Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Философия– наука – религия(точки соприкосновения)

  • 3.Основной вопрос философии.Структура и функции Ф

  • 4.Общие черты древнеиндийского мировидения. В

  • Гносеология древнеиндийской философии

  • Проблема души в индийской философии

  • 5.Этико-социальная направленность древнекитайской философии (Лао-цзы, Конфуций)

  • Лао Цзы

  • В развитии древнегреческой философии могут быть выделены три основных этапа --натурфилософский(досократический), гносеологический (сократический) и эллинистический. 1)Для досократической

  • Специфика философского знания. Вопервых


    Скачать 214.99 Kb.
    НазваниеСпецифика философского знания. Вопервых
    Дата06.01.2019
    Размер214.99 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаOTVETYY_1.pdf
    ТипДокументы
    #62630
    страница1 из 4
      1   2   3   4
    Философия как социокультурный феномен.
    Специфика философского знания.
    Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь - что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее Вторая философская тема - проблема человека, смысла существования человека в мире. Данная проблема связана с осмыслением таких вопросов как : в чем смысл жизни человека, свободен или несвободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем. Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Идеализм, принимает за первичное сознание, дух, идею, мышление Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъект- ных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей. Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности самого предмета исдвания.
    1)Философия- это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются,оцениваются и обосновываются наиболее общие вз-я человека с миром и самим собой.
    2)Философия- это наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, значении, считает И. Кант, имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру Что я могу знать Что я должен делать На что я могу надеяться Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
    имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы,
    логико-понятийный аппарат;
    однако не является научным знанием в чистом виде.
    Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, ноне поглощает их,не включает в себя все научное знание, не стоит над ним
    Можно выделить следующие особенности философского знания:
    имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);носит предельно общий, теоретический характер;
    содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
    во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
    является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, таки само на себя);испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;в тоже время динамично постоянно развивается и обновляется;опирается на категории
    — предельно общие понятия;неисчерпаемо по своей сути;
    ограничено познавательными способностями человека познающего субъекта, имеет неразрешимые, "извечные" проблемы
    (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир, которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем
    2.Философия– наука – религия(точки соприкосновения)
    Что касается заметных сходств философии и религии, то обе они предназначены для разрешения мировоззренческих вопросов в жизни людей, ив этом смысле обе воздействуют на сознание и поведение человека на протяжении долгого времени Средневековье 1/5-15 вв ) существовали в неразрывном единстве, имеют общее ядро, точку пересечения (религиозная философия, философия религии. Иначе говоря, и философия, и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла, об истине и лжи. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход заграницы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, обращаясь к разуму. Философия приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире. Более того, вплоть до века (Новое время) философия и наука были тесно связаны, философия включала весь комплекс научного знания. Философия - царица наук».
    С момента отделения научной деятельности от философии возник вопрос о том, является ли философия наукой, поскольку у философии и науки есть как сходные черты, таки моменты, позволяющие их разделять. Сходства- Рациональность и философия, и наука целесообразны, имеют в своем основании определенные цели, набор средств (методов, специфический предмет (объект) деятельность, язык, правила и т.п.
    - Системность и научное, и философское знание имеет целостный характер, те. является теорией- Доказательность в философии, как ив науке, всегда присутствуют обоснования, аргументация.
    Однако, достаточно указать на критерии научного знания
    (верифицируемость (проверяемость истинности опытом, фальсифицируемость (опровержимость знания в опыте, парадигмальность (признание образцов, объективность, чтобы понять, что философское знание этим критериям не соответствует. Кроме того есть и другие различия философии и науки, что дает понять, что между философией и наукой больше различий, чем точек соприкосновения. Философия - теоретическое знание, ноне наука.
    3.Основной вопрос философии.Структура и функции Ф
    Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении двух типов реальности – объективной и субъективной.
    Когда философы ставят задачу выявления соотношения субъективной и объективной реальности, то, как показывает история философии, во-первых, имеется ввиду так называемое онтологическое (генетическое) отношение. Существуют бытие и сознание. Как они относятся друг к другу что из них является основными что – производным, что является причиной и что следствием, что является первичными что – вторичным?
    Но основной вопрос философии не сводится только к онтологическому отношению. В вопросе об отношении мышления к бытию заключается, во-вторых, и другое, так называемое гносеологическое отношение. Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности?
    Таким образом,у основного вопроса философии две стороны вопрос о первичности и вопрос о познаваемости.
    Вопрос об отношении мышления к бытию называется основным потому, что с него начинается формирование философского мировоззрения, от него зависит решение других философских проблем. Тот или иной ответ на это вопрос определяет специфику различных философских направлений и школ.
    Структура философского знания. В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой
    • праксеология -учение о практическом отношении человека и мира.
    • антропология - философское учение о человеке социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысли предназначение человеческой истории. Функции философии
    • 1. Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира,обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки,общества и челове-
    • 2. Кумулятивная функция философии означает обобщение совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира.
    • 3. Регулятивная функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиски задать ему стратегические ориентиры.
    • 4. Логическая функция философии состоит в разработке категорий и понятий аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены исследовательских программ в науке для осмысления ее предмета, средств и методологического потенциала.
    • 5. Социально-критическая функция
    4.Общие черты древнеиндийского мировидения.
    В Индии путь формирования систематизированного философского знания пролегал через оппозицию брахманизму, вобравшему в себя племенные верования и обычаи, основанному на ведическом ритуале, который зафиксирован в четырех Ведах (веда — знание) сборниках гимнов в честь богов. Каждая Веда позднее обросла брахманами, то есть описаниями, комментариями, а еще позднее — араньяками (лесные книги, предназначенные для отшельников) и,
    наконец, упанишадами (от словосочетания сидеть около ног учителя. Весь корпус ведических текстов считался шрути, то есть священным откровением. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты — брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безусловность предписываемого ими ритуала. Первыми еретиками, осмелившимися поставить под сомнение всевластие брахманов и обрядовую рутину, стали аскеты, проповедники. Их называли шраманами, то есть совершающими усилия. Это были усилия не только аскетического, но и интеллектуального порядка, направленные на осмысление предписаний ведийской религии — V века дон. э. были отмечены распространением множества критических в отношении брахманизма течений. Главными из них были адживика (натуралистическо-фаталистическое учение, джайнизм и буддизм. На базе шраманских школ выросли и развились позже основные философские системы Индии. Первыми свидетельствами самостоятельного систематического изложения индийской философии явились сутры (изречения, афоризмы, датировка которых колеблется от VII — VI веков дон. э. до первых веков н. э. Далее индийская философия развивалась практически в русле шести классических систем — даршан (санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта), ориентировавшихся на авторитет Веди неортодоксальных течений чарваки или локаяты, джайнизма и школ буддизма.
    Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии)
    Опирается на закон Риты — космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца).
    В свою очередь, Брахма-Космос живёт 100 космических
    (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое также длится 100 космических лет до нового рождения Брахмы.
    Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга. При каждом рождении Брахмы заново появляется жизнь, нов более совершенной форме.
    Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение всё более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
    Гносеология древнеиндийской философии
    Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения опознании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
    В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания
    "пракрити"- материальное сознание, "пуруша" - чистое сознание первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди) и "майя- сознание сновидения, мираж.
    Каждое изданных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
    Проблема души в индийской философии
    Два начала, из которых состоит душа Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни.

