Пальчиковая гимнастика с предметами. Советы и методические рекомендации
Скачать 3.12 Mb.
|
Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. — М.: АРКТИ, 2006. — 88 с. (Развитие и воспитание) 15ВЫ 5-89415-524-Х В учебном пособии предлагаются комплексы пальчиковой гимнастики, с помощью которой дети дошкольного и младшего школьного возраста смогут развивать и совершенствовать «тонкие» движения пальцев рук. Даются рекомендации педагогам и родителям по определению ведущей руки ребенка, уровня сформированности ее мелкой моторики, по созданию благоприятных условий для активного формирования двигательных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе. Пособие адресовано педагогам и родителям, заинтересованным в успешной подготовке детей к овладению письмом и в развитии их речи. От авторов 1 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 4 УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШОМ 6 УПРАЖНЕНИЯ С КАТУШКОЙ ИЗ-ПОД НИТОК 24 ПРИЛОЖЕНИЯ 36 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА 36 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ ПАЛЦЕВ ДОМИНАНТНОЙ РУКИ 38 СОВЕТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ 40 От авторовПрактика убедительно доказывает, что и педагогам, и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка письма, почерка, возможную скорость письма, темп на разных этапах обучения. В настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя. Дети много и долго пишут на уроках в школе. И даже в старших классах одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие — утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости или вялости, что выражается в затекании кисти или пальцев, удерживающих карандаш, в легком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий букв, цифр и т.д. Каждому взрослому, соприкасающемуся с подобными ситуациями, важно знать, какие изменения в почерке, нарушения графики и орфографии связаны с отклонениями в состоянии здоровья, а какие проявляются при снижении работоспособности и при утомлении. Одни особенности обусловлены несоответствием чисто педагогических требований, другие — функциональными возможностями ребенка, его возрастными особенностями, задержкой в развитии тех или иных функций. Чтобы выдерживать общий темп, заданный педагогом классу при письме, моторно неловкие дети напряженно, порою из последних сил, удерживают карандаш, стремясь увеличить скорость письма. Возникает противоречие между необходимостью выдерживать заданный учителем темп и недостаточными возможностями ребенка, потому что мышцы, участвующие в процессе письма, не натренированы, сила их быстро истощается от перегрузки. Истощается и нервная энергия ребенка. Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода. Им необходима специальная система занятий дома. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома позволяют не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения. В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движения пальцев рук. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. в книге «Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать» (Ярославль, 1997) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Детям 5лстнего возраста для развития ручной умелости авторами предлагаются освоение различных видов плетений из бумаги и тесьмы, работа с ножницами по вырезыванию фигурок, шитье. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии «Играем пальчиками и развиваем речь» (СПб., 1996), указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь. Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора М.М. Кольцовой, которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Тригер Р.Д. и Владимирова Е.В. в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., таким образом обосновывая подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному. Механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна; на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами кисти руки. Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий: 1) умении ощущать движения мышц; 2) достаточной эластичности мышц; 3) достаточном уровне сформированности переключаемости движений, которая зависит от своевременного дифференцировочного торможения в коре головного мозга; 4) осознанном выполнении движений; 5) достаточном зрительно-моторном контроле. Все эти условия взаимозависимы. Чтобы действия были легко переключаемы, мышечные волокна должны быть податливыми, т.с. эластичными, что обеспечивает своевременное реагирование на сигналы из коры головного мозга для выполнения необходимого движения кистью руки и пальцами, удерживающими карандаш во время процесса письма. В свою очередь, сигналы из коры головного мозга для выполнения движений пальцами подаются только при непрестанном сосредоточении мысли, т.е. осознанно. Процесс написания каждой буквы — это процесс приведения в действие сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы к запуску алгоритма цепочки последовательных моторных действий при написании буквы идут из центра к периферии, т.е. из коры головного мозга к мышцам кисти руки. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов. Здесь уместно вспомнить о законе афферентации в работе анализаторов. При написании буквы он проявляется в ответных сигналах от кисти и пальцев руки в кору головного мозга в тот момент, когда написание элемента завершено, а рука «ожидает» новой команды для переключения на новое движение — написание следующего элемента буквы. Зрительный анализатор контролирует правильность написания элементов буквы, следит, чтобы элементы не укорачивались, не пропускались, таким образом помогая осуществлять мелкими мышцами пальцев рук движения в полном объеме. Также зрительный анализатор осуществляет подтверждающий контроль за окончанием движения кистью руки, посылая сигнал об этом в центр, откуда подается центральный сигнал для написания следующего элемента буквы. Написание только одной буквы требует частой переключаемости от одного стереотипа к другому, что обусловлено своевременной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Если торможение возникнет преждевременно, то элемент буквы при ее написании окажется укороченным (недописанным), а если торможение «запоздает», то элемент буквы будет длиннее, чем это нужно. Так как мышцы пальцев рук являются исполнителями сигналов из центра, то упражнять в переключаемости следует именно мышцы. Таким образом, причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) при нормальной работе зрительного анализатора являются: • недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных (обратных) сигналов с периферии в центр: • снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти руки; • недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений; • недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц) — ограничивают объем движений; • недостаточная сила мышц — снижает выносливость при нагрузке во время письма, которая увеличивается при необходимости удерживать карандаш. Поскольку трудности обучения письму могут быть вызваны разными причинами: недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха), задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и др., — то и дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. И хотя происхождение трудностей, их причины, а также проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов. В комплексе мер по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук педагогам и родителям предлагается пальчиковая гимнастика с ученической ручкой и катушкой из-под ниток, которая имеет свои отличительные особенности. Большое значение при обучении письму имеет такой фактор, как ведущая рука. Очень немногие люди одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой; в большинстве случаев одна рука рабочая, или ведущая. Представленные в пособии комплексы пальчиковой гимнастики и самомассажа способствуют развитию обеих рук ребенка с условием, что акцент в работе над их развитием делается на ведущую руку, а другая развивается как помощница ведущей руки с использованием этих же упражнений. Определение ведущей руки не так уж просто; далеко не всегда леворукий ребенок и бытовые, и графические движения (письмо, рисование) будет выполнять только левой рукой. Существует несколько способов определения ведущей руки. Например, метод количественной оценки с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной руки при выполнении повседневных действий. Безруких М.М., Ефимова С.П. в пособии «Почему учиться трудно?» (М., 1995) предлагают батарею тестов (10 заданий), где ведущим подходом в определении рабочей руки ребенка считается степень участия рук в процессе выполнения различных действий. Определить ведущую руку ребенка родителям и педагогам помогут несложные тестовые задания (Приложение 1). После того как взрослые определили у ребенка ведущую руку, целесообразно выяснить уровень сформированности мелкой моторики пальцев путем выполнения простых диагностических заданий (Приложение 2). Завершают пособие советы и методические рекомендации педагогам детских учреждений и родителям по развитию моторики пальцев рук детей, выбору ведущей руки для письма (Приложение 3). Авторы надеются, что представленные материалы помогут созданию ситуации школьной успешности Вашего ребенка, сохранению и усилению его индивидуальности через благоприятные условия формирования двигательных навыков в игре с помощью Ваших желания, совместной работы и обязательного терпения. |