важнейший методологический принцип научного познания. Поэтому уяснение этого принципа необходимо для практики научного исследования в обязательном порядке.

Понятия исторического и логического сложны сами по себе и по своему содержанию. Причем в соотношении исторического и логического, которые в познании выступают как единство, определяющую роль играет все-таки историческое, поэтому логическое как отражение в сознании человека, мышлении исторического,  фиксирует и логику развития текущей объективной реальности, но уже в более общем, «оголенном» виде, отражает наиболее важные ключевые этапы развития этой реальности. 

Различие между историческим и логическим методами относительно, они взаимосвязаны и нераздельно используются в научном познании. Принцип единства исторического и логического выступает главным моментом, одной из важнейших сторон диалектического метода. Диалектика исторического и логического выражает существенный аспект диалектической логики, которая раскрывает общие законы познания объективных процессов развития.

Взаимосвязь исторического и логического является важнейшим методологическим принципом научного познания, и уяснение этого принципа безусловно необходимо для практики научного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Осмысливая окружающий мир, человек без внимания не может оставить и мир, созданный им самим, и тот мир, в котором и происхо­дит вся непосредственная жизнь людей, то есть непосредственно общества. Поэтому закономерно, что возникновение и развитие философии вклю­чает в себя и возникновение и развитие различных учений об обществе в истории его эволюции. В этих рамках люди пытаются осмыслить свое бытие, ответить на вопросы: что такое общество, в чем его отличие от природы и связь с ней, какова структура общественной жизни и что является главным, определяющим в ней, какое значение общество имеет в жизни человека, как и в каком направлении оно развивается.

Философия в органическом единстве с другими частями философского знания выступает в качестве мировоззренчес­кого и методологического основания всех общественных наук, что проявляется в ее функциях: мировоззренческой, теоретической и методологической, прогностической, общекультурной и гуманисти­ческой.

Следует обратить внимание на то, что человек, осознавая общество и его историю, напрямую осознает самого себя и свою историю. Происходит развитие само­сознания человека как родового существа, то есть человеческого само­сознания, где присутствует и история и логика.

Каждая историческая эпоха находит ответы на свои ду­ховные запросы и выражает их в первую очередь в передовых социально-философских концепциях. Таким образом, в той или иной конкретно-исторической социально-философской концепции проявляются характер и уровень сознания, самосознания и самопознания человечества данной эпохи. Одновременно развитие философии связано и с ростом ее влияния на само общественное развитие, которое развивается и по логическим законам.

Список литературы





  1. Вахрушина А.А. Основы философских знаний. М.: Юнити, 2017. -345 с.

  2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы философии в лекциях, ситуациях, первоисточниках. Учебное пособие, М.: УРАО, 2018. -288 с.

  3. Дубровина И.В. Истина и история. М.: Дело, 2020. -75 с.

4. Канке В.А. Философия. М.: Логос, 2019. -345 с.

5. Рогов Е.И. Введение в философию. М.: Владос, 2017. -237 с.

6. Селиванов В.С. Основы философии. М.: Академия, 2020. -196 с.


1Рогов Е.И. Введение в философию. М.: Владос, 2018. С. 215..


1 Селиванов В.С. Основы философии. М.: Академия, 2019. С.94.




написать администратору сайта