    5.Этико-социальная направленность древнекитайской
    философии (Лао-цзы, Конфуций)
    Пытаясь определить китайскую философскую традицию в целом, многие склонны характеризовать её как антропоморфно ориентированную. В центре её находится человек и его взаимодействие с окружающим миром. Человек — существо, обладающее пятью задатками человеколюбие, справедливость, благопристойность, мудрость и искренность. Нетрудно заметить, что сущностная характеристика человека составлена практически из этических принципов, регулирующих взаимоотношения отдельного человека с другими членами сообщества.
    Для китайских философов человек предствлял интерес исключительно как существо социальное. Их особенно интересовали вопросы добра и зла, предопределении и свободе, судьбе и удаче.
    Конфуцианство
    древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций, живший в 551-479 гг. дон. э, главным источником учения — произведение Лунь Юй (Беседы и суждения»).
    Особенности
    Основные вопросы, решаемые конфуцианством, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.
    Представители данной школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчинённых к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненённым — как отца к сыновьям.
    Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит не делай другим того, чего не желаешь себе.
    Основные принципы учения Жить в обществе и для общества Уступать друг другу Слушаться старших по возрасту и по званию Подчиняться императору Сдерживать себя, соблюдать меру во всём, избегать крайностей Быть человечным.
    Качества, которыми должен обладать руководитель Подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам Управлять на основе добродетели Обладать необходимыми знаниями Верно служить стране, быть патриотом Обладать большими амбициями, ставить высокие цели Быть благородным Делать только добро государству и окружающим Предпочитать убеждение и личный пример принуждению Заботиться о личном благосостоянии подчинённых и страны в целом.
    Качества, которыми должен обладать подчинённый
    * Быть лояльным по отношению к руководителю Проявлять старание в работе Постоянно учиться и самосовершенствоваться.
    Лао Цзы
    Основателем даосизма был Лао Цзы По преданию родился в 604 г.
    до н.э., однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала
    - инь и ян, достигая своего предела. они переходят друг в друга. Даосизм учит что мир – символичен, все вещи – не иллюзия, они конечно же существуют, но за ними находится ещё более высокая реальность. Дао никогда не откроется человеку, человек или собственными усилиями дойдёт до этого сам, или не дойдёт. Восточная традиция в этом смысле очень жестока, она никогда ничего нега- рантирует в этой единственной жизни человека, у которого после смерти есть все шансы кануть в небытиё, если он не вступит на путь дао. Даосизм, фактически, единственная религия (если можно вообще назвать религией, которая, как и атеизм, обещает человеку после смерти ничто Основные этапы развития античной философии.

    В развитии древнегреческой философии могут быть выделены три основных этапа --натурфилософский(досократический), гносеологический (сократический) и эллинистический.
    1)Для досократической
    философии (VII-- я пол. IV вв. до н.э.), представленной философами милетской школы (Фалес,
    Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), школой Пифагора
    ,элеатами
    (Парменид, Зенон),атомистами (Левкипп, Демокрит), был свойственен преобладающий интерес к разработке натурфилософских космологических моделей, к проблеме единства и множественности мира, поиску единой основы мироздания (архэ). В VI -- V вв. дон. э. Парменидом была заложена новая стратегия философского мышления, предполагающая исследование скрытой от человека сущности вещей средствами самодостаточного чистого мышления. В этот же период в творчестве Гераклита
    Эфесского -- основателя первой исторической формы диалектики -- впервые была обозначена тема становления бытия. Вершиной и завершением натурфилософского периода явилась атомистическая концепция Демокрита, положившего начало материалистической линии в классической европейской философии
    В середине V в. дон. э. в развитии древнегреческой философии совершается поворот к логико-гносеологической, нравственно- этической и социально-политической тематике центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Такой переход был связан с деятельностью софистов (Протагор), и
    Сократа, положившего начало моральной философии
    2)С Сократа--величайшего рационалиста древности -- начинается оформление философии как рефлексивной теоретической дисциплины, основным предметом рассмотрения которой выступает система субъект-объектных отношений.В творчестве Сократа традиционная для натурфилософии онтологическая тематика дополняется гносеологической.
    В рамках сократической философии в V -- IV вв. дон. э. в трудах Платона и Аристотеля создаются классические образцы философских концепций, на многие столетия определившие основные проблемные поля и особенности стиля мышления европейской философии. Платоном, в частности, было положено начало идеалистической традиции в европейской классике. Неоплатонизм, восходящий к философии Платона, явился одним из истоков христианского вероучения.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта